РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
рабочая программа на тему

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 456 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства” 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_ekonomiki_mehanik.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение республики Татарстан
«Актанышский технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

по специальности

35.02.07  Механизация сельского хозяйства

Актаныш

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 456 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства” и на основании решения педагогического совета от «__»___________20___ года, протокол №__.

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение республики Татарстан «Актанышский технологический техникум»

Разработчики:

Зарипова Лилия Фасилевна, преподаватель специальных дисциплин

Программа рассмотрена на заседании цикловая комиссии «____________________ «__»___________20___ года, протокол №__.

 Председатель ЦК __________________________ (указать необходимого председателя)

Согласовано                                            

зам. директора по УПР

_____________  Садртдинов Р.Р.

от "     "______________  2018 год

                                                                   Утверждаю

Директор ГАПОУ  " Актанышский

технологический техникум"

_________________Габдулхаев И.И.

от  "      "___________   2018год

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

-

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

-

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

-

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

-

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

-

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины является частью  ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) или профессии (профессиям) СПО  35.02.07 Механизация сельского хозяйства.

1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ / ППКРС: дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

− рассчитывать  основные  технико-экономические  показатели  деятельности

организации;

− применять  в  профессиональной  деятельности  приемы  делового  и

управленческого общения;

− анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

− основные положения экономической теории;

− принципы рыночной экономики;

− роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

− механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

− стили управления, виды коммуникации;

− принципы делового общения в коллективе;

− управленческий цикл;

− особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;

− сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с

менеджментом;

− формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

- самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

Практическая работа обучающегося 20 часов.

Курсовая работа 16 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями и  умениями, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1

Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.

ПК 1.2

Подготавливать почвообрабатывающие машины.

ПК 1.3

Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.

ПК 1.4

Подготавливать уборочные машины.

ПК 1.5

Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.

ПК 1.6

Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.

ПК 2.1

Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.

ПК 2.2

Комплектовать машинно-тракторный агрегат.

ПК 2.3

Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.

ПК 2.4

Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.

ПК 3.1

Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК 3.2

Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК 3.3

Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.

ПК 3.4

Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.

ПК 4.1

Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия.

ПК 4.2

Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 4.3

Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 4.4

Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 4.5

Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество
часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

Курсовая работа

16

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Основы экономики

15

Тема1.1. Сущность экономики и история ее развития

Понятие об экономике и экономической деятельности людей. Основные положения экономической теории. Методы и функции экономической теории. Составная часть экономики: микро- и макроэкономика.

3

 Тема1.2. Производство и

экономика

Значение процесса производства и его место в экономике страны. Факторы производства. Издержки производства. Ограниченность ресурсов. Стадии развития производства. Структура современного производства.

3

Тема. 1.3. Принципы рыночной экономики

Понятие рынка, условия его возникновения. Виды рынков. Основные функции рынка. Механизм рыночного саморегулирования и его основные элементы

Законы спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые рыночные предложения. Кривая спроса и предложения.

3

Тема. 1.4. Макроэкономические показатели

Основные черты макроэкономики. Система показателей макроэкономики. Номинальный и реальный ВНП. Экономический рост в обществе. Пути и факторы экономического роста.

3

Тема. 1.5. Макроэкономическая нестабильность

Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики. Экономический цикл и его фазы. Две стороны экономического кризиса. Последствия неравновесия. Безработица, ее типы и последствия. Сущность и виды инфляции. Причина и последствия инфляции. Взаимосвязь безработицы и инфляции.

2

Тема. 1.6. Макроэкономическое регулирование

Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики. Социальная политика государства.

1

Самостоятельная работа:

Доклад:

- Школы экономических учений.

- Типы и модели  экономических систем.

- Биржи и биржевые сделки.

- Эластичность спроса. Эластичность предложения.

- Рыночная цена и точка равновесия.

- Монополии и монополистические союзы.

5

Раздел 2. Основы менеджмента

13

Тема 2.1. Сущность

современного менеджмента

Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. История развития менеджмента. Школы менеджмента.

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. Организация, как форма существования людей. Организация как открытая система.

3

Тема 2.2. Цикл управления

Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента. Цикл менеджмента. Связующие процессы.

2

Тема 2.3. Методы управления

Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления. Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства. Социально-психологические отношения.

2

Информационные технологии в сфере управления. Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации.

2

Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и приемы делового общения. Барьеры общения и пути их устранения.

2

Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние. Управление неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним. Управление конфликтами и стрессами.

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Реферат:

- Школы менеджмента.

- Факторы внешней  среды  организации.

- Социальная  ответственность  и  этика  менеджмента.

- Социально-психологические отношения в трудовом коллективе.

- Коммуникация и ее виды в управлении. Этапы коммуникации.

-Барьеры  общения  и  пути  их  устранения.

- Управление  конфликтами  и  стрессами.

- Управление неформальной организацией.

5

Раздел. 3. Основы маркетинга

4

Тема. 3.1. Сущность маркетинга

Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом. Управление и комплекс маркетинга. Особенности маркетинга  в профессиональной деятельности(по отраслям). Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

2

Тема. 3.2. Основные стратегии маркетинга

Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.

1

Понятие и сущность цены. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Механизмы ценообразования на продукцию. Методы ценообразования. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг.

1

 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Доклады:

- Состояние  спроса  и  задачи маркетинга.

- Принципы сегментирования.

- Решение о товарной марке и маркировке.

- Решение об упаковке товара.

- Ассортиментная политика.

- Ценовые стратегии в маркетинге.

6

Тематика курсовой работы:

  1. Основные направления рациональной организации управленческого труда.
  2. Организация проведения деловых совещаний   и  переговоров.
  3. Экономическая эффективность менеджмента и методы ее оценки.
  4. Организация контроля за исполнением управленческих решений.
  5. Власть и личное влияние менеджера в структуре управления современной  фирмой.
  6. Оперативное планирование, его формы и особенности в условиях формирования рыночной экономики России.
  7. Индивид, личность, коллектив как объекты управления в новых российских условиях хозяйствования.
  8. Основные принципы и методы организации профессионального отбора кадров на современном российском предприятии.
  9. Характер личности и его проявления в профессиональной деятельности современного руководителя.
  10. Мотивация труда как необходимость удовлетворения потребностей личности.
  11. Основные принципы управления персоналом фирмы. Подбор и оценка кадров на современном российском предприятии.
  12. Функции организации в экономическом механизме современного менеджмента
  13. Методы и формы оплаты и стимулирования труда и механизм их совершенствования в современных условиях.
  14. Составные элементы внутренней среды организации как объекта управления.
  15. Этика в управленческой деятельности  современного российского менеджера.
  16. Контроль как основная функция менеджера, определяющая эффективность управления (на примере предприятия, организации).
  17. Основные теории мотивации труда и особенности их проявления в социальной среде российского общества.
  18. Формальные и неформальные лидеры в группах и коллективах
  19. Методология и этапы принятия управленческих решений.
  20. Бизнес-план  современной  российской фирмы  и оценка её эффективности.
  21. Стратегическое планирование деятельности современной российской  фирмы.
  22. Современный стиль управления фирмой (предприятием).
  23. Совершенствование системы управления современной  фирмой.
  24. Методология организации и осуществления контроля  за исполнением управленческих решений.
  25. Антикризисное  управление современной  фирмой (предприятием).
  26. Современные проблемы обеспечения карьерного роста  на фирме (предприятии).
  27. Мотивация труда в социальной сфере деятельности.
  28. Особенности управления фирмой с привлечением инвестиций (или иностранного капитала).
  29. Стратегическое планирование на  современном предприятии социально-культурной сферы (производственной).
  30. Управленческое решение современного руководителя как фактор экономического роста.
  31. Социально – экономические методы управления фирмой в современных условиях.
  32. Разработка и осуществление на практике бизнес-плана  туристической фирмы (предприятия социальной сферы) в рыночных условиях хозяйствования.
  33. Разработка комплексной системы мероприятий по повышению конкурентоспособности современной  производственной фирмы  (предприятия  социально-культурной сферы).
  34. Стратегия развития (или совершенствования) современной фирмы (предприятия).
  35. Менеджмент: теоретико-методологический анализ понятия.
  36. История возникновения и основные этапы развития менеджмента.
  37. Основные школы управления: сравнительный анализ.
  38. Становление и развитие менеджмента в России.
  39. Организационные структуры управления и основные их типы.
  40. Анализ организационной структуры управления и пути её совершенствования (на примере …).
  41. Функции менеджмента и особенности их реализации в современных условиях.
  42. Анализ и оценка эффективности реализации функций менеджмента в организации (на примере …).  
  43. Планирование в системе современного менеджмента.
  44. Анализ эффективности планирования в организации (на примере …).
  45. Организация как функция современного менеджмента.
  46. Анализ эффективности реализации функции «организация» на предприятии (на примере …).
  47. Руководство как функция менеджмента и его роль в деятельности современного менеджера.
  48. Анализ и оценка эффективности руководства в организации (на примере …).
  49. Стили руководства и оценка эффективности их использования в организации (на примере …).
  50. Контроль и особенности его осуществления в современных условиях.
  51. Анализ эффективности осуществления контроля в организации (на примере …).
  52. Мотивирование и его роль в современном менеджменте.
  53. Основные теории мотивации: сравнительный анализ.
  54. Анализ и оценка мотивации деятельности персонала (на примере …).
  55. Управленческие решения и процесс их принятия в менеджменте.
  56. Методы принятия управленческих решений и специфика их применения в современных условиях.

16

Всего

48

  Зачет/Экзамен

ДЗ

Итого аудиторных занятий

32

В том числе:

самостоятельных работ

16

Итого практических работ

20

Итого максимальная нагрузка

48


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Оборудование учебного кабинета:

− посадочные места по количеству обучающихся;

− рабочее место преподавателя;

− альбом наглядных пособий по «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Технические средства обучения:

− интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Кожевникова Н.Н.  Основы экономики: учебное пособие  для студентов сред. проф. образования, - 9-е изд. стер. М.: издательский центр «Академия», 2014.
  2. Н.П Котерова Экономика организации: учебник для студ. Учреждений сред.проф.образования, - 9-е изд. стер М.: издательский центр «Академия», 2016
  3. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие  для студентов сред.проф. образования М.:ИНФРА-М,2015
  4. Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов Менеджмент: учебное пособие  для студентов сред. проф. образования, - 16-е изд., стер. М.: издательский центр «Академия», 2014.
  5. Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов Менеджмент практикум: учебное пособие  для студентов сред. проф. образования, - 5-е изд., стер. М.: издательский центр «Академия», 2016.

Дополнительные источники:

1. Чуев  И.Н.,  Чуева  Л.Н.  Экономика  предприятия:  Учебник. – 4-е  изд.,

перераб. и доп. – М., 2009.

2. А. Д. Косьмин, Н. В. Свинтицкий, Е. А. Косьмина Менеджмент. Учебник для студентов учреждений СПО - М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 208с.

3. А.Ф.Барышев Маркетинг. – М.: Академия, 2010.

4. Т.Ю.Базаров Управление персоналом: Учебник. – М.: Академия, 2010.

Интернет ресурсы  

1.  Интернет ресурсы  по  менеджменту.  Форма  доступа:  http://www.newmanagement.info/

2.  Интернет  ресурсы  по  маркетингу.  Форма  доступа:

http://www.marketolog.ru/-маркетолог

3.  Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма

доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm

4. http://znanium.com/

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе самостоятельных работ,  тестирования, дифференцированного зачета и защиты курсовой работы.

Требования к результатам освоения (должен уметь, знать)

Основные показатели оценки результата

Средства проверки

Уметь

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

− рассчитывать  основные  технико-экономические  показатели  деятельности

организации;

− применять  в  профессиональной  деятельности  приемы  делового  и

управленческого общения;

− анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

1. Устный и письменный опрос

2. Курсовая работа

3.Тест

4. Дифференцированный зачет

5. др.

 1. Устный и письменный опрос

2. Курсовая работа

3.Тест

4. Дифференцированный зачет

5. др.

Знать

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

− основные положения экономической теории;

− принципы рыночной экономики;

− роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

− механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

− стили управления, виды коммуникации;

− принципы делового общения в коллективе;

− управленческий цикл;

− особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;

− сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с

менеджментом;

− формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

 1. Устный и письменный опрос

2. Курсовая работа

3.Тест

4. Дифференцированный зачет

5. др.

Требования к результатам освоения (профессиональные  компетенции)

Основные показатели
сформированности компетенций

Средства проверки

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 1.4

ПК 1.5

ПК 1.6

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.4

ПК 3.1

ПК 3.2

ПК 3.3

ПК 3.4

ПК 4.1

ПК 4.2

ПК 4.3

ПК 4.4

ПК 4.5

- Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.

- Подготавливать почвообрабатывающие машины.

- Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.

- Подготавливать уборочные машины.

- Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.

- Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.

- Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.

- Комплектовать машинно-тракторный агрегат.

- Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.

- Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.

- Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.

- Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.

- Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.

- Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.

- Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия.

- Планировать выполнение работ исполнителями.

- Организовывать работу трудового коллектива.

- Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

- Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

Дифференцированный зачет

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой по...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по дисцилине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" по специальности "Технология продукции общественного питания"...

Рабочая программа учебной дисциплины " Основы экономики,менеджмента и маркетинга"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   по специальности среднего профессионального образования  по специальности ...

Рабочая программ учебной дисциплины основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. N...

Комплект контрольных работ по разделу Менеджмент по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Комплект контрольных работ по разделу Менеджмент по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"...