РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01 «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ»
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_anatomii_2019_god.docx | 76.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов
Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Работкинский аграрный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 01 «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ»
п. Волжский 2018 год
Одобрено предметной Составлена в соответствии
цикловой комиссией с Государственными требованиями специальных дисциплин к минимуму содержания и уровню
Председатель (С.Н. Акашева) подготовки выпускников
Протокол №_____от_______20___г. по специальности: 36.02.01.
«Ветеринария»
Зам. директора по учебной работе
_________________ В.И.Распопов
« » _____________ 2019 г.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Работкинский аграрный колледж»
Разработчики: Шидяева Н.А., Ионова Т.В. –преподаватели ветеринарных дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 18 |
| 20 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Анатомия и физиология животных
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл общепрофессиональных дисциплин
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных;
- определять анатомические и возрастные особенности животных;
- определять и фиксировать физиологические характеристики животных.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных;
- строение органов и систем органов животных: опорно– двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;
- их видовые особенности;
- характеристики процессов жизнедеятельности;
-физиологические функции органов и систем органов животных;
-физиологические константы сельскохозяйственных животных;
- особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных;
- понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных;
- регулирующие функции нервной и эндокринной систем;
- функции иммунной системы;
- характеристики процессов размножения различных видов сельскохозяйственных животных;
- характеристики высшей нервной деятельности (поведения) различных видов сельскохозяйственных животных.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 318 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 212 часов;
самостоятельной работы обучающегося 106 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 318 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 212 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 14 |
практические занятия
| 76 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 106 |
Итоговая аттестация в форме – экзамен
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
Дисциплина «Анатомия и физиология животных», ее значение, задачи, методика изучения и связь с другими дисциплинами учебного плана. Краткая история развития. Понятие о цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных. | |||
Самостоятельная работа обучающихся - исследовать вопросы: Роль выдающихся отечественных ученых, внёсших вклад в развитие анатомии и физиологии животных. | 2 | ||
Раздел 1. | Цитология, гистология и эмбриология. | ||
Тема 1.1. Общая цитология. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Клеточное строение животного организма, его целостность. Химический состав клетки. Строение животной клетки. Жизненные процессы в клетке. | |||
Лабораторные работы: - Устройство микроскопа и правила работы с ним. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся- исследовать вопросы: Изучение типов деления клеток, их зарисовка. Роль ДНК в передаче наследственной информации. Строение хромосом. | 4 | ||
Тема 1.2. Гистология с основами эмбриологии. | Содержание учебного материала: | 4 | 1 |
1.Понятие о тканях и их классификация. Эпителиальные, опорно-трофические ткани. 2. Мышечная и нервная ткани. Строение половых клеток, оплодотворение. | |||
Лабораторные работы: - Изучение и зарисовка гистологических препаратов эпителиальных, опорно-трофических, мышечных и нервной тканей. | 4 | ||
Зачетное занятие | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Исследование стадий развития зародыша. Составление схемы «Виды тканей». | 4 | ||
Раздел 2. | Анатомия. | ||
Тема 2.1. Органы, аппараты и системы органов животного организма. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
Понятие об органах, аппаратах и системах органов, организме как едином целом. Единство организма и среды. Термины, топографические обозначения, применяемые в анатомии. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Общие закономерности развития и строения органов. Запись терминов и топографических обозначений в словарик. | 2 | ||
Тема 2.2. Строение скелета. | Содержание учебного материала: | 8 | 1 |
1. Общие закономерности строения скелета Строение и развитие кости как органа, её химический состав и физические свойства, связь с системой крово - и лимфообращения и нервной системой. Возрастные особенности. 2. Деление скелета на осевой и периферический. Скелет туловища. Деление его на отделы. Строение типичного позвонка и полного сегмента. Грудная клетка. Характеристика отделов туловища животных разных видов. 3.Скелет головы (черепа), его развитие и деление на отделы. Строение и характеристика мозгового и лицевого отделов черепа. 4.Скелет конечностей. Развитие скелета поясов и свободных конечностей. | |||
Лабораторные занятия: - Изучение строения кости как органа. | 2 | ||
Практические занятия: - Определение строения скелета и отдельных костей туловища, скелета головы, поясов и свободных конечностей разных видов животных на анатомических препаратах, по таблицам. | 12 | ||
Зачетное занятие | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Выучить и выписать в словарь латинские названия костей скелета. Изучить методы изготовления и сборки скелетов животных. Сделать конспект. | 6 | ||
Тема 2.3 Соединение костей скелета. | Содержание учебного материала: | 4 | 1 |
1. Соединение костей. Различные типы соединения костей. Сращения, суставы, типы суставов, синовиальная среда суставов. Виды движения в суставах. 2. Соединение костей позвоночного столба, грудной клетки, костей черепа. Суставы и связки грудной и тазовой конечностей. | |||
Практические занятия: - Определение типа соединения, строения и топографии суставов и связок на анатомических препаратах, животных, по таблицам. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить и записать таблицу «Суставы и связки осевого скелета». | 3 | ||
Тема 2.4. Мышечная система | Содержание учебного материала: | 6 | 1 |
Строение и развитие мышцы как органа. Типы мышц по типу и действию. Вспомогательные органы мышц. Мышцы туловища, позвоночного столба, грудной и брюшной стенок. Мышцы головы. Мышцы конечностей. Мышцы, соединяющие плечевой пояс с туловищем. Мышцы, действующие на плечевой, локтевой, запястный суставы. Мышцы тазобедренного, коленного и заплюсневого суставов. | |||
Практические занятия: - Препарирование мышц, их вспомогательных органов и определение строения на трупном материале, животных и по таблицам; зарисовка схем расположения мышц на туловище, голове и конечностях животных; определение топографии и работы мышц на живых объектах. | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Принцип действия мышц на костные рычаги конечностей. Мышцы, действующие на суставы пальцев грудной и тазовой конечностей. | 4 | ||
Тема 2.5. Система органов кожного покрова. | Содержание учебного материала: | 4 | 1 |
1.Строение, значение и развитие кожного покрова и его производных. Строение вымени. Строение вымени собаки, овцы, свиньи, лошади и других видов животных. 2. Строение копытца, копыта, рогов, волос и других производных кожи. | |||
Практические занятия: - Определение строения кожи и ее производных на анатомических препаратах, муляжах и животных. | 6 | ||
Зачетное занятие | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Признаки, учитываемые при отборе коров, пригодных для машинного доения. | 2 | ||
Тема 2.6. Органы пищеварения. | Содержание учебного материала: | 8 | 1 |
1. Строение, развитие и значение органов пищеварения. Деление системы органов пищеварения на отделы. Ротовая полость, ее преддверие. Строение губ, щёк, дёсен, языка, мягкого и твердого нёба, миндалин. Строение слюнных желез. Зубы, их классификация. Зев, глотка. Полости тела, серозная оболочка (брюшина), ее производные. 2. Пищевод и желудок. Типы желудков, строение и топография однокамерного желудка свиньи, лошади, собаки и многокамерного желудка жвачных. Пищеводный желоб. 3.Тонкий отдел кишечника. Строение и положение двенадцатипёрстной, тощей и подвздошной кишок. Строение топографий печени и поджелудочной железы. 4.Толстый отдел кишечника. Строение и расположение слепой, ободочной и прямой кишок. | |||
Практические занятия: - Определение строения и топографии органов пищеварения различных видов животных на трупном материале, муляжах, по таблицам, на живых объектах. | 10 | ||
Зачетное занятие | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Видовые и возрастные особенности строения органов пищеварения, их топография. Зарисовать особенности толстого отдела кишечника животных разных видов. Записать в словарь латинские названия органов пищеварения. Исследовать строение печени и поджелудочной железы у разных видов животных. | 7 | ||
Тема 2.7. Органы дыхания. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
Строение, развитие и значение органов дыхания. Деление органов дыхания на отделы. Строение носовой полости, гортани, трахеи. Строение легких и грудной полости. Плевра, взаимосвязь ее с легкими. Плевральные полости. Средостенье. Топография органов дыхания. | |||
Практические занятия: - Определение строения и топографии органов дыхания на живых объектах, макропрепаратах, муляжах, по таблицам. | 6 | ||
Зачетное занятие | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Исследовать особенности строения органов дыхания у разных видов животных. Выучить топографию легких. | 3 | ||
Тема 2.8. Система органов крово- и лимфообращения. | Содержание учебного материала: | 6 | 1 |
1.Характеристика и значение систем крово-и лимфообращения. Связь органов крово - и лимфообращения с другими системами органов. Сердце, его строение, топография, иннервация и кровоснабжение. 2.Большой и малый круги кровообращения. Строение стенки кровеносных сосудов. Общие закономерности развития, хода и ветвлений сосудов. Основные артерии туловища, головы, грудной и тазовой конечностей. Основные венозные магистрали. 3.Особенности кровообращения плода. Капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы. Главные лимфатические узлы головы, шеи, конечностей, вымени, грудной, брюшной и тазовых полостей. Органы кроветворения и иммунной системы. Возрастные особенности органов кроветворения и лимфоидных органов. | |||
Практические занятия: - Определение строения и топографии органов крово- и лимфообращения на трупном материале, препаратах, по таблицам и на животных. | 6 | ||
Зачетное занятие | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Понятие об анастомозах и коллатералях. Строение и положение лимфоидных органов. Составить схематичный рисунок - «круги кровообращения » и «кровообращение плода». | 5 | ||
Тема 2.9. Органы мочевыделения и размножения. | Содержание учебного материала: | 6 | 1 |
1.Органы мочевыделения. Строение, развитие и значение системы органов мочевыделения, её связь с другими системами органов. Строение и типы почек. Строение нефрона. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный и мочеполовой каналы. 2. Органы размножения. Характеристика органов размножения самцов. Семенник и его придаток. Семяпровод. Семенной канатик. Придаточные половые железы. Половой член и препуций. Семенниковый мешок, мошонка. 3.Характеристика органов размножения самок. Строение и положение половых органов самки у животных разных видов. | |||
Практические занятия: - Определение строения и топографии органов мочевыделения и размножения самцов и самок животных по муляжам, препаратам и на живых объектах. | 8 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Топография органов мочевыделения у разных видов животных. Особенности строения и положения органов размножения самца у животных разных видов. | 4 | ||
Тема 2.10. Железы внутренней секреции. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
Функциональное значение желез внутренней секреции, их связь с другими системами органов. Строение, развитие и расположение гипофиза, эпифиза, щитовидной, околощитовидной желёз, надпочечников. | |||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Строение островков Лангерганса поджелудочной железы, половых желёз. | 1 | ||
Тема 2.11 Нервная система и органы чувств. | Содержание учебного материала: | 4 | 1 |
1.Общая характеристика и деление нервной системы на центральную и периферическую. Строение и расположение спинного мозга и его оболочек. Строение и расположение головного мозга и его оболочек. Сосуды головного мозга. Вегетативная часть нервной системы. 2.Органы чувств. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Глазное яблоко и его оболочки. Преломляющие среды глаза. Защитные и вспомогательные приспособления органов зрения. Органы слуха и равновесия. Строение наружного, среднего и внутреннего уха. Органы обоняния, вкуса, осязания. | |||
Практические занятия: - Изучение на боенском материале, по муляжам, таблицам строение нервной системы и органов чувств и их топографии. | 6 | ||
Зачетное занятие | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Спинномозговые и черепно – мозговые нервы, их строение и взаимосвязь с вегетативной нервной системой. Воздухоносные мешки лошади, их значение и расположение в организме. | 3 | ||
Тема 2.12. Особенности строения органов домашней птицы. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
Биологические особенности строения органов домашней птицы. Анатомические особенности строения различных систем органов домашней птицы. | |||
Практические занятия: - Изучение анатомических особенностей строения органов домашней птицы по таблицам, муляжам, трупному материалу. Топография органов. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Основные факторы, влияющие на изменение органов домашней птицы. Изготовление анатомических препаратов органов домашней птицы. | 2 | ||
Раздел 3. | Физиология. | ||
Тема 3.1. Система крови. | Содержание учебного материала: | 4
| 2 |
1. Кровь, характеристика, функции, физико - химические свойства. Гомеостаз. Состав плазмы крови. Значение минерального состава и белков плазмы крови. Форменные элементы крови. Эритроциты, их строение и функции. Гемоглобин, его соединения. Роль гемоглобина. Гемолиз. Скорость оседания эритроцитов. 2.Лейкоциты. Строение и функции лейкоцитов. Тромбоциты, их строение и функции. Свертывание крови. Процесс свёртывания. Свертывающая и противосвёртывающая система. Регуляция свертывания крови. Группы крови животных. Резус - фактор. Кроветворение. Функции кроветворных органов. Регуляция процессов кроветворения.
| |||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Лимфа и тканевая жидкость. Состав, свойства и значение лимфы и тканевой жидкости. Составить схемы, сделать рисунки, обозначения «клетки крови». | 4 | ||
Тема 3.2 Физиология иммунной системы. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
Иммунитет, его значение. Иммунная система. Клетки иммунной системы. Естественный (врожденный) иммунитет, его факторы. Адаптивный (приобретённый) иммунитет. Антигены, их характеристика. Антитела- иммуноглобулины, виды иммуноглобулинов , их функции | |||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Иммунологическая память. Использование иммунологии в животноводстве и ветеринарии. | 2 | ||
Тема 3.3. Система кровообращения и лимфообращения. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
1.Система органов кровообращения. Физиология сердца. Свойства сердечной мышцы. Сердечный цикл. Частота сердечных сокращений у животных разных видов. Систолический и минутный объёмы кровотока. Тоны сердца, сердечный толчок. Биоэлектрические явления в сердце. Электрокардиография и другие методы исследования сердца. Регуляции сердца. 2.Движение крови по кровеносным сосудам. Скорость кровотока в различных сосудах. Артериальный пульс, его характеристика, методы исследования. Венный пульс. Давление крови, факторы его обуславливающие. Методы измерения кровяного давления. Особенности кровообращения в сердце, головном мозге, печени, легких, почках, селезенке. Депо крови. Лимфообращение. Образование лимфы. Лимфатические сосуды. | |||
Практические занятия: - Прослушивание тонов сердца у животных, наблюдение сердечного толчка, исследование пульса, измерение давления крови. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Нервная и гуморальная регуляция кровообращения. Роль коры больших полушарий в регуляции кровообращения. Роль лимфатических сосудов. Движение лимфы. | 6 | ||
Тема 3.4. Система дыхания. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Сущность дыхания. Внешнее дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Типы и частота дыхания у животных разных видов. Жизненная и общая ёмкость легких. Легочная вентиляция. Состав вдыхаемого, выдыхаемого альвеолярного воздуха. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью, между кровью и клетками. Связывание и перенос кровью кислорода и углекислого газа. Регуляция дыхания. Дыхательный центр, его функция. Гуморальная регуляция дыхания. Роль коры больших полушарий в регуляции дыхания. Дыхательные защитные рефлексы. | |||
Лабораторные занятия: - Измерение количества дыхательных движений. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Нервная регуляция дыхания. Дыхание при мышечной работе, кислородная задолженность. Дыхание птиц, его особенности. | 4 | ||
Тема 3.5. Система пищеварения. | Содержание учебного материала: | 8 | 2 |
1.Сущность пищеварения. Основные функции органов пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в полости рта. Прием корма и жидкости животными. Состав и свойства слюны, особенности слюноотделения у животных разных видов. Регуляция слюноотделения. Глотание, его регуляция. Пищеварение в желудке. Общие закономерности желудочного пищеварения. Состав и свойства желудочного сока. Фазы секреции желудочного сока, их регуляция. Слизь и ее значение. Моторная функция желудка, ее регуляция. Переход содержимого желудка в кишечник. 2.Пищеварение в желудке лошади и свиньи. Пищеварение в многокамерном желудке жвачных. Роль микрофлоры и микрофауны в рубцовом пищеварении. Расщепление углеводов, белков и липидов в рубце. Значение летучих жирных кислот, образующихся в рубце. Образование газов. Функции сетки, книжки. Моторика преджелудков, ее регуляция. Функции пищеводного желоба. Жвачный процесс. Пищеварение в сычуге. 3.Пищеварение в тонком отделе кишечника. Состав и свойства поджелудочного сока. Фазы секреции поджелудочного сока, их регуляция. Состав желчи. Образование и выделение желчи. Состав кишечного сока, механизм его секреции. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторная функция тонкого отдела кишечника. 4.Пищеварение в толстом отделе кишечника. Особенности пищеварения в толстом отделе кишечного у животных. Всасывание продуктов расщепление белков, углеводов, липидов. Всасывание воды и минеральных веществ. Формирование кала и дефекация. Пищеварение у домашней птицы. Пищеварение в ротовой полости, зобу, желудке, тонком и толстом отделах кишечника. | |||
Лабораторные занятия: - Определение действия ферментов желудочного и поджелудочного соков и желчи на углеводы, белки, жиры, наблюдение инфузорий рубца под микроскопом. | 2 | ||
Практические занятия: - Наблюдение за приемом корма и воды животными, жвачным процессом, исследование моторики рубца у жвачных животных. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Желудочное пищеварение у молодняка жвачных в молочный и переходный период. Методы изучения функций органов пищеварения. Нервная и гуморальная регуляция образования и выделения желчи. Методы изучения пищеварения в тонком отделе кишечника. | 8 | ||
Тема 3.6 Обмен веществ и энергии. | Содержание учебного материала: | 4 | 1 |
1. веществ, ассимиляция (анаболизм) и диссимиляция (катаболизм). Методы изучения обмена веществ. Обмен углеводов в организме. Анаэробное и аэробное расщепление углеводов. Регуляция обмена углеводов. Обмен, состав, значение липидов. Кетоновые тела, их значение в организме. Регуляция обмена липидов. Обмен белков. Значение белков в организме. Полноценные и неполноценные белки. Незаменимые и заменимые аминокислоты. Азотистый баланс. Обмен белков, его регуляция. Нуклеиновые кислоты, их роль в организме. Взаимосвязь обмена углеводов, липидов, белков. Обмен воды. Значение воды в организме. Источники воды для организма. Регуляция водного баланса в организме. Потребность в воде животных разных видов. 2.Обмен минеральных веществ. Микро- и макроэлементы, их роль в организме. Регуляция обмена минеральных веществ. Витамины. Общая характеристика витаминов. Механизм действия витаминов. Жирорастворимые витамины, их классификация и роль в организме. Водорастворимые витамины, их классификация и роль в организме. Роль печени в обмене веществ. Методы изучения функций печени. Защитная функция печени. | |||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Значение обмена энергии для обеспечения функций организма. Методы исследования обмена энергии у животных. Основной обмен и методы его определения. Продуктивный обмен. Влияние внешних и внутренних факторов на энергетический обмен у животных. | 3 | ||
Тема 3.7. Теплорегуляция. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Механизм теплорегуляции. Химическая и физическая теплорегуляция, ее особенности животных разных видов. Нервная и гуморальная регуляция температуры тела у животных. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Выучить температуру тела животных и птиц. | 1 | ||
Тема 3.8. Система выделения. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Выделительная система, ее роль в поддержании гомеостаза. Функции почек. Механизм образования мочи. Состав и количество мочи у животных. Выделительные функции пищеварительного тракта, органов дыхания. | |||
Лабораторные занятия: - Определение физико-химических свойств мочи. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Исследовать нервную и гуморальную регуляцию образования и выделения мочи. | 4 | ||
Тема 3.9. Физиология кожи. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Кожа, ее функции. Секреторная функция кожи. Потовые железы, свойства и значение пота. Регуляция потоотделения. Сальные железы, их значение. Секреция кожного сала, его состав. Значение жиропота овец. Копчиковые железы птиц. Волосяной покров животных. Физиология линьки. | |||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Значение жиропота овец. Копчиковые железы птиц. Волосяной покров животных. Физиология линьки. | 4 | ||
Тема 3.10. Эндокринная система. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
1.Общая характеристика желёз внутренней секреции. Методы изучения их функций. Характеристика гормонов. Механизм действия гормонов. Роль центральной нервной системы в регуляции деятельности желёз внутренней секреции. Гипофиз, его роль в организме. Гормоны аденогипофиза, их роль в организме. Средняя доля гипофиза. Гормоны нейрогипофиза, их роль в организме. Щитовидная железа. Гормоны щитовидной железы, их действие. Роль гормонов щитовидной железы в организме. Регуляция функций щитовидной железы в организме. Околощитовидные железы, их функции, регуляция. Надпочечники, особенности их строения и функции. Гормоны различных зон коры надпочечников, их значение. Регуляция функций надпочечников. 2.Поджелудочная железа как орган внутренней секреции. Роль гормонов поджелудочной железы. Семенники как органы внутренней секреции. Мужские половые гормоны, их действие. Яичники как органы внутренней секреции. Женские половые гормоны, их действие. Жёлтое тело, его эндокринные функции. Плацента как железа внутренней секреции. Эпифиз, его гормональные функции. | |||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Регуляция эндокринных функций мужских и женских половых желёз. Тимус. Гормоны тимуса, их роль в развитии и деятельности иммунной системы организма. Простаглантиды, их действие в организме животных. Применение гормонов и гормональных препаратов в животноводстве и ветеринарии. | 4 | ||
Тема 3.11. Система размножения. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
1.Физиология органов размножения самцов. Процесс созревания спермиев в семенниках, их продвижение и хранение в придатках семенников. Секреция придаточных половых желёз. Образование спермы, её физико-химические свойства. Половые рефлексы у самцов. Нервная и гуморальная регуляция половой функции самцов. Физиология органов размножения самок. Рост и развитие фолликулов. Овогенез. Овуляция, образование жёлтого тела. Половой цикл, его стадии. Нервная и гуморальная регуляция полового цикла. 2.Спаривание как сложнорефлекторный акт. Типы осеменения. Процесс оплодотворения. Развитие оплодотворённого яйца. Беременность, её продолжительность у животных разных видов. Функциональные изменения в организме самок, связанные с беременностью. Образование и функции плодных оболочек. Типы плаценты. Рост и развитие плода, его питание. Особенности кровоснабжения, обмена веществ. Роды. Послеродовый восстановительный период. | |||
Практическое занятие: Наблюдение за процессом родов у самок животных разных видов | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Половой сезон у животных разных видов. Размножение домашней птицы. Образование половых клеток. Формирование яйца, яйцекладка, факторы её стимулирующие.Размножение пушных зверей, его особенности у разных видов животных. | 4 | ||
3.12. Система лактации. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Понятие о лактации. Продолжительность лактации у животных разных видов животных. Молоко, его состав у животных разных видов. Молозиво. Процесс молокообразования. Выведение молока. Стимуляция и торможение лактации. | |||
Практическое занятие: - физиология доения. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Физиологические основы машинного доения коров. Влияние величины вакуума в доильных стаканах и типов доильных машин на выведение молока, состояние вымени и лактацию коров. Принципы раздоя. | 2 | ||
3.13. Высшая нервная система. | Содержание учебного материала: | 4 | 1 |
1. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах. Отличие условных рефлексов от безусловных. Методика выработки условных рефлексов у животных. Процесс и механизм образования условных рефлексов. Биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. 2.Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Связь типа высшей нервной деятельности с продуктивностью животных. | |||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопросы: Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении физиологии коры больших полушарий. Сон и бодрствование, их особенности у животных. | 4 | ||
3.14. Физиологическая адаптация животных. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Адаптация животных. Общие механизмы адаптации. Адаптация животных к внешней температуре, газовой среде, освещению, условиям промышленного содержания. | |||
Самостоятельная работа обучающихся – исследовать вопрос: Роль гипоталамо-гипофизарной и симатоадреналиновой систем в адаптации. | 4 | ||
Всего: | 318 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории по «Анатомии и физиологии животных».
Оборудование учебной лаборатории и рабочих мест:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по «Анатомии и физиологии животных»(плакаты, схемы, таблицы, слайды, сканированные рисунки органов и систем организмов);
- скелет коровы, лошади;
- кости животных;
- муляжи внутренних органов;
- макропрепараты;
- инструменты для фиксации и исследования животных;
- лабораторное оборудование, посуда;
- микроскопы;
- гистологические препараты.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- 1.Зеленевский Н.В., Зеленевский К.Н. Анатомия животных - СПб.М.КР.: Лань, 2014.
- Зеленевский Н.В., Щипакин М.В., Зеленевский К.Н. Анатомия и физиология животных - СПб.М.КР.: Лань, 2014.
Дополнительные источники:
1.Битюков И.П, Лысов Ф.В, Сафонов Н.А. Практикум по физиологии сельскохозяйственных животных. М.: Агропромиздат, 1990.
2.Вракин В.Ф, Сидорова М.В, Панов В.П, Иванова Л.Я. Практикум по анатомии с основами гистологии и эмбриологии сельскохозяйственных животных . М.: Колос ,
3.Голиков А.Н. Физиология сельскохозяйственных животных - М.: Агропромиздат, 1991.
4.Елисеев А.П., Сафонов Н.А., Бойко В.И. «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных» - М.: Агропромиздат, 1991.
Интернет – ресурсы:
1. https://e.lanbook.com Электронно-библиотечная система Издательства Лань
2. http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам
3. http://www.ditm.ru/ Межбиблиотечный онлайн центр "ДИТ-М" - Здесь можно заказать электронные версии книг из Российской национальной библиотеки, Государственной центральной медицинской библиотеки.
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных; | Оценка выполнения лабораторных работ. Оценка выполнения практического занятия |
- определять анатомические и возрастные особенности животных; | Оценка выполнения лабораторных работ. Оценка выполнения практического занятия |
- определять и фиксировать физиологические характеристики животных | Оценка выполнения лабораторных работ. Оценка выполнения практического занятия |
Знания: | |
- основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных; | Оценка выполнения лабораторных и практических работ. Оценка выполнения тестовых заданий. Оценка выполнения самостоятельной работы. Все виды опроса, презентация отдельных вопросов, рефераты, доклады, работа со словарем анатомических терминов, выполнение рисунков, схем, таблиц. |
- строение органов и систем органов животных: опорно– двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами; | |
- их видовые особенности; | |
- характеристики процессов жизнедеятельности; | |
-физиологические функции органов и систем органов животных; | |
-физиологические константы сельскохозяйственных животных; | |
- особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных; | |
- понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных; | |
- регулирующие функции нервной и эндокринной систем; | |
- функции иммунной системы; | |
- характеристики процессов размножения различных видов сельскохозяйственных животных; | |
-характеристики высшей нервной деятельности (поведения) различных видов сельскохозяйственных животных. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образовани...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 04 Основы физиологии кожи и волос для профессии 43.01.02 Парикмахер
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 04 Основы физиологии кожи и волос для профессии 43.01.02 Парикмахер...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 Основы анатомии и физиологии кожи и волос
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы анатомии и физиологии кожи и волос» - является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 43.02.02 Парикмахерск...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. Анатомия и физиология человека 2014-2015 учебный год
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 1.1. Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной про...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденного приказом Мини...