Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 года № 1565 и примерной основной образовательной программы регистрационный номер 43.02.15-170519 от 19.05.2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.01_mikrobiologiya_fiziologiya_pitaniya_sanitariya_i_gigiena.doc | 299.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП по специальности
Поварское и кондитерское дело
Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области
«Агротехнологический колледж»
Приложение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 МИКРОБИОЛОГИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ, САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА
2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности Поварское и кондитерское дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 года № 1565 и примерной основной образовательной программы регистрационный номер от г.
Организация-разработчик:
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тюменской области «Агротехнологический колледж»
Разработчики:
Денисова С.В., преподаватель дисциплин профессионального цикла, первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 11 |
| 17 |
| 19 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности Поварское и кондитерское дело.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК | Код ОК |
ПК Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами. | ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ПК Осуществлять обработку, подготовку экзотических и редких видов сырья: овощей, грибов, рыбы, нерыбного водного сырья, дичи. | ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ПК Проводить приготовление и подготовку к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента. | ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ПК Осуществлять разработку, адаптацию рецептур полуфабрикатов с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ПК Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления горячих блюд, кулинарных изделий, закусок сложного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами. | ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ПК Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации супов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. |
ПК Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение горячих соусов сложного ассортимента. | ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ПК Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд и гарниров из овощей, круп, бобовых, макаронных изделий сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
ПК Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд из яиц, творога, сыра, муки сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ПК Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд из рыбы, нерыбного водного сырья сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
ПК Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд из мяса, домашней птицы, дичи и кролика сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
ПК Осуществлять разработку, адаптацию рецептур горячих блюд, кулинарных изделий, закусок, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с инструкциями и регламентами. | |
ПК Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение холодных соусов, заправок с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации салатов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации канапе, холодных закусок сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из рыбы, нерыбного водного сырья сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из мяса, домашней птицы, дичи сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК Осуществлять разработку, адаптацию рецептур холодных блюд, кулинарных изделий, закусок, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков в соответствии с инструкциями и регламентами. | |
ПК Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК Осуществлять разработку, адаптацию рецептур холодных и горячих десертов, напитков, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами. | |
ПК Осуществлять приготовление, хранение отделочных полуфабрикатов для хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. | |
ПК Осуществлять приготовление, творческое оформление, подготовку к реализации хлебобулочных изделий и праздничного хлеба сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК Осуществлять приготовление, творческое оформление, подготовку к реализации мучных кондитерских изделий сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК Осуществлять приготовление, творческое оформление, подготовку к реализации пирожных и тортов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК Осуществлять разработку, адаптацию рецептур хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей. | |
ПК Осуществлять разработку ассортимента кулинарной и кондитерской продукции, различных видов меню с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. | |
ПК Осуществлять текущее планирование, координацию деятельности подчиненного персонала с учетом взаимодействия с другими подразделениями. | |
ПК Организовывать ресурсное обеспечение деятельности подчиненного персонала. | |
ПК Осуществлять организацию и контроль текущей деятельности подчиненного персонала. | |
ПК Осуществлять инструктирование, обучение поваров, кондитеров, пекарей и других категорий работников кухни на рабочем месте. |
Умения | Знания |
У1-использовать лабораторное оборудование; У2-определять основные группы микроорганизмов; У3-проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам; У4-обеспечивать выполнение санитарно-эпидемиологических требований к процессам приготовления и реализации блюд, кулинарных, мучных, кондитерских изделий, закусок, напитков; У5-обеспечивать выполнение требований системы анализа, оценки и управления опасными факторами (система ХАССП) при выполнении работ; У6-производить санитарную обработку оборудования и инвентаря; У7-осуществлять микробиологический контроль пищевого производства; У8-проводить органолептическую оценку качества и безопасности пищевого сырья и продуктов; У9-рассчитывать энергетическую ценность блюд; У10-составлять рационы питания для различных категорий потребителей, в том числе для различных диет с учетом индивидуальных особенностей человека | З1-основные понятия и термины микробиологии; З2-классификацию микроорганизмов; З3-морфологию и физиологию основных групп микроорганизмов; З4-генетическую и химическую основы наследственности и формы изменчивости микроорганизмов; З5-роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе; З6-характеристики микрофлоры почвы, воды и воздуха; З7-особенности сапрофитных и патогенных микроорганизмов; З8-основные пищевые инфекции и пищевые отравления; З9-микробиологию основных пищевых продуктов; З10-основные пищевые инфекции и пищевые отравления; З11-возможные источники микробиологического загрязнения в процессе производства кулинарной продукции; З12-методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции; З13-правила личной гигиены работников организации питания; З14-классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки хранения; З15-правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации; З16-схему микробиологического контроля; З17-пищевые вещества и их значение для организма человека; З18-суточную норму потребности человека в питательных веществах; З19-основные процессы обмена веществ в организме; З20-суточный расход энергии; З21-состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания; З22-физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения; усвояемость пищи, влияющие на нее факторы; З23-нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения; З24-назначение диетического (лечебного) питания, характеристику диет; З25-методики составления рационов питания. |
В результате освоения дисциплины формировать у обучающихся личностные результаты:
Код личностных результатов реализации программы воспитания | Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) |
ЛР 1 | Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. |
ЛР 2 | Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3 | Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 5 | Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР 6 | Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 7 | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 8 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР 9 | Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 10 | Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР 11 | Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 12 | Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности | |
ЛР 13 | Способный ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития, в том числе с использованием информационных технологий |
ЛР 14 | Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к формированию личностного роста как профессионала |
ЛР 15 | Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями | |
ЛР 16 | Проявляющий самостоятельность, исполнительность и аккуратность при выполнении поставленных задач |
ЛР 17 | Способный анализировать производственную ситуацию, брать на себя ответственность за результативность решения задач профессиональной деятельности |
ЛР 18 | Способный вносить рационализаторские предложения по разработке новых видов продукции |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 64 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 2 |
практические занятия | 24 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Введение | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01- ОК 07, ОК 0 9, ОК 10, З1, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 14 - ЛР 16 |
1. Цели, задачи, сущность, структура дисциплины. Основные понятия и термины микробиологии. Микробиологические исследования и открытия А. Левенгука, Л.Пастера И.И. Мечникова, А. А. Лебедева. | |||
Тема 2. Основные группы микроорганизмов, их роль в пищевом производстве |
3. Роль бактерий, плесневых грибов и дрожжей в пищевом производстве. | 2 | ОК 01- ОК 07, ОК 0 9, ОК 10, З2,З3, З5,З6, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 14 - ЛР 16 |
Тема 3. Влияние условий внешней среды на микробы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01- ОК 07, ОК 0 9, ОК 10, З2,З3,З4,З7 У1, У2, У3, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 14 - ЛР 16 |
3. Влияние температурных факторов на развитие микроорганизмов. 4. Влияние микроорганизмов на формирование санитарно-гигиенических условий предприятий общественного питания. | |||
Практическая работа № 1. Определение микробиологической безопасности пищевых продуктов. Работа с муляжами, консервами, образцами пищевых продуктов | 2 | ||
Лабораторная работа № 1. Изучение микроорганизмов под микроскопом | 2 | ||
Тема 4. Пищевые инфекционные заболевания | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01- ОК 07, ОК 0 9, ОК 10 ПК ПК ПК ПК ПК ПК З8,З9,З10 У2, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 14 - ЛР 16 |
1. Патогенные микроорганизмы: понятие, биологические особенности. 2. Острые кишечные инфекции: брюшной тиф, дизентерия, холера, сальмонеллез и др. #1042;озбудители, симптоматика, источники заражения, меры борьбы с инфекцией на предприятиях. #1047;оонозы: бруцеллез, туберкулез, сибирская язва, ящур. | |||
Тема 5. Пищевые отравления | 1. Пищевые отравления микробного происхождения. 2. Пищевые отравления немикробного происхождения. 3. Возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве, условия их развития | 2 | |
Тема 6. Глистные заболевания | 1. Общее понятие о глистных заболеваниях. 2. Виды глистов и их характеристика. #1052;еры предупреждения глистных заболеваний. | 2 | |
Практическая работа № 2. Решение ситуационных задач по определению наличия патогенной микрофлоры в пищевых продуктах. Выращивание микробов на различных питательных средах. | 2 | ||
Тема 7. Основные пище вые вещества, их источники, роль в структуре питания | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01- ОК 07, ОК 0 9, ОК 10 ПК ПК ПК ПК ПК З17, У8, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 14 - ЛР 16 |
3. Источники основных пищевых веществ, состав, физиологическое значение, энергетическая и пищевая ценность. | |||
Практическое занятие №3. Составление сравнительной характеристики продуктов питания по пищевой ценности. | 2 | ||
Практическое занятие №4. Составление сравнительной характеристики продуктов питания по физиологической, энергетической ценности. | 2 | ||
Тема 8. Пищеварение и усвояемость пищи | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01- ОК 07, ОК 0 9, ОК 10 ПК ПК ПК ПК ПК ПК З17, З22, У8 ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 14 - ЛР 16 |
#1055;онятие о процессе пищеварения. #1060;изико-химические изменения пищи в процессе пищеварения. 3. Усвояемость пищи: понятие, факторы, влияющие на усвояемость пищи. | |||
Практическое занятие № 5. Изучение схемы пищеварительного тракта. | 2 | ||
Практическое занятие № 6. Подбор продуктов питания, лучших с точки зрения усвоения пищи. | 2 | ||
Тема 9. Обмен веществ и энергии | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01- ОК 07, ОК 0 9, ОК 10 ПК ПК ПК ПК ПК ПК З18, З19, З20, У8, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 14 - ЛР 16 |
#1054;бщее понятие об обмене веществ. #1055;роцессы ассимиляции и диссимиляции. #1060;акторы, влияющие на обмен веществ и процесс регулирования его в организме человека. | |||
Тема 10. Понятие о калорийности пищи. | 1. Общее понятие об обмене энергии. 2. Суточный расход энергии. 3. Энергетический баланс организма. 4. Методика расчёта энергетической ценности блюда . | 2 | |
Практическое занятие №7. Выполнение расчёта суточного расхода энергии в зависимости от основного энергетического обмена человека | 2 | ||
Практическое занятие № 8. Выполнение расчёта калорийности блюда (по заданию преподавателя) | 2 | ||
Тема 11. Рациональное сбалансированное питание для различных групп населения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01- ОК 07, ОК 0 9, ОК 10 ПК З23, З24, З25 У9, У10, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 14 - ЛР 16 |
#1056;ациональное питание: понятие, основные принципы. #1056;ежим питания и его значение. #1055;ринципы нормирования основных пищевых веществ и калорийности пищи в зависимости от пола, возраста и интенсивности труда. #1042;озрастные особенности детей и подростков. #1053;ормы и принципы питания детей. | |||
Практическое занятие № 9. Составление рационов питания для взрослого населения. | 2 | ||
Практическое занятие № 10. Составление рационов питания для детей | 2 | ||
Тема 12. Личная и производственная гигиена | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01- ОК 07, ОК 0 9, ОК 10 ПК ПК ПК ПК ПК ПК З12, У4, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 14 - ЛР 16 |
#1055;равила личной гигиены работников пищевых производств, требования к внешнему виду. #1058;ребования к содержанию форменной одежды. #1052;едицинский контроль: значение и сроки проведения медицинских обследований. #1042;лияние факторов внешней среды на здоровье человека. 5. Требования системы ХАССП к соблюдению личной и производственной гигиены. | |||
Тема 13. Санитарно- гигиенические требования к помещениям предприятий общественного питания | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01- ОК 07, ОК 0 9, ОК 10 ПК ПК ПК ПК ПК ПК З12, У4, У6, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 14 - ЛР 16 |
#1057;анитарно-гигиенические требования к устройству помещений. #1057;анитарно-гигиенические требования к отделке помещений. #1057;анитарно-гигиенические требования к водоснабжению, канализации, отоплению, микроклимату, вентиляции и освещению. | |||
Тема 14. Санитарно- гигиенические требования к оборудованию, инвентарю, инструментам, посуде и таре | Содержание учебного материала | 2 | |
#1057;анитарно-гигиенические требования к технологическому оборудованию. #1057;анитарно-гигиенические требования к мебели зала. #1057;анитарно-гигиенические требования к инвентарю и инструментам производства. #1057;анитарно-гигиенические требования к посуде и таре, их мытьё и содержание. | |||
Тема 15. Санитарно- гигиенические требования к транспортированию и хранению пищевых продуктов | #1057;анитарно-гигиенические требования к средствам и перевозке пищевых продуктов. #1057;анитарно-гигиенические требования к помещениям и условиям хранения пищевых продуктов. | 2 | ОК 01- ОК 07, ОК 0 9, ОК 10 ПК ПК ПК ПК ПК ПК З12, У4,У5, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 14 - ЛР 16 |
Практическое занятие № 11. Решение ситуационных задач по правилам пользования моющими и дезинфицирующими средствами, санитарным требованиям к мытью и обеззараживанию посуды, инвентаря и оборудования. | 2 | ||
Тема 16. Санитарно- гигиенические требования к кулинарной обработке пищевых продуктов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01- ОК 07, ОК 0 9, ОК 10 ПК ПК ПК ПК ПК ПК З12, У7, У8, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 14 - ЛР 16 |
#1057;анитарные требования к процессам механической кулинарной обработке продовольственного сырья. #1057;пособы и режимы тепловой обработки продуктов. #1057;пособы и режимы тепловой обработки полуфабрикатов. | |||
Тема 17. Санитарно- гигиенические требования к приготовлению блюд | Содержание учебного материала | 2 | |
#1041;люда и изделия повышенного эпидемиологического риска (студни и заливные, паштеты, салаты и винегреты, омлеты, рубленые изделия, кондитерские изделия с кремом и др.): санитарные требования к их приготовлению. #1057;анитарные правила применения пищевых добавок. #1055;еречень разрешенных и запрещенных добавок. | |||
Практическое занятие № 12. Гигиеническая оценка качества готовой пищи (бракераж). | 2 | ||
Тема 18. Санитарно- гигиенические требования к реализации готовой продукции и обслуживанию потребителей | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01- ОК 07, ОК 0 9, ОК 10 ПК ПК ПК ПК ПК ПК З12, У7, У8, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 14 - ЛР 16 |
Санитарно-гигиенические требования к реализации готовой продукции. Требования к обслуживанию потребителей. | |||
Контрольная работа | 2 | ||
Всего: | 64 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материально-техническое обеспечение
Кабинет микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены:
- рабочее место преподавателя;
-рабочее место обучающихся;
- шкаф для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала;
-компьютер, средства аудиовизуализации, мультимедийный проектор;
-наглядные пособия (натуральные образцы продуктов, муляжи, DVD фильмы, мультимедийные пособия.
Информационное обеспечение реализации программы
Основные источники:
- Мармузова, Л. В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности: учебник.- 5-е изд., стер.- М.: Академия, 160 с.
- Мартинчик, А. Н. Физиология питания : учебник. - М.: Академия, 2019. - 240 с.
Дополнительные источники:
Матюхина, З. П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: учебник. - М.: Академия, 208 с.
Рубина, Е. Л., Малыгина, В. Ф. Микробиология, физиология питания, санитария : учебное пособие. - М. : ФОРУМ, 2008. - 240 с.
Электронные издания (электронные ресурсы):
- Рубина, Е. А. Микробиология, физиология питания, санитария : учебник / Е.А. Рубина, В.Ф. Малыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 240 с. ()
- Сычик, С. И. Гигиена и санитария общественного питания: Учебное пособие / Сычик С.И., Федоренко Е.В., Коломиец Н.В. - Мн.:РИПО, 2017. - 135 с. ()
- Ивчатов, А. Л. Химия воды и микробиология : учебник / А.Л. Ивчатов, В.И. Малов. - М. : ИНФРА-М, 218с. ()
- Канивец, И. А. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Учебное пособие / Канивец И.А. - Мн.:РИПО, 2017. - 178 с. ()
- Голубенко, О. А. Экспертиза качества и сертификация кондитерских товаров: Учебное пособие / О.А. Голубенко, Н.В. Коник. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 240 с. ()
- Ратушный, А. С. Всё о еде от А до Я / Ратушный А.С., Аминов С.С. - М.:Дашков и К, 2016. - 440 с. ()
- Вестник индустрии питания [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Всё о весе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Грамотей: электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Медицинский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Открытый портал по стандартизации [Электронный ресурс]. – Режим досту-па
- Центр ресторанного партнёрства для профессионалов HoReCa [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Российская Федерация. Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 1 дек.1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: в ред. на #1075;. № 213-ФЗ]. ;nd=102063865&rdk=&backlink=1
- Российская Федерация. Постановления. Правила оказания услуг общественного питания [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ: [Утв. 15 авг. 1997 г. № 1036: в ред. от 10 мая 2007 № 276].-
- СанПиН 1324-03Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2003 г. № 98.
- СанПиН Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20 августа 2002 г. № 27.
- СанПиН 1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 г. № 31 [в редакции СП 2867-11 «Изменения и дополнения» № 4»]. – Режим доступа
Периодические издания:
1. Пищевая промышленность
2. Охрана труда и пожарная безопасность
3. Гражданская защита
4. Основы безопасности жизнедеятельности
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знания: основные понятия и термины микробиологии; основные понятия и термины микробиологии; классификацию микроорганизмов; морфологию и физиологию основных групп микроорганизмов; генетическую и химическую основы наследственности и формы изменчивости микроорганизмов; роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе; характеристики микрофлоры почвы, воды и воздуха; особенности сапрофитных и патогенных микроорганизмов; основные пищевые инфекции и пищевые отравления; микробиологию основных пищевых продуктов; основные пищевые инфекции и пищевые отравления; возможные источники микробиологического загрязнения в процессе производства кулинарной продукции; методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции; правила личной гигиены работников организации питания; классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки хранения; правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации; схему микробиологического контроля; пищевые вещества и их значение для организма человека; суточную норму потребности человека в питательных веществах; основные процессы обмена веществ в организме; суточный расход энергии; состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания; физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения; усвояемость пищи, влияющие на нее факторы; нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения; назначение диетического (лечебного) питания, характеристику диет; методики составления рационов питания | Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии | Текущий контроль: - письменный опрос; - устный опрос; -тестирование. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -письменных ответов, -тестирования |
Умения: использовать лабораторное оборудование; определять основные группы микроорганизмов; проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам; обеспечивать выполнение санитарно-эпидемиологических требований к процессам приготовления и реализации блюд, кулинарных, мучных, кондитерских изделий, закусок, напитков; обеспечивать выполнение требований системы анализа, оценки и управления опасными факторами (ХАССП) при выполнении работ; производить санитарную обработку оборудования и инвентаря; осуществлять микробиологический контроль пищевого производства; проводить органолептическую оценку качества и безопасности пищевого сырья и продуктов; рассчитывать энергетическую ценность блюд; составлять рационы питания для различных категорий потребителей, в том числе для различных диет с учетом индивидуальных особенностей человека. | Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки, самооценки выполнения Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий. | Текущий контроль: - оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, защите отчетов по практическим и лабораторным занятиям. Промежуточная аттестация: - оценка выполнения практических заданий на дифференцированном зачете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по дисциплине: ОП 02 Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены в пищевом производстве
ЗНАТОКИ В МИКРОБИОЛОГИИ...
Рабочая программа ОП.01 «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ ПИТАНИЯ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС CПО по профессии 43.01.09 П...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОП.01 Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены для профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Примерная рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 43.01.09 по профессии Повар, кондитер, относящейся к укрупне...
Контрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине ОП.01. Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены
Контрольно-измерительные материалы предназначены для контроля знаний обучающихся по основной профессиональной образовательной программе по профессии СПО профессии 43.01.09. Повар, кондитер &nda...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01. Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены по профессии СПО 43.01.09. Повар, кондитер
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательнойпрограммы: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу, связана сосвоением профессиональных компетенций по всем профессиона...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены ) по профессии 43.01.09 Повар, кондитер...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены
Программа подготовки квалифицированных рабочих, по профессии:43.01.09 «Повар, кондитер»...