Проект «Психолого-педагогическое сопровождения детей их семей ветеранов (участников) СВО».
проект

Лысенко Елена Андреевна

С целью оказание экстренной психологической помощи и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей, создание благоприятных условий для повышения уровня жизнестойкости детей из семей участников (ветеранов) CBО. Организую психолого-педагогического сопровождения детей из семей ветеранов (участников) CBО.

Выявляю обучающихся, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, оказываю квалифицированную психолого-педагогическую помощь обучающимся из семей ветеранов (участников) CBО, нуждающихся в ПППB.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_svo_lysenko.docx88.03 КБ

Предварительный просмотр:

Z:\!-Общая\ПРИЕМНАЯ\от Александрова\фирменный стиль\Логотип\иконка на белом фоне.png

628240, ул. Макаренко 1, г. Советский,  Советский район, Ханты-

Мансийский автономный округ – Югра,

Тюменская область

Тел. (3467)53-22-71

Факс: (3467)53-22-71

E-mail:sovpk@mail.ru

Психолого-педагогического сопровождения

детей из семей ветеранов (участников) СВО

Автор: педагог-психолог  

      БУ «Советский политехнический колледж»

                                                         Лысенко Елена Андреевна

Советский 2024

Пояснительная записка.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей из семей ветеранов (участников) СВО (далее – Программа) разработана на основе авторской программы Соловьeвой Д.Ю. «Психологическая помощь детям участников СВО».

Программа разработана в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Алгоритмом сопровождения в дошкольных образовательных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования детей ветеранов (участников) специальной военной операции, воспитанников в соответствующих организациях, в целях оказания таким детям необходимой помощи, в том числе психологической» (письмо от 11 августа 2023 года Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации №АБ-3386/07), требованиями ФГОС; Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Министром образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2017 года), «Методическими рекомендациями психолого-педагогического сопровождения семей участников (ветеранов) СВО в образовании» (методические рекомендации 2024 года Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»).  

Актуальность: наша страна переживает трудное время. На защиту Отечества встали военнослужащие и добровольцы, которые ежедневно ценой собственной жизни исполняют боевой долг. В жизни их семей присутствует важнейший момент – они ждут своего родного человека с военной операции, находятся в постоянном ожидании известий, переживании негативных эмоций и, значит, в состоянии стресса. Остро стоит вопрос по оказанию психологической помощи членам таких семей. Дети ветеранов (участников) СВО, военнослужащих, погибших или получивших увечье (ранение, травму, контузию), либо заболевание при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением требований по защите персональной информации и этических требований, и организации психолого-педагогического сопровождения.

Цель программы: оказание экстренной психологической помощи и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей, создание благоприятных условий для повышения уровня жизнестойкости детей из семей участников (ветеранов) CBО.

Задачи:

  • Организация психолого-педагогического сопровождения детей из семей ветеранов (участников) CBО.
  • Выявление детей, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (далее по тексту – ПППB).
  • Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи обучающимся из семей ветеранов (участников) CBО, нуждающихся в ПППB.
  • Проведение профилактической и просветительской работы среди педагогического коллектива, воспитанников и их родителей (законных представителей).

Содержание программы.

Основные направления деятельности педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей участников (ветеранов) СВО.

Программа включает в себя следующие направления деятельности:

- психодиагностическое – в рамках данного направления осуществляется выявление обучающихся, нуждающихся в ПППB, а также углубленная диагностика детей, входящих в группу ПППB;

- консультационное – в процессе реализации данного направления организуется консультации с обучающимися по результатам мониторинга психологического состояния детей из семей ветеранов (участников) CBО; индивидуальное консультирование родителя (законного представителя), не принимающего участие в СВО, обсуждение с ними результатов диагностик, планируемых и реализованных мероприятий в рамках индивидуального сопровождения и оказания психологической помощи;

- просветительское – в рамках данного направления организуется повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся, других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие;  

- профилактическое – в рамках данного направления осуществляется разработка и распространение информационно-разъяснительных материалов (памяток, буклетов, рекомендаций и далее), проведение семинаров, практикумов для участников образовательных отношений по вопросам сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей, переживших травматическое событие;

- коррекционно-развивающее – в процессе реализации данного направления проводятся индивидуальные, а также групповые коррекционно-развивающие занятия с целью развития личности, укрепления и совершенствования психологического здоровья детей из семей ветеранов (участников) CBО, нормализации межличностных отношений, развития чувства безопасности и преодоления неуверенности в себе.

Алгоритм действий психолого-педагогического сопровождения

и оказания психолого-педагогической помощи детям из семей

ветеранов (участников) CBО

Настоящий Алгоритм включает в себя рекомендации для администрации, педагогических работников (педагогов школы, социального педагога, педагога-психолога) и иных специалистов образовательной организации. Дети ветеранов (участников) СВО, военнослужащих, погибших или получивших увечье (ранение, травму, контузию), либо заболевание при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением требований по защите персональной информации и этических требований в организации психолого-педагогического сопровождения.

1. Подготовительный этап: формирование списочного состава и сбор информации о детях из семей ветеранов (участников) СВО.

Осуществляется сбор информации: - об обучающихся – детях из семей ветеранов (участников) CBО; - о ситуации, в которой сейчас находится ребенок:

1) в ситуации недавнего расставания с родителем;

2) в ситуации травматизации в связи с уходом родителя на CBО;

3) в ситуации переживания потери (гибели) родителя – участника CBО.

C этой целью классные руководители заполняют лист информации о детях из семей ветеранов (участников) CBО (приложение 1), который в последующем передают социальному педагогу образовательного учреждения. Социальный педагог готовит сводную информацию и после обобщения полученных сведений передает информацию педагогу-психологу.

2. Информирование участников образовательных отношений о возможностях получения психологической помощи (приложение 2). Размещение информации на стендах, официальном сайте образовательной организации, в официальной группе образовательной организации в социальных сетях и иных доступных информационных ресурсах.

3. Организация мониторинга (скрининга) психологического состояния детей из семей ветеранов (участников) СВО. Ежедневно классные руководители и педагоги предметники осуществляют контроль за психоэмоциональным состоянием обучающихся. В случае явного эмоционального неблагополучия ребенка из семьи участника (ветерана) CBО педагог незамедлительно информирует руководителя образовательного учреждения и педагога-психолога.

При выявлении признаков неблагоприятных и деструктивных состояний у обучающихся, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (далее – ПППВ), целесообразно организовать взаимодействие с педагогом-психологом, а также родителем (законным представителем), не участвующим в СВО.

Работа с обучающимися, включенными в группу ПППВ, осуществляется психолого-педагогическим консилиумом школы, в которой педагог-психолог может выступать организатором взаимодействия, а также при необходимости рекомендуется привлекать других специалистов в рамках межведомственного взаимодействия по вопросу сопровождения семей ветеранов (участников) СВО.

Проблема оценки актуального психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО приобретает особую важность для качественного проведения ранней диагностики признаков стресса воспитанников , который отражается, прежде всего, на физиологическом состоянии (психосоматические проявления), когнитивных процессах (внимание, память, мышление), и психическом состоянии (раздражительность, апатия, усталость, чувство тревоги и т.д.), поведенческих проявлениях (агрессия, снижение активности, вызывающее поведение).

4. Проведение диагностических исследований, направленных на изучение актуального психологического состояния, обучающегося и его личностных особенностей, включенными в группу ПППB.

Педагог-психолог подбирает методику с учетом возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей.    

Наименование методики, автор

Цели

Класс

Методики диагностики актуального психологического состояния

Восьмицветовой тест Люшера (М. Люшер в модификации Л.А. Ясюковой)

- эмоциональное состояние

- психологическое напряжение

1- 4 курс

Самочувствие-активность-настроение, САН (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, М. П. Мирошников, В. Б. Шарай) 

- самочувствие

- активность

- настроение

1- 4 курс

Многомерная оценка детской тревожности, МОДТ (Е. Е. Ромицына, Л. И. Вассерман)

- общая тревожность

- отношения со сверстниками

- отношение с учителем

- отношения с родителями

- снижение психической активности

1- 4 курс

Самооценка психических состояний (Г. Айзенк)

- тревожность

- фрустрация

- агрессия

- ригидность

1- 4 курс

Подростковая шкала депрессии А.Т. Бека 

- уровень депрессии

1- 4 курс

Краткая шкала стрессоустойчивости, КШСУ, (Е.В. Распопин)

- стрессоустойчивость

1- 4 курс

Самооценка эмоциональных состояний А.Уэссман, Д. Рикс

- спокойствие/тревожность

- энергичность/усталость

приподнятость/подавленность

1- 4 курс

Шкала безнадежности А.Т. Бека, BHS

Уровень депрессии

1- 4 курс

Самооценка стрессоустойчивости личности Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова 

Уровень стрессоустойчивости

1- 4 курс

Шкала психологического стресса, (Н.Е. Водопьянова) PSM-25

Показатель психической напряженности

1- 4 курс

Методики диагностики личностных особенностей

Личностный опросник  Кеттелла-Ясюковой

- Исполнительность;

- волевой самоконтроль;

- честолюбие;

- самостоятельность, независимость;

- прагматизм;

- тревожность;

- беспечность;

- эмоциональность;

- дипломатичность;

- коммуникативная активность;

- комформизм;

- потребность в общении;

- психологическая энергия.

1- 4 курс

Методика Самооценка по Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан)

- уровень самооценки;

- уровень притязаний;

- личностный рост.

1- 4 курс

Определение уровня самооценки (С.В. Ковалев) 

Уровень самооценки

1- 4 курс

Опросник акцентуаций характера Г.Шмишека

Акцентуации характера:

- демонстративный;

- педантичный;

- застревающий;

- возбудимый;

Акцентуации темперамента:

- гипертимический;

- дистимический;

- тревожно-боязливый;

- циклотимический;

- экзальтированный;

- эмотивный.

1- 4 курс

Диагностика иррациональных установок (А.Эллис)

- Восприятие неблагоприятных ситуаций;

- завышенные требования к себе;

- завышенные требования к другим;

- уровень стрессоустойчивости;

- рациональность и оценочные установки.

1- 4 курс

 Личностный опросник ИСН (М.Р. Таминдарова) 

- Искренность;

- депрессивность;

- невротизация;

- общительность.

1- 4 курс

 Тест-опросник «Исследования волевого самоконтроля, ВСК (А.В.Зверьков, Е.В.Эйдман) 

- Настойчивость;

- самообладание.

1- 4 курс

Методика диагностики социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) 

- Адаптивность;

- дезадаптивность;

- принятие- не принятие себя;

- принятие- не принятие других;

- эмоциональный комфорт- дискомфорт;

- внутренний-внешний контроль;

- доминирование- ведомость;

- эскапизм (уход от проблем).

1- 4 курс

Опросник антивитальность и жизнестойкость, (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев) АВиЖС

Жизнестойкость:

- психологическая поддержка

- удовлетворенность жизнью

- стремление к успеху

- саморегуляция

- позитивный образ будущего

Антивитальность:

- антивитальные мысли и действия

- антивитальные переживания

-  страх негативной оценки

- микросоциальный климат

- вредные привычки

- склонность к асоциальному поведению  

1- 4 курс

Диагностика Склонность к суицидальным реакциям (П.И. Юнацкевич) СР-45

Склонность к суицидальным реакциям

1- 4 курс

Методика исследования виктимного поведения (О.О. Андронникова)

Склонности к агрессивному виктимному поведению

Склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Склонности к гиперсоциальному поведению

1- 4 курс

Индекс жизненного стиля, (Р. Плутчик, Н. Келерман, Н. Конте)  LSI

Методика позволяет диагностировать систему механизмов психологической защиты, выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого.

1- 4 курс

Тест жизнестойкости Мадди (адаптация Д.А. Леонтьев, Е.И. Рссказова) 

- вовлеченность

- контроль

- принятие риска

1- 4 курс

Исходя из индивидуальных характеристик личности ребенка возможно использование иных методик в практической деятельности.

5. Составление заключения по результатам диагностического обследования.

6. Проведение консультации родителя (законного представителя), не принимающего участие в СВО, по результатам диагностики с предоставлением рекомендаций; ведение протокола консультации (приложение 3). 

7. Организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих профилактических занятий по формированию стрессоустойчивости и жизнестойкости с детьми из семей ветеранов (участников) CBО.

Индивидуальные, а также групповые коррекционно-развивающие занятия с целью развития эмоциональной сферы детей, укрепления и совершенствования психологического здоровья воспитанников из семей ветеранов (участников) CBО, нормализации межличностных отношений, развития чувства безопасности.

Задачи:

1. Стабилизировать эмоциональное состояние детей.

2. Создать условия для снятия эмоционального напряжения.

3. Научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов перенос положительного опыта из группы в реальную окружающую обстановку ребенка.

4. Развивать умение регулировать свое поведение.

Организация занятий: 

Специфика коррекционно-развивающий работы с детьми из семей ветеранов (участников) СВО заключается в том, что эти дети находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной и сенсорной депривации, высоким уровнем тревоги и страхов, высоким уровнем агрессии (аутоагрессии), высоким уровнем обиды. Эмоциональное неблагополучие может привести к психоэмоциональному напряжению и различным нарушениям поведения, поскольку дети еще не умеют расслабляться, предвидеть и контролировать ситуацию и поэтому во многом зависимы от окружающей их среды и взрослых. Активность участников занятий носит особый характер, поскольку они вовлекаются в проигрывание специальных упражнений, направленных на стабилизацию эмоционального состояния. При проведении занятия акцент делается на создание атмосферы доверия и безопасности, и поэтому очень важно подчеркивать, что не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Важно: оценивать ребенка запрещено! Постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать собственные мысли и чувства. Задача психолога организовать занятие так, чтобы ребенок хотел в нем участвовать, хотел вернуться.

Методы:

- Дыхательные упражнения: от правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо- и кровоснабжение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием.

- Самомассаж влияет на нервную систему ребёнка, помогает снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

- Глазодвигательные упражнения являются профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения, обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, снимают переутомление зрительного аппарата, положительно влияют на общее психоэмоциональное состояние человека.

- Упражнения и этюды психогимнастики используются для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепление его психического здоровья. Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. При выполнении упражнений упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

- Релаксационные методы – использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, кинестетические техники.

- Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы).

Принципы проведения занятий

Принцип естественности: создание естественной стимулирующей среды, в которой обучающийся чувствует себя комфортно и защищенно, что способствует желанию участвовать в занятии. Удовлетворяя требованиям данного принципа, подбор заданий осуществляется с учетом возможностей ребенка, инструкция к заданию формируется в игровой форме. Исключается негативная оценка действий, идей и результатов деятельности ребенка, поощряется фантазия и творческий подход.

Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с обучающимися предполагает организацию атмосферы успеха для ребёнка, веру в её положительный результат, утверждение этого чувства в ребёнке, поощрение его малейших достижений.

Принцип добровольности: обучающиеся должны иметь возможность самостоятельно решать, хотят ли они учувствовать в занятии или нет. Это подразумевает отсутствие давление со стороны взрослых или сверстников. Обучающиеся должны знать, что они могут в любой момент отказаться от участия в занятии без негативных последствий.

Принцип активности ведущего взрослого: взрослый в роли организатора, и непосредственного участника. Активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность обучающегося.

Принцип проблемности (создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон).

Структура и содержание программы

1. Этап – «Вводный». Приветствие. Предлагается какое-либо «испытание», или проводится гимнастика, направленная на сенсорную 15 стимуляцию: зрительная, слуховая, тактильная. Если существует необходимость изменить актуальное эмоциональное состояние ребенка, поднять его настроение, или напротив, снять чрезмерное возбуждение проводятся упражнениями по снятию напряжения, (эти упражнения можно проводить и между этапами занятия).

2. Этап – «Основной». На данном этапе проводятся психолого-педагогические упражнения, игры, беседы, проигрывание проблемных ситуаций, упражнения на регулирование своего поведения.

3. Этап «Заключительный». На данном этапе проводятся релаксационные упражнения, рефлексия и обсуждение занятия в двух аспектах: в эмоциональном, и в смысловом. В ходе занятий при необходимости внутренняя структура программы может изменяться (замена тем, приемов и методик) под актуальную проблему конкретного ребенка, некоторые занятия могут проводиться дважды для более углубленного коррекционного воздействия. Для проведения этюдов и упражнений необходимо свободное пространство. Для проведения некоторых упражнений необходим стол, принадлежности для рисования, пластилин, песок.

Временные затраты: данная программа рассчитана на 5 - 12 занятий 1 раз в неделю, оптимальная продолжительность каждого занятия – 20-30 минут. Занятия проводятся индивидуально (либо малые группы до 6-и человек).

8. Разработка памяток и рекомендаций педагогам и родителям (законным представителям) воспитанников (приложение 4).

9. Организация работы с педагогами, взаимодействующими с детьми из семей ветеранов (участников) СВО.

В рамках просветительской деятельности педагог-психолог организует практикум и семинары для педагогов.

Организация работы с педагогами, взаимодействующими с обучающимися из семьи ветерана, участника СВО заключается в предоставлении рекомендаций и алгоритмов дальнейшей работы с ребенком, находящимся в ситуации мобилизации (утраты) родителя участника, ветерана СВО.

Деятельность педагога-психолога по психологическому сопровождению педагогического коллектива включает в себя:

 психологическое консультирование;

 психологическое просвещение (повышение психологической компетентности педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие);

 психопрофилактику (профессиональная деятельность, направленная на формирование в образовательной организации необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья, обучающегося);

 психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса освоения основной и дополнительной образовательной программ обучающимся целевой группы (разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуального плана – маршрута для обучающегося).

10. Работа с родителями (законными представителями), не принимающими участие в СВО.

Психологическое здоровье и психическое развитие школьника, его эмоциональное благополучие, его переживания стрессовых ситуаций, в силу возрастных особенностей, у школьников еще нет собственных навыков совладания с ситуацией, практически полностью зависит от близкого взрослого. Поэтому работа с родителем (законным представителем), не участвующим в СВО является очень важной в помощи ребёнку преодолеть ситуацию расставания с родителем, участвующим в СВО. Она направлена на улучшение психологического климата в семье, помощи родителю (законному представителю) в осознании и принятии своих негативных чувств и чувств ребенка; развитии навыков конструктивного общения с ребенком в стрессовой ситуации; информирование о возможностях получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки; поиск и обсуждение внешних и внутренних ресурсов для улучшения психологического состояния обучающегося и родителя (законного представителя), не участвующего в CBО.

Предложенные в Программе рекомендации для информирования и консультирования родителей, не участвующих в СВО можно разделить на три группы:

1) дети находятся в ситуации расставания с родителем, участвующим в CBО; - Рекомендации родителям, не участвующим в СВО «Как говорить с детьми о мобилизации»;

2) дети пережили травматическое событие (посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия и т.п.); Конспект беседы с родителями «Как распознать тревожное расстройство у ребенка и своевременно принять меры по оказанию помощи»;

3) дети находятся в ситуации утраты родителя участника CBО. Рекомендации родителям, не участвующим в СВО, «Как сообщить ребенку о смерти близкого»; Рекомендации родителям, не участвующим в СВО, «Как помочь школьнику пережить горе»; B сложных случаях необходимо рекомендовать родителю (законному представителю) обратиться за консультацией к смежным специалистам (психиатру, психотерапевту, медицинскому (клиническому) психологу).

11. Проведение ППк 

B рамках подготовки к психолого-педагогическому консилиуму куратор готовит характеризующую информацию по детям, нуждающимся в ПППB:

- какие признаки эмоционального неблагополучия выявлены у каждого ребенка ПППB (по протоколу наблюдения, из личной беседы с обучающимися);

- по обращению родителя (законного представителя).

На психолого-педагогическом консилиуме присутствуют: заместитель директора по воспитательной работе, куратор, социальный педагог, педагог-психолог.

B процессе консилиума происходит обмен информацией между всеми его участниками относительно каждого ребенка группы ПППB. Решением ППк является оценка нуждаемости в оказании психолого-педагогической помощи и организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения.

В случае необходимости (признания нуждаемости в оказании психолого-педагогической помощи и организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения) ППк осуществляется разработка и планирование стратегии индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей из семей ветеранов (участников) CВО.

План (маршрут) индивидуального сопровождения, обучающегося разрабатывается на основе результатов диагностики с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка. B зависимости от выявленных проблем в план могут быть включены: индивидуальные психологические консультации ребенка и его родителя (законного представителя), не принимающего участие в CBО; групповые и (или) индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; профилактические и просветительские мероприятия.

Разработка и реализация плана индивидуального сопровождения, обучающегося «группы риска» осуществляется с обеспечением преемственности и распределения ответственности между всеми специалистами сопровождения.

В особо сложных случаях, для реализации индивидуального сопровождения, могут быть подключены представители внешних организаций: психиатр, медицинскому (клиническому) психологу, работник социальной службы, представитель органов опеки, представитель правоохранительных органов, специалисты центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и др.

13. Информирование родителей (законных представителей) воспитанников группы ПППВ о решении ППк. 

После проведения ППк необходимо ознакомить родителя (законного представителя) обучающегося группы ПППВ, не принимающего участие в CВО, с решением ППк и планом индивидуального сопровождения ребенка. В случае отказа от оказания психолого-педагогической помощи ребенку оформляется письменный отказ (приложение 5).

При наличии письменного отказа родителей (законных представителей) от оказания ребенку психолого-педагогической помощи психологическое сопровождение осуществляется опосредовано: педагогом-психологом через просветительскую и профилактическую деятельность; воспитателями через систему воспитательных мероприятий в классе (индивидуальный педагогический подход, помощь в улучшении контактов в классе, в повышении статусов группе и др.), педагогом, социальным педагогом через мониторинг социальной ситуации обучающегося.

Планируемые результаты

1. Своевременное выявление нарушения поведения, отклонений в развитии и трудностей в обучении.

2. Поддержание психологической безопасности и комфортности среды образовательной организации.

3. Осведомленности субъектов образовательной среды о способах получения психологической и иных видов помощи в стенах образовательного учреждения и иных организациях.

4. Благоприятный уровень эмоционального состояния школьников из семей ветеранов (участников) СВО.

5. Повышение степени адаптационных способностей у школьников в стрессовых, конфликтных ситуациях с опорой на собственные ресурсные качества.

6. Приобретение школьниками умения сотрудничать и строить доверительные отношения с другими людьми, освоение навыков работы в коллективе.

План работы по обеспечению психолого-педагогической помощи обучающимся из числа семей ветеранов (участников) CBО

Наименование мероприятия

Ответственные

Сроки

Организация мониторинга психологического состояния детей

ветеранов (участников) СВО

1.

Контроль психоэмоционального

состояния обучающегося

Куратор, преподаватели и мастера

Ежедневно

2.

Формирование списка детей ветеранов (участников) CBО нуждающихся в ПППB

Куратор, социальный педагог, педагог-психолог

В течении учебного года

3.

Проведение групповой

диагностики обучающихся на уровень тревожности

Педагог-психолог

1 раз в год

4.

Проведение индивидуальной

диагностики детей, нуждающихся в ПППB

Педагог-психолог

По мере

необходимости

Организация психолого-педагогического сопровождения детей

ветеранов (участников) СВО в период обучения

5.

Организация заседаний ППк по

разработке стратегий психолого-педагогического сопровождения

детей, нуждающихся в ПППB

Председатель ППк

В течении учебного года

6.

Разработка планов (маршрутов)

индивидуального психолого-педагогического сопровождения

детей, нуждающихся в ПППB

Специалисты

сопровождения

По решению ППк

7.

Обеспечение досуговой занятости

воспитанников из семей ветеранов

(участников) CBО

Куратор, социальный педагог

Постоянно

8.

Создание благоприятного

психологического климата и

дружелюбной среды в детском

коллективе класса обучающегося

ветерана (участника)CBО

Куратор

Постоянно в течение года

9.

Организация тесного взаимодействия

с родителем, не принимающим

участие в CBО

Куратор

Постоянно в течение года

10.

Организация психологического

консультирования педагогов и

родителей (законных представителей)

по вопросам обучения и воспитания

детей, находящихся в ситуации

расставания с родителем, участником

CBО, переживших травматическое

событие и (или) утрату родителя

Педагог-психолог

B соответствии

с планом

сопровождения

11.

Организация индивидуальных и (или)

групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми,

нуждающимися в ПППB

Педагог-психолог

B соответствии

с планом

сопровождения

Организация и проведение мероприятий, направленных на

формирование благоприятного психологического климата, сохранение

и (или) восстановление психологического здоровья детей ветеранов

(участников) СВО

12.

Включение обучающегося

в культурно- образовательное

пространство и благоприятный

микросоциум

Заместитель директора по воспитательной работе, куратор, педагог организатор,

 педагог-психолог, социальный педагог

В течении года

13.

Практикум для педагогов

«B группе есть ребенок участника

CBО. Как увидеть эмоциональные

трудности у ребенка и правильно

на них реагировать»

Педагог-психолог

Февраль, март

14.

Разработка рекомендаций педагогам

«Правила в общении с детьми

из семей участников CBО»

Педагог-психолог

Январь

15.

Беседа для родителей, не

принимающих участие в CBО «Как

распознать тревожное расстройство

у ребенка и своевременно принять

меры по оказанию помощи»

Педагог-психолог

Март

16.

Разработка рекомендаций родителям

школьников «Как говорить с детьми

о CBО»

Педагог-психолог

Январь

17.

Разработка рекомендаций участникам

образовательных отношений «Как

вести себя в ситуациях кризисного состояния обучающихся»

Педагог-психолог

Январь

Организация сетевого и межведомственного взаимодействия

для оказания необходимой помощи и поддержки детей ветеранов

(участников) СВО

18.

Обеспечение взаимодействия

с организациями здравоохранения

в связи с необходимостью оказания

экстренной специализированной

медицинской помощи

Заместитель

директора по

воспитательной работе

B течение года, по мере необходимости

19.

Обеспечение взаимодействия

с органами социальной защиты

в случае необходимости принятия

дополнительных социальных мер

поддержки обучающегося

Социальный педагог

B течение года, по мере необходимости

Обеспечение информирования детей ветеранов (участников) СВО,

членов их семей, педагогических работников о возможностях

и ресурсах получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки

20.

Обеспечение информирования

семей ветеранов (участников) CBО,

членов их семей, педагогических

работников о:

- возможностях получения

психологической помощи, психолого-педагогической поддержки

педагогических работников;

- номерах круглосуточной экстренной

анонимной кризисной помощи;

- ресурсах государственного фонда

поддержки участников специальной

военной операции «Защитники

Отечества»

Заместитель директора по воспитательной работе, куратор,

педагог-психолог, социальный педагог

В течении года

Список используемой литературы

1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М.: Речь, 2010.

2. Гаврючина Л. В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ. – М., 2008.

3. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми 5-7 лет. – М.-2011.

4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». http://pedlib.ru/Books/3/0001/3_0001-1.shtml.

5. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей. – СП «Детство-Пресс» -2010.

6. Копилка возможностей. Психологическая игра для развития социального интеллекта. Мухаматулина Е.А., Ушакова Т.О. – М.: Генезис, 2022.

7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира. http://www.koob.ru/kryazheva/.

8. Локтионова А.И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков. – Москва: Изд-во «Институт психологии РАН».

9. Методические рекомендации «Остров детства». Т. Зинкевич-28 Евстигнеева, Н. Данилова. – Санкт-Петербург, 2010.

10. Муругова А.О.Эмоциональные и поведенческие реакции подростков в трудных жизненных ситуациях /А.О. Муругова //Современная психология: проблемы и решения: сборник статей Международной научно-практической конференции. –Москва, 2018.

11. Овчарова Р.В. Методология исследования жизнеспособности личности/Вестник Курганского гос. ун-та, 2019.

12. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие. – М., 2001.

13. Программа «Психологическая помощь детям участников СВО». Соловьeва Д.Ю., Санкт-Петербург.

14. Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации «Пусть всегда буду я!». Вдовина Е.Г. КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи» – Барнаул, 2017.

16. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – Сфера- 2014.

17. Сборник методических разработок по формированию жизнестойкости воспитанников : метод.пос./Сост.: Вдовина Е.Г., Моисеева Т.А.– Барнаул, 2015.

19. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. –

Москва: Айрис-пресс, 2004. - 176с.

20. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет психологические игры, упражнения, сказки: пособие. - М.: Генезис, 2013.

21. Чистякова М.И. Психогимнастика. http://login.ru/books/psikhogimnastika-chistyakova-m-a-prakticheskaya-psikhologiya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности» (Половое воспитание как система в работе классного руководителя)

В рамках проектной деятельности педагога предлагается комплекс мероприятий, в том числе несколько классных часов.      Усилия воспитателей направлены на выработку у подрастаю...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития. При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и в...

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ...

Особенности сетевого взаимодействия при организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки тяжелобольных детей

В статье представлен опыт сетевого взаимодействия учреждения здравоохранения и учреждения дополнительного образования по организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки ...

Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период

В статье " Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период" описан алгоритм сопровождения семьи -  от знакомства, основных этапов работы с ней...

Особенности организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей

В рассматриваемой статье раскрываются основные направления деятельности Службы сопровождения замещающих семей, описываются формы и методы работы, основные принципы и этапы сопровождения. Материал буде...

Рекомендации для проекта "Психолого-педагогического сопровождения детей из семей ветеранов (участников) СВО"

Опрос проводится специалистами психологической службы в системе образования.Сегодня в условиях неопределенности и напряженности, в период проведения специальной военной операции, очень важно поддержив...