Особенности организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей
методическая разработка

Киселева Мария Сергеевна

В рассматриваемой статье раскрываются основные направления деятельности Службы сопровождения замещающих семей, описываются формы и методы работы, основные принципы и этапы сопровождения. Материал будет полезен социальным педагогам и педагогам-психологам, работающим с приемным (опекунскими) семьями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации  психолого-педагогического сопровождения замещающих семей

Автор: педагог-психолог

                                                            ССОП Рыбинского МР

                                             Киселева М.С.

Единственный шанс для ребенка, оставшегося без попечения родителей, не потеряться в сложном взрослом мире – это семья. Поэтому государственная политика в социальной сфере  ориентирована на семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данной формой устройства является замещающая семья. Только в семье ребенок может получить тот позитивный  социальный опыт, который станет основой его нормальной жизни в будущем.

Перечень проблем, с которыми может столкнуться замещающая семья  очень обширный.  У детей-сирот, как правило, наблюдается высокая тревожность, вызванная несформированностью чувства базовой защищенности, имеется ряд поведенческих отклонений,  недостаточно адекватный уровень самооценки, сложности коммуникации со взрослыми и сверстниками и т.п. Многие дети из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют ограниченные возможности здоровья. Как показывает практика, замещающие родители не всегда готовы к преодолению трудностей, связанных с особенностями развития ребенка, а также  к  ряду  других трудностей, которые могут возникнуть в течение всего периода воспитания подопечного. Это особенно ярко проявляется на этапе адаптации ребенка в семье, а также по достижении подопечным подросткового возраста. Без поддержки специалистов и профессионального сопровождения   таким родителям очень трудно решать все возникающие проблемы и, в этом случае велик риск отказа от приемного ребенка.

Успешность решения проблем в замещающих семьях и является важнейшей задачей специалистов Службы сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц. Деятельность Службы направлена на создание условий для оптимального развития ребенка в замещающей семье, оказание психологической, педагогической, социальной помощи приемным родителям (опекунам/попечителям) в создании благоприятной ситуации проживания, воспитания, образования и развития детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи.

Деятельность специалистов Службы сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц осуществляется по следующим направлениям:

  1. Работа с кандидатами в приемные родители (опекуны/попечители).
  2. Сопровождение замещающей семьи на разных этапах ее жизнедеятельности;
  3. Диагностическое направление;
  4. Коррекционное направление;
  5. Консультационное направление;
  6. Информационно-просветительское
  7. Профориентационное;
  8. Профилактическое (профилактические беседы, педагогические советы и т.п.)
  9. Работа по восстановлению в родительских правах;
  10. Организация вовлечения  замещающих семей в совместную досуговую деятельность;
  11. Социально-медицинское направление.

             В процессе взаимодействия с семьей используются следующие методы и формы работы:

  • сбор информации о семье (беседа, интервью, получение информации из организаций);
  • выходы специалистов по месту жительства замещающей семьи;
  • выходы специалистов в образовательные учреждения, которые посещают подопечные;
  • профилактические беседы;
  • социально-психологическое диагностирование;
  • психолого-педагогическое диагностирование;
  • консультации;
  • информирование по проблеме;
  • обеспечение информационными, научно-методическими материалами;
  • подготовка заключений и рекомендаций;
  • организация занятий для замещающих родителей и членов их семьи для повышения уровня родительской компетенции (индивидуальные, групповые и подгрупповые);
  • проведение тематических встреч замещающих родителей (деятельность Клуба замещающих семей «Тепло родных сердец»);
  • организация выездных мероприятий для замещающих семей (цирк, различные экскурсии, походы и т.п.);
  • мониторинг благополучия ребенка в замещающей семье и образовательном учреждении;
  • проведение родительских собраний с привлечением специалистов отдела опеки и попечительства, а также иных специалистов;
  • педагогический консилиум.

В основе  сопровождения замещающих семей лежат следующие принципы:

  • комплексное сопровождение и работа в команде;
  • профессионализм и высокая квалификация членов команды;
  • учёт потребностей и запросов семьи, приоритет интересов семьи;
  • добровольность получения услуг;
  • доступность помощи для семьи;
  • четкость, системность, последовательность и преемственность в соблюдении этапов оказания помощи;
  • непрерывность сопровождения должно быть ориентировано на ребенка и на связи между ребенком и его приемными родителями, согласно индивидуальному плану работы с семьёй;
  • рекомендательный характер консультаций специалистов
  • конфиденциальность информации о семье;
  • активное участие членов замещающей семьи в психолого- педагогическом сопровождении и развитии собственного потенциала;
  • мониторинг оценки качества и эффективности психолого-педагогической помощи.

Этапы сопровождения замещающих семей:

  1. Предварительный этап (начинается с момента знакомства с потенциальными приемными родителями (опекунами/попечителями), т.е. с момента их визита в орган опеки и попечительства. Включает в себя беседы, диагностику, консультирование кандидата в приемные родители и т.п.).
  2. Основной этап (начинается после заключения между специалистами Службы сопровождения и приемными родителями  Договора о сопровождении замещающей семьи. Включает в себя многочисленные мониторинговые мероприятия, выезды в семью и образовательное учреждение, которое посещает подопечный, консультации, коррекционные занятия и т.п.).
  3. Итоговый (об этом этапе идет речь тогда, когда сопровождение семье прекращается по разным на то причинам).

Виды сопровождения:

В ходе своей деятельности специалисты Службы  осуществляют сопровождение разного рода. Выбор вида сопровождения зависит от общей ситуации в семье, семейного микроклимата, стажа совместного проживания замещающих родителей, времени, с которого ребенок воспитывается в приемной семье, а также  наличия или отсутствия проблем.  Выделяют следующие виды сопровождения замещающей семьи:

  1. Адаптационно-кризисное сопровождение
  2. Мониторинговое сопровождение (базовое).
  3. Активное сопровождение.

Условия для кризисного сопровождения:

- кризисная ситуация (затруднительное положение, вызванное возникновением противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, создающее опасность освобождения или отстранения опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей) в жизни ребенка (в том числе жестокое обращение, возвращение из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, суицидальное поведение, возрастные и/или семейные кризисы);

- семья находится в социально опасном положении (семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном для их жизни и здоровья положении (лиц в возрасте до 18 лет, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей собой опасность для их жизни или здоровья или не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, или совершает правонарушения или другие антиобщественные действия), а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними);
- совершение правонарушения.

Условия для активного сопровождения:

- период адаптации к новым окружающим условиям (период помещения ребенка в замещающую семью, смена формы устройства ребенка в замещающую семью, поступление либо смена образовательной организации);

- отклонения в поведении ребенка (в том числе конфликты в школе и семье, пропуски уроков).

 Условия для мониторингового сопровождения:

- отсутствие указанных выше обстоятельств;

- ситуация в замещающей семье является стабильной, проблем, требующих вмешательства, нет;

- деятельность по сопровождению замещающей семьи осуществляется по запросу замещающего родителя.

Показатели эффективности сопровождения замещающей семьи:

  1. Положительная динамика в развитии ребенка в замещающей семье (улучшение его  психического, эмоционального, интеллектуального, физического и социального развития).
  2. Удовлетворенность ребенка и замещающей семьи.
  3. Востребованность услуг специалистов Службы со стороны замещающих родителей,  подопечных, специалистов межведомственных организаций.
  4. Уменьшение возвратов детей из замещающих семей.
  5. Снижение количества детей, состоящих на различных видах учета.
  6. Увеличение количества восстановившихся в родительских правах.
  7. Стабилизация детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности школьного психолого-дефектологического сопровождения семей учащихся с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями

Проблемы детей с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями развития. Глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной речи, моторики и эмоционально-вол...

"Значение мотива принятия ребенка-как успех успешного функционирования замещающей семьи"

Данный материал может быть использован для подготовки индивидуальных колнсультаций, элементов занятий с кандидатами в замещающие родители.Им могут воспользоваться социальные педагоги, психологи, а так...

Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Основные тезисы: необходимость оказания психологической поддержки семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, или риском появления отклонений в развитии; понятие и сущность психологического сопровождения; сп...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ

Моя статья раскрывает такие важные вопросы какпсихолого-педагогическое  сопровождение сложных подростков в образовательной среде....

Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся комплекса-интерната в процессе овладения профессиональными навыками.

Организация психолого-педагогической помощи в комплексе-интернате — актуальная проблема. Комплекс-интернат для инвалидов и лиц с ОВЗ – это такой тип профессионального образовательного учреждения, в ко...

Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период

В статье " Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период" описан алгоритм сопровождения семьи -  от знакомства, основных этапов работы с ней...

Сборнк занятий для организации работы с замещающими семьями "Организация работы с замещающими семьями по духовно-нравственному воспитанию детей"

В данном сборнике представлен опыт работы специалистов ТОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения  "Приют надежды" в рамках реализованного проекта по подготовке и сопр...