Особенности организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей
методическая разработка
В рассматриваемой статье раскрываются основные направления деятельности Службы сопровождения замещающих семей, описываются формы и методы работы, основные принципы и этапы сопровождения. Материал будет полезен социальным педагогам и педагогам-психологам, работающим с приемным (опекунскими) семьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_po_soprovozhdeniyu_zameshchayushchih_semey.docx | 31.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей
Автор: педагог-психолог
ССОП Рыбинского МР
Киселева М.С.
Единственный шанс для ребенка, оставшегося без попечения родителей, не потеряться в сложном взрослом мире – это семья. Поэтому государственная политика в социальной сфере ориентирована на семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данной формой устройства является замещающая семья. Только в семье ребенок может получить тот позитивный социальный опыт, который станет основой его нормальной жизни в будущем.
Перечень проблем, с которыми может столкнуться замещающая семья очень обширный. У детей-сирот, как правило, наблюдается высокая тревожность, вызванная несформированностью чувства базовой защищенности, имеется ряд поведенческих отклонений, недостаточно адекватный уровень самооценки, сложности коммуникации со взрослыми и сверстниками и т.п. Многие дети из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют ограниченные возможности здоровья. Как показывает практика, замещающие родители не всегда готовы к преодолению трудностей, связанных с особенностями развития ребенка, а также к ряду других трудностей, которые могут возникнуть в течение всего периода воспитания подопечного. Это особенно ярко проявляется на этапе адаптации ребенка в семье, а также по достижении подопечным подросткового возраста. Без поддержки специалистов и профессионального сопровождения таким родителям очень трудно решать все возникающие проблемы и, в этом случае велик риск отказа от приемного ребенка.
Успешность решения проблем в замещающих семьях и является важнейшей задачей специалистов Службы сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц. Деятельность Службы направлена на создание условий для оптимального развития ребенка в замещающей семье, оказание психологической, педагогической, социальной помощи приемным родителям (опекунам/попечителям) в создании благоприятной ситуации проживания, воспитания, образования и развития детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи.
Деятельность специалистов Службы сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц осуществляется по следующим направлениям:
- Работа с кандидатами в приемные родители (опекуны/попечители).
- Сопровождение замещающей семьи на разных этапах ее жизнедеятельности;
- Диагностическое направление;
- Коррекционное направление;
- Консультационное направление;
- Информационно-просветительское
- Профориентационное;
- Профилактическое (профилактические беседы, педагогические советы и т.п.)
- Работа по восстановлению в родительских правах;
- Организация вовлечения замещающих семей в совместную досуговую деятельность;
- Социально-медицинское направление.
В процессе взаимодействия с семьей используются следующие методы и формы работы:
- сбор информации о семье (беседа, интервью, получение информации из организаций);
- выходы специалистов по месту жительства замещающей семьи;
- выходы специалистов в образовательные учреждения, которые посещают подопечные;
- профилактические беседы;
- социально-психологическое диагностирование;
- психолого-педагогическое диагностирование;
- консультации;
- информирование по проблеме;
- обеспечение информационными, научно-методическими материалами;
- подготовка заключений и рекомендаций;
- организация занятий для замещающих родителей и членов их семьи для повышения уровня родительской компетенции (индивидуальные, групповые и подгрупповые);
- проведение тематических встреч замещающих родителей (деятельность Клуба замещающих семей «Тепло родных сердец»);
- организация выездных мероприятий для замещающих семей (цирк, различные экскурсии, походы и т.п.);
- мониторинг благополучия ребенка в замещающей семье и образовательном учреждении;
- проведение родительских собраний с привлечением специалистов отдела опеки и попечительства, а также иных специалистов;
- педагогический консилиум.
В основе сопровождения замещающих семей лежат следующие принципы:
- комплексное сопровождение и работа в команде;
- профессионализм и высокая квалификация членов команды;
- учёт потребностей и запросов семьи, приоритет интересов семьи;
- добровольность получения услуг;
- доступность помощи для семьи;
- четкость, системность, последовательность и преемственность в соблюдении этапов оказания помощи;
- непрерывность сопровождения должно быть ориентировано на ребенка и на связи между ребенком и его приемными родителями, согласно индивидуальному плану работы с семьёй;
- рекомендательный характер консультаций специалистов
- конфиденциальность информации о семье;
- активное участие членов замещающей семьи в психолого- педагогическом сопровождении и развитии собственного потенциала;
- мониторинг оценки качества и эффективности психолого-педагогической помощи.
Этапы сопровождения замещающих семей:
- Предварительный этап (начинается с момента знакомства с потенциальными приемными родителями (опекунами/попечителями), т.е. с момента их визита в орган опеки и попечительства. Включает в себя беседы, диагностику, консультирование кандидата в приемные родители и т.п.).
- Основной этап (начинается после заключения между специалистами Службы сопровождения и приемными родителями Договора о сопровождении замещающей семьи. Включает в себя многочисленные мониторинговые мероприятия, выезды в семью и образовательное учреждение, которое посещает подопечный, консультации, коррекционные занятия и т.п.).
- Итоговый (об этом этапе идет речь тогда, когда сопровождение семье прекращается по разным на то причинам).
Виды сопровождения:
В ходе своей деятельности специалисты Службы осуществляют сопровождение разного рода. Выбор вида сопровождения зависит от общей ситуации в семье, семейного микроклимата, стажа совместного проживания замещающих родителей, времени, с которого ребенок воспитывается в приемной семье, а также наличия или отсутствия проблем. Выделяют следующие виды сопровождения замещающей семьи:
- Адаптационно-кризисное сопровождение
- Мониторинговое сопровождение (базовое).
- Активное сопровождение.
Условия для кризисного сопровождения:
- кризисная ситуация (затруднительное положение, вызванное возникновением противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, создающее опасность освобождения или отстранения опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей) в жизни ребенка (в том числе жестокое обращение, возвращение из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, суицидальное поведение, возрастные и/или семейные кризисы);
- семья находится в социально опасном положении (семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном для их жизни и здоровья положении (лиц в возрасте до 18 лет, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей собой опасность для их жизни или здоровья или не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, или совершает правонарушения или другие антиобщественные действия), а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними);
- совершение правонарушения.
Условия для активного сопровождения:
- период адаптации к новым окружающим условиям (период помещения ребенка в замещающую семью, смена формы устройства ребенка в замещающую семью, поступление либо смена образовательной организации);
- отклонения в поведении ребенка (в том числе конфликты в школе и семье, пропуски уроков).
Условия для мониторингового сопровождения:
- отсутствие указанных выше обстоятельств;
- ситуация в замещающей семье является стабильной, проблем, требующих вмешательства, нет;
- деятельность по сопровождению замещающей семьи осуществляется по запросу замещающего родителя.
Показатели эффективности сопровождения замещающей семьи:
- Положительная динамика в развитии ребенка в замещающей семье (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, физического и социального развития).
- Удовлетворенность ребенка и замещающей семьи.
- Востребованность услуг специалистов Службы со стороны замещающих родителей, подопечных, специалистов межведомственных организаций.
- Уменьшение возвратов детей из замещающих семей.
- Снижение количества детей, состоящих на различных видах учета.
- Увеличение количества восстановившихся в родительских правах.
- Стабилизация детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудных жизненных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности школьного психолого-дефектологического сопровождения семей учащихся с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями
Проблемы детей с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями развития. Глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной речи, моторики и эмоционально-вол...
"Значение мотива принятия ребенка-как успех успешного функционирования замещающей семьи"
Данный материал может быть использован для подготовки индивидуальных колнсультаций, элементов занятий с кандидатами в замещающие родители.Им могут воспользоваться социальные педагоги, психологи, а так...
Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья(из опыта работы)
Основные тезисы: необходимость оказания психологической поддержки семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, или риском появления отклонений в развитии; понятие и сущность психологического сопровождения; сп...
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ
Моя статья раскрывает такие важные вопросы какпсихолого-педагогическое сопровождение сложных подростков в образовательной среде....
Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся комплекса-интерната в процессе овладения профессиональными навыками.
Организация психолого-педагогической помощи в комплексе-интернате — актуальная проблема. Комплекс-интернат для инвалидов и лиц с ОВЗ – это такой тип профессионального образовательного учреждения, в ко...
Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период
В статье " Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период" описан алгоритм сопровождения семьи - от знакомства, основных этапов работы с ней...
Сборнк занятий для организации работы с замещающими семьями "Организация работы с замещающими семьями по духовно-нравственному воспитанию детей"
В данном сборнике представлен опыт работы специалистов ТОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Приют надежды" в рамках реализованного проекта по подготовке и сопр...