Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
рабочая программа на тему
Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития.
При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — образования, обеспечивающего удовлетворение, особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.
Особые образовательные потребности детей с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_detey.docx | 33.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа психолого-педагогического сопровождения детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Миронова К.С. педагог – психолог
Специальной коррекционной школы – интернат города Моздока.
Пояснительная записка.
(Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы).
Введение:
Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития.
При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — образования, обеспечивающего удовлетворение, особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.
Особые образовательные потребности детей с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).
- в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
- в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР ("по шаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему раз витию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- в обеспечении непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состоянии ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного обще го тонуса и др.);
Организация взаимодействия психолога с родителями.
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. Но на практике оказывается, что родители большей частью относятся к процедуре взаимодействия с психологом и другими специалистами безразлично, игнорируя проблемы, или даже негативно. Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов. Задачей первого этапа является установление до- верительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка.
Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно - развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога. На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение, хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики, развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время). Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах - практикумах.
Основные задачи и цели:
При реализации данной программы учитываются следующие общие принципы и правила коррекционно-развивающей работы с обучающимися с задержкой психического развития:
- осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку на занятиях;
- предотвращение утомления во время занятий, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средства наглядности и т.п.);
- использование методик и технологий, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности;
- постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;
- проявление во время работы с детьми особого педагогического такта.
Подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Сочетать требования с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
К основным целям деятельности специалистов школы относятся:
- диагностическая деятельность;
- консультативная деятельность;
- коррекционно-развивающая работа;
Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.
Форма организации:
Работа с детьми в малых подгруппах. На каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут.
Результаты коррекционно-развивающей работы выявляются в ходе проведения первичной,
промежуточной и
итоговой диагностик.
Условия организации коррекционно-образовательного процесса являются:
- коррекционно-развивающие занятия, продолжительностью 30 минут;
- комплексный подход и тесная взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога;
- взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение;
- оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями.
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный
Подготовительный этап программы предполагает обновление нормативно-правовой базы школы по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»; обновление материально-технической базы; оформление информационных, правовых уголков; обучение молодых специалистов. Главными составляющими являются психолого-педагогические, социально-педагогические и медицинские обследования участников образовательного процесса на предмет изучения уровня актуального развития, медицинского и психологического статуса ребенка, ведущих мотивов деятельности, взаимоотношений с окружающими в процессе интегрированного обучения, разработка критериев для формирования классов интегрированного обучения. Первичный диагностический срез психолога на данном этапе проводится с целью выявления психолого - педагогического статуса. Результаты диагностик обобщаются специалистами за «круглым столом», в соответствии, с чем осуществляется планирование работы по сопровождению детей данной категории.
2. Практический
Практический этап реализации программы включает работу психолога по составленным планам индивидуальной траектории развития ребенка; активное взаимодействие школы с представителями общественности (родителями), расширение социальных связей школы; обмен опытом по данной проблеме между специалистами. Повышение компетентности педагогических кадров осуществляется через семинары-практикумы; дискуссии, деловые игры. Осуществление коррекционной работы педагогов с детьми с ОВЗ, основанной на составленных индивидуальных программ развития. Второй диагностический срез психолога с целью корректировки образовательного маршрута.
3.Заключительный
Завершение непосредственной коррекционной работы на начальном этапе обучения. Отслеживание динамики в уровне развития детей специалистами. Психодиагностическое обследование детей и родителей. Определение эффективности программы психологического сопровождения детей с ОВЗ. Определение приоритетных направлений дальнейшей работы.
Программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет.
Примерный план работы с обучающимися ограниченными возможностями здоровья.
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, | Сроки | Ответственные |
Медицинская диагностика | ||||
Определить состояние физического и психического здоровья детей. |
Выявление состояния физического и психического здоровья детей. | Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, |
сентябрь |
Педагог-психолог Классный руководитель |
Психолого-педагогическая диагностика | ||||
Первичная диагностика для выявления группы «риска» | Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи | Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование; |
сентябрь |
Классный руководитель |
Углубленная диагностика детей с ЗПР, детей-инвалидов | Получение объективных сведений об обучающемся. | Диагностирование. | сентябрь | Педагог-психолог |
Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении. | Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося | Разработка коррекционной программы | До 10.10 | Педагог-психолог |
Социально – педагогическая диагностика | ||||
Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы;
|
Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, . |
Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. |
Сентябрь - октябрь |
Классный руководитель
|
Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задачи (направления) деятельности | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки | |||
Психолого-педагогическая работа | |||||
Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов | Планы, программы | Проведение диагностики обучающихся 1-6 кл. С.Д.Забрамная , О.В. Боровик «практический материал для проведения псих.- пед. Обследования детей» | сентябрь | ||
Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов | Позитивная динамика развиваемых параметров | 1.Формирование групп для коррекционной работы. | В течение уч.года | ||
Диагностика межличностных отношений | Позитивная динамика развиваемых параметров | Диагностика межличностных отношений Тест «Луиза Дюсс» | Сентябрь - октябрь | ||
Диагностика межличностных отношений | Работа с родителями | Опросник «Мера заботы» | Сентябрь - октябрь | ||
Внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни | ответственные Соц.пед. Пед. психолог | «круглый стол» с участием мед. Работника, Инспектора ПДН | ноябь | ||
Развитие высших психических функций. Развитие мышления. Развитие речи Развитие эмоционально- волевой сферы | Конспект занятия по сказкотерапии Ответственные: педагог-психолог | Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения) «Скажи «Нет!» - опасным ситуациям. Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов «Путешествие в сказочную страну» | ноябрь - декабрь | ||
Коррекция двигательной активности Развитие творческих способностей. Развитие воображения | Конспект занятия | «Давайте жить дружно!» Игры на развитие умения выполнять совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения. «Рисование с помощью шаблонов» - нарисовать картину с помощью шаблонов геометрических фигур; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики. | Январь-февраль |
Психолого-педагогическая работа | |||
Развитие словесной регуляции. Формирование и развитие связной речи. Развитие эмоционально- волевой сферы и компонентов личности. Развитие связной речи | План – конспект занятий по сказкотерапии (либо занятие по развитию компонентов речи) Ответственные: педагог-психолог | «Заяц - хвастун» или Я хочу быть успешным! Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. «Мир эмоций» психологическая игра для уч-ся 2 класса. | март |
Игры по развитию эмоционально- волевой сферы. Рекомендации Развитие эмоционально- волевой сферы. Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Анкетирование | План – конспект занятий | «Давайте жизнь свою любить!» Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения. | апрель |
Итоговая диагностика Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов Диагностика межличностных отношений Дифференциация предметов по цвету, форме, величине. Прилагательные – антонимы | План - программа | Проведение диагностики обучающихся 1-6 кл. С.Д.Забрамная , О.В. Боровик «практический материал для проведения псих.- пед. Обследования детей» Диагностика межличностных отношений Тест «Луиза Дюсс» «Сравнения» развивает способность сравнивать предметы и явления, активизирует словарь; «Очередь» - расположи геометрические фигуры разного цвета и разной величины от меньшего к большему; «Игра в мячи» - разложены мячи разного цвета и величины, выполняются инструкции взрослого «разложи мячи от меньшего к большему слева на право…»; | май |
Данная работа не исчерпывает всей полноты рассмотренной темы. Дальнейшее ее развитие необходимо. Необходимость коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного и среднего школьного возраста вытекает из аксеоматического положения, согласно которому период детства – важнейший в развитии человека, поэтому следует использовать его в полной мере для всестороннего развития личности ребенка.
Список использованной литературы
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: «Академия», 2000. – 160 с.
2. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения.// Вопросы психологии, 1993. № 1. – с. 47-53.
3. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития.// «Начальная школа», 1997. № 6. – с. 60-64.
4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблонова Л.В. Как помочь ребенку стать внимательнее: нейропсихологический подход к коррекции и развитию навыков программирования и контроля.// «Школа здоровья», 1996. № 1. – с. 24-26.
5. Беккер К.П., Гебельт Х. Ребенок, нуждающийся в специальном обучении.// Дефектология. – 1992. № 5. с. 43-49.
6. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. Работа психолога в начальной школе. – М.: изд-во «Совершенство», 1998. – 352 с.
7. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Киев: «А.Л.Д», 1997. – 358 с.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – Спб.: Издательство «Питер», 2000. – 572 с./ Серия «Мастера психологии»/.
9. Бурлачук Л.Ф., Савченко Е.П. Психодиагностика. – Киев, «А.Л.Д», 1995. – 387 с.
10. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М.: МГУ, 1990. – 320 с.
11. Вайзман Н.П. Реабилитационная педаг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
В данном материале изложены принцы, система и цель коррекционных занятий с детьми, имеющими трудности в обучении....
Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»
Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...
Рабочая программа по предмету "Теория и методика физического воспитания и развития детей младшего школьного возраста с практикумом"
Рабочая программа по предмету...
Статья "Проблема исследования творческой активности детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе"
Приоритетной задачей современной образовательной системы является проблема творчества, как субъектная деятельность детей младшего школьного возраста. Данная проблема стала одной из главных приоритет...
Методические рекомендации к производственной практике по профессиональному модулю ПМ 05 Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии
данные методические рекомендации адресованы преподавателям и студентам специальности 44.02.02 "Перподавание в начальных классах"...
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
выявление эффективности использования игр и игровых упражнений в формировании словаря у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....
Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры
Загрязнение окружающей среды оказывает серьезное негативное влияние на здоровье, особенно на психическое, увеличивая распространенность аллергии, респираторных заболеваний, инфекций, тревожности и деп...