Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период
статья
В статье " Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период" описан алгоритм сопровождения семьи - от знакомства, основных этапов работы с ней, различных форм сотрудничества до работы с социальным окружением ребенка и семьи в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_zs_v_adaptatsionnyy_period.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период
Подготовила педагог-психолог
службы по устройству детей в семью
ТОГБУ «Центр психолого-педагогической
реабилитации и коррекции»
Попова Е.В.
Говоря о сопровождении ребенка в приемной семье можно сказать, что под сопровождением, мы понимаем психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психического развития, использование активных групповых методов индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами. Основной задачей специалистов службы сопровождения является помощь приемному ребенку в решении проблем адаптации в новых условиях воспитания и образования, и предупреждение их возникновения.
Целью работы специалистов в период адаптации является изучение социально-психологических особенностей развития ребенка в приемной семье, разработка модели социально-педагогического сопровождения адаптации ребенка и разработка социально-педагогических и психолого-педагогических рекомендаций для замещающих родителей, педагогов, воспитателей, занимающихся воспитанием и обучением ребенка.
В процессе сопровождения ребенка, с момента принятия его в семью, специалисты Центра используют разнообразные формы работы с семьей, включая: посещение ребенка на дому, в образовательных учреждениях, телефонные консультации с замещающими родителями, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, беседы и просветительскую работу с родителями, а также консультации для взрослого и ребенка одновременно, коллегиальное консультирование ребенка (социальный педагог, педагог-психолог, врач-психоневролог (по запросу)), проведение мониторингов благополучия и развития детей.
Встречу в семье специалист начинает с налаживания контакта с ребенком. Из беседы и «экскурсии» можно определить, насколько ребенок ознакомился с домом, с его правилами, со своим положением внутри семьи, и какой уровень отношений сложился между ним, приемными родителями и другими членами семьи.
В течение первого месяца проживания ребенка в семье, специалисты Центра осуществляют регулярные телефонные беседы с семьей, интересуются успехами и проблемами. В этот период составляется график посещения семьи, детских дошкольных и школьных учреждений.
Дальнейшее сопровождение приемных семей в адаптационный период идет по составленному плану. В случае возникновения кризисной ситуации, родители обращаются в Центр за помощью. Полноценная психолого-педагогическая помощь оказывается тогда, когда приемный родитель осознает проблему свою и проблему ребенка, и целенаправленно приходит к специалистам, чтобы совместно её решить.
Помимо работы с семьей, в этот период идет постоянная работа с социальным окружением замещающей семьи. Специалисты осуществляют посещения образовательных учреждений с целью оказания консультативной помощи педагогам по особенностям обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также в школе специалисты беседуют с детским коллективом, объясняя причины трудного поведения приемного ребенка. Рекомендуют обучающимся способы взаимодействия с данной категорией детей. Проводится работа и с родительским коллективом (о правильном реагировании на таких одноклассников, о проведении бесед дома со своими детьми, настраивая их на положительное сотрудничество).
На первых этапах проживания ребенка в семье огромную роль в успешности его адаптации играет ближайшее окружение, поэтому специалисты уделяют серьезное внимание работе со старшим поколением семьи (бабушками, дедушками), кровными детьми приемных родителей.
Для этой категории участников процесса адаптации педагоги-психологи, социальные педагоги проводят индивидуальные консультации, беседы как при посещении семьи, так и во время работы с ними в Центре.
Групповые формы работы с семьей на данном этапе также необходимы, именно такие формы способствуют осознанию родителями:
- своих собственных проблем;
- воспитательных ресурсов своей семьи;
- возможностей и необходимости получения помощи от специалистов, опытных приемных родителей.
Среди групповых форм работы в Центре с членами семьи — школа для функционирующих приемных родителей (ШПР); занятия с элементами тренинга по эффективному взаимодействию с детьми.
Исходя из нашего опыта работы, на определенных этапах адаптации наиболее эффективной является такая форма работы с семьей, как коллегиальные консультации специалистов. Цель данной формы работы - дать комплексный анализ проблемы, которая возникла в семье. Чаще всего такая форма применяется при работе с наиболее сложными случаями адаптации, отягощенными неадекватными поведенческими реакциями ребенка.
Протекание процесса адаптации ребенка требует от специалистов постоянного наблюдения за ребенком и его психологическим состоянием в новой семье, а также оценивания некоторых промежуточных результатов адаптации и внесение корректив в план работы с семьей и ребенком. Промежуточные результаты адаптации и ход гармоничного развития ребенка в приемной семье отслеживается в мониторинге его благополучия при посещении семьи несколько раз за год (через 1, 3, 6 и 12 месяцев в первый год).
По данным показателям оценивается уровень социально - психологической адаптации ребенка в приемной семье. По итогам специалисты вносят коррективы в индивидуальный план сопровождения, приемным родителям рекомендуют коррекцию приемов воспитания и необходимость дополнительных действий для адаптации ребенка в семье.
Чем больше физическое и психическое здоровье, развитие интеллектуальной сферы, эмоционально-волевое и социальное развитие ребенка соответствуют возрастным нормам, тем гармоничнее складываются внутрисемейные отношения, тем чаще мы можем говорить об успешности процесса адаптации ребенка в замещающей семье и эффективности работы специалистов по сопровождению семьи и ребенка в адаптационный период.
Совместно со специалистами опеки мы рекомендуем замещающим родителям своевременно выполнять рекомендации и назначенное лечение врачей после прохождения семьями ежегодной диспансеризации в поликлиниках. От этого зависит успешность и нашего сопровождения. Так как не получая назначенного медикаментозного подкрепления, физиологическая сфера ребенка не дает ему возможности укрепляться и переходить на уровень развития познания, а в дальнейшем и формировать привязанность в новой семье. Данные особенности ребенка, оставшегося без попечения родителей, обусловлены «мозаичностью» и неравномерностью его развития.
Таким образом, в период адаптационного сопровождения замещающей семьи, важно смотивировать взрослых на сотрудничество и активное взаимодействие со специалистами Центра, опеки, поликлиник и других учреждений г.Тамбова в интересах ребенка. Как показывает практика, в 85% случаев адаптация ребенка и семьи проходит более безболезненно, если замещающие родители готовы к этому, своевременно посещают специалистов и включают ребенка в социально-значимые мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Психолого-педагогическая поддержка студентов-первокурсников в адаптационный период в ССУЗе"
Адаптация личности студентов в динамично развивающейся социокультурной среде ССУЗа приводит к необходимости активизации самой личности в образовательном процессе, актуализации возможностей личности в ...
Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников
Результатом психолого -педагогической поддержки в профессиональном самоопределении старших школьников является готовность школьника к самостоятельному, ответственному и осознанному выбору дальнейшего ...
Особенности сетевого взаимодействия при организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки тяжелобольных детей
В статье представлен опыт сетевого взаимодействия учреждения здравоохранения и учреждения дополнительного образования по организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки ...
Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического колледжа с ограниченными возможностями здоровья
Организация дистанционного и интегрированного (инклюзивного) профессионального образования открывает большие возможности для студентов-инвалидов в плане подготовки к профессиональной деятельности, улу...
«Организация психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей»
Статья авторская. В этой статье вы познакомитесь с организацией психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей....
Особенности организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей
В рассматриваемой статье раскрываются основные направления деятельности Службы сопровождения замещающих семей, описываются формы и методы работы, основные принципы и этапы сопровождения. Материал буде...
Сборнк занятий для организации работы с замещающими семьями "Организация работы с замещающими семьями по духовно-нравственному воспитанию детей"
В данном сборнике представлен опыт работы специалистов ТОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Приют надежды" в рамках реализованного проекта по подготовке и сопр...
- Мне нравится (1)