Технологическая карта урока по теме:"Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии."
план-конспект урока
Специальность: 08.02.01 Строительств о и эксплуатация зданий и сооружений
Курс I
Тип урока: комбинированный урок
Задачи: обеспечить усвоение знаний о получении и передаче переменного тока, сформировать умение объяснять устройство и принцип действия трансформатора, а также применение токов высокой частоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока физики | 148.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии»
Специальность: 08.02.01 Строительств о и эксплуатация зданий и сооружений
Курс I Преподаватель Блинова Г.И.
Тип урока: комбинированный урок | ||||||||||||||
Задачи: обеспечить усвоение знаний о получении и передаче переменного тока, сформировать умение объяснять устройство и принцип действия трансформатора, а также применение токов высокой частоты. | ||||||||||||||
Планируемые результаты | ||||||||||||||
Предметные: научиться называть способы уменьшения потерь электроэнергии при передаче её на большие расстояния; понимать устройство и принцип действия трансформатора, знать классификацию и назначение трансформаторных подстанций и распределительных устройств; виды потребителей электроэнергии на строительной площадке. | Метапредметные: Познавательные – осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности; анализировать информацию; регулятивные - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; коммуникативные –формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Личностные: готовность к саморазвитию и самообразованию, развитие инициативности. | ||||||||||||
Формируемые компетенции | ||||||||||||||
Общие | Профессиональные | |||||||||||||
ОК 01Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | ПК 1.1. Подбирать наиболее оптимальные решения из строительных конструкций и материалов, разрабатывать узлы и детали конструктивных элементов зданий и сооружений в соответствии с условиями эксплуатации и назначениями. | |||||||||||||
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. | ||||||||||||||
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | ПК 1.2. Выполнять расчеты и конструирование строительных конструкций. | |||||||||||||
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. | ||||||||||||||
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | ||||||||||||||
Образовательные ресурсы: учебники, рабочая тетрадь. Презентация. | ||||||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||||||
Этап урока | Содержание деятельности преподавателя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые способы деятельности | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||
I Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в аудитории атмосферы психологического комфорта. -Рада приветствовать вас на уроке физики! - Как ваше настроение? - Хочу заверить вас, что наш урок пройдёт в благоприятной атмосфере. | Концентрируют внимание на работе урока. Определяют готовность работать на уроке. А. Я готов работать на уроке, потому что… Б. Я почти готов к работе. Мне нужно… В. Я не готов к работе. Мне нужна помощь…. | Формировать навыки самоорганизации. | |||||||||||
II. Проверка домашнего задания. | Организует самопроверку домашнего задания. Организует выполнение задания: - Индуктивность катушки увеличили в 2 раза, а силу тока в ней уменьшили в 2 раза. Энергия магнитного поля при этом: а) увеличилась в 8 раз; б) уменьшилась в 2 раза; в) уменьшилась в 8 раз; г) не изменится. | Заполняют таблицу.
Ответ: в) | Формировать умение оценивать свои достижения. | |||||||||||
III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи. | Предлагает обучающимся найти ассоциации к слову «трансформатор». Помогает обучающимся проанализировать полученные слова и сделать вывод о понимании слова «трансформатор». Вопрос запуска постановки учебной задачи: - Понимаете ли вы значение понятия «переменный ток»? - Достаточно ли у вас знаний, чтобы объяснить, что такое трансформатор? Формулирует учебную задачу: - Исследовать процесс получения и передачи переменного электрического тока. Выяснить, что такое трансформатор. | Ассоциативный ряд: ток, электричество, напряжение, гудение, гул, провода, предостережение и.т.д. Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развивать навыки целепологания. | |||||||||||
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока. | Сообщает тему урока. Организует совместное с обучающимися формулирование целей и задач урока: - Внимательно прочитайте тему урока. - Что от вас ожидается на уроке? - Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Учувствуют в формулировании целей и задач урока: - Усвоить суть процесса получения и передачи переменного электрического тока; - научиться понимать устройство и принцип действия трансформатора; - знать классификацию и назначение трансформаторных подстанций и распределительных устройств; - знать виды потребителей электроэнергии на строительной площадке. | Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу. | |||||||||||
V. Мотивирование к учебной деятельности. | Предлагает продолжить предложения: - Мне интересно узнать … - Мне необходимо на уроке.. - Сегодня я настроен… Я приложу усилия для … - Я готов… | Выполняют задания. Создают условия успешной учебной деятельности. | Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации. | |||||||||||
VI. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала. | Организует обсуждение проблемного вопроса: - Что будет происходить, если мы будем периодически в катушке двигать магнит вверх и вниз в течение нескольких секунд? Объясняет обучающимся : - Электрический ток, периодически меняющийся со временем по модулю и направлению, называется переменным током. Для получения переменного тока используют в основном электромеханические индукционные генераторы, то есть устройства, в которых механическая энергия преобразуется в электрическую. Организует исследование устройства генератора. Объясняет обучающимся : На ТЭС ротор генератора вращается с помощью паровой турбины, на гидроэлектростанциях – с помощью водяной турбины. Стандартная частота переменного тока , как известно, 50 Гц. Организует изучение графика зависимости силы переменного тока от времени. Организует обсуждение проблемного вопроса: - Как уменьшить потери электроэнергии при её передаче от электростанции к потребителю. Преподаватель формулирует определение трансформатора, знакомит обучающихся с устройством трансформатора. У трансформатора, как и генератора, сердечник собирают из отдельных листов стали, изолированных друг от друга теплостойким лаком или специальной бумагой. Формулирует вопрос – для чего сердечник собирают из отдельных листов стали, изолированных друг от друга теплостойким лаком или специальной бумагой? Организует просмотр видео принцип действия трансформатора и режимов его работы. Преподаватель сообщает - тип трансформатора характеризуется коэффициентом трансформации. Сообщает формулу для расчета КПД трансформатора. Преподаватель сообщает - в современной технике нашли широкое применение трансформаторы различных конструкций. Способствует изучению схемы передачи электроэнергии от электростанции к потребителю - Ток с электростанции сначала подаётся на трансформаторную подстанцию, где напряжение повышается , и подаётся в ЛЭП. В конце линии напряжения подают на несколько трансформаторных подстанций, а затем на предприятия или жилые дома. Способствует изучению классификации и назначении трансформаторных подстанций и распределительных устройств; видов потребителей электроэнергии на строительной площадке. | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Проводят необходимые эксперименты. Приходят к выводу: - стрелка гальванометра отклоняется от «0» то в одну сторону, то в другою сторону. Делают записи в рабочей тетради. Задают преподавателю вопросы. Проводят исследование. Заполняют таблицу.
Делают записи в рабочей тетради. Задают преподавателю вопросы. Приходят к выводу : - Сила тока, вырабатываемая генератором переменного тока , меняется со временем по гармоническому закону (то есть по закону синуса или косинуса). Принимают участие в обсуждении. Предлагают свои идеи. Проводят исследования. Результат исследования: - Из закона Джоуля-Ленца следует, что уменьшить потери можно за счёт уменьшения сопротивления проводов и силы тока в них. Сопротивление проводов будет тем меньше, чем больше площадь их сечения и чем меньше удельное сопротивление металла, из которого они изготовлены. Решение проблемы – изобретение трансформатора. Обучающиеся записывают в тетрадь определение трансформатора, выполняют графическое изображении трансформатора на электрических схемах. Обучающиеся предлагают свои идеи и записывают в рабочую тетрадь… - Такая конструкция дает возможность в значительной степени ослабить в нем вихревые токи и в конечном итоге увеличить КПД. Обучающиеся делают вывод и записываю в рабочую тетрадь - в основе работы трансформатора лежит явление электромагнитной индукции; режимы работы трансформатора: рабочий ход, режим нагрузки, холостой ход. Обучающиеся записывают в тетрадь что такое коэффициент трансформации, и какие типы трансформаторов бывают. K>1 - трансформатор понижающий K<1 - трансформатор повышающий Формула: = Записывают в тетрадь формулу КПД=(Р2 /Р1 )*100% Обучающиеся внимательно слушают преподавателя. Выполняют графическое изображение передачи электроэнергии от электростанции к потребителю. Обучающиеся смотрят внимательно видео, слушают преподавателя и кратко записывают в тетрадь информацию. | ||||||||||||
VII. Закрепление изученного материала. | Организует беседу по вопросам: - Какой электрический ток называется переменным? С помощью какого простого опыта его можно получить? - Где используется переменный ток? -Чем приводится во вращение ротор генератора на тепловой электростанции и гидроэлектростанции? - Для чего при уменьшении силы тока во столько же раз повышают его напряжение перед подачей в ЛЭП? - Что такое трансформатор? - Каково его устройство? - На каком физическом явлении основана работа трансформатора? - Назовите режимы работы трансформатора? - Что такое коэффициент трансформации? Как его рассчитать? При каких значениях коэффициента трансформации трансформатор является повышающим, а при каком понижающим? - Каково назначение трансформаторных подстанций и распределительных устройств? - Какова классификация трансформаторов? - Назовите виды потребителей электроэнергии на строительной площадке? | Отвечают на вопросы: - Электрический ток, периодически меняющийся со временем по модулю и направлению, называется переменным током. Переменный ток можно получить , используя индукционную катушку, гальванометр и магнит. Периодически двигая магнит внутри катушки вверх и вниз, можно заметить , что стрелка гальванометра откланяется то в одну, то в другую сторону. - Переменный электрический ток используют в быту и промышленности. - Паровой и водяной турбиной. - Для того чтобы не снижать мощность тока. Передача тока небольшой мощности на большие расстояния экономически невыгодна( надо строить дорогие линии электропередач, станции и подстанции, а в результате не все потребители могут пользоваться электричеством). - Трансформатор — устройство, осуществляющее повышение и понижение напряжения переменного тока при неизменной частоте( 50 Гц) и незначительных потерях мощности. - Работа трансформатор основана на явлении электромагнитной индукции. - Три режима работы трансформатора: рабочий ход, режим нагрузки, холостой ход. - Коэффициентом трансформации называют физическую величину, которая показывает относительное изменение параметра электрической сети, на который направлено преобразование. K>1 - трансформатор понижающий K<1 - трансформатор повышающий Формула: = - Трансформаторная подстанция (ТП) — это электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в энергию другого напряжения с помощью трансформаторов. Основными частями таких подстанций, кроме силовых трансформаторов, являются распределительные устройства на открытом воздухе (ОРУ) 35 -110 кВ и распределительное устройство (РУ) 10 кВ. - Трансформатор — это сложное устройство, поэтому существует несколько их классификаций: по числу фаз трансформаторы бывают: однофазными, трехфазными, многофазными; по числу обмоток: двух, трех, многообмоточными; по принципу действия: понижающими, повышающими, разделительными; по назначению: силовыми, измерительными, специальными; по способу охлаждения: сухими или масляными; по типу магнитопровода: стержневыми; броневыми или кольцевыми. -Потребителями электроэнергии на строительной площадке являются машины и механизмы, электроинструменты, участвующие в производственном процессе; работы, связанные с технологическим процессом (электропрогрев бетона, кирпичной кладки, отогрев грунта, электросварка и т.д.), а также осветительная арматура, приборы для внутреннего и внешнего освещения. | Осуществлять актуализацию полученных знаний и умений на уроке . | |||||||||||
VIII. Решение задач. | Организует решение и объяснениее задач у доски: №1 Трансформатор включен в сеть с переменным напряжение 220 В. Напряжение на зажимах вторичной обмотки составляет 20 В, а сила тока 1 А. Определите коэффициент трансформации и сопротивление вторичной обмотки, если КПД данного трансформатора равен 91%. Потерями в первичной обмотке и сердечнике пренебречь. №2 Чем отличаются трансформаторы тока от трансформаторов напряжения? | Решают задачи:. №1 №2 Трансформаторы тока и напряжения – измерительные трансформаторы. Трансформаторы тока преобразуют измеряемый ток большой силы в ток малой силы, а трансформаторы напряжения – измеряемое высокое напряжение в низкое. | Развитие умений самостоятельно принимать решения. | |||||||||||
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению обучающихся над вопросами: - Можно ли сказать, что я достиг поставленных задач урока? -Что нового я узнал на уроке? - Могу ли я объяснить устройство и принцип действия трансформатора? - Как связана данная тема урока с моей будущей специальности? - Как я оценил бы свою работу на уроке? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Отслеживать цель учебной деятельности. | |||||||||||
X. Домашнее задание. | Формулирует домашнее задание | Записывают домашнее задание. | Формировать навыки самоорганизации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты урока по теме Ряды динамики
Технологические карты составлены в соответствии рабочей программой и календарно-тематическим планом по дисциплине статистика...
Загорская М.В. Технологическая карта урока по теме "Давайте готовить!" (5кл)
Урок: английского языкаТема урока: Урок №76 «Давайте готовить!».Тема №9с ( Еда и напитки)Дата проведения урока: 10.02.2015 г.Класс: 6 гТип урока: комбинированныйТехнологии урок...
Разработка технологической карты урока по теме :"Теория электролитической диссоциации".
Технологическая карта конструирования урокас использованием средств ИКТ и ОЭР. Тема урока: Теория электролитической диссоциации....
Технологическая карта урока на тему: "Обработка юбки"
Технологическая карта урока на тему: "Обработка юбки"...
Технологическая карта урока по теме"Сложение и вычитание десятичных дробей"
Предлагается технологическая карта урока изучения нового материала по теме"Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс) по учебнику Н.Я.Виленкина"...
Технологическая карта урока на тему «Конференция по итогам учебной слесарной практики»
Советую коллегам завершать учебные практики уроком-конференцией, это помогает систематизировать знания и навыки, приобретённые в период практики, повышает ответственность студентов и значимость в учеб...
План урока и технологическая карта урока по теме "Основы внутрифирменного планирования "
План урока и технологическая карта урока по теме "Основы внутрифирменного планирования " по ПМ 06.01. "Организация работы структурного подразделения" для обучающихся по специальнос...