Конспект урока русского языка по теме "3-е склонение имён существительных"; по программе В.П.Канакиной УМК "Школа России".
план-конспект урока

Елизавета Юрьевна Ждеуова

Материал содержит технологическую карту по русскому языку для 3-го класса по теме"3-е склонение имён существительных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_sklonenie_sushch.docx363.01 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО студента

Ждеуова Елизавета Юрьевна

Тема урока

3 склонение имён существительных

Класс

3 Б класс МБОУ «СОШ №13 »  

Цель урока

Организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению представления о грамматических признаках 3-го склонения имён существительных.

Задачи урока Дидактические

Обеспечить усвоение и первичное закрепление знаний о 3-ем склонении имён существительных ; умения сравнивать 1-е,2-е и 3-е склонение имен существительных, находить их сходства и различия; умения определять третье склонение имен существительных.

Развивающие

Развитие умения определять тип склонения имен существительных; развитие орфографической зоркости, умения проверять орфограммы в процессе решения учебной задачи; обогащение и активизация словарного  запаса.

Воспитательные

Воспитание культуры поведения на уроке, ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости,  уважения к противоположному мнению, аккуратности и дисциплины труда.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации уч.деят. (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-позн., Р – регул.,

К – коммун.)

Личностные

I. Организационно-мотивационный :

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне..

  • Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, улыбнитесь мне. Желаю всем хорошего настроения и хорошей работы на уроке.
  • Откройте тетради, запишите число, классная работа

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку. Проверяют правильность положения тетради, посадки при письме. Оформляют записи в тетради.

Ф

И

Слайд 2. Изображение учеников.

Слайд 3. Оформление вида работы.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

II. Постановка учебной задачи

  1. Актуализация опорных знаний

Актуализировать знания,  умения, и навыки, связанные с темой урока.

Беседа

  • Над какой темой работали на предыдущем уроке?
  • Что такое имя существительное?
  • Что такое склонение имен существительных?
  • Что знаете о склонении имен существительных?
  • Что известно о существительных 1 и 2 склонения?
  • Вспомним, какие шаги нужно выполнить, чтобы определить существительное 1-го и 2-го склонения?
  1. Определяю род.

2.Смотрю на окончание:

-а (-я)              -        , -о (-е)

      1 скл.              2 скл.

  • Проверим, научились ли на прошлом уроке определять, какие существительные относятся к первому и второму склонению. Перед вами 9 слов. Через запятую запишите номера имен существительных 1-го и 2-го склонения:

Читают название темы;

выделяют из названия темы понятия.

Повторяют …

Определяют…

Проверяют правильность выполнения задания

Ф

Слайд.

Опорная схема.

Слайд . Эталон выполнения задания.

Систематизировать знания учащихся о

П: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; доказывать, делать выводы.

Р: понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Формулировка учебной задачи

Формулировка задач урока  в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями.

Постановка учебно-познавательной задачи

1) Зима;

2) блюдце;

3) борец;

4) радость;  

5) сирень;

6) конь;

7) корова;

8) земля;

9) лазурь;

  • Проверь себя.
  • Кто верно определил все склонения имён существительных?
  • Кто допустил 1 ошибку? 2 ошибки?
  • Кто доволен тем как изучил эту тему?
  • Куда можем отнести оставшиеся слова? Как назовём?
  • Что можем узнать сегодня?
  • Сформулируем задачи урока:
  • Что можем узнать?
  • Чему будем учиться?
  • Чему могу научиться?

Формулируют вопросы по теме урока.

Формулируют учебные задачи:

1.Узнаю, что такое ....

2. Учусь ...

Ф

И

Слайд. Название темы урока.

Слайд. Учебные задачи.

Планирование учебной деятельности.

Цель: Выбор способа деятельности и средств реализации учебной задачи.

Выбор способа деятельности и средств реализации учебной задачи.

Планирование

  • Какие действия будем выполнять для решения поставленных задач?
  • Какую задачу будем решать на этом этапе?
  • Что поможет нам решать учебные задачи?

Изучают план решения учебной задачи.

Определяют действия и их учебные задачи.

Составляют план решения учебной задачи:

  1. Изучаю ...
  2. Формулирую гипотезу.
  3. Проверяю гипотезу.
  4. Составляю схему.
  5. Учусь различать …
  6. Проверю себя.
  7. Оцениваю работу.

Выбирают средство обучения.

Ф

Слайд . План решения учебной задачи.

III. Учебное действие

  1. Анализ языкового материала

Выполнение учебных действий в устной и письменной речи. существенных признаков изучаемых языковых фактов.

Частично поисковый, языковой анализ, беседа, моделирование

.

  • Начинаем с первого этапа. Какие задачи нужно выполнить на этом этапе?
  • Что буду исследовать?
  • Зачем?
  • Рассмотрите слова. Определите, что является основанием распределения их на 3 группы?

дождь

воробей

уголь

моряк

стекло

море

слово

метро

кость

карамель

мышь

ночь

  • Что еще объединяет эти слова?
  • Прочитаем по цепочке слова и определим склонение и окончание.
  • Что объединяет слова 1 столбика? 2 столбика?
  • Что еще объединяет слова 3 столбика?
  • Кто считает, что сможет самостоятельно списать, указать род имен существительных, выделить окончания?
  • Выполним задание самостоятельно. Записывая слова 3 столбика.
  • Кто запишет слова на доске?
  • Проверим себя.

Формулируют задачу этапа: узнаю …

Определяют задачи первого этапа.

Определяют основания классификации слов.

Записывают слова, выделяют существенные признаки имен существительных 2 склонения:

  • все существительные мужского рода с нулевым окончанием;
  • все существительные среднего рода с окончанием -о, -е.

Ф

Слайд . План решения учебной задачи.

Слайд . (План исследования)

П: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами;  понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

К участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

  • Кто выполнил так же?

Физминутка

  •                 

Выполняют упражнения с учителем.

Ф

Слайд . Физминутка

2. Обобщение признаков

Систематизировать наблюдения за особенностями….

Беседа, языковой анализ

  • На каком этапе мы с вами находимся?
  • Что исследовали?
  • Что выяснили?
  • Посмотрите на план. Какую задачу нужно выполнить на второй ступени?
  • Сделаем предположение, какие имена существительные относятся ко 3-му спряжению?
  • Посмотрите на план. Выполнена ли задача первого этапа?
  • Какую задачу нужно выполнить на втором этапе?
  • Какую информацию занесем в схему?
  • Какие условные знаки будем использовать?
  • С чего начнем составление схемы?
  • Как можем зафиксировать эту информацию?

Формулируют существенные признаки …:

Ф

Слайд. План решения учебной задачи.

3. Выдвижение гипотезы.

Самостоятельное формирование представления о понятии.

Беседа

моделирование

  • Попробуем сформулировать определение.
  •  К 3 склонению имен существительных относятся слова женского рода с нулевым окончанием.
  • Запишем гипотезу в виде схемы.

(Составление примерной схемы, фиксация на доске при помощи условных обозначений.)

Высказывают предположения, формулируют определение …  .

Отражают гипотезу в графической форме.

Ф

Слайд.

План решения учебной задачи.

Слайд. Схема …

4. Проверка гипотезы.

Поиск нужной информации в учебном тесте.

Работа с текстом определения ,

беседа

  • Мы сформулировали гипотезу, переходим на следующий этап. Какую задачу нужно выполнить на этом этапе?
  • Как можно проверить гипотезу?
  • Прочтём определение 3-го склонения .
  • К 3-му склонению относятся существительные женского рода оканчивающиеся на мягкий знак. 
  • Посмотрите на схему, правильно ли ее составили?
  • Посмотрите на план. На какой ступени находимся?

Определяют задачу этапа.

Работают с учебным текстом.

Сравнивают гипотезу с определением.

Проверяют правильность составления опорной схемы.

Ф

Слайд .

План решения учебной задачи.

5. Составление алгоритма.

Определение ориентировочной основы деятельности

Беседаоделирование

  • Определим такую последовательность действий, которая поможет в дальнейшем избежать ошибок.
  1. Ставлю в начальную форму.
  2. Определяю род.
  3. Смотрю на окончание:

Составляют алгоритм под руководством учителя.

Ф

Слайд . Учебные задачи.

Слайд . Алгоритм

6.Конкретизация способа на новом материале.

Усвоение нового способа действия

Коммент ированное управление, упражннеие

  • Посмотрите на план. Можем ли перейти на следующий этап работы? Почему?
  • Что ещё не узнали? (как пишутся падежные окончания 3-го склонения)
  • Рассмотрим особенности строения слово мышь.
  • Просклоняем слово.

Именительный падеж
(Кто? Что?)

мышь

Родительный падеж
(Кого? Чего?)

мыши

Дательный падеж
(Кому? Чему?)

мыши

Винительный падеж
(Кого? Что?)

мышь

Творительный падеж
(Кем? Чем?)

Мышью

Предложный падеж
(О ком? О чем?)

Мыши.

- Что заметили?

- Какие могут быть окончания у 3-го склонения?

Определяют какие окончания могут быть у слов 3-го склонения.

Ф

Г

И

Слайд .

План решения учебной задачи.

Слайд . План выполнения упр. ….

Слайд .Алгоритм

П:

объяснять изученные орфограммы.

Познавательные: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;  фиксировать информацию разными способами;  понимать информацию, представленную в разных формах:

7. Применение правила при решении частных задач

Формирование умений и навыков

  • У вас на столах лежат карточки.
  • Прочитайте слова.

Гроздь, жаворонок,щука,мебель,рысь,пальто,сирень, карась, диван,лошадь, табуретка,область,шкаф,тень.

- Ваша задача Определить склонение имён существительных и выделить окончание.

- Кто определит склонения первых трёх слов у доски?

- Возьмите в руки простой карандаш и проверьте по эталону на слайде.

- Кто выполнил это задание без ошибок?

- Кто Допустил 1 ошибку? 2 ошибки?

- Где были затруднения при выполнении задания?

Выполняют задание.

Один ученик выходит к доске и определяет склонение первых трёх слов.

Самопроверка

IV. Действие оценки и самооценки

1. Промежуточный контроль

Определение соответствия учебной деятельности условиям учебной задачи.

Беседа, упражнение, дидактическая игра

  • Посмотрим на план решения учебной задачи. На каком этапе находимся?
  • Переходим на следующий этап. Какую задачу будем выполнять на этом этапе?
  • Что буду проверять?
  • Предлагаю сыграть в игру для лучшего запоминания.
  • На слайде представлены мячи со словами, нам нужно забросить все слова 3-го склонения в корзину.
  • Называем по цепочке.

Повторяют тему, учебные задачи.

Определяют показатели оценки:

1)        Проверяю, знаю ли я, что такое …

2)        Проверяю, умею ли находить …

3)        

Проговаривают изученное на уроке.

Осуществляют проверку по эталону.

И

Ф

Слайд . учебные задачи.

Слайд . Схема …

Слайд . Алгоритм.

Слайд . Эталон выполнения задания.

Формирование умений применения знаний.

Р: осуществлять пошаговый контроль по результату УД.

К:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач;

Способность к самооценке.

  1. Рефлексия

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Беседа, «облако тегов»

−        Переходим на последний этап. Для того чтобы оценить свою работу на уроке, выберите одно предложение и продолжите его.

−        Что было трудно?

−        В чем причина трудностей?

−        Как себе помочь?

Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний- Я доволен своей работой, потому что…

- Я не доволен своей работой, потому что…

- Мне было трудно….

Определяют трудности, пути их устранения.

И

Ф

Слайд . План решения учебной задачи с  

высказываниями для самооценки.

Домашнее задание.

 Методист __________________ Шушунова Л.С.                                                        Учитель_______________  Спиридонова Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка

Урок посвящён теме "Проблема текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения". Предполагает дифференцированный подход к организации работы студентов на уроке....

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"

Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)

Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Обобщённо-личные предложения» по учебнику М. М. Разумовской (8 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС«Обобщённо-личные предложения» по учебнику  М. М. Разумовской (8 класс)  Учитель русского языка и литературы Сутягина Елена ...

Конспект урока русского языка. Тема: «Морфологический разбор имени существительного».

Выборочный конспект русского языка по теме  «Морфологический разбор имени существительного». 4 класс....

Конспект урока русского языка по теме _Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих

Урок по русскому языку по теме: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих» (3 класс УМК «Школа России)Цель урока: познакомить с правописанием мягкого знака в имена...