УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"
план-конспект занятия на тему
УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_suffiks_konspekt.docx | 31.49 КБ |
3_klass_sufiks.pptx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила:
Григорьева Е.Н.,
учитель ГБОУ СОШ № 521
г. Санкт-Петербурга
РУССКИЙ ЯЗЫК.
Урок № 45.Суффикс. Значение суффиксов в слове.
Цель:совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- Минутка чистописания
- Пропишите слово лебедь.
- Подберите к нему однокоренные слова.(Лебёдушка, лебединая)
- Какими являются эти слова по отношению друг к другу?(Однокоренными.)
- Выделите корень.
- Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня, с помощью которой мы образовали однокоренные слова?(Суффикс.)
- Что такое суффикс? (Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.)
- Как найти в слове суффикс? (Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами.Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.)
IV. Самоопределение к деятельности
Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-
Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой, -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.
Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно -было образовывать слова.
В тетради было написано: «Маленький дом».
«Домик», — писал -ик-.
«Большой дом».
«Домище», — писал -ищ-.
«Старый, дряхлый дом».
«Домишко», — писал -ишк-.
Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.
В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.
Дома их всех ждал вкусный торт.
— Тортик! — закричал -ик-.
— Тортишко, — усмехнулся -ишк-.
— Тортище, — сказал -ищ-.
— Тортилыцик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
- Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие — пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других — отрицательная (деваха, старикан, старикашка).
Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.
Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.
Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- -ер указывают на профессию, -ищ— суффикс места.
Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).
- Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать. С какими суффиксами мы познакомились?
Работа по учебнику
Упр. 168 (с. 91).
(Фронтальная работа у доски по цепочке.)
— Какое значение словам придают эти суффиксы?
Упр. 169 (с. 91).
— Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.
— Прочитайте суффиксы в рамочке.
— Найдите данные суффиксы в словах.
— Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей породу их занятий.)
— Какого суффикса нет словах? (-тель-.)
— Назовите слова с таким суффиксом.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.Учащиеся по цепочке читают слова и называютсуффиксы.)
Упр. 170 (с. 92).
— Прочитайте.
— Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют ихнаписание и называют суффиксы.)
— Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по карточкам
VIII. Рефлексия
Игра «Хитрые вопросы»
— Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.)
— Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)
— Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)
— Какие значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что общего между суффиксом и приставкой?
Домашнее задание: с. 94 упр. 176, упр. 177
Дополнительный материал
Суффикс -ёр-
Жил-был суффикс -ер-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.
Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.
И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился - а -ёр- уже тут как тут.
Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса -ёр-
— А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?
Ф.И. ____________________________
1. Впиши пропущенные слова:
Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для ________________________________.
2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.
Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,
погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.
_______________________________________________________________________________________
Ф.И. ____________________________
1. Впиши пропущенные слова:
Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для __________________________________.
2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.
Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,
погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.
_______________________________________________________________________________________
Ф.И. ____________________________
1. Впиши пропущенные слова:
Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для _________________________________.
2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.
Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,
погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.
_______________________________________________________________________________________
Ф.И. ____________________________
1. Впиши пропущенные слова:
Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для _____________________________________.
2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.
Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,
погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.
_______________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ч е ты́рнадцатое н о ября́ Кла́ сс ная р а бо́та Лебедь – лебёдушка , лебединый .
- ик - ишк - - ищ - д омик домишко домище
- щик каменщик бетонщик
- ик - ишк - - ищ - тортик тортишко тортище тортильщик - щик пекарь
Суффиксы - ист -, - тель -, - ик -, -ник-, - изм -, - арь - всегда говорят о мужском роде. Суффиксы - ость-, - изн -, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду. Суффиксы - арь -, - ист -, - щик - -ер указывают на профессию, - ищ — суффикс места. Суффиксы - ик - (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"
Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...
Конспект урока русского языка во 2-В классе УМК «Школа 2100»
Конспект урока по русскому языку...
Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)
Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...
Конспект урока русского языка "Причастие. Правописание суффиксов причастий" с использованием сингапурских структур
На уроке обобщается и систематизируется материал о причастии, правописании суффиксов причастий, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки, формируются практические умения и навыки...
Урок русского языка 2 класс по теме:" Перенос слов".
Урок русского языка 2 класс по теме : "Перенос слов"...
Конспект урока русского языка однокоренные слова 3 класс
Задачи этапа урока (вида работ)Деятельностьучителя Задания для учащихся ДеятельностьучениковПланируемые результаты Время ПредметныеУУД I. Организация начала урока Созда...
Конспект урока русского языка по теме "3-е склонение имён существительных"; по программе В.П.Канакиной УМК "Школа России".
Материал содержит технологическую карту по русскому языку для 3-го класса по теме"3-е склонение имён существительных"....