Конспект урока русского языка. Тема: «Морфологический разбор имени существительного».
план-конспект урока на тему
Выборочный конспект русского языка по теме «Морфологический разбор имени существительного». 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 344 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Конспект урока русского языка
проведенного 21.09.2017 г. в 4 « Б » классе,
обучающимся 41 группы
Булыгиным Никитой Анатольевичем
Тема: «Морфологический разбор имени существительного».
Учитель: ___________________(_Букреева И.Ю._)
Методист: __________________(_Кирина О.В._)
Оценка _____________
Цель: - развивать умение обучающихся в выполнении морфологического разбора имени существительного
Задачи: Образовательная: способствовать формированию умений в выполнении морфологического разбора имени существительного
Развивающая: способствовать развитию умственной деятельности; умению собирать информацию в единое целое; коллективной работе
Воспитательная: содействовать формированию интереса к изучаемой теме
Планируемые результаты:
Личностные:
- ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
- уважение к чужому труду и результатам труда;
Коммуникативные:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
Познавательные:
- овладевать умением подводить под понятия, выводить следствия.
Регулятивные:
- уметь работать по предложенному учителем плану;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
Оборудование: конспект, компьютер, презентация, проектор
Сценарий занятия:
- Мобилизующий этап
1.Приветствие
- Доброе утро, дети. Сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. Напомню, зовут меня Никита Анатольевич.
2. Эмоциональный настрой на урок
- Оставьте посторонние мысли и предметы на перемене. Положите руки на стол и приготовьтесь меня слушать.
II. Актуализация знаний
1.Работа по индивидуальным карточкам
- Сегодня мы продолжим говорить об имени существительном. Скажите, какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Морфологический разбор имени существительного)
- Сейчас я раздам 3 карточки для повторения темы «Имя существительное». Кто желает? (выбор ученика) (оценки за работу)
На дерев[е] П.П. 2 скл.
С яблон[и] Р.П. 1 скл.
Из калитк[и] Р.П. 1 скл.
Без мебел[и] Р.П. 1 скл.
На полотенц[е] П.П. 2 скл.
По тарелк[е] П.П. 1 скл.
К подружк[е] Д.П. 1 скл.
В лесочк[е] П.П. 2 скл.
Оценки
- Проверка домашнего задания
- Пока ваши одноклассники выполняют задание, мы с вами проверим домашнее задание.
- Какое упражнение вам было задано на дом? (упр. 4, стр. 30-31)
- Кто желает его проверить?
- Читаем задание
- Назови все существительные, которые в предложении являются обстоятельством
- Как определили, что существительные являются обстоятельством? (по вопросу где)
- Какое из этих существительных стоит в форме родительного падежа? ( из щелки)
- Выходи к доске и выполни морфологический разбор данного существительного
Оценка
(включить доску)
- А пока ваш одноклассник делает морфологический разбор – я вам предлагаю посмотреть на доску.
- Прочитайте предложение
В субботу мальчики собирались на рыбалку
- Давайте назовем все существительные, которые есть в этом предложении
- Кто желает? (Суббота, мальчики, рыбалка)
- Дополните мой морфологический разбор 2-ух сущ. с предлогами «В субботу» и «на рыбалку»
- Разбор этих слов сделайте самостоятельно в рабочей тетради.
- Открываем тетради и записываем сегодняшнее число и классная работа.
- Давайте проверим, что получилось с морфологическим разбором у вашего одноклассника. Кто согласен с ним? Поднимите руку.
Оценка
- Кто желает выйти и записать на доске морфологический разбор 1-го существительного? Кто 2-го?
В субботу – имя сущ. На рыбалку - …
Н.Ф. - … рыбалка
Пост. Пр.: нариц, …, ж.р., … …, неодуш., …, …
Непост. Пр.: …, В.п. ед. ч, …
(В) субботу - … (На) рыбалку – обстоятельство
Оценка
- Замечательно, с этим заданием вы справились.
(выключить доску)
Ш. Постановка цели и задач урока
- Как вы думаете, о чем мы сегодня продолжим говорить? ( о морфологическом разборе имени сущ.)
- Если мы говорим, что «продолжим говорить» Какую цель мы для себя ставим? Чему мы должны научиться на этом уроке? (Закреплять знания)
- Давайте еще раз назовем порядок морфологического разбора
IV. Первичное усвоение новых знаний
1. Наблюдение языкового материала
- Откройте учебники на стр. 31. Найдите рубрику «Давай подумаем?»
- Прочитайте вопросы.
- Кто сможет ответить на 1-ый вопрос. Почему нужно ставить слово в начальную форму? (При морфологическом анализе важно уметь определять, к какой части речи относится слово, какими постоянными и изменяемыми признаками оно обладает, в какой форме оно употреблено, а также какова его роль в предложении.)
- А сможем ли мы определить род и склонение, если слово стоит во множественном числе? (Определить род во множественном числе можно, только поставив существительное в форму единственного числа, именительного падежа. Например, и мальчики, и девочки во множественном числе рода не имеют, о них можно сказать "они". Но в именительном падеже едиственного числа мальчик - "он", а девочка - "она".
Исключения из этого правила - те существительные, которые всегда пребывают во множественном числе: ножницы, очки, брюки и т.д. Эти слова в едиственный род поставить нельзя, как и определить род во множественном числе.)
- А если слова, будут стоять в косвенном падеже? Что такое вообще, косвенные падежи? (Все, кроме именительного)
- Какой мы можем сделать вывод? (Чтобы определить склонение существительного, надо:
поставить его в начальную форму (именительный падеж единственного числа), если оно дано в другой форме;
определить род существительного: мужской, женский или средний;
найти окончание существительного.
Тип склонения существительного мы определяем по его роду и окончанию в начальной форме.)
- Мы ответили на вопросы.
- Давайте найдем в учебнике упр. 2 на стр. 31.
- Кто нам прочитает задание?
- Читаем слова, которые даны под цифрой 1(2) (3).
- Что мы можем про них сказать? Перечисляем морфологические признаки
2. Физкультминутка
- Отложите учебники, ручки и тетради. Пока работали с проектором и писали в тетради, ваши глаза начали уставать. Давайте немного отдохнём.
1. Закройте глаза. Откройте. Сделайте 3 круговых движения вправо, 3 круговых влево. Голову не поворачивать. Посмотрите прямо. Несколько раз моргните. Закройте глаза и отдохните. (включить доску)
VI. Закрепление материала
- Продолжаем работу дальше
- Переходим к упр. 1. Данное задание мы будем выполнять в парах.
- Кто нам прочитает задание?
- Давайте вспомним, какие слова относятся к 1-ому скл.?
- Данное задание обговариваете с соседом по парте. Через 4 минуты будем проверять.
- Запишите в тетрадь свои примеры
- Определим род и склонение слова.
- Итак, называем слова, заканчивающиеся на …бо, … це, … я, … нь, … тр, …шь, … а
- Назовите род и склонение этого слова.
- Переходим к заданию 3. На стр. 32.
- Обратите внимание, что это задание сложное. И нам придется долго над ним работать.
- Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?
- Кто выйдет к доске и выпишет все существительные из этого стихотворения? (Буря, Дуб, Верба, Ветер, Береза, Солнышко, Мороз, дым, труба).
- Записываем эти слова в столбик.
- Самостоятельно определяем род и склонение данных существительных
Ветер, мороз, дым, дуб – м.р. – 2 скл.
Верба, береза, буря, труба - 1 скл, ед. ч.
Солнышко – ж.р., 2-ое скл.
- Давайте проверим. Кто желает?
- Среди этих существительных встретились нам имена собственные? (Нет)
- Среди этих существительных встречаются одушевленные существительные? Проверьте самостоятельно (Нет)
- Рядом с каждым существительным пишем «неодушевленное»
- Теперь нам нужно определить непостоянные признаки существительных. (число и падеж)
- Падеж определяем по той форме, которая дана в тексте. Кто желает определить падеж у данных существительных?
Бурей – Т.П. Верба, Береза – Им.П. Ветром, морозом, дымком – Т.П. Дуб – Им. П. Солнышком – Т.П. Труб – В.П,
- Самостоятельно определите число у всех существительных.
- Когда мы определили у всех слов постоянные и непостоянные признаки, можем ли мы их сгруппировать? В парах сделайте это.
- Какие получились пары?
- Нашли ли мы существительное, которое имеет признаки, которые даны в задании? Назовите его.
VII. Итог урока
1. Подведение итога
- Давайте подведем итог урока.
- Какую тему изучали? (Морфологический разбор имени существительного)
- Какую работу мы провели на уроке?
- Что осталось непонятного?
- Какое правило мы уяснили сегодня с рубрики « Давай подумаем» ?
2. Домашнее задание
Домашнее задание у вас будет упр. 4на стр. 33
- Давайте разберем его.
- Вам нужно выполнить морфологический разбор выделенных слов.
- 1-ый вариант разбирает слова: «вёсла» и «к уходам»
- 2-ой вариант разбирает слова: «Восток» и «ив»
- На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"
Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...
УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"
УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...
Конспект урока русского языка по теме "Функционально-смысловые типы речи"
Данный конспект предназначен для повторения и углубления знаний студентов 1 курса о типах речи, их отличительных особенностях, для отработки алгоритма определения типа речи....
Конспект урока русского языка. "Разбор имен прилагательных по составу". Школа 2100 3 класс.
Конспект для открытого урока....
Конспект урока русского языка по теме _Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих
Урок по русскому языку по теме: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих» (3 класс УМК «Школа России)Цель урока: познакомить с правописанием мягкого знака в имена...