Конспект урока русского языка. Тема: «Морфологический разбор имени существительного».
план-конспект урока на тему

Выборочный конспект русского языка по теме  «Морфологический разбор имени существительного». 4 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx344 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Конспект урока русского языка

проведенного 21.09.2017 г. в 4 « Б » классе,  

обучающимся 41 группы

Булыгиным Никитой Анатольевичем

Тема: «Морфологический разбор имени существительного».

Учитель: ___________________(_Букреева И.Ю._)

Методист: __________________(_Кирина О.В._)

Оценка      _____________

Цель: - развивать умение обучающихся в выполнении морфологического разбора имени существительного

Задачи: Образовательная: способствовать формированию умений в выполнении морфологического разбора имени существительного

  Развивающая: способствовать развитию умственной деятельности; умению собирать информацию в единое целое; коллективной работе

Воспитательная: содействовать формированию интереса к изучаемой теме

Планируемые результаты:

Личностные:

- ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;

- уважение к чужому труду и результатам труда;

Коммуникативные:

-  допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Познавательные:

- овладевать умением подводить под понятия, выводить следствия.

Регулятивные:

- уметь работать по предложенному учителем плану;

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;

Оборудование: конспект, компьютер, презентация, проектор

Сценарий занятия:

  1. Мобилизующий этап

1.Приветствие

- Доброе утро, дети. Сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. Напомню, зовут меня Никита Анатольевич.

2. Эмоциональный настрой на урок

- Оставьте посторонние мысли и предметы на перемене. Положите руки на стол и приготовьтесь меня слушать.

II. Актуализация знаний

1.Работа по индивидуальным карточкам

- Сегодня мы продолжим говорить об имени существительном. Скажите, какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Морфологический разбор имени существительного)

- Сейчас я раздам 3 карточки для повторения темы «Имя существительное». Кто желает? (выбор ученика) (оценки за работу)

На дерев[е]   П.П. 2 скл.

С яблон[и]   Р.П. 1 скл.

Из калитк[и]    Р.П. 1 скл.

Без мебел[и]    Р.П. 1 скл.

На полотенц[е]    П.П. 2 скл.

По тарелк[е]    П.П. 1 скл.

К подружк[е]    Д.П. 1 скл.            

В лесочк[е]    П.П. 2 скл.

Оценки

  1. Проверка домашнего задания

- Пока ваши одноклассники выполняют задание, мы с вами проверим домашнее задание.

- Какое упражнение вам было задано на дом? (упр. 4, стр. 30-31)

- Кто желает его проверить?

- Читаем задание

- Назови все существительные, которые в предложении являются обстоятельством

- Как определили, что существительные являются обстоятельством? (по вопросу где)

- Какое из этих существительных стоит в форме родительного падежа? ( из щелки)

- Выходи к доске и выполни морфологический разбор данного существительного

Оценка

(включить доску)

- А пока ваш одноклассник делает морфологический разбор – я вам предлагаю посмотреть на доску.

- Прочитайте предложение

В субботу мальчики собирались на рыбалку

- Давайте назовем все существительные, которые есть в этом предложении

- Кто желает? (Суббота, мальчики, рыбалка)

- Дополните мой морфологический разбор 2-ух сущ. с предлогами  «В субботу» и «на рыбалку»

- Разбор этих слов сделайте самостоятельно в рабочей тетради.

- Открываем тетради и записываем сегодняшнее число и классная работа.

- Давайте проверим, что получилось с морфологическим разбором у вашего одноклассника. Кто согласен с ним? Поднимите руку.

Оценка

- Кто желает выйти и записать на доске морфологический разбор 1-го существительного? Кто 2-го?

В субботу – имя сущ.                                             На рыбалку - …

Н.Ф.  - …                                                                 рыбалка

Пост. Пр.: нариц, …,                                              ж.р., … …, неодуш., …, …

Непост. Пр.: …, В.п.                                              ед. ч, …

(В) субботу - …                                                     (На) рыбалку – обстоятельство

Оценка

- Замечательно, с этим заданием вы справились.

(выключить доску)

Ш. Постановка цели и задач урока

- Как вы думаете, о чем мы сегодня продолжим говорить? ( о морфологическом разборе имени сущ.)

- Если мы говорим, что «продолжим говорить» Какую цель мы для себя ставим? Чему мы должны научиться на этом уроке? (Закреплять знания) 

- Давайте еще раз назовем порядок морфологического разбора

IV. Первичное усвоение новых знаний

1. Наблюдение языкового материала

- Откройте учебники на стр. 31. Найдите рубрику «Давай подумаем?»

- Прочитайте вопросы.

- Кто сможет ответить на 1-ый вопрос. Почему нужно ставить слово в начальную форму? (При морфологическом анализе важно уметь определять, к какой части речи относится слово, какими постоянными и изменяемыми признаками оно обладает, в какой форме оно употреблено, а также какова его роль в предложении.)

- А сможем ли мы определить род и склонение, если слово стоит во множественном числе? (Определить род во множественном числе можно, только поставив существительное в форму единственного числа, именительного падежа. Например, и мальчики, и девочки во множественном числе рода не имеют, о них можно сказать "они". Но в именительном падеже едиственного числа мальчик - "он", а девочка - "она".

Исключения из этого правила - те существительные, которые всегда пребывают во множественном числе: ножницы, очки, брюки и т.д. Эти слова в едиственный род поставить нельзя, как и определить род во множественном числе.)

- А если слова, будут стоять в косвенном падеже? Что такое вообще, косвенные падежи? (Все, кроме именительного)

- Какой мы можем сделать вывод? (Чтобы определить склонение существительного, надо:

 поставить его в начальную форму (именительный падеж единственного числа), если оно дано в другой форме;

определить род существительного: мужской, женский или средний;

 найти окончание существительного.

Тип склонения существительного мы определяем по его роду и окончанию в начальной форме.)

- Мы ответили на вопросы.

- Давайте найдем в учебнике упр. 2 на стр. 31.

- Кто нам прочитает задание?

- Читаем слова, которые даны под цифрой 1(2) (3).

- Что мы можем про них сказать? Перечисляем морфологические признаки

2. Физкультминутка

- Отложите учебники, ручки и тетради. Пока работали с проектором и писали в тетради, ваши глаза начали уставать. Давайте немного отдохнём.

1. Закройте глаза. Откройте. Сделайте 3 круговых движения вправо, 3 круговых влево. Голову не поворачивать. Посмотрите прямо. Несколько раз моргните. Закройте глаза и отдохните. (включить доску)

VI. Закрепление материала

- Продолжаем работу дальше

- Переходим к упр. 1. Данное задание мы будем выполнять в парах.

- Кто нам прочитает задание?

- Давайте вспомним, какие слова относятся к 1-ому скл.?

- Данное задание обговариваете с соседом по парте. Через 4 минуты будем проверять.

- Запишите в тетрадь свои примеры  

- Определим род и склонение слова.

- Итак, называем слова, заканчивающиеся на …бо, … це, … я, … нь, … тр, …шь, … а

- Назовите род и склонение этого слова.

- Переходим к заданию 3. На стр. 32.

- Обратите внимание, что это задание сложное. И нам придется долго над ним работать.

- Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

- Кто выйдет к доске и выпишет все существительные из этого стихотворения? (Буря, Дуб, Верба, Ветер, Береза, Солнышко, Мороз, дым, труба).

- Записываем эти слова в столбик.

- Самостоятельно определяем род и склонение данных существительных

Ветер, мороз, дым, дуб – м.р. – 2 скл.

Верба, береза, буря, труба  - 1 скл, ед. ч.

Солнышко – ж.р., 2-ое скл.  

- Давайте проверим. Кто желает?

- Среди этих существительных встретились нам имена собственные? (Нет)

- Среди этих существительных встречаются одушевленные существительные? Проверьте самостоятельно (Нет)

- Рядом с каждым существительным пишем «неодушевленное»

- Теперь нам нужно определить непостоянные признаки существительных. (число и падеж)

- Падеж определяем по той форме, которая дана в тексте. Кто желает определить падеж у данных существительных?

Бурей – Т.П. Верба, Береза – Им.П. Ветром, морозом, дымком – Т.П. Дуб – Им. П. Солнышком – Т.П. Труб – В.П,

- Самостоятельно определите число у всех существительных.

- Когда мы определили у всех слов постоянные и непостоянные признаки, можем ли мы их сгруппировать? В парах сделайте это.

- Какие получились пары?

- Нашли ли мы существительное, которое имеет признаки, которые даны в задании? Назовите его.  

VII. Итог урока

1. Подведение итога

- Давайте подведем итог урока.

- Какую тему изучали? (Морфологический разбор имени существительного)

- Какую работу мы провели на уроке?

- Что осталось непонятного?

- Какое правило мы уяснили сегодня с рубрики « Давай подумаем» ?

2. Домашнее задание

Домашнее задание у вас будет упр. 4на стр. 33

- Давайте разберем его.

- Вам нужно выполнить морфологический разбор выделенных слов.

- 1-ый вариант разбирает слова: «вёсла» и «к уходам»

- 2-ой вариант разбирает слова: «Восток» и «ив»

- На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"

Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка   для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...

Конспект урока русского языка по теме "Функционально-смысловые типы речи"

Данный конспект предназначен для повторения и углубления знаний студентов 1 курса о типах речи, их отличительных особенностях, для отработки алгоритма определения типа речи....

Конспект урока русского языка по теме _Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих

Урок по русскому языку по теме: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих» (3 класс УМК «Школа России)Цель урока: познакомить с правописанием мягкого знака в имена...