Конспект урока русского языка по теме _Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих
план-конспект урока
Урок по русскому языку по теме: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих» (3 класс УМК «Школа России)
Цель урока: познакомить с правописанием мягкого знака в именах существительных женского рода после шипящих на конце слова, расширить представления о роли мягкого знака в словах.
Тип урока: урок открытие новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тип урока: урок открытие новых знаний | 419 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку по теме: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих» (3 класс УМК «Школа России)
Цель урока: познакомить с правописанием мягкого знака в именах существительных женского рода после шипящих на конце слова, расширить представления о роли мягкого знака в словах.
Тип урока: урок открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
Метапредметные: развитие коммуникативности, навыков самоконтроля, общего кругозора, мышления, речи, внимания, памяти, умения анализировать, сравнивать, обобщать;
Личностные: понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; разрешать проблемные ситуации; реально оценивать свои успехи в освоении языка; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру.
Оборудование: В. П. Канакина учебник русского языка 3 кл. 2 часть, презентация, тренажёр правописания слов (существительных с шипящими на конце)
#1054;рганизационный момент
(Слайд 1) Урок русского языка
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке гости. Поэтому, попрошу вас к гостям повернуться, им улыбнуться
И в работу окунуться.
- Садитесь, пожалуйста!
(Слайд 2)Девизом нашего урока будут слова Михаила Васильевича Ломоносова
- Кто желает прочитать слова первого учёного России?
«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны»
-Как понимаете это высказывание?
- Сегодня на уроке мы откроем одну из тайн русского языка, которая находится в этом волшебном сундуке (шкатулке). Для этого нам необходимо выполнить несколько заданий.
- На каждом этапе урока вы будете оценивать свою работу на листках самооценивания
- Возьмите листы самооценивания (Слайд 3) , ознакомьтесь.
ЭТАПЫ УРОКА | |||
| |||
| |||
ЕЛЬ, ГОСТЬ, ПИТЬ | |||
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
( Слайд 4)
- Посмотрите на экран. Прочитайте слова.
-Как вы думаете, какое слово сегодня нам на уроке не пригодится?
СМЕКАЛКА, ЛЕНЬ, АККУРАТНОСЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, ЗНАНИЯ, ВНИМАНИЕ.
- Сегодня на уроке Вы выступите в роли исследователей и продолжите наблюдать, сравнивать и анализировать.
Чистописание. (проводится под музыкальное сопровождение)
(На доске заранее записаны буквы: м ж ш ч щ , но до этого момента они были закрыты полоской бумаги)
- Посмотрите на буквы.
- Какая из записанных на доске букв лишняя?
- Что вы можете сказать об оставшихся буквах? (шипящие)
- Обведите показ этих букв и пропишите их по одному разу в своих тетрадях.
II. Активизация опорных знаний и умений.
Прочитайте слова на доске.
Ель, гость, пить
- Исследуем их.
-Что заметили общего в написании слов? (В этих словах есть мягкий знак).
- Запишите эти слова в тетрадь красиво и аккуратно.
- Не забывайте о посадке. (стихотворение)
- Хоть буква ь звука не обозначает, она является очень важной и трудолюбивой буквой. Давайте вспомним, какую роль выполняет ь в этих словах?
Ответ: Ь знак указывать на мягкость предыдущего согласного);
(прикрепить на доску общую карточку)
показатель мягкости согласного |
- Я предлагаю вам провести эксперимент: попробуйте превратить мягкий знак для обозначения мягкости согласного в разделительный мягкий знак.
-Измените слова. Для этого вспомните, какие буквы разделяет мягкий знак? Запишите их на новой строке.
- А РЕБЯТА поработают у доски... (3 уч-ка работают у доски, дописывая слова)
ель - | елью |
гость- | гостья |
пить- | питьё |
-Давайте проверим результат нашего эксперимента.
- Удалось ли превратить мягкий знак для обозначения мягкости согласного в разделительный мягкий знак? (да) – Молодцы!
-Как вы считаете, ребята справились с заданием?
-К какому выводу мы пришли, какую роль в данных словах выполняет мягкий знак? (дети называют)
разделяет согласный и гласный |
(прикрепить на доску общую карточку)
III. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности. (Создание ситуации успеха.)
1) Подготовка к теме урока
- А сейчас я предлагаю вам прочитать слова (Записаны на доске заранее и закрыты)
Ночь, грач, рожь, мышь, нож, камыш, мощь, борщ.
-Исследуем эти слова.
- К какой части речи они относятся? (имена существительные)
2) Прием - игра "Я беру тебя с собой"
- Узнаем, каковы ваши знания по теме «Имя существительное»
Сыграем в игру «Я беру тебя с собой».
-Из предложенных выражений выберите те, которые возьмете с собой по теме "Имя существительное"
Проверка: Если дети согласны – они жестикулируют руками, как бы подзывают к себе; если не согласны показывают крест руками.
На доске вывешиваю карточки с определениями. Детям можно предложить прочитать по очереди все определения, а руками в это время показывают все своё мнение.
Имя существительное |
глагол |
Имя прилагательное |
отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? |
отвечает на вопросы: кто? что? |
обозначает предмет |
обозначает действие предмета |
имеет время |
- Ребята, вы молодцы с заданием справились
IV. Основная часть урока. «Открытие» нового знания.
Ночь, врач, рожь, мышь, нож, камыш, мощь, борщ.
- Давайте исследуем эти слова с другой стороны.
- Прочитайте их про себя.
- На какой звук оканчиваются слова? (шипящий) Назовите их.
-А где мы сегодня уже встречались с этими буквами.
Проблемный вопрос.
- Что вас удивило в написании исследуемых слов? (В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет.)
- Ребята, так что же нам предстоит выяснить? (почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака.)
- Давайте сформулируем тему урока.
(высказывания) (Тема заранее записана на доске, но закрыта для чтения)
- Тема нашего урока «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».
Гитотеза
- Продолжим наше исследование. Что можно определить у имени существительного?
- А может ли зависеть написание ь знака в словах от числа? (высказывание)
(Возможно, написание мягкого знака зависит от числа имени существительного)
- Давайте проверим эту гипотезу.
- Определите число имен существительных.
- Дает ли эта гипотеза возможность ответить на вопрос: "Почему в одних случаях в именах существительных на конце пишется мягкий знак, а в других нет?» (нет, все стоят в ед.ч.,)
Предлагаю немного отдохнуть. ФИЗМИНУТКА
- А может быть у кого-то из вас есть своя гипотеза от чего может зависеть написание ь в исследуемых словах? (Если дети молчат, то учитель выдвигает свою гипотезу)
- А может ли написание мягкого знака после шипящих зависеть от рода имени существительного.
- Проверим и эту гипотезу.
- Вспомним, как можно определить род у существительных?
Поработаем с этими же словами. Работа со словами.
Ночь, врач, рожь, мышь, нож, камыш, борщ, мощь.
-Определите род этих имен существительных.
- Девочки выписывают из ряда слов только имена существительные женского рода.
- Мальчики выписывают из ряда слов только имена существительные мужского рода.
(К доске вызвать 2-ух детей)
- Что заметили? (высказывание)
- Даёт ли нам гипотеза, что написание мягкого знака после шипящих зависеть от рода имени существительного возможность ответить на вопрос - "Почему в одних случаях в именах существительных на конце пишется мягкий знак, а в других нет?" (да)
(На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.)
-Какой вывод мы можем сделать? Так, от чего же зависит написание мягкого знака на конце существительных после шипящих? (от рода)
V. Первичное закрепление изученного материала. Работа с правилом по учебнику.
Читаем правило и сравниваем его со своими выводами. (При прочтении правила ученикам надеваем конфедератку)
Составление алгоритма действия для правильного написания существительных с шипящими на конце.
-Какова же роль ь знака в этих словах? На что он указывает? (Грамматическая, он указывает на род).
(прикрепить на доску общую карточку)
указывает на ж.р. имен существительных |
- Попробуем вместе составить алгоритм дейсвий: что нужно делать, чтобы написать существительное, которое оканчивается на шипящий?
VI. Закрепление полученных знаний.
Работа с тренажёром правописания слов на изученную орфограмму. (Организуется работа по цепочке,)
Работа с пословицами по учебнику. (Упр.52 из учебника)
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Как вы думаете, что же спрятано в шкатулке? Я считаю, что в ней находится … (мягкий знак, так как именно с ним была связана наша тайна русского языка)
- Проверим, откроем сундучок
- Подведём итог.
- Какова была цель нашего урока?
(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)
- Достигли ли урок этой цели? (да)
-Довольны ли вы своей работой?
-Как вы думаете, какая тайна русского языка нами на уроке раскрыта?
Узнали о роли ь знака (достаём из шкатулки Ь)…
- Как вы думаете, все ли тайны из нашего сундука о правописании Ь ЗНАКА нами сегодня открыты? (нет)
- Вам еще предстоит открыть 6 тайн правописания Ь ЗНАКА в словах. Но эти тайны вы откроете на следующих уроках.
Рефлексия.
В заключение урока давайте вспомним, какую роль мягкого знака мы сегодня открыли и какие роли повторили.
- Каждый возьмите цветную карточку со словом. Найдите тайну написания Ь ЗНАКА, которая скрыта в вашем слове.
(Дети встают к надписям: ж.р. имени существительного, разделительный ь, смягчающий ь).
V III. Домашнее задание.
- Составить небольшой рассказ по теме урока.
- Придумать 5 предложения, в которых будут слова с шипящими на конце существительных.
- Выполнить упр. 53
Заключительное слово.
- Я очень надеюсь, что этот урок был для вас интересным и полезным. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Цель: ознакомление с орфограммой обучающихся VIII вида.Задачи: 1. Познакомить с правописанием имён существительных с шипящей на конце, повторить знания об имени существительном.2. Развивать умение уча...
Конспект урока русского языка. Тема: «Морфологический разбор имени существительного».
Выборочный конспект русского языка по теме «Морфологический разбор имени существительного». 4 класс....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...
Конспект урока русского языка по теме "Функционально-смысловые типы речи"
Данный конспект предназначен для повторения и углубления знаний студентов 1 курса о типах речи, их отличительных особенностях, для отработки алгоритма определения типа речи....
Конспект урока русского языка по теме "Предложения с обособленными и уточняющими членами"
Данный конспект урока предназначен для студентов 2 курса. На уроке в обобщенном виде представлен теоретический материал по теме, предлагаются задания на закрепление....
Конспект урока русского языка на тему: "Глагол как часть речи"
МОДЕЛЬНЫЙ УРОК (ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ) ТЕМА: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ ЦЕЛЬ: АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ...