Конспект урока русского языка по теме _Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих
план-конспект урока

Ведерникова Елена Вячеславовна

Урок по русскому языку по теме: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих» (3 класс УМК «Школа России)

Цель урока: познакомить с правописанием мягкого знака в именах существительных женского рода после шипящих на конце слова, расширить представления о роли мягкого знака в словах.

Тип урока: урок открытие новых знаний

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку по теме: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих» (3 класс УМК «Школа России)

Цель урока: познакомить с правописанием мягкого знака в именах существительных женского рода после шипящих на конце слова, расширить представления о роли мягкого знака в словах.

Тип урока: урок открытие новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;

Метапредметные: развитие коммуникативности, навыков самоконтроля, общего кругозора, мышления, речи, внимания, памяти, умения анализировать, сравнивать, обобщать;

Личностные: понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; разрешать проблемные ситуации; реально оценивать свои успехи в освоении языка; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру.

Оборудование: В. П. Канакина учебник русского языка 3 кл. 2 часть, презентация, тренажёр правописания слов (существительных с шипящими на конце)

#1054;рганизационный момент

(Слайд 1) Урок русского языка

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке гости. Поэтому, попрошу вас к гостям повернуться, им улыбнуться

И в работу окунуться.

- Садитесь, пожалуйста!

(Слайд 2)Девизом нашего урока будут слова Михаила Васильевича Ломоносова

- Кто желает прочитать слова первого учёного России?

«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны»

-Как понимаете это высказывание?

- Сегодня на уроке мы откроем одну из тайн русского языка, которая находится в этом волшебном сундуке (шкатулке). Для этого нам необходимо выполнить несколько заданий.

- На каждом этапе урока вы будете оценивать свою работу на листках самооценивания

- Возьмите листы самооценивания (Слайд 3) , ознакомьтесь.

ЭТАПЫ УРОКА

Смайлик-эмоджи Скучно для Вконтакте: код смайла ВК,информация и кодировки

😐 Лицо без эмоций смайлик-эмодзи — Значения, Скопировать

смайлик радость: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках

  1. ЗАПИСЬ ЧИСЛА. ОРФОГРАММЫ.

  1. ЧИСТОПИСАНИЕ

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВ:

ЕЛЬ, ГОСТЬ, ПИТЬ

  1. ЭКСПЕРИМЕНТ.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВ: нож, рожь,врач, дочь, вещь,ковш

  1. ИГРА «Я беру тебя с собой»(Вывод по игре)

  1. ПРАВИЛО из УЧЕБНИКА с.31

  1. РАБОТА С ТРЕНАЖЁРОМ

  1. РАБОТА В ПАРАХ

  1. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

  1. ИТОГ УРОКА

( Слайд 4)

- Посмотрите на экран. Прочитайте слова.

-Как вы думаете, какое слово сегодня нам на уроке не пригодится?

СМЕКАЛКА, ЛЕНЬ, АККУРАТНОСЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, ЗНАНИЯ, ВНИМАНИЕ.

- Сегодня на уроке Вы выступите в роли исследователей и продолжите наблюдать, сравнивать и анализировать.

Чистописание. (проводится под музыкальное сопровождение)

(На доске заранее записаны буквы: м ж ш ч щ , но до этого момента они были закрыты полоской бумаги)

- Посмотрите на буквы.

- Какая из записанных на доске букв лишняя?

- Что вы можете сказать об оставшихся буквах? (шипящие)

- Обведите показ этих букв и пропишите их по одному разу в своих тетрадях.

II. Активизация опорных знаний и умений.

Прочитайте слова на доске.

Ель, гость, пить

- Исследуем их.

-Что заметили общего в написании слов? (В этих словах есть мягкий знак).

- Запишите эти слова в тетрадь красиво и аккуратно.

- Не забывайте о посадке. (стихотворение)

- Хоть буква ь звука не обозначает, она является очень важной и трудолюбивой буквой. Давайте вспомним, какую роль выполняет ь в этих словах?

Ответ: Ь знак указывать на мягкость предыдущего согласного);

(прикрепить на доску общую карточку)

показатель мягкости согласного

- Я предлагаю вам провести эксперимент: попробуйте превратить мягкий знак для обозначения мягкости согласного в разделительный мягкий знак.

-Измените слова. Для этого вспомните, какие буквы разделяет мягкий знак? Запишите их на новой строке.

- А РЕБЯТА поработают у доски... (3 уч-ка работают у доски, дописывая слова)

ель -

елью

гость-

гостья

пить-

питьё

-Давайте проверим результат нашего эксперимента.

- Удалось ли превратить мягкий знак для обозначения мягкости согласного в разделительный мягкий знак? (да) – Молодцы!

-Как вы считаете, ребята справились с заданием?

-К какому выводу мы пришли, какую роль в данных словах выполняет мягкий знак? (дети называют)

разделяет согласный и гласный

(прикрепить на доску общую карточку)

III. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности. (Создание ситуации успеха.)

1) Подготовка к теме урока

- А сейчас я предлагаю вам прочитать слова (Записаны на доске заранее и закрыты)

Ночь, грач, рожь, мышь, нож, камыш, мощь, борщ.

-Исследуем эти слова.

- К какой части речи они относятся? (имена существительные)

2) Прием - игра "Я беру тебя с собой"

- Узнаем, каковы ваши знания по теме «Имя существительное»

Сыграем в игру «Я беру тебя с собой».

-Из предложенных выражений выберите те, которые возьмете с собой по теме "Имя существительное"

Проверка: Если дети согласны – они жестикулируют руками, как бы подзывают к себе; если не согласны показывают крест руками.

На доске вывешиваю карточки с определениями. Детям можно предложить прочитать по очереди все определения, а руками в это время показывают все своё мнение.

Имя существительное

глагол

Имя прилагательное

отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

отвечает на вопросы: кто? что?

обозначает предмет


обозначает действие предмета

имеет время


- Ребята, вы молодцы с заданием справились

IV. Основная часть урока. «Открытие» нового знания.

Ночь, врач, рожь, мышь, нож, камыш, мощь, борщ.

- Давайте исследуем эти слова с другой стороны.

- Прочитайте их про себя.

- На какой звук оканчиваются слова? (шипящий) Назовите их.

-А где мы сегодня уже встречались с этими буквами.

Проблемный вопрос.

- Что вас удивило в написании исследуемых слов? (В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет.)

- Ребята, так что же нам предстоит выяснить? (почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака.)

- Давайте сформулируем тему урока.

(высказывания) (Тема заранее записана на доске, но закрыта для чтения)

- Тема нашего урока «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».

Гитотеза

- Продолжим наше исследование. Что можно определить у имени существительного?

- А может ли зависеть написание ь знака в словах от числа? (высказывание)

(Возможно, написание мягкого знака зависит от числа имени существительного)

- Давайте проверим эту гипотезу.

- Определите число имен существительных.

- Дает ли эта гипотеза возможность ответить на вопрос: "Почему в одних случаях в именах существительных на конце пишется мягкий знак, а в других нет?» (нет, все стоят в ед.ч.,)

Предлагаю немного отдохнуть. ФИЗМИНУТКА

- А может быть у кого-то из вас есть своя гипотеза от чего может зависеть написание ь в исследуемых словах? (Если дети молчат, то учитель выдвигает свою гипотезу)

- А может ли написание мягкого знака после шипящих зависеть от рода имени существительного.

- Проверим и эту гипотезу.

- Вспомним, как можно определить род у существительных?

Поработаем с этими же словами. Работа со словами.

Ночь, врач, рожь, мышь, нож, камыш, борщ, мощь.

-Определите род этих имен существительных.

- Девочки выписывают из ряда слов только имена существительные женского рода.

- Мальчики выписывают из ряда слов только имена существительные мужского рода.

(К доске вызвать 2-ух детей)

- Что заметили? (высказывание)

- Даёт ли нам гипотеза, что написание мягкого знака после шипящих зависеть от рода имени существительного возможность ответить на вопрос - "Почему в одних случаях в именах существительных на конце пишется мягкий знак, а в других нет?" (да)

(На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.)

-Какой вывод мы можем сделать? Так, от чего же зависит написание мягкого знака на конце существительных после шипящих? (от рода)

V. Первичное закрепление изученного материала. Работа с правилом по учебнику.

Читаем правило и сравниваем его со своими выводами. (При прочтении правила ученикам надеваем конфедератку)

Составление алгоритма действия для правильного написания существительных с шипящими на конце.

-Какова же роль ь знака в этих словах? На что он указывает? (Грамматическая, он указывает на род).

(прикрепить на доску общую карточку)

указывает на ж.р. имен существительных

- Попробуем вместе составить алгоритм дейсвий: что нужно делать, чтобы написать существительное, которое оканчивается на шипящий?

Рисунок 2

VI. Закрепление полученных знаний.

Работа с тренажёром правописания слов на изученную орфограмму. (Организуется работа по цепочке,)

Работа с пословицами по учебнику. (Упр.52 из учебника)

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Как вы думаете, что же спрятано в шкатулке? Я считаю, что в ней находится … (мягкий знак, так как именно с ним была связана наша тайна русского языка)

- Проверим, откроем сундучок

- Подведём итог.

- Какова была цель нашего урока?

(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)

- Достигли ли урок этой цели? (да)

-Довольны ли вы своей работой?

-Как вы думаете, какая тайна русского языка нами на уроке раскрыта?

Узнали о роли ь знака (достаём из шкатулки Ь)…

- Как вы думаете, все ли тайны из нашего сундука о правописании Ь ЗНАКА нами сегодня открыты? (нет)

- Вам еще предстоит открыть 6 тайн правописания Ь ЗНАКА в словах. Но эти тайны вы откроете на следующих уроках.

Рефлексия.

В заключение урока давайте вспомним, какую роль мягкого знака мы сегодня открыли и какие роли повторили.

- Каждый возьмите цветную карточку со словом. Найдите тайну написания Ь ЗНАКА, которая скрыта в вашем слове.

(Дети встают к надписям: ж.р. имени существительного, разделительный ь, смягчающий ь).

V III. Домашнее задание.

- Составить небольшой рассказ по теме урока.

- Придумать 5 предложения, в которых будут слова с шипящими на конце существительных.

- Выполнить упр. 53

Заключительное слово.

- Я очень надеюсь, что этот урок был для вас интересным и полезным. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Цель: ознакомление с орфограммой обучающихся VIII вида.Задачи: 1. Познакомить с правописанием имён существительных с шипящей на конце, повторить знания об имени существительном.2. Развивать умение уча...

Конспект урока русского языка. Тема: «Морфологический разбор имени существительного».

Выборочный конспект русского языка по теме  «Морфологический разбор имени существительного». 4 класс....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка   для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...

Конспект урока русского языка по теме "Функционально-смысловые типы речи"

Данный конспект предназначен для повторения и углубления знаний студентов 1 курса о типах речи, их отличительных особенностях, для отработки алгоритма определения типа речи....

Конспект урока русского языка по теме "Предложения с обособленными и уточняющими членами"

Данный конспект урока предназначен для студентов 2 курса. На уроке в обобщенном виде представлен теоретический материал по теме, предлагаются задания на закрепление....

Конспект урока русского языка на тему: "Глагол как часть речи"

МОДЕЛЬНЫЙ УРОК (ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ) ТЕМА: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ ЦЕЛЬ: АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ...