Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Возвратные и невозвратные глаголы"
материал
Данный урок разработан с целью познакомить оьучающихся с понятиями возвратность - невозвратность глагола; способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять возвратность – невозвратность глаголов ; формировать интерес к изучению русского языка, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_vozrv_nevozvr_glagoly_5kl.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Учитель: Демкович Я. С. МБОУСОШ № 15 им. Гусева В. В.
Класс: 5
Автор УМК: Ладыженская, Тростенцова, Баранов и др., 5-е издание, 2023г.
Тема урока: «Возвратные и невозвратные глаголы»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Деятельностные | Содержательные |
Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы. | познакомить с понятиями возвратность - невозвратность глагола |
Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы. | Понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики; уметь образовывать возвратные глаголы |
Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала. | способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять возвратность – невозвратность глаголов |
формировать интерес к изучению русского языка, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка |
Основные формы учебной деятельности по ФГОС: парная, фронтальная, проблемный метод обучения.
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, интерактивный материал, учебник, раздаточный материал (разноуровневые карточки), лист рефлексии
Планируемый результат:
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Познавательные УУД:
Умение:
- распознавать возвратные и невозвратные глаголы, группировать глаголы по сходным признакам, устанавливать связь между глагольными признаками возвратности и переходностинепереходности, перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- обобщать полученную информацию;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
Умение:
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные УУД:
Умение:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
Мотивация к деятельности (2 мин) Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Загадка: Он предметы оживляет, И в дела их привлекает. Что им делать – говорит. Строго сам за всем следит. Он три времени имеет, И спрягаться сам умеет. Дети долго ходят в школы, Чтобы выучить... Ответ: Глаголы Слайд 1. Правильно, мы продолжаем знакомиться с глаголом. Эпиграф сегодняшнего урока: “Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова” — писал Н. Греч. Кто может объяснить значение этих слов? | Подготовка класса к работе. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация знаний (5 мин) Цель этапа: подготовка мышления учащихся | Проверка д/з Распределить карточки с глаголами по столбикам. Глаголы совершенного и несовершенного вида. 2 ученика у доски: найти, рассказать, приехать, обниматься, мыться, прихорашиваться, удивить, захохотать, любоваться. Наклейки с глаголами Взаимопроверка, обмен тетрадями: Сов. вид: найти, приехать, рассказать, удивить, захохотать. Несов. вид: прихорашиваться, любоваться, собираться, обниматься, мыться. + интерактивное задание на ноутбуке на определение вида глагола. | Распределяют карточки 2 ученика у доски, объясняют свой выбор. Работа с интерактивным заданием 1 ученик. | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
Постановка учебной задачи (5 мин) Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Посмотрите на глаголы второго столбика (несов. вид). Что у них общего? Правильно, они оканчиваются на –ся-/ -сь-. А у глаголов первого столбика нет –ся-, -сь. Почему так происходит? Чтобы разобраться в этом, посмотрим на предложение. Слайд 2. Дети читают строчки. Запишем. Давайте же мыт?ся, плескат?ся, купат?ся, нырять, кувыркат?ся в ушате, корыте, в лохани. (К.И. Чуковский. «Мойдодыр») Теперь найдите в предложении глаголы. На что они оканчиваются? Есть ли лишний среди них? Что общего у этих глаголов? - Какие вопросы у вас возникают? Что такое –ся-? На что он указывает? - Есть предположения? Какова наша цель? Задачи? Выяснить, какие глаголы пишутся с суф. сь, ся, а какие – без суф. ся, сь и как называются такие глаголы. Понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики; уметь образовывать возвратные глаголы. Какие неизвестные слова вам встретились? Найдите значение слов «ушат», «лохань» в Толковом словаре Ожегова.
| Ответы Формулируют тему, цель и задачи урока Оценивают себя. Работа со словарём | Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог. |
Построение проекта выхода из затруднения (5 мин) Цель этапа: составить план достижения целей | Давайте проверим наши предположения по учебнику, с. 112, чтение правила. Составление опорной таблицы. На кого направлено действие, обозначенное возвратными глаголами? (На сам предмет, оно как бы возвращается на предмет.) – Объясните написание тся в этих глаголах. (2 мин) Физминутка с муз. сопровождением. | Намечают пути решения задач Работают в паре с теоретическим материалом, составляют таблицу Проверка (слайд 3) Оценивание Выполняют физ.упражнения, связанные с усвоением прошлого материала. | Планирование, прогнозирование (Р), Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К) |
Первичное закрепление (7 мин) Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний | 1. Замените словосочетания глаголами-синонимами, запишите возвратные глаголы и выделите в них постсуффикс –ся-/ -сь-. Образуйте невозвратные глаголы от возвратных, где это возможно. Расчесывать волосы- расчесываться - расчесывать участвовать в соревновании- соревноваться быть на тренировке –тренироваться - тренировать проявлять стремление - стремиться испытывать волнение –волноваться – волновать Самопроверка – Какими способами образованы возвратные глаголы? – Как называется орфограмма, которая встретилась во всех этих глаголах? (ь в сочетании ться.) 2. Выполнение интерактивного задания на платформе https://learningapps.org/19354619 | Фронтальная работа у доски. Оценивание | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
Самостоятельная работа (10 мин) Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Дифференцированные задания по карточкам: 1 уровень – разделить глаголы на 2 столбика (возвратные/невозвратные) 2 уровень – выписать из басни И. Крылова только возвратные глаголы, определить их вид. 3 уровень – вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Определите возвратность/невозвратность глаголов. | Проверка (слайд 4, 5,6) оценивание. Индивидуальная работа с карточками самопроверка оценивание | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Рефлексия деятельности (3 мин) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Домашнее задание (1 мин) Выставление отметок (1 мин). | - Что нового узнали на уроке? Как вы узнали? Каким способом? - Чему учились на уроке? - Что было трудным? - Все смогли безошибочно выполнять задания? - Мы выполнили сегодняшнюю задачу? Оцените себя с помощью «Горы успеха». Нарисуйте человечка на том уровне горы, где вы считаете нужным (основание – новая тема сложна для меня, середина – вы поняли, но затрудняетесь объяснить другому, вершина – вы поняли и можете объяснить другому). Слайд 7 Для всех: п. 115 выучить правило. «4» - средний уровень: с. 113, упр. 713 «5» - высокий уровень (творческое задание): придумать связный текст (7-8) предложений с возвратными/невозвратными глаголами на тему «Мой выходной день» | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по Русскому языку
Предметная область: Письмо и развитие речи.Тема урока: Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов....
Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания при них"
Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Вводные и вставные конструкции" (на материале художественного произведения А.П. Чехова "Степь")...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Цель: ознакомление с орфограммой обучающихся VIII вида.Задачи: 1. Познакомить с правописанием имён существительных с шипящей на конце, повторить знания об имени существительном.2. Развивать умение уча...
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»
Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико – грамматические признаки ...
Разработка открытого урока по русскому языку для 2 класса "Учись говорить кого ты любишь"
Разработка урока по русскому языку 2 класс...
Открытый урок по русскому языку на тему "Падеж имён существительных", проведенный в 5 классе на муниципальном уровне
Разработка открытого урока в 5 классе на тему "Падеж имён сужествительных"...
Сценарий открытого урока по русскому языку 3 класс "Имя прилагательное"
Тема урока: Имя прилагательноеЦель урока: Узнать чему мы будем учиться.Тип урока: вводный...