Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Возвратные и невозвратные глаголы"
материал

Демкович Яна Сергеевна

Данный урок разработан с целью познакомить оьучающихся с  понятиями возвратность - невозвратность  глагола; способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять возвратность – невозвратность глаголов ; формировать интерес к изучению русского языка, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_vozrv_nevozvr_glagoly_5kl.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  русского языка

                                                                                                                                          Учитель:  Демкович Я. С.                                                                                                                                                                                  МБОУСОШ № 15 им. Гусева В. В.

                                                                                                                                                                                   

Класс: 5

Автор УМК: Ладыженская, Тростенцова, Баранов и др., 5-е издание, 2023г.

Тема урока: «Возвратные и невозвратные глаголы»

Тип урока: урок открытия  новых знаний

Цели:

Деятельностные

Содержательные

Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы.

познакомить с  понятиями возвратность - невозвратность  глагола

Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.

Понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики; уметь образовывать возвратные глаголы

Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала.

способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять возвратность – невозвратность глаголов

формировать интерес к изучению русского языка, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка

Основные формы учебной деятельности по ФГОС: парная, фронтальная, проблемный метод обучения.

Оборудование, техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, интерактивный материал, учебник, раздаточный материал (разноуровневые карточки), лист рефлексии

Планируемый результат:

Личностные:

- Проявление творческого отношения к процессу обучения;

- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Познавательные УУД:

Умение:

- распознавать возвратные и невозвратные глаголы, группировать глаголы по сходным признакам, устанавливать связь между глагольными признаками возвратности и переходности­непереходности, перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- обобщать полученную информацию;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД:

Умение:

- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;

- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные УУД:

Умение:

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности (2 мин)

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

Загадка:

Он предметы оживляет,

И в дела их привлекает.

Что им делать – говорит.

Строго сам за всем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться сам умеет.

Дети долго ходят в школы,

Чтобы выучить...

Ответ: Глаголы

Слайд 1. Правильно, мы продолжаем знакомиться с глаголом. Эпиграф сегодняшнего урока: “Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова” — писал Н. Греч.

Кто может объяснить значение этих слов?

Подготовка  класса  к  работе.


Отгадывают слово, объясняют эпиграф.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний (5 мин)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

Проверка д/з

Распределить карточки с глаголами по столбикам. Глаголы совершенного и несовершенного вида. 2 ученика у доски: найти, рассказать, приехать, обниматься, мыться, прихорашиваться, удивить, захохотать, любоваться. Наклейки с глаголами

Взаимопроверка, обмен тетрадями:

Сов. вид: найти, приехать, рассказать, удивить, захохотать.

Несов. вид: прихорашиваться, любоваться, собираться, обниматься, мыться.

+ интерактивное задание на ноутбуке на определение вида глагола.

Распределяют карточки 2 ученика у доски, объясняют свой выбор.

Работа с интерактивным заданием 1 ученик.

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи (5 мин)

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Посмотрите на глаголы второго столбика (несов. вид). Что у них общего? Правильно, они оканчиваются на –ся-/ -сь-. А у глаголов первого столбика нет –ся-, -сь.

Почему так происходит? Чтобы разобраться в этом, посмотрим на предложение.

Слайд 2. Дети читают строчки. Запишем.

Давайте же мыт?ся, плескат?ся, купат?ся, нырять, кувыркат?ся в ушате, корыте, в лохани. (К.И. Чуковский. «Мойдодыр»)  

Теперь найдите в предложении глаголы. На что они оканчиваются? Есть ли лишний среди них? Что общего у этих глаголов?

- Какие вопросы у вас возникают?  Что такое –ся-? На что он указывает?

- Есть предположения?

Какова наша цель? Задачи? Выяснить, какие глаголы пишутся с суф. сь, ся, а какие – без суф. ся, сь и как называются такие глаголы. Понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики; уметь образовывать возвратные глаголы.

Какие неизвестные слова вам встретились?  Найдите значение слов «ушат», «лохань» в Толковом словаре Ожегова.

 

 

Ответы

Формулируют тему, цель и задачи урока

Оценивают себя.

Работа со словарём

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Построение проекта выхода из затруднения (5 мин)

Цель этапа: составить план достижения целей

Давайте проверим наши предположения по учебнику, с. 112, чтение правила. Составление опорной таблицы. 

На кого направлено действие, обозначенное возвратными глаголами? (На сам предмет, оно как бы возвращается на предмет.)

– Объясните написание ­тся в этих глаголах.

(2 мин) Физминутка с муз. сопровождением.

-Я произношу глаголы на –тся и –ться. Если в глаголе есть мягкий знак  - приседают мальчики,  если нет – девочки.
Моется, моются, мыться, одеваться, одевается, поднимается, подниматься, радуются, радоваться, возвращаться, возвращается, возвращаться.

Намечают пути решения задач

Работают в паре с теоретическим материалом, составляют таблицу

Проверка (слайд 3)

Оценивание

Выполняют физ.упражнения, связанные с усвоением прошлого материала.

Планирование, прогнозирование (Р),

Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)

Первичное закрепление (7 мин)

Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний

1. Замените словосочетания глаголами-синонимами, запишите возвратные глаголы и выделите в них постсуффикс –ся-/ -сь-. Образуйте невозвратные глаголы от возвратных, где это возможно.

Расчесывать волосы- расчесываться - расчесывать

участвовать в соревновании- соревноваться

быть на тренировке –тренироваться - тренировать

проявлять стремление - стремиться

испытывать волнение –волноваться – волновать

Самопроверка

– Какими способами образованы возвратные глаголы?

– Как называется орфограмма, которая встретилась во всех этих глаголах? (ь в сочетании ­ться.)

2. Выполнение интерактивного задания на платформе   https://learningapps.org/19354619 

Фронтальная работа у доски.

Оценивание

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)  

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа (10 мин)

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Дифференцированные задания по карточкам:

1 уровень – разделить глаголы на 2 столбика (возвратные/невозвратные)

2 уровень – выписать из басни И. Крылова только возвратные глаголы, определить их вид.

3 уровень – вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Определите возвратность/невозвратность глаголов.

Проверка (слайд 4, 5,6)

оценивание.

Индивидуальная работа с карточками

самопроверка оценивание

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности (3 мин)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Домашнее задание (1 мин)

Выставление отметок (1 мин).

- Что нового узнали на уроке? Как вы узнали? Каким способом?

- Чему учились на уроке?

- Что было трудным?

- Все смогли безошибочно выполнять задания?

- Мы выполнили сегодняшнюю задачу?

Оцените себя с помощью «Горы успеха». Нарисуйте человечка на том уровне горы, где вы считаете нужным (основание – новая тема сложна для меня, середина – вы поняли, но затрудняетесь объяснить другому, вершина – вы поняли и можете объяснить другому).

Слайд 7

Для всех: п. 115 выучить правило.

«4» - средний уровень: с. 113, упр. 713

«5» - высокий уровень (творческое задание): придумать связный текст (7-8) предложений с возвратными/невозвратными глаголами на тему «Мой выходной день»  

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по Русскому языку

Предметная область: Письмо и  развитие речи.Тема урока: Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов....

Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания при них"

Урок систематизации и обобщения знаний  по теме "Вводные и вставные конструкции" (на материале художественного произведения А.П. Чехова "Степь")...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Цель: ознакомление с орфограммой обучающихся VIII вида.Задачи: 1. Познакомить с правописанием имён существительных с шипящей на конце, повторить знания об имени существительном.2. Развивать умение уча...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки ...

Сценарий открытого урока по русскому языку 3 класс "Имя прилагательное"

Тема урока: Имя прилагательноеЦель урока: Узнать чему мы будем учиться.Тип урока: вводный...