Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»
методическая разработка на тему
Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных.
Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создать условия для развития познавательного интереса к языку, формирования орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов. Способствовать воспитанию нравственных качеств личности и эстетических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого урока
по русскому языку
2 класс
по теме:
«Прилагательные»
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ СОШ №14
г. Красногорска
Аничкина Ирина Владимировна
2017 год
Тема урока: Имя прилагательное
Класс: 2 класс
Предмет: Русский язык
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, светофоры для самооценки.
Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных.
Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создать условия для развития познавательного интереса к языку, формирования орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов. Способствовать воспитанию нравственных качеств личности и эстетических чувств.
УУД:
личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.
Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ход урока
1. Орг. момент: (2 мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты,
Нас две ниточки связали.
Теплоты и доброты.
Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и творческих удач на уроке..
Откройте тетради, запишите число, классная работа
2. Актуализация знаний: ( 5 мин)
Учитель: В некотором царстве, в тридевятом государстве, которое зовется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе живет много жителей. Некоторых из жителей мы с вами уже знаем.
(части речи, сущ, прил, гл )
-О какой части речи мы сегодня будем вести разговор?
- Определите тему нашего урока по стихотворению.
Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё ... (Прилагательное)
- Так как это последний урок по данной теме, определите учебную задачу.
- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи. Я буду рада вашей активной работе на уроке и вашим правильным ответам.
Сегодня давайте вспомним, что мы изучали.
Работа в парах.
- Подумайте, посоветуйтесь с товарищем по парте и ответьте на вопросы:
1.Какую роль в нашей речи играют имена прилагательные?
2.На какие вопросы они могут отвечать?
3.С какой частью речи имена прилагательные тесно связаны?
4.Как изменяются имена прилагательные?
3. Чистописание. ( 5 мин)
На доске записаны буквосочетания: ый_ий_ой_ая_яя_ое_ее_ые_ие.
- Что можно сказать об этих буквосочетаниях? ( на эти буквосочетания заканчиваются прилагательные)
- Напишите , соблюдая высоту букв и соединения.
4. Словарные слова пишем отгадки
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..
(Карандаш)
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
(Тетрадь)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
(Пенал)
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)
Снаружи смотришь -
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай...
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
Ответ: (Библиотека)
Что за комната такая -
Очень светлая, большая,
Парты ровными рядами,
А за партами мы сами?
(Класс)
Вот он у доски стоит,
На него весь класс глядит.
Говорит он: Ну, начнем.
Все тетрадки достаем!"
(Учитель)
Я большой бумажный, важный
Фамилии во мне от А до Я столбцом,
Успехи и провалы налицо.
(Школьный журнал)
- Прочитайте слова, составьте из них пословицу.
День, год, весенний, кормит.
- Объясните смысл пословицы.
- Зажжём огоньки над орфограммами.
- Запишите предложение , подчеркните грамматическую основу.
- Подчеркните имя прилагательное.
- Каким членом предложения оно является?
4. Работа по теме урока.
а ) Выделение из группы имён прилагательных. ( 3 мин)
- Посмотрите на доску, прочитайте слова.
Стол, синее, пчелка, падает, идет, хищная, ворона, большой, играют, бежит, снег, белые.
- На сколько групп можно разделить эти слова?
- На какие? (Существительное, прилагательное, глагол)
- Выпишите в тетрадь в столбик только имена прилагательные. ( выписывают в столбик)
- Ребята, давайте проверим, как вы выполнили работу, используем светофоры. Назовите имена прилагательные.
Синее, хищная, большой, белые.
- Почему вы решили, что это имена прилагательные? Докажите.
- Какие группы ещё остались?
- Назовите их. ( дети называют существительные и глаголы )
б ) Установление связи прилагательного с существительным. ( 3 мин)
- С какой частью речи связано имя прилагательное? ( с существительным)
- Подберите к именам прилагательным имена существительные.
- Что у вас получилось? ( словосочетания )
- Установите связь прилагательного и существительного.
в ) Работа с текстами. ( 5 мин)
Прочитайте тексты.
*Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
*Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.
- О чем первый текст? ( О весне )
- О чём второй текст? ( О весне )
- Можно ли считать эти тексты одинаковыми?
- Что же отличает первый текст от второго? (Наличием прилагательных.)
- Назовите их. ( Ранняя, последний, говорливые, ласковое, голосистые. )
- Почему вы решили, что это прилагательные?
- Для чего нужны имена прилагательные? ( Имена прилагательные нужны для точности описания .)
- Выпишите из 2 текста словосочетания , состоящие из прилагательного и существительного, укажите число имён прилагательных.
ед.ч ед.ч мн.ч ед.ч мн.ч
Ранняя весна, последний снег, говорливые ручьи, ласковое солнце, голосистые птицы.
- Как определяли число имён прилагательных? ( по вопросам )
-Как ещё можно определить число прилагательных?
* проверка , оценивание с помощью шкалы
5. Физкультурная разминка ( 1 мин )
Мы в строю шагаем браво,
Мы науки познаем:
Шаг – налево,
Шаг – направо,
И, конечно же, - кругом.
Это левая рука. Это правая рука.
Ох, наука нелегка!
Это левая нога. Это правая нога.
Ох, наука нелегка!
6. Продолжение работы по теме урока. ( 6 мин )
а ) Описание предмета . Работа по группам.
- Дети, а снег весной и зимой одинаковый?
Учитель: Давайте попробуем наиболее точно описать зимний снег и весенний снег, используя имена прилагательные ( на доске )
Последний, искристый, мокрый, грязный, пушистый, серебристый, рыхлый, белый, свежий, серый.
Задание по группам.
1 группа: из слов выбирают прилагательные, которые помогут описать зимний снег.
2 группа: из слов выбирают прилагательные, которые помогут описать весенний снег.
Учитель: Проверяем. Назовите прилагательные, которые описывают зимний снег.
Ученик: Искристый, пушистый, серебристый, белый, свежий.
Учитель: Молодцы. Назовите прилагательные, которые описывают весенний снег.
Ученик: Последний, мокрый, грязный, рыхлый, серый. Молодцы.
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.
б ) Применение знаний в измененных ситуациях:
….утром Кирилл пошел в … рощу. На травке засверкала …роса. Запели…птицы.
- Вставить имена прилагательные
Игра «Придумай загадку».
Я каждой группе раздаю фото животных. Ваша задача придумать загадку, употребляя несколько прилагательных.
Например:
Олень – рогатый, гордый, длинноногий.
Придумали в группе, остальные группы отгадывают.
Какую роль выполняли имена прилагательные в этой игре.
Вывод: имена прилагательные помогают описывать предметы и уточнять их. (слайд)
8. Итог урока. ( 2 мин)
- Имя прилагательное открыло нам с вами не все секреты . В третьем классе мы продолжим знакомство с именем прилагательным.
- Спасибо за урок! Вы отлично сегодня работали. Я благодарю вас за урок. Мне с вами было приятно работать. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие по теме "Прилагательное"
упражнение для закрепления грамматического материала по теме "Прилагательное"...
Презентация 11 класс Русский язык "Анализ текста как одна из форм работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку "
Презентация содержит пошаговую информацию к написанию сочинени-рассуждения на экзамен по русскому языку 11 класс....
Урок в 4 классе Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в определении падежа. Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
урок - исследование, материалом для него послужили совосочитания из прочитанными детьми произведений...
Рабочая программа элективного предмета по русскому языку для 6 класса "Загадки русского языка"
Программа составлена в соответствии с требованиями:федерального компонента государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы МБОУ «Ленинская ...
Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...
Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...
Проверочная работа по русскому языку по теме "Прилагательное"
Проверочная работа по русскому языку УМК "Перспектива" 4 класс. Тема "Имя прилагательное". В работе проверяется умение правильно писать окончания прилагательных, определять род, чи...