Открытый урок по русскому языку на тему "Падеж имён существительных", проведенный в 5 классе на муниципальном уровне
методическая разработка
Разработка открытого урока в 5 классе на тему "Падеж имён сужествительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushch.docx | 26.85 КБ |
sushchestv.docx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 5 классе провела учитель русского языка и литературы И.С.Умарова.
Урок с презентацией.
Тема урока: Падеж имён существительных. Слайд №1
Цель урока: восстановление ранее изученного о склонении существительных; закрепление знаний падежных вопросов; тренировка в постановке вопросов к именам существительным от главных слов в словосочетаниях и предложениях; формировать культуру восприятия поэтического слова. Слайд №2
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Задачи:
- Образовательные : отработать алгоритм определения падежа имён существительных в словосочетании и предложении.
- Развивающие : развивать внимание, память, логическое мышление, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма, монологическую речь, обогатить словарный запас.
- Воспитательные : воспитывать любознательность, создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, аккуратность в работе.
Методические приёмы: тестирование, беседа, игра, исполнение песни, викторина, прослушивание стихотворения, работа по картине, инсценировка отрывка сказки.
Оборудование: компьютер, мультипроектор, таблица, карточки, аудиозапись стихотворения, репродукция картины К.Юона «Зима».
План урока
I.Организационный момент
II.Актуализация ранее изученного материала
III.Объяснение новой темы
IV.Закрепление новой темы
V.Подведение итогов урока
VI.Домашнее задание
Эпиграф к уроку:
С русским языком можно творить чудеса. (К.Г.Паустовский) Слайд№3
Ход урока
I.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами продолжим изучение имени существительного, как самостоятельной части. Поговорим на тему «Падеж имён существительных».
1.Эмоциональный настрой на урок. Слайд№4
-Кто прочтёт девиз нашего урока? Пожалуйста!
Ученик:
Я в школе, я на уроке.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт
Я как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю.
-Что ж, тогда вперёд! Но прежде, чем мы приступим к нашей новой теме, давайте немного пройдёмся по следам пройденных нами тем. II.Актуализация ранее изученного материала
1.Тесты. Слайд№5
1.Укажите ряд, в котором перечислены только имена существительные:
а) нести, летом, туманы, ребята;
б) звёзды, корзина, корабль, песня;
в) луна, румяные, книги, иллюстрация;
- Укажите, какой признак относится к имени существительному:
а) обозначает признак предмета;
б) обозначает действие предмета;
в) обозначает предмет;
- Укажите, как изменяются имена существительные:
а) по числам и родам;
б) по лицам и числам;
в) по числам, родам и падежам;
- Укажите ряд, в котором перечислены только одушевленные имена существительные:
а) моряки, царь, динозавр, студенты;
б) дерево, города, кинофильм, друг;
в) календарь, мостики, мальчишки, лето;
- Укажите ряд, в котором перечислены только неодушевленные имена существительные:
а) друзья, память, недотрога, задачки;
б) сообщение, шорох, гардероб, огоньки;
в) театр, велосипед, юношей, месяц;
2. Фронтальный опрос. Слайд№6
Двое работают у доски по карточкам:
Карточка №1.
1.Синтаксический разбор предложения.
Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.
2.Разбор слова по составу.
Зимнее
Карточка №2.
1.Разбор слов по составу.
Кричу, сосны, морской, лежит.
2.Фонетический разбор слова.
Яма
Ответы на вопросы из копилки
- Давайте посмотрим, что накопилось у нас в копилке знаний .
-Что называется именем существительным?
-Назовите морфологические признаки имени существительного.
-Какие признаки относятся к постоянным?
-Какие признаки относятся к непостоянным?
-Какие существительные относятся к одушевлённым, а какие - к неодушевлённым?
3.Прослушивание стихотворения С.Есенина «Поёт зима – аукает…»
-Сейчас мы с вами прослушаем стихотворение известного русского поэта С.Есенина «Зима». К этой теме в своём творчестве обращались музыканты, художники, писатели, поэты. У каждого из них она интересна.
4.Беседа по содержанию текста стихотворения.
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Как вы думаете, соответствует ли стихотворению С.Есенина картина К.Юона «Русская зима»? (Да)
-К чему нас призывают авторы этих произведений? (Любить, чувствовать красоту зимнего пейзажа)
-Выразить свои чувства С.Есенину помогли изобразительные средства языка. Давайте найдём их в тексте и назовём. (Учащиеся называют эпитеты, сравнения, олицетворение). Слайд №7
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
-А теперь запишем их в тетрадях.
5.Творческая работа. Слайд№8
-Выпишите из текста одушевленные имена существительные.
6.Викторина.
-Идём дальше. Я достаю из копилки следующую карточку с вопросом.
-Какие имена существительные называются собственными, а какие – нарицательными?
-По этой теме проведём викторину. Ответьте на вопросы. Слайд№9
1.Кто автор и из какого произведения взят этот отрывок? (Он не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно?
2.Название одного из детских журналов?
3.Столица нашего государства?
4.Самое большое озеро в мире?
5.Самая большая река в мире?
-Вернёмся к нашей копилке.
-Какие имена существительные относятся к мужскому роду?
-Какие имена существительные относятся к женскому роду?
-Какие имена существительные относятся к среднему роду?
-Молодцы!
6.Инсценировка отрывка сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
-А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим сценку. (Учащиеся показывают сценку)
-Обратите внимание на текст отрывка. Есть ли существительные в тексте? Слайд№10
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её ,живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
7.Творческое списывание. Слайд№11
-Распределите имена существительные по родам: муж.род, жен.род, ср.род.
-Нам остаётся повторить число имён существительных. По этой теме проведём игру.
8.Игра «Эстафета»
-Разделимся на две команды. Каждой команде я дам листок с именами существительными: первой команде в форме единственного числа, а второй команде – в форме множественного числа. Первая команда пишет слова во мн.числе, а вторая команда – в ед.числе.( Игра проводится на фоне музыки песни.«Чему учат в школе». Автор слов Пляцковский М., композитор Шаинский В.)Клип Слайд№12
III.Объяснение новой темы
1.Работа по таблице. Слайд№13
-Сколько падежей в русском языке?
-Что называется склонением?
-Давайте просклоняем существительные : снежинка, день, ель и посмотрим, какие они имеют окончания. Слайд№14
-Имена существительные употребляются с предлогами и часто встречаются в словосочетаниях и предлогах. Обратите внимание на эти словосочетания. В форме какого падежа употреблены здесь имена существительные? Для того чтобы определить падеж имён существительных, нужно:
*найти слово, от которого зависит это существительное;
* поставить от этого слова к существительному вопрос. Слайд№15
Например: Беру (что?) тетрадь-В.п., думали (о чём?) об отдыхе-П.п., отойти (от чего?) от машины-Р.п. Слайд№16
-По какому типу подчинительной связи связаны слова в этих словосочетаниях? (По типу управления)
2.Составление предложений.
-Составьте предложения со словосочетаниями. Слайд№17
Крепкая дружба, дружить с детства, дружный класс, беречь дружбу.
3.Воспитательная беседа.
-Дружба, ребята, играет большую роль в жизни человека. Потому что человек силён дружбой. С друзьями никогда не будет скучно, и в пути веселей и даже можно выйти на медведя. В песне, которую вы сейчас исполните, так и сказано.
4.Исполнение песни «Если с другом вышел в путь» (Слова М.Танич,музыка В.Шаинский)
-Молодцы! Мне очень хочется, чтобы вы оставались всегда дружными и весёлыми. И помните, друзей нельзя предавать.
-А теперь вернёмся к нашей теме. Запишите.
5. Словарный диктант.
-Записываем словосочетания из песни и определяем падеж имён существительных.
Вышел в путь (В.п.), дождик проливной (И.п.),разберём с друзьями (Т.п.),
без друзей меня (Р.п.),выйду на медведя (В.п.).
6.Работа с учебником.
Чтение и запоминание теоретического материала.
Выполнение упражнений: №522-№ 525
IV.Закрепление новой темы
Ответы на вопросы
-Что называется склонением?
-Как мы должны определять падеж имён существительных в сочетании с другими словами?
-Приведите примеры.
V.Подведение итогов урока
-Сегодня активно работали на уроке: ----
Выставление оценок в журнал и в дневник.
-Спасибо всем!
VI.Домашнее задание. Слайд№18
§96,упр.526.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания при них"
Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Вводные и вставные конструкции" (на материале художественного произведения А.П. Чехова "Степь")...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Цель: ознакомление с орфограммой обучающихся VIII вида.Задачи: 1. Познакомить с правописанием имён существительных с шипящей на конце, повторить знания об имени существительном.2. Развивать умение уча...
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»
Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико – грамматические признаки ...
Разработка открытого урока по русскому языку для 2 класса "Учись говорить кого ты любишь"
Разработка урока по русскому языку 2 класс...
Фрагмент урока по русскому языку "Что такое имя существительное?"
Фрагмент урока по русскому языку...
Сценарий открытого урока по русскому языку 3 класс "Имя прилагательное"
Тема урока: Имя прилагательноеЦель урока: Узнать чему мы будем учиться.Тип урока: вводный...
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Возвратные и невозвратные глаголы"
Данный урок разработан с целью познакомить оьучающихся с понятиями возвратность - невозвратность глагола; способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и ...