Открытый урок по русскому языку на тему "Падеж имён существительных", проведенный в 5 классе на муниципальном уровне
методическая разработка

Умарова Испаният Сайпутдиновна

Разработка открытого урока в 5 классе на тему "Падеж имён сужествительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushch.docx26.85 КБ
Файл sushchestv.docx1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку  в 5 классе провела учитель русского языка и литературы И.С.Умарова.

Урок с презентацией.

Тема урока: Падеж имён существительных. Слайд №1

Цель урока: восстановление ранее изученного о склонении существительных; закрепление знаний падежных вопросов; тренировка в постановке вопросов к именам существительным от главных слов в словосочетаниях и предложениях; формировать культуру восприятия поэтического слова. Слайд №2

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи:

  • Образовательные : отработать алгоритм определения падежа имён существительных в словосочетании и предложении.
  • Развивающие : развивать внимание, память, логическое мышление, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма, монологическую речь, обогатить словарный запас.
  • Воспитательные : воспитывать любознательность, создать условия  для формирования познавательного интереса к русскому языку,  аккуратность в работе.

Методические приёмы: тестирование, беседа, игра, исполнение песни, викторина, прослушивание стихотворения, работа по картине, инсценировка отрывка сказки.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, таблица, карточки, аудиозапись стихотворения, репродукция картины К.Юона «Зима».                                                                                                                                                              

                                                            План урока

I.Организационный момент

II.Актуализация ранее изученного материала

III.Объяснение новой темы

IV.Закрепление новой темы

V.Подведение итогов урока

VI.Домашнее задание

Эпиграф к уроку:

С русским языком можно творить чудеса. (К.Г.Паустовский) Слайд№3

                                                           Ход урока

I.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами продолжим изучение имени существительного, как самостоятельной  части. Поговорим на тему «Падеж имён существительных».

1.Эмоциональный настрой на урок. Слайд№4

-Кто прочтёт девиз нашего урока? Пожалуйста!

Ученик:

Я в школе, я на уроке.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт

Я как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Я работаю.

-Что ж, тогда вперёд! Но прежде, чем мы приступим к нашей новой теме, давайте немного пройдёмся по следам пройденных нами тем. II.Актуализация ранее изученного материала

1.Тесты. Слайд№5

         1.Укажите ряд, в котором перечислены только имена существительные:

а) нести, летом, туманы, ребята;

б) звёзды, корзина,  корабль, песня;

в) луна, румяные, книги, иллюстрация;

  1. Укажите, какой признак относится к имени существительному:

а) обозначает признак предмета;

б) обозначает действие предмета;

в) обозначает предмет;

  1. Укажите, как изменяются имена существительные:

а) по числам и родам;

б) по лицам и числам;

в) по числам, родам и падежам;

  1. Укажите ряд, в котором перечислены только одушевленные имена существительные:

а) моряки, царь, динозавр, студенты;

б) дерево, города, кинофильм, друг;

в) календарь, мостики, мальчишки, лето;

  1. Укажите ряд, в котором перечислены только неодушевленные имена существительные:

а) друзья, память, недотрога, задачки;

б) сообщение, шорох, гардероб, огоньки;

в) театр, велосипед, юношей, месяц;

2. Фронтальный опрос. Слайд№6

Двое работают  у доски по карточкам:

Карточка №1.

1.Синтаксический разбор предложения.

Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.

2.Разбор слова по составу.

Зимнее

Карточка №2.

1.Разбор слов по составу.

Кричу, сосны, морской, лежит.

2.Фонетический разбор слова.

Яма

  Ответы на вопросы из копилки

- Давайте посмотрим, что накопилось у нас в копилке знаний .

-Что называется именем существительным?

-Назовите морфологические признаки имени существительного.

-Какие признаки относятся к постоянным?

-Какие признаки относятся к непостоянным?

-Какие существительные относятся к одушевлённым, а какие - к неодушевлённым?

3.Прослушивание стихотворения С.Есенина «Поёт зима – аукает…»

-Сейчас мы с вами прослушаем стихотворение известного русского поэта С.Есенина «Зима». К этой теме в своём творчестве обращались музыканты, художники, писатели, поэты. У каждого из них она интересна.

4.Беседа по содержанию текста стихотворения.

-Понравилось ли вам стихотворение?

-Как вы думаете, соответствует ли стихотворению С.Есенина картина К.Юона «Русская зима»? (Да)

-К чему нас призывают авторы этих произведений? (Любить, чувствовать красоту зимнего пейзажа)

-Выразить свои чувства С.Есенину помогли изобразительные средства языка. Давайте найдём их в тексте и назовём. (Учащиеся называют эпитеты, сравнения, олицетворение). Слайд №7

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
                 Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
                 Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
                 Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
                 Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
                 И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
                 И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
                У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная

-А теперь запишем их в тетрадях.

5.Творческая работа. Слайд№8

-Выпишите из текста одушевленные имена существительные.

6.Викторина.

-Идём дальше. Я достаю из копилки следующую карточку с вопросом.

-Какие имена существительные называются собственными, а какие – нарицательными?

-По этой теме проведём викторину. Ответьте на вопросы. Слайд№9

1.Кто автор и из какого произведения взят этот отрывок? (Он не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно?

2.Название одного из детских журналов?

3.Столица нашего государства?

4.Самое большое озеро в мире?

5.Самая большая река в мире?

-Вернёмся к нашей копилке.

-Какие имена существительные относятся к мужскому роду?

-Какие имена существительные относятся к женскому роду?

-Какие имена существительные относятся к среднему роду?

-Молодцы!

6.Инсценировка отрывка  сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

-А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим сценку. (Учащиеся показывают сценку)

-Обратите внимание на текст отрывка. Есть ли существительные в тексте? Слайд№10

На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела: 
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную

И, связав её ,живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

7.Творческое списывание. Слайд№11

-Распределите имена существительные по родам: муж.род, жен.род, ср.род.

-Нам остаётся повторить число имён существительных. По этой теме проведём игру.

8.Игра «Эстафета»

-Разделимся на две команды. Каждой команде я дам листок  с именами существительными: первой команде в форме единственного числа, а второй команде – в форме множественного числа. Первая команда пишет слова во мн.числе, а вторая команда – в ед.числе.( Игра проводится на фоне музыки песни.«Чему учат в школе». Автор слов Пляцковский М., композитор Шаинский В.)Клип Слайд№12

III.Объяснение новой темы

1.Работа по таблице. Слайд№13

-Сколько падежей в русском языке?

-Что называется склонением?

-Давайте просклоняем существительные : снежинка, день, ель и посмотрим, какие они имеют окончания. Слайд№14

-Имена существительные употребляются с предлогами и часто встречаются в словосочетаниях и предлогах. Обратите внимание на эти словосочетания. В форме какого падежа употреблены здесь имена существительные? Для того чтобы определить падеж имён существительных, нужно:

*найти слово, от которого зависит это существительное;

* поставить от этого слова к существительному вопрос. Слайд№15

Например: Беру (что?) тетрадь-В.п., думали (о чём?) об отдыхе-П.п., отойти (от чего?) от машины-Р.п. Слайд№16

-По какому типу подчинительной связи связаны слова в этих словосочетаниях? (По типу управления)

2.Составление предложений.

-Составьте предложения со словосочетаниями. Слайд№17

Крепкая дружба, дружить с детства, дружный класс, беречь дружбу.

3.Воспитательная беседа.

-Дружба, ребята, играет большую роль в жизни человека. Потому что человек силён дружбой. С друзьями никогда не будет скучно, и в пути веселей и даже можно выйти на медведя. В песне, которую вы сейчас исполните, так и сказано.

4.Исполнение песни «Если с другом вышел в путь» (Слова М.Танич,музыка В.Шаинский)

-Молодцы! Мне очень хочется, чтобы вы оставались всегда дружными и весёлыми. И помните, друзей нельзя предавать.

-А теперь вернёмся к нашей теме. Запишите.

5. Словарный диктант.

-Записываем словосочетания  из песни и определяем падеж имён существительных.

Вышел в путь (В.п.), дождик проливной (И.п.),разберём с друзьями (Т.п.),

без друзей меня (Р.п.),выйду на медведя (В.п.).

6.Работа с учебником.

Чтение и запоминание теоретического материала.

Выполнение упражнений: №522-№ 525

IV.Закрепление новой темы

Ответы на вопросы

-Что называется склонением?

-Как мы должны определять падеж имён существительных в сочетании с другими словами?

-Приведите примеры.

V.Подведение итогов урока

-Сегодня активно работали на уроке: ----

Выставление оценок в журнал и  в дневник.

-Спасибо всем!

VI.Домашнее задание. Слайд№18

§96,упр.526.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания при них"

Урок систематизации и обобщения знаний  по теме "Вводные и вставные конструкции" (на материале художественного произведения А.П. Чехова "Степь")...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Цель: ознакомление с орфограммой обучающихся VIII вида.Задачи: 1. Познакомить с правописанием имён существительных с шипящей на конце, повторить знания об имени существительном.2. Развивать умение уча...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки ...

Сценарий открытого урока по русскому языку 3 класс "Имя прилагательное"

Тема урока: Имя прилагательноеЦель урока: Узнать чему мы будем учиться.Тип урока: вводный...

Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Возвратные и невозвратные глаголы"

Данный урок разработан с целью познакомить оьучающихся с  понятиями возвратность - невозвратность  глагола; способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и ...