Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания при них"
план-конспект урока на тему

Романенко Ольга Анатольевна

Предварительный просмотр:

                           Урок русского языка в 8 классе  по теме

 «Вводные и вставные конструкции. Систематизация и обобщение знаний»

                                                                                           Вводные конструкции –      

                                                                                           это  инородные слова,

                                                                                           внутренне чуждые приютившему их

                                                                                           предложению.

                                                                                                                А. М. Пешковский                                                                  

Цели:

 - обобщить теоретические сведения о вводных словах,  конструкциях  и  знаках препинания при них;

- развивать навыки пунктуационного анализа предложений,  способности  сравнивать, делать выводы;

- формировать умение использовать вводные слова и конструкции в речи устной и письменной;

- показать роль вводных синтаксических единиц в разных функциональных стилях речи;

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, оценочный лист с заданиями.

Ход  урока:

I.Мобилизующий этап

Учитель:  - Добрый день, уважаемые коллеги.

- Здравствуйте, ребята.

- Перед каждым из вас лежит оценочный лист, в котором вы будете фиксировать свои знания, выполняя ряд заданий в продолжение всего урока. Запишите в нём свои фамилии.

II.Определение темы и целей урока

Учитель:  Итак, о теме сегодняшнего урока  вы сумеете догадаться,  прочитав к нему эпиграф. Это слова выдающегося российского  и советского лингвиста, профессора, одного  из пионеров изучения русского синтаксиса Александра Матвеевича  Пешковского.

(Слайд №1): портрет Пешковского, цитата: «Вводные конструкции – это  инородные слова,  внутренне чуждые приютившему их предложению».
- Как вы понимаете смысл этого высказывания? Почему учёный называет вводные конструкции инородными, чуждыми предложению, «приютившему»  их?

 (потому что вводные конструкции грамматически не связаны с членами «приютившего»  их предложения).

- А может быть он утверждает, что они не нужны, употребляя подобные эпитеты? Или всё-таки невозможно обойтись без них в речи?

- Почему?   (Потому что они выражают отношение говорящего к сообщаемому, а также указывают на степень достоверности, источник сообщения, порядок и способ оформления мысли и т.д.)

 (Слайд № 2): - Исходя из понимания смысла эпиграфа, определите тему  сегодняшнего урока?

 (Водные и вставные конструкции, знаки препинания при них.)

- Запишите тему в оценочный лист.

 (Слайд №3): - Учитывая, что урок по данной теме завершающий  и опираясь на свои знания о вводных  и вставных конструкциях, сформулируйте цели сегодняшнего урока по опорным словам, данным на доске:

                      - обобщить теоретические сведения о конструкциях и знаках препинания при них;

                      - совершенствовать умение отличать вводные конструкции от омонимичных членов предложения;

                       - развивать навыки пунктуационного анализа предложений;

                      -  формировать умение правильно использовать вводные и вставные конструкции в текстах  разных стилей и типов речи.


 III.
Актуализация

Учитель:  - Итак, предмет обобщения определён, цели поставлены, и мы приступаем к их реализации. 

    (Слайд № 4):-  Для синтаксического и пунктуационного анализа предложений с вводными и вставными конструкциями обратимся к тексту повести  «Степь» замечательного  автора, нашего земляка  А. П. Чехова, которому в этом году

 (29 января) исполнилось 155 лет со дня рождения.  В  повести Чехов выступает перед нами одновременно и как любознательный краевед, открывший для русской литературы новый край Приазовье с его характерными особенностями, и как патриот, глубоко любящий родину и свой родной край, и как поэт, нашедший столько красоты в обыденном степном пейзаже.

Учитель:   - Мы с вами живём в степном крае.  Какие  ассоциации возникают у вас при слове «степь»? (пустошь, простор, воля, раздолье, выжженная, безжизненная равнина).

Иван Александрович Гончаров  в «широкой и голой степи» видел воплощение скуки.  А Чехов?  Как много увидел он в этой степи?  Какое богатство красок, наблюдений, впечатлений!

Учитель:   - Обратимся к эпизодам повести -  описание степи.

  1.  Первое задание, «синтаксическая разминка»,  при анализе предложений воспользуйтесь алгоритмом:

(Слайд № 5)              План анализа предложений

1.Выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение;

- Какой должна быть правильная интонация? (интонация вводности, выражающаяся в понижении голоса и более быстром произнесении вводных слов)

2.  Найти вводную (вставную) конструкцию, объяснить, почему она вводная (вставная);

3. Определить функцию конструкции;

4.  Объяснить знаки препинания при вводных (вставных) конструкциях;

  - Предлагаю поработать в группах, состоящих из 4-х человек. Даю время на распределение обязанностей  и подготовку (30 с.)

(Проверка по слайду): - Во время ответа одной из групп, все остальные становятся экспертами, слушая и наблюдая (предложение для каждой группы будет появляться на доске). По окончании разминки  в  разделе самооценка укажите номер  группы, ответы которой, по вашему мнению, были лучшими.

(Слайд № 6):  иллюстрация Егорушки (Слайд № 7):  1-я группа:  «Егорушка,  в надежде, что туча быть может уходит мимо, выглянул из рогожи». (Быть может день ненастным, а может ясным вскоре стать)

(Слайд № 8): иллюстрация     (Слайд № 9):  2-я группа:  «Мягко картавя,  журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины, а напротив!!! вгоняли природу в дремоту». (Напротив виднелись скирды соломы, сложенные по-хозяйски.)

(Слайд № 10): иллюстрация

(Слайд № 11):  3-я группа:  :  Направо темнели холмы, которые казалось заслоняли собой что-то неведомое и страшное… (Казалось мне это или было на самом деле?)

(Слайд № 12): иллюстрация

(Слайд № 13):  4-я группа: А то бывало едешь мимо балочки и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! Сплю! Сплю!» (Со мною это бывало не раз)

(Слайд № 14): иллюстрация

(Слайд № 15) 5-я группа:   «Чёрная  собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке,  вероятно намереваясь  залаять…»!!! (Ваше предположение вполне вероятно)

(Слайд № 16): иллюстрация

(Слайд № 17): 6-я группа:  Но вот  наконец  ветер в последний раз рванул рогожу и убежал куда-то. (Да уходите же, наконец)

- Как называется подобное языковое явление, когда одно и то же слово может выполнять разные функции в предложении? (Синтаксическая омонимия)

- Назовите подобные случаи   омонимии вводных конструкций  и членов предложения.  (Таким образом, несомненно, бесспорно, очевидно, значит, вероятно)

- Как их отличать друг от друга?  (Вводная конструкция грамматически не связана с другими членами предложения в отличие от членов предложения)

- Какими членами предложения чаще всего бывают эти слова?  (Сказуемыми и обстоятельствами)

- Какие части речи иногда путают с  вводными словами? ( наречия и частицы, которые на письме не выделяются.)

- Запишите данные слова в колонку «Никогда не бывают «вводными». 

(авось, будто, вдруг, ведь, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, именно, как будто, как раз, непременно, обязательно, почти, только, якобы)      

Сверьте свои записи: (Слайд №18): проверка: «Бывают вводными, не бывают вв.»

2) «Омонимия вводных слов и членов предложения»

- Подробно рассмотрев  такое языковое явление, как омонимия вводных слов и членов предложения, составьте и запишите в оценочный лист предложения, в которых выделенное слово выступает в другой роли.  (1 мин.)

- Снова эксперты активизируют своё внимание во время проверки и оценивают

-творческую работу одноклассников, записывая  фамилии тех, чьи составленные предложения оказались наиболее удачными.

-Члены групп по окончании работы посоветуются и решат, чьё предложение вынесут на суд экспертов.

Учитель: - Каких целей мы добивались в этой работе? (отличать вводные конструкции от омонимичных членов предложения; развивали навыки пунктуационного анализа текста).

3) Учитель: Наконец мы  приблизились к реализации последней и самой важной цели всех предыдущих уроков – совершенствованию умения правильно использовать вводные и вставные конструкции в собственной речи. 

(Слайд № 19): иллюстрация  - Читая повесть Чехова, мы отмечали многообразие синтаксических средств выразительности, особое внимание уделяя вводным и вставным конструкциям. Скажите, какую функцию они выполняют в художественном тексте? 

(Передают чувства говорящего, указывают на степень достоверности сообщаемого, дают эмоционально-экспрессивную оценку, указывают на источник сообщения).

(Слайд№ 20) - Только ли в художественном стиле возможно использование вводных и вставных конструкций? (нет, ещё – в разговорном, публицистическом и научном)          (Слайд № 21)

- Опираясь на языковой материал таблицы расскажите о функциях вводных слов, используемых в разных стилях речи.

- Опираясь  на эти знания, вы будете создавать собственный текст с учётом стиля речи, в котором решите работать. Каждая группа  получит индивидуальное творческое задание:

1-я группа подготовит связный рассказ (по опорным словосочетаниям) о  вводных  конструкциях, используя  вводные  слова,  указывающие  на  порядок  изложения мыслей:

2-я группа подготовит связный рассказ (по опорным словосочетаниям) о  вставных  конструкциях, используя  вводные  слова,  указывающие  на  порядок  изложения мыслей:

3-я группа составит рассуждение на тему «Почему вводные и вставные конструкции на письме нужно выделять знаками препинания»?

4-я группа напишет сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли вводные слова»?

5-я группа: составит текст публицистического стиля на тему «Функции вставных конструкций в повести Чехова «Степь»?

6-я группа напишет сочинение - рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию А.М. Пешковского:  «Вводные конструкции – это  инородные слова,  внутренне чуждые приютившему их предложению».
-
В качестве аргументов пользуйтесь цитатами из повести «Степь», которые имеются в ваших оценочных листах.

4). - Проверка: - Зачитайте фрагменты ваших работ.  (Представитель группы зачитывает работу)

5). - Оцените работу товарищей, при рецензировании ответа для смягчения тона высказывания используйте  следующие вводные слова и выражения:

На мой взгляд

Как мне кажется …

По - моему

6).- Какую цель мы преследовали, выполняя это задание? (научиться связно, логически последовательно излагать свои мысли, уместно использовать вводные конструкции в разных стилях речи).

- Насколько вам сегодня это удалось? Оцените себя сами! (отметка в листе)

7) - Достаточно подробно мы рассмотрели вопрос о  вводных и вставных конструкциях, уяснили их функции  в русском языке.  

А существует ли это языковое явление в английской речи?  Если да, то какова их роль? (доклад Самсоновой Ел.)

IV. Подведение итогов урока. Выводы.
– Каких из поставленных целей нам удалось добиться?
– Остались ли у вас вопросы по данной теме?

Учитель: - Тема, казалось бы, нами изучена, однако в науке вопрос о вводных и вставных конструкциях всё же до конца не решён: учёные до сих пор не пришли к единому   мнению в  использовании терминов, в формулировке определения вводных и вставных единиц  и даже в выборе знаков препинания.  Более того в период стремительного развития компьютерной техники появились новые способы подачи газетного материала: помимо скобок,  некоторые средства массовой информации вставляют  вводные фрагменты текста между двумя линиями.

Также для подчеркивания значимости информации вставные конструкции выделяют жирным шрифтом или курсивом (иногда жирным шрифтом и курсивом одновременно). Такое выделение, указывающее на  взаимодействие речи и изображения,  являются своеобразным, характерным для настоящего времени приемом воздействия на читателя  и передачи информации масс-медиа.

Таким образом, дальнейшее изучение вопроса о вводных и вставных конструкциях  может стать очередной темой  научно-исследовательской работы кого-либо из вас.

А домашним заданием будет подготовка к этой работе:

(Слайд № 22):  V. Д.З. Поисковое задание: - Какие вопросы по теме «Вводные конструкции» не затрагивались на уроке? Подготовьте сообщение.                         



Предварительный просмотр:

Оценочный лист обучающегося 8_____ класса _______________________________________________________

Группа № 1. (Волкова, Тищенко, Красников, Эсаулов)

Тема урока______________________________________________________________________________________

     №

задания

               Задание

                 Памятка

                    Самостоятельная работа

Самооценка

Оценка учителя

«Синтаксическая разминка»

План анализа предложений

1. Выразительно прочитать предложение.

2. Найти вводную конструкцию, объяснить, почему она вводная.

3. Определить функцию конструкции.

4. Объяснить знаки препинания.

1-я группа: 

 «Егорушка,  в надежде, что туча быть может  уходит мимо, выглянул из рогожи».

«Омонимия вводных слов и членов предложения»

Наконец – если имеет значение

++++++++   « связи, порядка  

                      оформления мысли»

Наконец – обстоятельство со значением «напоследок»; можно подставить частицу  -то

а) - Запишите частицы и наречия, которые никогда не бывают вводными:______________________

_________________________________________
_________________________________________

1-я группа:  

«Егорушка,  в надежде, что туча быть  может уходит мимо, выглянул из рогожи».

б) Определив функцию  выделенного слова, составьте предложение с этим же словом, но употребив его в другой роли: ___________________________________________________________________________________________

3.

Творческая работа (создание текста)

1-я группа 

Подготовить связный рассказ (по опорным словосочетаниям) о  вводных  конструкциях, используя  вводные  слова,  указывающие  на  порядок  изложения мыслей:

  1. (Вводные  слова  – это специальные слова и словосочетания, которые:
  2. выражают  отношение  говорящего  к  сообщению;  
  3. они  не  связаны  с  другими  словами  предложения  ни  сочинительной,  ни  подчинительной  связью;  
  4. не  являются  членами  предложения;  
  5. выделяются  в  устной  речи  интонацией,  а  на  письме  запятыми).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценочный лист обучающегося 8_____ класса _______________________________________________________

Группа № 2. (Краснокутская, Халилова, Попова, Даулетгариева)

Тема урока______________________________________________________________________________________

      № задания

                          Задание

            Памятка

                    Самостоятельная работа

Самооценка

Оценка учителя

1.

«Синтаксическая разминка»

План анализа предложений

1. Выразительно прочитать предложение.

2. Найти вводную конструкцию, объяснить, почему она вводная.

3. Определить функцию конструкции.

4. Объяснить знаки препинания.

2-я группа:   «Мягко картавя,  журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины, а напротив вгоняли природу в дремоту».

2.

«Омонимия вводных слов и членов предложения»

Наконец – если имеет значение

++++++++   « связи, порядка  

                      оформления мысли»

Наконец – обстоятельство со значением «напоследок»; можно подставить частицу  -то

- Запишите частицы и наречия, которые никогда не бывают вводными:______________________

_________________________________________
_________________________________________

2-я группа:

  «Мягко картавя,  журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины, а напротив вгоняли природу в дремоту».

б) Определив функцию  выделенного слова, составьте предложение с этим же словом, но употребив его в другой роли: ___________________________________________________________________________________________

3.

Творческая работа (создание текста)

2-я группа подготовит связный рассказ (по опорным словосочетаниям) о  вставных  конструкциях, используя  вводные  слова,  указывающие  на  порядок  изложения мыслей:

  1. Вставные конструкции содержат ………..
  2. Обозначают ………………..
  3. Толкуют ……………
  4. Дают ссылки на
  5. Членами предложения ……..
  6. Выделяются  в  устной  речи  интонацией,  а  на  письме….

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценочный лист обучающегося 8_____ класса _______________________________________________________

Группа № 3. (Корниенко, Коломеец, Сердюкова, Коденко Есения))

Тема урока______________________________________________________________________________________

      № задания

                          Задание

            Памятка

                    Самостоятельная работа

Самооценка

Оценка учителя

1.  

«Синтаксическая разминка»

План анализа предложений

1. Выразительно прочитать предложение.

2. Найти вводную конструкцию, объяснить, почему она вводная.

3. Определить функцию конструкции.

4. Объяснить знаки препинания.

3-я группа:  «Направо темнели холмы, которые  казалось заслоняли собой что-то неведомое и страшное…»

2.

«Омонимия вводных слов и членов предложения»

Наконец – если имеет значение

++++++++   « связи, порядка  

                      оформления мысли»

Наконец – обстоятельство со значением «напоследок»; можно подставить частицу  -то

- Запишите частицы и наречия, которые никогда не бывают вводными:______________________

_________________________________________
_________________________________________

3-я группа: «Направо темнели холмы, которые  казалось заслоняли собой что-то неведомое и страшное…»

б) Определив функцию  выделенного слова, составьте предложение с этим же словом, но употребив его в другой роли: ___________________________________________________________________________________________

3.

3-я группа составит рассуждение на тему «Почему вводные и вставные конструкции на письме нужно выделять знаками препинания»?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценочный лист обучающегося 8_____ класса _______________________________________________________

Группа № 4. (Горенко, Кучеренко, Статова, Педченко)

Тема урока______________________________________________________________________________________

      № задания

                          Задание

            Памятка

                    Самостоятельная работа

Самооценка

Оценка учителя

1.

«Синтаксическая разминка»

План анализа предложений

1. Выразительно прочитать предложение.

2. Найти вводную конструкцию, объяснить, почему она вводная.

3. Определить функцию конструкции.

4. Объяснить знаки препинания.

4-я группа:  А то бывало едешь мимо балочки и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! Сплю! Сплю!»

2.

«Омонимия вводных слов и членов предложения»

Наконец – если имеет значение

++++++++   « связи, порядка  

                      оформления мысли»

Наконец – обстоятельство со значением «напоследок»; можно подставить частицу  -то

-Запишите частицы и наречия, которые никогда не бывают вводными:______________________

_________________________________________
_________________________________________

4-я группа:

А то бывало едешь мимо балочки и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! Сплю! Сплю!»

б) Определив функцию  выделенного слова, составьте предложение с этим же словом, но употребив его в другой роли: ___________________________________________________________________________________________

3.

4-я группа напишет сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли вводные слова»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценочный лист обучающегося 8_____ класса _______________________________________________________

Группа № 5. (Самсонова, Дудник, Коденко Д, Погорелова)

Тема урока______________________________________________________________________________________

      № задания

                          Задание

            Памятка

                    Самостоятельная работа

Самооценка

Оценка учителя

«Синтаксическая разминка»

План анализа предложений

1. Выразительно прочитать предложение.

2. Найти вводную конструкцию, объяснить, почему она вводная.

3. Определить функцию конструкции.

4. Объяснить знаки препинания.

5-я группа:

«Чёрная  собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке,  вероятно намереваясь  залаять…»

2.

«Омонимия вводных слов и членов предложения»

Наконец – если имеет значение

++++++++   « связи, порядка  

                      оформления мысли»

Наконец – обстоятельство со значением «напоследок»; можно подставить частицу  -то

- Запишите частицы и наречия, которые никогда не бывают вводными:______________________

_________________________________________
_________________________________________

5-я группа: 

 «Чёрная  собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке  вероятно намереваясь  залаять…»

б) Определив функцию  выделенного слова, составьте предложение с этим же словом, но употребив его в другой роли: ___________________________________________________________________________________________

3.

5-я группа составит текст публицистического стиля на тему «Функции вставных конструкций в повести Чехова «Степь»

Для аргументации:

«Раз – это было уже перед вечером – он поднял голову, чтобы попросить пить».

«… ели всё необыкновенное (например, зимою, на рождество, подавались малина и клубника) и плясали под дудку…»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценочный лист обучающегося 8_____ класса _______________________________________________________

Группа № 6. (Тимошевский, Сытник, Ковалёва, Глазырин)

Тема урока______________________________________________________________________________________

      № задания

                          Задание

            Памятка

                    Самостоятельная работа

Самооценка

Оценка учителя

«Синтаксическая разминка»

План анализа предложений

1. Выразительно прочитать предложение.

2. Найти вводную конструкцию, объяснить, почему она вводная.

3. Определить функцию конструкции.

4. Объяснить знаки препинания.

6-я группа:

«Но вот  наконец  ветер в последний раз рванул рогожу и убежал куда-то.»

2.

«Омонимия вводных слов и членов предложения»

Наконец – если имеет значение

++++++++   « связи, порядка  

                      оформления мысли»

Наконец – обстоятельство со значением «напоследок»; можно подставить частицу  -то

- Запишите частицы и наречия, которые никогда не бывают вводными:______________________

_________________________________________
_________________________________________

6-я группа: 

«Но вот  наконец  ветер в последний раз рванул рогожу и убежал куда-то.»

б) Определив функцию  выделенного слова, составьте предложение с этим же словом, но употребив его в другой роли: ___________________________________________________________________________________________

3.

6-я группа напишет сочинение - рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию А.М. Пешковского:  «Вводные конструкции – это  инородные слова,  внутренне чуждые приютившему их предложению».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

( Пешковский А. М.) Вводные конструкции – это инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению

Слайд 2

« Вводные и вставные конструкции, знаки препинания при них». Тема урока :

Слайд 3

обобщить теоретические сведения о конструкциях и знаках препинания при них ; совершенствовать умение отличать вводные конструкции от омонимичных членов предложения ; развивать навыки пунктуационного анализа предложений; формировать умение правильно использовать вводные и вставные конструкции в текстах разных стилей и типов речи. Цели урока:

Слайд 5

1 ) Выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение. 2) Найти вводную конструкцию, объяснить, почему она вводная. 3) Определить, к какой группе по значению относится. 4) Объяснить знаки препинания при вводных конструкциях. План анализа предложений

Слайд 7

«Егорушка, в надежде, что туча быть может уходит мимо, выглянул из рогожи». Проверь себя (группа № 1) , ,

Слайд 8

«Мягко картавя, журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины, а напротив вгоняли природу в дремоту». Проверь себя (группа № 2) , ,

Слайд 9

«Направо темнели холмы, которые казалось заслоняли собой что-то неведомое и страшное …» Проверь себя (группа № 3) , ,

Слайд 10

«А то бывало едешь мимо балочки и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком , кому-то кричит: «Сплю! Сплю! Сплю!» Проверь себя (группа № 4) , ,

Слайд 11

«Чёрная собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке вероятно намереваясь залаять …» Проверь себя (группа № 5) ,

Слайд 12

«Но вот наконец ветер в последний раз рванул рогожу и убежал куда-то». Проверь себя (группа № 6)

Слайд 13

Бывают вводными Не бывают вводными Бесспорно Авось Обязательно Вероятно Будто К ак будто Возможно Вдруг Якобы Значит Ведь Даже Кажется Вот Непременно Может быть Вряд ли Едва ли Наконец Как раз Именно Очевидно Всё-таки Таким образом Только Почти

Слайд 15

Художественный Публицистический Научный Разговорный К радости К сожалению Следова-тельно По правде сказать Наверное Конечно Значит По слухам, по преданию Казалось Как это случается Наконец Дескать, мол Верно Смешно сказать Таким образом Короче говоря Знаете ли Иными словами Итак Бывало Употребление вводных слов в разных стилях речи

Слайд 16

1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа 5-я группа 6-я группа Составить связный рассказ о вводных конструк-циях , используя вводные слова, указыва-ющие на порядок изложения мыслей. Составить связный рассказ о вставных конструкци-ях , используя вводные слова, указывающие на порядок изложения мыслей. Составить рассужде-ние на тему: «Почему вводные и вставные конструкции на письме нужно выделять знаками препина-ния »? Соста -вить текст – рассуж-дение на тему: «Нужны ли вводные слова»? Составить текст публицис-тического стиля на тему: «Функции вставных конструк-ций в повести Чехова «Степь»? Сочинение на лингвис-тическую тему по высказыва-нию А.М. Пешковского Творческая работа

Слайд 17

Поисковое : Подготовьте сообщение на тему: «Какие вопросы по теме «Вводные (вставные) конструкции » не затрагивались на уроке ?» Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по Русскому языку

Предметная область: Письмо и  развитие речи.Тема урока: Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов....

Открытый урок - «Лексика русского языка как система»

Методическая разработкаКОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАпреподавателя русского языкаГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» Чубарых Татьяны Евгеньевны  АННОТАЦИ...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Цель: ознакомление с орфограммой обучающихся VIII вида.Задачи: 1. Познакомить с правописанием имён существительных с шипящей на конце, повторить знания об имени существительном.2. Развивать умение уча...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов».

Слово - удивительный дар, которым обладает только человек. Оно имеет способность обобщать и в то же время обозначать индивидуальное, неповторимое. «Слово дано человеку не для самоудовлетво...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки ...

Конспект открытого урока "Словари русского языка"

22 ноября 2018 года в рамках празднования Дня словарей и энциклопедий, приуроченного ко дню рождения создателя "Толкового словаря живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля, мною ...