Открытый урок по Русскому языку
учебно-методический материал на тему

Мокеева Лариса Викторовна

Предметная область: Письмо и  развитие речи.

Тема урока: Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_4_klasss.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная область: Письмо и  развитие речи.

Тема урока: Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов.

Класс: 4

Учитель: Мокеева Л.В.

Дата: 11.02.2014

Тип урока: систематизация и обобщения знаний.

Цель урока: 

закрепление полученных знаний о словах, обозначающих названиях предметов, действий, признаков, и   умения дифференцировать их по вопросам.

Методическая цель: демонстрация применения ИКТ как способа формирования и коррекции коммуникативных навыков на уроках письма и развития речи на уроках в начальной школе.

Задачи урока:

 образовательные:

- отрабатывать умения и навыки осознанно воспринимать части речи, узнавать их, различать слова,  называющие предмет, его действие, признак;

- совершенствовать умение ставить вопросы, на которые отвечают слова;

- расширять словарный запас по лексической теме  «Спорт»;

- совершенствовать умение работать с интерактивной доской;

 коррекционно- развивающие:

-  развивать связную  речь на основе построения рассуждений, объяснений,  ответов на вопросы, при работе с  

   деформированным текстом;

-  развивать память, мышление при  классификации слов,  работе с загадками,  схемами- опорами;

-  развивать  зрительно – моторные координации при работе с интерактивной доской;

-  коррекция зрительного восприятия при работе с неполными изображениями;

воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету;

- воспитывать желание беречь свое здоровье, заниматься спортом;

- воспитывать уважительное отношение к спортивным достижениям нашей страны.

Оборудование:

мультимедиа- презентация, интерактивная доска, таблицы - опоры, карточки с заданиями для самостоятельной работы,  сигналы- смайлики, фишки для оценивания работы, кассы.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Технологии: образовательные, ИКТ, адаптивные системы обучения, здоровьесберегающие.

Ход урока

Этапы

Содержание

Практический материал

1.Оргмомент

Создание эмоционального фона урока

Урок сегодня необычный

Гости к нам пришли сейчас

Повернитесь, улыбнитесь,

Поздоровайтесь!

Садитесь.

Слайд 1

2.

 Введение в тему урока

Какое знаменательное событие происходит в  России?

 В Сочи открылись XXII зимние Олимпийские игры. И в нашей школе стартовал олимпийский марафон.

Сегодня у нас будет необычный урок.
Мы примем участие в спортивной эстафете, но для этого нам понадобятся все ваши знания о словах, полученные на уроках русского языка.

-Все готовы потрудиться?

-И не будете лениться?

Слайд 2

3.

Пальчиковая гимнастика.

Минутка чистописания

Спорт – это жизнь. Это легкость движенья.
Спорт вызывает у всех уваженье.
Спорт продвигает всех вверх и вперед.
Бодрость, здоровье он всем придает.
Все, кто активен и кто не ленится,
Могут со спортом легко подружиться.

А начинается все с зарядки.

Подготовим пальчики для письма.

Работа в тетрадях.

Узнайте буквы по элементам.

Пропишите всю строчку

«Снежок» 
Раз, два, три, четыре,
 (Загибают пальчики, начиная с большого)

 Мы с тобой снежок слепили. («Лепят» меня положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий   (
Показывают круг, сжимают ладони)

И совсем-совсем не сладкий.  (Грозят пальчиком)
Раз подбросим. (
Смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок)

Два поймаем. Три уроним  и сломаем..                        (Роняют воображаемый снежок. Топают ногой)

«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (
Загибают пальчики, начиная с большого)
Мы во двор пришли гулять.
 («Идут» по столу указательным и средним  пальчиками)
Бабу снежную лепили,  (
«Лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
  («Крошат хлебушек»)
С горки мы потом катались,
   (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой)
А еще в снегу валялись. (
Кладут ладошки на стол то одной, то другой   стороной).

Наши ручки замерзают. Поиграем мы  немножко да похлопаем в ладошки.

(Кулачки крепко прижать друг к другу. Разжать кулачки, хлопать в ладони).

Пальчики, чтоб их согреть, сильно надо растереть.

Пальчики мы согреваем, Их сжимаем – разжимаем!

Чтоб на льду не растянуться, лёг мальчишка на живот.

Ведь не может поскользнуться,  кто не ходит, а ползёт.

 (Ладони перед собой, пальцы сжаты. Положить ладони на стол. Ладони тихо скользят – ползут по столу, то сжимаясь, то разжимаясь)

Слайд 3,4

1-3 гр.  а и м з

 4 гр.    Яя  

4.

Актуализация опорных знаний

Словарная работа

Создание проблемной ситуации.

Упражнение в подборе родственных слов.

Игра – соревнование.

Успех команды в спортивных состязаниях складывается из побед каждого ее участника.

Постарайтесь составить слово из букв  минутки чистописания и подберите к нему родственные слова.

Чем похожи слова?

Чем отличаются?

Какую еще работу можно провести с этими словами?

4гр. прописать слоги  ая, ям, яш

1-3 гр.

Записать в тетрадь,  на экране, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную, выделить корень.

Зима, зимний, зимовать.

- Поставить вопросы к словам.

- Разбить на группы.

- Составить сочетания слов.

- Составить предложения.

Фишки-награды

5.

Работа по теме урока.

Применение исходных знаний.

Проверка понимания

Эстафета «Биатлон». Работа с таблицей.

Предлагаю вам еще одно состязание.

Кто знает, как называются лыжные гонки со стрельбой из винтовки?

Как называются участники этого вида спорта?

Что нужно сделать биатлонисту, чтобы победить в  соревнованиях?

Сейчас мы с вами тоже устроим стрельбу по мишеням. За правильные ответы будете получать награды.

На какие группы можно разбить слова?

На какие вопросы отвечают названия предметов?

На какие вопросы отвечают названия действий?

На какие вопросы отвечают названия признаков?

Дифференцированная работа по группам.

Отгадайте загадки и помогите приготовить спортивные снаряды для участников зимних олимпийских игр.

  • Очень быстрых два коня по снегам несут меня,

          Через луг к березке тянут две полоски.

  • Лыжа здесь всего одна, коротка, а не длинна. Чудеса на ней покажем, кувыркаться можем даже.
  • Обувка на стальном ходу зимой катает нас по льду.
  • Вот полозья, спинка, планки,  а все вместе -  это….

Подберите названия признаков и действий к названиям предметов.

Возьмите карточки №2 с заданиями и разбейте слова на группы.

Какие группы слов вы знаете?

Что вам поможет выполнить задание?

Как вы будете рассуждать?

Как подчеркиваем названия предметов?

Названия действий?

Названия признаков?

Взаимопроверка с опорой на слайд.

- Что повторили, выполняя задание?

- Что объединяет слова каждой группы?

Слайд 5

Биатлон.

Биатлонисты.

Быстро пробежать дистанцию и метко пострелять.

Ольга Вилухина завоевала серебряную медаль в биатлоне в спринте на 7,5 км.

Слайд 6

Назовите мишени.  (Названия предметов, действий, признаков)

Карточки 1-1.

1гр. – работает самостоятельно

2-3 гр. – с опорой на карты – схемы.

4 гр. - составить слова из разрезной азбуки с опорой на  

           образец и  звуко-буквенную схему

           ягода, яблоко.

Фишки-награды

Слайд 7

Лыжи.

Сноуборд.

Коньки.

Сани.

(1 гр. – прочитать слова)

Лыжи, фигурные, сани, танцевать, прыгать, коньки, горные, быстрые, лететь.

Карточки 2-1

1гр.  – подобрать к названиям предметов подходящие по смыслу названия признаков и действий

Карточки 2-2

2 гр. – разбить слова на группы

Карточки 2-3

3гр. – разбить слова на группы с опорой на символы-подсказки

Слайд 8

4гр. – подобрать картинки к словам: ягода, яблоко

Слайд 9

Слова обозначают названия предметов, действий, признаков.

Названия предметов отвечают на вопросы «кто?», «что?».

Названия действий отвечают на вопросы «что делает?», «что делал?», «что будет делать?».

Названия признаков отвечают на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Фишки-награды

6.

Физкультминутка

 

Алексей Хворостян

«Падали, но поднимались»

Выполнение элементов спортивного  танца.

Хватит рассуждать – время отдых начинать.

Слайд 10

7.

Систематизация и обобщение знаний

Орфографическая разминка

Вставить пропущенные орфограммы в словах. Коллективная работа.

Нас ждет новая спортивная командная  игра. Каждый должен постараться для победы. Готовы?

Отгадайте загадку.

Там сегодня будет жарко,
Не смотря, что лёд кругом:
Две команды будут «драться», -
Из-за шайбы, всё бегом
.

Будем забивать голы в ворота: вставлять пропущенные буквы, объяснять правописание.

Какое слово лишнее?

4гр.-  письмо предложений с печатного текста.

          Составление схемы предложения

          Яму копал Яша.

Слайд 11

Хоккей.

Женский хоккей. Сборная России выиграла у сборной Германии со счетом 4-1.

Слайд 12

Лыж…, площ…дка,  кон…ки,  пры…ки., прыгат…

Фишки-награды

8.

Зрительная гимнастика

«Болельщики»

Локти ставим на стол, ладони рук по обеим сторонам от лица. Шевелим пальцами на обеих руках, глядя перед собой,  но краем глаза наблюдаем за  движениями пальцев.

«Горный спуск»

   При неподвижной голове неотрывно следим глазами за карандашом, который по широкой амплитуде многократно двигается вправо, влево, вниз.

«Трамплин»

   При неподвижной голове медленно переводим  взгляд с   пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (10-12 раз).

«Фристайл»

    Выполняем круговые движения глазами в одном и другом направлении (4-6 раз).

«Олимпийский огонь»

    Энергично растираем ладошки друг о друга, делаем их «горячими». Прикрываем глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы закрыть глаза.

9.

Самостоятельная работа.

Закрепление представлений о словах

Дифференцированная работа.

Предлагаю поучаствовать в  состязаниях на   личное первенство.

Работа с деформированным предложением.

Составление сочетаний слов с опорой на вопросы, схемы.

Составление предложений с опорой на слайды.

Проверка. Взаимопроверка.

Расскажите, какое задание выполняли.

Достигли ли вы результата?

Что помогло вам выполнять задания?

Слайд 13

1гр. (карточки 3-1)

С, ловкий,  скользит, горы, сноубордист.

Трамплина, с, лыжник, летит, смелый.

Слайд 14,15

2гр. (карточки 3-2)    (зачитать)

         Спорт, санный, конькобежный.

         Катание, парное, одиночное, фигурное.

Слайд 16

 В конькобежном спорте среди женщин на дистанции 3000м бронзовую медаль завоевала россиянка Ольга Граф.

В фигурном катании Юлия Липницкая  и Евгений Плющенко заняли первые места в произвольной программе.  Принесли золото российской команде.

Слайд 17

3гр.  (карточки 3-3) Подчеркнуть названия предметов,

                            действий.

         Фигуристы танцуют.

         Биатлонисты стреляют.

Слайд 18

4гр.  Проверка написания предложения.

         Яму копал Яша.

Слайд 19

Фишки-награды

10.

 Подведение итогов

Какие  правила русского языка помогли выполнять задания на уроке?

Поднимите руку, кому пригодилась помощь товарищей?

11.

Рефлексия

Закончилась наша спортивная эстафета. После соревнований врачи проверяют состояние спортсменов. Я хочу узнать, как вы чувствуете себя.   Выберите смайлик, который бы отражал ваше настроение  после урока.

Покажите ваши фишки-награды.

Наша команда достойна победы?

Слайд 20

Сегодня я узнал…

Сегодня я повторил…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

У меня получилось …

12.

Комментирование домашнего задания

Дифференцированные задания по карточкам.

Слайд 21

Списать.

1гр. – поставить вопросы к словам, подчеркнуть названия предметов, действий, признаков.

2гр. - подчеркнуть названия предметов, действий, признаков во втором предложении.

3гр. -  подчеркнуть названия предметов.

Кёрлинг.

Спортивная игра на ледяной площадке.

Игроки пускают по льду гранитные

снаряды в сторону мишени. От каждой команды выступают четыре спортсмена.

4гр. – по образцу в тетради.

Список использованных источников:

  1. А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2007
  2. О.Н. Крылова. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. Издательство «Экзамен» Москва 2013
  3. О.Н. Крылова. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. Издательство «Экзамен» Москва 2014
  4. http://vse-o-sochi.ru/
  5. http://images.yandex.ru
  6. http://ru.wikipedia.
  7. http://kladraz.ru/zagadki
  8. http://basemp3.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания при них"

Урок систематизации и обобщения знаний  по теме "Вводные и вставные конструкции" (на материале художественного произведения А.П. Чехова "Степь")...

Открытый урок - «Лексика русского языка как система»

Методическая разработкаКОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАпреподавателя русского языкаГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» Чубарых Татьяны Евгеньевны  АННОТАЦИ...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Цель: ознакомление с орфограммой обучающихся VIII вида.Задачи: 1. Познакомить с правописанием имён существительных с шипящей на конце, повторить знания об имени существительном.2. Развивать умение уча...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов».

Слово - удивительный дар, которым обладает только человек. Оно имеет способность обобщать и в то же время обозначать индивидуальное, неповторимое. «Слово дано человеку не для самоудовлетво...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки ...

Конспект открытого урока "Словари русского языка"

22 ноября 2018 года в рамках празднования Дня словарей и энциклопедий, приуроченного ко дню рождения создателя "Толкового словаря живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля, мною ...