Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика и информатика» для обучающихся 1-4 классов
рабочая программа
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Математика и информатика»
для обучающихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_informatika.docx | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Администрация города Смоленска
МБОУ "СШ № 15"
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол №1 от «31» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________________________ Е.С. Гурулева от «31» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ С.Н. Колесникова Приказ №1 от «31» августа 2023 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Математика и информатика»
для обучающихся 1-4 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Математика и информатика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, основногообщего и среднего общего образования, федеральных образовательных программначальногообщего,основногообщегоисреднегообщегообразования. Программа курса внеурочной деятельности «Математика и информатика» направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Программа разработанадля обучающихся 1-4 классов, составляет 135 часов: 1 класс – 33 часа (1 час в неделю), 2 класс – 34 часа (1 час в неделю), 3 класс – 34 часа (1 час в неделю), 4 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Математические игры:
- «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
- игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
- игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
- игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
- математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
- работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
- игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Занимательная математика» на уровне начального общего образования
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- -сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- -моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- -применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- -анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиямии правилами;
- -включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- - выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- -аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
- -контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- -ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- -ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
- -проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- -выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- -анализировать расположение деталей (танов, треугольников, спичек) в исходной конструкции;
- -составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
- -выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;
- -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
- -объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;
- -анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- -моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика и информатика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Преобладающие формы проведения занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Календарно – тематическое планирование
1 класс
Календарно – тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема | Характеристика деятельности | Дата | Примечание |
1. | «Удивительная снежинка» | Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» | ||
2. | Иrpa«Крестики-нолики» | Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20 | ||
3. | Математические игры | Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» | ||
4. | Прятки с фигурами | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | ||
5. | Секреты задач | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | ||
6-7 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | ||
8. | Геометрический калейдоскоп | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. | ||
9. | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | ||
10. | «Шаг в будущее» | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». | ||
11. | Геометрия вокруг нас | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | ||
12. | Путешествие точки | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | ||
13. | «Шаг в будущее» | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. | ||
14. | Тайны окружности | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | ||
15. | Математическое путешествие | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22+ 15 = 37 | ||
16-17 | «Новогодний серпантин» | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | ||
18 | Математические игры | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». | ||
19. | «Часы нас будят по утрам...» | Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. | ||
20. | Геометрический калейдоскоп | Задания на разрезание и составление фигур. | ||
21. | Головоломки | Расшифровка закодированных слов. | ||
22. | Секреты задач | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи. | ||
23. | «Что скрывает сорока?» | Решение и составление ребусов, | ||
24. | Интеллектуальная разминка | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | ||
25. | Дважды два — четыре | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». | ||
26-27. | Дважды два — четыре | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | ||
28. | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | ||
29. | Интеллектуальная разминка | Работав «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. | ||
30. | Составь квадрат . | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей | ||
31-32. | Мир занимательных задач | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». | ||
33. | Промежуточная аттестация. «Математическая эстафета» | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). | ||
34. | Мир занимательных задач | Решение олимпиадных задач |
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема | Характеристика деятельности | Дата | Примечание |
1. | Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | ||
2. | «Числовой» конструктор | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , | ||
3. | Геометрия вокруг нас | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. | ||
4. | Волшебные переливания | Задачи на переливание. | ||
5-6 | В царстве смекалки | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации | ||
7 | «Шаг в будущее» | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» | ||
8-9 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание | ||
10 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | ||
11-12 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки,занимательные задачи. | ||
13 | Математические фокусы | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, | ||
14 | Математические игры | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», | ||
15 | Секреты чисел | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) | ||
16 | Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | ||
17 | Математическое путешествие | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимныйконтроль. | ||
18 | Выбери маршрут | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое | ||
19 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | ||
20 -21 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | ||
22 | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на | ||
23 | Геометрический калейдоскоп | Конструирование многоугольников из заданных элементов. | ||
24 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки,занимательные задачи. | ||
25 | Разверни листок | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | ||
26-27 | От секунды до столетия | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. | ||
28 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). | ||
29 | Конкурс смекалки | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | ||
30 | Это было в старину | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. | ||
31 | Математические фокусы | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное | ||
32 | Энциклопедия математических развлечений | Составление сборника занимательных заданий. Использование | ||
33 | Промежуточная аттестация. Игра «Математический лабиринт» | |||
34 | Международные математические конкурсы. | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
Календарно – тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема | Характеристика деятельности | Дата | Примечание |
1. | Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | ||
2. | Числа-великаны | Как велик миллион? Что такое гугл? | ||
3. | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не - | ||
4. | Кто что увидит? | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | ||
5 | Римские цифры | Занимательные задания с римскими цифрами. | ||
6 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | ||
7 | Секреты задач | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», | ||
8 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | ||
9 | Математический марафон | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | ||
10-11 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | ||
12 | Выбери маршрут | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния | ||
13 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. | ||
14 | Математические фокусы | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько | ||
15-17 | Занимательное моделирование | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных | ||
18 | Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | ||
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. | ||
20 | «Математика — наш друг!» | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и заданияпо проверке готовых решений, в том числе неверных. | ||
21 | Решай, отгадывай, считай | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, | ||
22-23 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | ||
24 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | ||
25-26 | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде | ||
27 | Математические фокусы | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. | ||
28-29 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки,занимательные задачи. | ||
30 | Блиц-турнир по решению задач | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих | ||
31 | Математическая копилка | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для | ||
32 | Геометрические фигуры вокруг нас | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). | ||
33 | Промежуточная аттестация. Математический праздник | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | ||
34 | Интеллектуальный марафон | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). Рабочая программа ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов »
Курс внеурочной деятельности "Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов" конкретизирует требования ФГОС ООО к личностным, предметным и метапредметным результатам ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности СНО "ЮНИС"
Программа направлена на развитие и поддержку студенческого научного общества "ЮНИС"Она ожватывает основные виды внеурочной деятельности, но основное внимание уделяется развитию интеллектуаль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для инженерного класса «Экономика и управление»
Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности История России в лицах, 9 класса
Материал для подготовки к ОГЭ по истории...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Путешествие в Великобританию"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Путешествие в Великобританию» - 34 часа в год, 1 час в неделю....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности "Креативное рукоделие"
Программа направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Чтобы дети не утомлялись и видели конечный результат, программа построена по принципу от простого к сложному. Кром...