РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности "Креативное рукоделие"
рабочая программа
Программа направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Чтобы дети не утомлялись и видели конечный результат, программа построена по принципу от простого к сложному. Кроме постоянного состава участников, в работе могут принимать участие девочки, желающие освоить тот или иной вид рукоделия или изготовить отдельно взятое изделие. Программа учитывает интересы большинства учащихся, основывается на знаниях предмета «Технология», что позволяет глубже изучить его, лучше освоить проектный метод изготовления изделий. Программа имеет практическую направленность на изготовление и оформление одежды различными способами и их сочетанием, воспитание эстетического вкуса, учет индивидуальных особенностей детей.
Содержание программы составлено на 68 часов (2 часа в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Креативное рукоделие» разработана для занятий с учащимися 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стояла цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_kreativnoe_rukodelie_efimova.docx | 32.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 17»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Креативное рукоделие»
для 5-9 классов
Составитель:
Ефимова Елена Вениаминовна
учитель технологии
высшая квалификационная категория
г. Архангельск
- СОДЕРЖАНИЕ
Программа направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Чтобы дети не утомлялись и видели конечный результат, программа построена по принципу от простого к сложному. Кроме постоянного состава участников, в работе могут принимать участие девочки, желающие освоить тот или иной вид рукоделия или изготовить отдельно взятое изделие. Программа учитывает интересы большинства учащихся, основывается на знаниях предмета «Технология», что позволяет глубже изучить его, лучше освоить проектный метод изготовления изделий. Программа имеет практическую направленность на изготовление и оформление одежды различными способами и их сочетанием, воспитание эстетического вкуса, учет индивидуальных особенностей детей.
Содержание программы составлено на 68 часов (2 часа в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Креативное рукоделие» разработана для занятий с учащимися 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стояла цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Введение. 2ч.
Цель и задачи кружка. Правила внутреннего распорядка в кабинете, экскурсия. Инструктаж по охране труда при работе на занятиях. Режим работы. Правила техники безопасности. Ознакомление с работой и программой. Использование инструментов и материалов по назначению. Организация рабочего места. Рациональное расположение инструментов и материалов на рабочем месте. Правильное положение рук и туловища во время работы.
1. Лоскутное царство – 18ч.
- История и современность лоскутного шитья. Виды ручных и машинных швов. Орнамент. Цветовая гамма. (2ч.)
- Приемы работы. Конструирование узоров, сборка орнамента. Шитьё на основу (2 ч.)
- Практические работы: (7 ч)
а) Виды ручных и машинных швов.
б) Изготовление шаблонов.
в) Изготовление прихватки в стиле лоскутной техники.
2. Предновогодние хлопоты (10 ч.)
1.Варианты украшений новогодней елки, зала. Создавать праздник своими руками. Понятие о развертке и выкройке правильных геометрических тел. Сопоставление формы окружающих предметов и их частей с геометрическими телами. Форма, пропорции, цвет как средства выразительности для создания образа в объемных игрушках.
Провести беседу о технике безопасности при обращении с хлопушками, бенгальскими огнями, фейерверками.
2. Практическая работа:
-елочные украшения из фетра,
-букеты из конфет,
-новогодние открытки.
3. Фелтинг (Техника сухого валяния) (10 ч.)
- История появления фелтинга (валяния из шерсти), необходимые материалы и инструменты, приемы работы (1 ч.)
- Техника изготовления игрушек (1 ч.)
- Практическая работа: изготовление игрушки в технике сухого валяния (2 ч.)
4. Техника картмейтинга и скраббукинга. (6 ч.)
1. Расширение знаний о технике картмейтинга и скраббукинга. Приспособления для работы, организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами. Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Цветовое богатство окружающего мира. Роль цветовой насыщенности в оформлении.
2. Нанесение рисунка способом прокалывания с листа. Техника закрепления нитей. Оформление готовых работ.
Практическая работа:
- изготовление поздравительных открыток,
- настенное панно,
- изготовление сложных композиций в технике скраббукинга.
5. Обереговая кукла (6 ч)
Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.
Беседы «Народная кукла.» и «Русские обряды и традиции.» Бесшовные куклы. Материалы, инструменты. Варианты изделий. Основный приёмы изготовления. Кукла «Кубышка-травница», «Хозяйка-рукодельница».
Практические работы Изготовление бесшовной куклы, куклы «Кубышка-травница»
6. Не спешите выбрасывать! (6 ч.)
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
Урок-путешествие в «Экоград», виды резервных материалов и способы их обработки, резервы в рукоделии и их применение. Инструменты и приспособления. Изучение эскизов и технологий. Идеи для поделок.
Закрепление понятий о функциональности и эстетических свойствах предметов на производстве и в быту, основные средства художественной выразительности. Основы объемной композиции, понятия о гармонии и равновесии. Закрепление и расширение знаний об инструментах и принадлежностях. Необходимых при работе с различными материалами. Знакомство с различными способами обработки пластика, пенопласта. Способы изготовления деталей и сборки изделий, художественное оформление самоделок.
Практическая работа:
- конструирование объемных игрушек,
-конструирование из пластика,
- работа с пенопластом,
-панно из тетропаковских упаковок.
7. Подведение итогов (2 ч.)
Мониторинг качества знаний воспитанников; Выставка работ учащихся (1ч.) Закрепить у детей, полученные в течении учебного года, знания и умения и навыки работы с различными материалами и инструментами. Оформить лучшие работы для выставки.
8. Участие в олимпиадах, конкурсах, посещение экскурсий, мастер – классов. (8 ч.)
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ «КРЕАТИВНОЕ РУКОДЕЛИЕ»
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- - принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Коли чество часов | Тема курса | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Рабочая программа воспитания | Форма проведения |
1 | Вводное занятие | 2 | 1.Правила внутреннего распорядка учреждения, экскурсия. Инструктаж по технике безопасности при работе на занятиях.2ч | Беседа | ||
2 | Лоскутное царство | 18 | 2.История и современность лоскутного шитья. 2ч 3.Виды ручных и машинных швов.2ч 4.Орнамент. Цветовая гамма. 2ч 5.Приемы работы. Конструирование узоров, сборка орнамента.2ч 6.Шитьё на основу. 2 ч. 7.Выполнение ручных и машинных швов. 2ч 8.Изготовление шаблонов.2ч 9.Изготовление прихватки в стиле лоскутной техники.4ч | https://resh.edu.ru/subject/lesson/667/ | Лабораторно-практические и практические работы, проектная деятельность | |
3 | Предновогодние хлопоты | 10 | 10.Варианты украшений новогодней елки, зала. Понятие о развертке и выкройке правильных геометрических тел. Форма, пропорции, цвет как средства выразительности. Изготовление елочных украшений из фетра 2ч 11.Изготовление новогодних открыток.2ч 12.Шитьё интерьерной игрушки «Ёлочка» 2ч 13.Шитьё символа Нового года 2ч 14.Изготовление новогодних сувениров. 2ч | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1236/ | Лабораторно-практические и практические работы, проектная деятельность | |
4 | Фелтинг (Техника сухого валяния) | 10 | 15. История появления фелтинга (валяния из шерсти) 2 ч. 16.Техника изготовления игрушек. Изготовление игрушки в технике сухого валяния.2ч. 17.Изготовление закладок для книг2ч. 18.Изготовление брошей 2ч. 19.Изготовление украшений для волос 2ч. | https://www.livemaster.ru/topic/1443215-osnovy-suhogo-valyaniya-dlya-nachinayuschih | Лабораторно-практические и практические работы, проектная деятельность | |
5 | Техника кардмейкинга и скрапбукинга | 6 | 21.Техника кардмейкинга и скрапбукинга. Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Роль цветовой насыщенности в оформлении. 2ч. 22.Нанесение рисунка способом прокалывания с листа. Техника закрепления нитей. Оформление готовых работ. 1 ч. 23.Изготовление поздравительных открыток, - настенное панно, - изготовление сложных композиций в технике скрапбукинга.3ч. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4564/start/222413/ | Лабораторно-практические и практические работы, проектная деятельность | |
6 | Обереговая кукла | 6 | 24.«Народная кукла.» и «Русские обряды и традиции.» Бесшовные куклы. Материалы, инструменты. Варианты изделий. Основный приёмы изготовления. Кукла «Кубышка-травница», «Хозяйка-рукодельница».2 ч. 25.Изготовление бесшовной куклы, куклы «Кубышка-травница» 4ч. | https://amuletobereg.ru/slavyanskie-kukly-oberegi-i-znachenie-raznyh-vidov/ | Беседа | |
7 | Не спешите выбрасывать! | 6 | 26.Практическая работа: - конструирование объемных игрушек,2ч -конструирование из пластика,2ч - работа с пенопластом, -панно из тетропаковских упаковок.2ч | https://novate.ru/blogs/191116/38881/ | Лабораторно-практические и практические работы, проектная деятельность | |
8 | Подведение итогов | 2 | 26.Мониторинг качества знаний воспитанников; Выставка работ учащихся 2 ч. | проектная деятельность | ||
9 | Участие в олимпиаде по технологии, посещение экскурсий, мастер – классов. | 8 | 27.Участие в олимпиадах, конкурсах. 4ч. 28.Посещение экскурсий, мастер – классов. 4 ч. | практические работы, проектная деятельность | ||
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). Рабочая программа ...
курс внеурочной деятельности "Тайны русского языка"
. Курс внеурочной деятельности «Тайны русского языка» в 6 класе является продолжением курса 5 класса. На занятиях более подробно рассматриваются языковые явления, связанные со словом, а именно: поняти...
Материал к занятию курса внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (6-7 классы). Тема: "Потомству в пример. Духовные защитники России"
Занятие по курсу внеурочной деятельности по ОДНКНР, 6-7 классы. Материал к теме: «Потомству в пример». Духовные защитники России»Актуальность и новизна:Одной из основных за...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов »
Курс внеурочной деятельности "Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов" конкретизирует требования ФГОС ООО к личностным, предметным и метапредметным результатам ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности СНО "ЮНИС"
Программа направлена на развитие и поддержку студенческого научного общества "ЮНИС"Она ожватывает основные виды внеурочной деятельности, но основное внимание уделяется развитию интеллектуаль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Страноведение» в 9-х классах
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному (познавательному) направлению «Занимательная биология» для обучающихся 7 – 9 классов
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная биология» для 7-9 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам осво...