Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов »
рабочая программа на тему

Ермолова Надежда Федоровна

Курс внеурочной деятельности "Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов" конкретизирует требования ФГОС ООО к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения культуры чтения.

Цель курса - развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся основной школы. Задачи курса: содействовать повышению уровня читательской компетенции учащихся на уроках истории и обществознания, организовать деятельность учеников по овладению способами работы с историческим текстом, формировать уменияизвлекать необходимую информацию из текста и анализировать её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl._smyslovoe_chtenie_-_.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Песчанокопский район, село Поливянка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Поливянская средняя общеобразовательная школа №29

имени  Героя Социалистического труда В.С.Погорельцева

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___________        

от «____» __________        201 __г.

«Утверждаю»

    Директор МБОУ ПСОШ №29

имени Героя Социалистического труда В.С.Погорельцева

      Приказ от___________ №____

_____________А.А.Гриднева

М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов »

 

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)основное общее 5 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 33

Учитель Ермолова Надежда Федоровна

(ФИО)

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

Курс «Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов»  конкретизирует требования  ФГОС ООО к личностным, предметным и  метапредметным результатам освоения культуры чтения. Курс  определяет:

Цель – развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом  в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся основной школы.

Задачи:

  1. Реализуя системно-деятельностный подход, содействовать повышению уровня читательской компетенции учащихся на уроках истории и обществознания.
  2. Организовать деятельность учеников по овладению способами работы с текстом.
  3. Формировать        умения извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, определять основную и второстепенную информацию и анализировать её.

   Актуальность.

   Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. ФГОС  ООО включают в метапредметные результаты освоения основной   образовательной программы основного общего образования в качестве  обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Развитие способностей смыслового чтения  помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и  критического мышления.  Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению. Изучение таких предметов как «история» и «обществознание» предполагает изучение значительной  информационной базы: учебник, исторический источник, документы, информация СМИ, ресурсы интернета. Необходимо найти такие методы и приемы, использовать такие технологии, которые помогут подросткам освоиться в информационном поле, применить полученные знания, умения и навыки в работе в других предметных областях, овладеть стратегией смыслового чтения и работы с текстом.

В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:

-  осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели;

-  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

-  определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание»  и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов

Планируемые результаты

Требования ФГОС ООО к овладению смысловым чтением. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Работа с текстом предполагает развитие следующих  универсальных учебных действий
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности ;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии 

 В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется: развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

Работа с историческими документами должна повлечь у учащихся формирование определенных навыков. Так, учащиеся 5 класса при работе с историческими документами должны уметь:
•  Определить тип документа.
• Определить время написания документа или историческую эпоху.
• Определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе.
• Расположить несколько документов в хронологическом порядке.
• Работать с документами по отдельным вопросам учителя.
• Составить конкретные вопросы к документу.
• Пересказать содержание документа.
• Составить простой рассказ о событиях (о личности) с использованием исторического документа.
• Анализировать документ по предлагаемому плану.
• Составить развернутый рассказ с использованием нескольких документов.

Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения у обучающихся 5  класса:

«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.

«Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.

Содержание программы

Модуль 1 -   6 часов

Общая характеристика курса.  Что такое исторический источник? Каково его назначение?

Науки-помощницы истории.

Как люди узнают о прошлом. Письменные источники о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории. Источники знаний о прошлом. Основные понятия и термины: (палеография, геральдика, сфрагистика, хронология, антропонимика, метрология, нумизматика, генеалогия) и их роль в изучении истории. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого.  Нумизматика – старинные монеты. Метрология -  старинные меры веса, длины, площади. Историческая карта.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов, составление словаря терминов, составление кроссворда или викторины.

Модуль 2 -  10 часов

Исторический текст: первоначальные приемы работы с ним.

Общая  характеристика письменного исторического  источника.

Что такое исторический документ? Какую информацию о нем необходимо составить в ходе первоначального прочтения? Составление общего алгоритма работы с текстом документа  и получение первичной информации о нем.( определить тип документа, время написания документа или историческую эпоху, определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе)

Незнакомые термины в тексте: как определить  их значение и запомнить? Учимся работать с терминологическим словарем.

Как составить простой информативный план текста? Работа с документом по отдельным вопросам учителя. Составление конкретных вопросов к документу для уяснения его содержания. Выделение ключевых выражений, составление тезисов – основы плана.  Составление простого рассказа по составленному плану о событиях в историческом документе.  Анализ документа по предлагаемому плану.

Практическая работа: организация деятельности учащихся на основе хрестоматии по истории Древнего мира (в соответствии с КТП курса) и учебника «Истории Древнего мира»

- групповая  работа: общая  характеристика исторического  документа

-  «Загляни в словарь!», «Термин в тексте: установи связь!»

- составление простого информативного плана по тексту документа (описание Герба Песчанокопского района

Модуль 3 -  9 часов

Описание исторических источников.  Классификация исторических источников: документы повествовательно-описательного (летописи, хроники, мемуары и др.) и актового (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные)

Практическая работа:

- определение вида документа, его полезности для истории; игра «Юный архивариус»

- экскурсия к сельскому обелиску, создание своего повествовательного документа: описание сельского обелиска, составление письма потомкам.

Модуль 4  - 8 часов

Иллюстративный ряд и историческая карта – особый вид исторических источников: о чем повествуют иллюстрации нашего учебника, фрагменты исторических документов.

Зачем нужна историческая карта и чем она отличается от географической карты?

 В чем значение и ценность исторической карты?

Практическая работа:

- создай презентацию без текста с использованием иллюстраций периода истории Древней Греции и составь по ней рассказ;

- практическая работа с контурными картами. «Угадай событие!»

Итоговое обобщающее занятие: выпуск газеты «Страницы истории: семь чудес света»

защита проектов

        Примерные задания для самостоятельной работы

- Составить общую характеристику исторических источников (по выбору).

- Разработать требования к историческому документу.

- Составить алгоритм изучения исторического источника с целью получения информации.

- Сравнить различные типы исторических документов.

- Воссоздать по документам развёрнутую или краткую характеристику историческим событиям.

- Составить прошение, грамоту времён царя Хаммурапи.

- Проанализировать подборку различных типов документов по одной проблеме определённого исторического периода.

- Отобрать информацию для доказательства определённой позиции.

- Подобрать литературные иллюстрации к историческому событию.

 Календарно- тематическое планирование курса для 5 класса

«Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов »

№ пп

Тема

Виды деятельности на основе исторического материала

дата

1-2

1. Понятие «исторический источник»

2. Назначение исторических источников.

Подбор примеров исторических источников на страницах  «Истории древнего мира» Игра «Задай вопрос»

3 - 6

1.Знакомимся с дисциплинами – помощницами истории

2.Палеография. Сфрагистика. Хронология.

3. Метрология. Нумизматика.

4. Геральдика – основные понятия. Гербы.

    Палеография: предмет, задачи и функция дисциплины. Сфрагистика и её задача в изучении истории. Печати и разновидности печатей. Геральдика: основные понятия. Гербы и их разновидности. Поиск информации в сети Интернет, составление словаря терминов  , игра «Юный геральдист».

7 - 9

1 – 2. Исторический текст: первоначальные  приемы работы с текстом

3. Отработка приемов работы с текстом

Организация деятельности учащихся на основе хрестоматии по истории Древнего мира– тема «Древний Египет»)

10  - 12

1. Незнакомые термины в тексте.

2.Как  запомнить незнакомые термины?

3.День Неизвестного солдата (монолог- диалог)

Практическая работа: «Загляни в словарь!», «Термин в тексте: установи связь!» Составь диалог – монолог с новыми терминами.

13 - 16

1.Как составить простой информативный план текста?

2-3.Описание Герба Песчанокоп.   р-на. Создаем рисунок Герба родного поселения.

4.Составление информ. плана – ист. документ ( по Гербу р-на)

Практическая работа на основе текстов учебника и хрестоматии по истории Древнего мира. Истор. документ о Гербе Песчанокопского р-на – план и создаем Герб родного поселения (рисунок и защита)

17- 20

1.Описание исторического памятника

2.Описание памятника. Классификация документов.

3-4.Практическая работа. Игра  «Коллекционер».  

Классификация  исторических документов. Приёмы работы  в изучении  исторических источников  Практическая  работа - игра  «Коллекционер».  

21 - 25

1-2. Повествовательно-описательные   исторические   документы                           ( практическая.   работа)

3.Практика:составь документ

4.Экскурсия к сельск .обелиску.

5. Напиши письмо потомкам

Практическая работа:  игра «Юный архивариус». Составить свой собственный документ: напиши письмо, нарисуй   план  местности, письмо потомкам для новой ниши обелиска

26 - 29

1.Работаем с иллюстративным рядом          2.О чем говорят иллюстрации учебника?

3. Иллюстрации по теме «Древняя Греция»  4.Создаем презентацию

Практическая работа на основе учебника, презентаций и заданий КИМов. Иллюстрации по теме «Древняя Греция» Презентация по иллюстр.ряду

30 -32

1.В чем значение и ценность исторической карты?

2-3.Практич. работа с картами

Практическая работа с контурными картами. «Угадай событие!»

33

Выпуск газеты «Страницы истории: семь чудес света»

Практическая работа. Создаем буклет по выбранной теме. Защита проектов

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическая литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерствово образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
  3. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.

Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.

  1. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.html
  2. Кушнир АМ. Азбука чтения / АМ. Кушнир. - М.: 1996.
  3. Междисциплинарная программа «Смысловое чтение»//  http://ru.calameo.com/books/000995024d44903df66f7
  4. Сидоренков В.А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования //Русский язык в школе. 1997, №6. С.3.
  1. Смородинская М.Д. О культуре чтения /М.Д. Смородинская, Ю.П. Маркова. - М.: Книга, 1984.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор

Интернет-ресурсы и информационно - коммуникативные средства обучения:

-  http://www.school.edu..ru – российский общеобразовательный Портал

-  Школьный портал    http://WWW/ portalschool.ru

- Презентации по темам курса.

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____        /                        /

Протокол №____        от____

«___» _________        201__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по МР МБОУ ПСОШ №29

им. Героя Социалистического труда В.С.Погорельцева

______/Панченко О.А./

 «___» _________        201__г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ» разработана на основе  Федерального  государственного  образовательного стандарта (далее ФГОС). Рабочая программа ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности СНО "ЮНИС"

Программа направлена на развитие и поддержку студенческого научного общества "ЮНИС"Она ожватывает основные виды внеурочной деятельности, но основное внимание уделяется развитию интеллектуаль...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для инженерного класса «Экономика и управление»

Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Путешествие в Великобританию"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Путешествие в Великобританию» - 34 часа в год, 1  час в неделю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности "Креативное рукоделие"

Программа направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Чтобы дети не утомлялись и видели конечный результат, программа построена по принципу от простого к сложному. Кром...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика и информатика» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Математика и информатика»для обучающихся 1-4 классов...