Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов »
рабочая программа на тему
Курс внеурочной деятельности "Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов" конкретизирует требования ФГОС ООО к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения культуры чтения.
Цель курса - развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся основной школы. Задачи курса: содействовать повышению уровня читательской компетенции учащихся на уроках истории и обществознания, организовать деятельность учеников по овладению способами работы с историческим текстом, формировать уменияизвлекать необходимую информацию из текста и анализировать её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Песчанокопский район, село Поливянка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поливянская средняя общеобразовательная школа №29
имени Героя Социалистического труда В.С.Погорельцева
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ___________ от «____» __________ 201 __г. | «Утверждаю» Директор МБОУ ПСОШ №29 имени Героя Социалистического труда В.С.Погорельцева Приказ от___________ №____ _____________А.А.Гриднева М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов »
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)основное общее 5 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 33
Учитель Ермолова Надежда Федоровна
(ФИО)
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Курс «Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов» конкретизирует требования ФГОС ООО к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения культуры чтения. Курс определяет:
Цель – развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся основной школы.
Задачи:
- Реализуя системно-деятельностный подход, содействовать повышению уровня читательской компетенции учащихся на уроках истории и обществознания.
- Организовать деятельность учеников по овладению способами работы с текстом.
- Формировать умения извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, определять основную и второстепенную информацию и анализировать её.
Актуальность.
Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. ФГОС ООО включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления. Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению. Изучение таких предметов как «история» и «обществознание» предполагает изучение значительной информационной базы: учебник, исторический источник, документы, информация СМИ, ресурсы интернета. Необходимо найти такие методы и приемы, использовать такие технологии, которые помогут подросткам освоиться в информационном поле, применить полученные знания, умения и навыки в работе в других предметных областях, овладеть стратегией смыслового чтения и работы с текстом.
В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:
- осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов
Планируемые результаты
Требования ФГОС ООО к овладению смысловым чтением. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
Работа с текстом предполагает развитие следующих универсальных учебных действий
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности ;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется: развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией.
Работа с историческими документами должна повлечь у учащихся формирование определенных навыков. Так, учащиеся 5 класса при работе с историческими документами должны уметь:
• Определить тип документа.
• Определить время написания документа или историческую эпоху.
• Определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе.
• Расположить несколько документов в хронологическом порядке.
• Работать с документами по отдельным вопросам учителя.
• Составить конкретные вопросы к документу.
• Пересказать содержание документа.
• Составить простой рассказ о событиях (о личности) с использованием исторического документа.
• Анализировать документ по предлагаемому плану.
• Составить развернутый рассказ с использованием нескольких документов.
Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения у обучающихся 5 класса:
«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.
«Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.
«Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.
Содержание программы
Модуль 1 - 6 часов
Общая характеристика курса. Что такое исторический источник? Каково его назначение?
Науки-помощницы истории.
Как люди узнают о прошлом. Письменные источники о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории. Источники знаний о прошлом. Основные понятия и термины: (палеография, геральдика, сфрагистика, хронология, антропонимика, метрология, нумизматика, генеалогия) и их роль в изучении истории. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Нумизматика – старинные монеты. Метрология - старинные меры веса, длины, площади. Историческая карта.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов, составление словаря терминов, составление кроссворда или викторины.
Модуль 2 - 10 часов
Исторический текст: первоначальные приемы работы с ним.
Общая характеристика письменного исторического источника.
Что такое исторический документ? Какую информацию о нем необходимо составить в ходе первоначального прочтения? Составление общего алгоритма работы с текстом документа и получение первичной информации о нем.( определить тип документа, время написания документа или историческую эпоху, определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе)
Незнакомые термины в тексте: как определить их значение и запомнить? Учимся работать с терминологическим словарем.
Как составить простой информативный план текста? Работа с документом по отдельным вопросам учителя. Составление конкретных вопросов к документу для уяснения его содержания. Выделение ключевых выражений, составление тезисов – основы плана. Составление простого рассказа по составленному плану о событиях в историческом документе. Анализ документа по предлагаемому плану.
Практическая работа: организация деятельности учащихся на основе хрестоматии по истории Древнего мира (в соответствии с КТП курса) и учебника «Истории Древнего мира»
- групповая работа: общая характеристика исторического документа
- «Загляни в словарь!», «Термин в тексте: установи связь!»
- составление простого информативного плана по тексту документа (описание Герба Песчанокопского района
Модуль 3 - 9 часов
Описание исторических источников. Классификация исторических источников: документы повествовательно-описательного (летописи, хроники, мемуары и др.) и актового (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные)
Практическая работа:
- определение вида документа, его полезности для истории; игра «Юный архивариус»
- экскурсия к сельскому обелиску, создание своего повествовательного документа: описание сельского обелиска, составление письма потомкам.
Модуль 4 - 8 часов
Иллюстративный ряд и историческая карта – особый вид исторических источников: о чем повествуют иллюстрации нашего учебника, фрагменты исторических документов.
Зачем нужна историческая карта и чем она отличается от географической карты?
В чем значение и ценность исторической карты?
Практическая работа:
- создай презентацию без текста с использованием иллюстраций периода истории Древней Греции и составь по ней рассказ;
- практическая работа с контурными картами. «Угадай событие!»
Итоговое обобщающее занятие: выпуск газеты «Страницы истории: семь чудес света»
защита проектов
Примерные задания для самостоятельной работы
- Составить общую характеристику исторических источников (по выбору).
- Разработать требования к историческому документу.
- Составить алгоритм изучения исторического источника с целью получения информации.
- Сравнить различные типы исторических документов.
- Воссоздать по документам развёрнутую или краткую характеристику историческим событиям.
- Составить прошение, грамоту времён царя Хаммурапи.
- Проанализировать подборку различных типов документов по одной проблеме определённого исторического периода.
- Отобрать информацию для доказательства определённой позиции.
- Подобрать литературные иллюстрации к историческому событию.
Календарно- тематическое планирование курса для 5 класса
«Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов »
№ пп | Тема | Виды деятельности на основе исторического материала | дата |
1-2 | 1. Понятие «исторический источник» 2. Назначение исторических источников. | Подбор примеров исторических источников на страницах «Истории древнего мира» Игра «Задай вопрос» | |
3 - 6 | 1.Знакомимся с дисциплинами – помощницами истории 2.Палеография. Сфрагистика. Хронология. 3. Метрология. Нумизматика. 4. Геральдика – основные понятия. Гербы. | Палеография: предмет, задачи и функция дисциплины. Сфрагистика и её задача в изучении истории. Печати и разновидности печатей. Геральдика: основные понятия. Гербы и их разновидности. Поиск информации в сети Интернет, составление словаря терминов , игра «Юный геральдист». | |
7 - 9 | 1 – 2. Исторический текст: первоначальные приемы работы с текстом 3. Отработка приемов работы с текстом | Организация деятельности учащихся на основе хрестоматии по истории Древнего мира– тема «Древний Египет») | |
10 - 12 | 1. Незнакомые термины в тексте. 2.Как запомнить незнакомые термины? 3.День Неизвестного солдата (монолог- диалог) | Практическая работа: «Загляни в словарь!», «Термин в тексте: установи связь!» Составь диалог – монолог с новыми терминами. | |
13 - 16 | 1.Как составить простой информативный план текста? 2-3.Описание Герба Песчанокоп. р-на. Создаем рисунок Герба родного поселения. 4.Составление информ. плана – ист. документ ( по Гербу р-на) | Практическая работа на основе текстов учебника и хрестоматии по истории Древнего мира. Истор. документ о Гербе Песчанокопского р-на – план и создаем Герб родного поселения (рисунок и защита) | |
17- 20 | 1.Описание исторического памятника 2.Описание памятника. Классификация документов. 3-4.Практическая работа. Игра «Коллекционер». | Классификация исторических документов. Приёмы работы в изучении исторических источников Практическая работа - игра «Коллекционер». | |
21 - 25 | 1-2. Повествовательно-описательные исторические документы ( практическая. работа) 3.Практика:составь документ 4.Экскурсия к сельск .обелиску. 5. Напиши письмо потомкам | Практическая работа: игра «Юный архивариус». Составить свой собственный документ: напиши письмо, нарисуй план местности, письмо потомкам для новой ниши обелиска | |
26 - 29 | 1.Работаем с иллюстративным рядом 2.О чем говорят иллюстрации учебника? 3. Иллюстрации по теме «Древняя Греция» 4.Создаем презентацию | Практическая работа на основе учебника, презентаций и заданий КИМов. Иллюстрации по теме «Древняя Греция» Презентация по иллюстр.ряду | |
30 -32 | 1.В чем значение и ценность исторической карты? 2-3.Практич. работа с картами | Практическая работа с контурными картами. «Угадай событие!» | |
33 | Выпуск газеты «Страницы истории: семь чудес света» | Практическая работа. Создаем буклет по выбранной теме. Защита проектов |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическая литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерствово образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
- Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.
Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.
- Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.html
- Кушнир АМ. Азбука чтения / АМ. Кушнир. - М.: 1996.
- Междисциплинарная программа «Смысловое чтение»// http://ru.calameo.com/books/000995024d44903df66f7
- Сидоренков В.А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования //Русский язык в школе. 1997, №6. С.3.
- Смородинская М.Д. О культуре чтения /М.Д. Смородинская, Ю.П. Маркова. - М.: Книга, 1984.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор
Интернет-ресурсы и информационно - коммуникативные средства обучения:
- http://www.school.edu..ru – российский общеобразовательный Портал
- Школьный портал http://WWW/ portalschool.ru
- Презентации по темам курса.
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ / / Протокол №____ от____ «___» _________ 201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по МР МБОУ ПСОШ №29 им. Героя Социалистического труда В.С.Погорельцева ______/Панченко О.А./ «___» _________ 201__г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). Рабочая программа ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/12/picture-142711-1352738833.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности СНО "ЮНИС"
Программа направлена на развитие и поддержку студенческого научного общества "ЮНИС"Она ожватывает основные виды внеурочной деятельности, но основное внимание уделяется развитию интеллектуаль...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/01/picture-12482-1472746877.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для инженерного класса «Экономика и управление»
Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/27/picture-1343462-1630087329.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности История России в лицах, 9 класса
Материал для подготовки к ОГЭ по истории...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/16/picture-1421514-1663333109.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Путешествие в Великобританию"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Путешествие в Великобританию» - 34 часа в год, 1 час в неделю....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности "Креативное рукоделие"
Программа направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Чтобы дети не утомлялись и видели конечный результат, программа построена по принципу от простого к сложному. Кром...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/10/picture-714143-1636499857.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика и информатика» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Математика и информатика»для обучающихся 1-4 классов...