Рабочая программа курса внеурочной деятельности История России в лицах, 9 класса
рабочая программа
Материал для подготовки к ОГЭ по истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
История России в лицах, курс внеурочной деятельности | 717 КБ |
Аннотация к программе курса История России в лицах | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
- спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения
- способность работать с законодательной базой для получения социально значимой информации,
- готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе.
Коммуникативные УУД:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- называть даты (хронологические границы) важнейших событий и процессов отечественной истории IX — X X в.;
- выделять этапы (периоды) в развитии ключевых событий и процессов, определять роль исторической личности в них;
определять последовательность событий отечественной истории IX — начала XX в. на основе анализа причинно- следственных связей;
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной истории.;
- группировать, систематизировать факты по самостоятельно определяемому признаку (хронологии, принадлежности к историческим процессам, типологическим основаниям и др.);
- составлять систематические таблицы, характеристики исторических персоналий;
- определять тип и вид источника (письменного, визуального); выявлять принадлежность источника определенному лицу, социальной группе, общественному течению и др.;
- извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях и личностях отечественной истории IX — начала XX в. из разных письменных, визуальных и вещественных источников;
- находить в тексте письменных источников биографические факты и интерпретации событий прошлого.
- представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и истории с использованием визуальных материалов (устно, письменно в форме короткого эссе, презентации);
- составлять развернутую характеристику исторических личностей IX — начала XX в. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе);
- объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую эпоху (на примерах конкретных ситуаций, персоналий), выражать свое отношение к ним.
Ученик получит возможность научиться:
- работать с разными видами исторических источников;
- исторически мыслить, подходить к изучению исторической действительности комплексно, анализировать деятельность исторических персоналий, определять их влияние на дальнейший ход развития общественной жизни,
- видеть, определять и формулировать проблему, выдвигать гипотезы составить план решения проблемы, задачи; делать обобщения и выводы; систематизировать материал; составить план по теме;
- анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);
- оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;
- использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.
- сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения об исторических личностях отечественной истории IX — начала XX в., объяснять, что могло лежать в их основе;
- оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать и аргументировать свое мнение;
- выполнять учебные проекты по отечественной истории IX — начала ХХ в. (в том числе на региональном материале);
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 9 КЛАССА
РАЗДЕЛ 1. ЗЕМЛЯ РУССКАЯ – 8 часов
Тема 1. Рюрик. Первые князья
Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”.
Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на
Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.
Тема 2. Владимир Святой и первые святые на Руси
Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославовича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославовича. Борис и Глеб – князья мученики.
Тема 3. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц. Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.
Тема 4. Князья периода феодальной раздробленности
Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро- Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя
– особенность Новгородской государственности.
Тема 5. Александр Невский
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба
против шведских и немецких рыцарей.
РАЗДЕЛ 2. МОСКОВСКАЯ РУСЬ - 6 часов
Тема 1. Иван Калита
Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.
Тема 2. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский
Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.
Сергий Радонежский.
Тема 3. Иван III
Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог-супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
Тема 4. Иван IV Грозный
Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.
РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ В XVII ВЕКЕ -7 часа
Тема 1. Борис Годунов
Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.
Тема 2. Минин и Пожарский. Первые Романовы.
Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества. Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства. Софья, Федор.
Тема 3 Церковный раскол - Никон и Аввакум
Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.
РАЗДЕЛ 4. РОССИЯ В XVIII ВЕКЕ – 5 часов
Тема 1. Петр Первый и «Птенцы гнезда Петрова»”
Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика. Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков
Тема 2. Екатерина Великая
Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.
Тема 3. Емельян Пугачев
Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.
РАЗДЕЛ 5. РОССИЯ В XIX–XX ВЕКАХ – ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМАТОРОВ - 7 часов
Тема 1. Екатерина Великая.
Внутренняя и внешняя политика. Народные волнения. Пугачевщина.
Тема 2. Александр I и Сперанский М.М.
“Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.) Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.
Тема 3-6. Николай I. Александр П. Александр III и Николай II.
Николай I - жандарм Европы и Александр II - Освободитель. Николай I - умный и
расчетливый политик.
Александр П. Отмена крепостного права и либеральные реформы.
Александр III и Николай II. Контрреформы Александра III. Царствование Николая П. «На рубеже веков у царской власти была лишь одно насущная политическая задача - во что бы то ни стало сохранить самодержавие» (Н. Верт).
Тематическое планирование для 9 класса
№ п/п | Раздел. Тема занятия | Кол-во часов | Формы организации деятельности обучающихся | Виды организации деятельности обучающихся |
РАЗДЕЛ 1. ЗЕМЛЯ РУССКАЯ – 8 часов | ||||
1-3 | Введение в курс. Рюрик. Первые князья | 3 | Групповая Фронтальная | Знакомство с информацией и обсуждение в группах изученного материала Работа с источником. |
4-5 | Владимир Святой и первые святые на Руси | 2 | Групповая Фронтальная Индивидуальная | Знакомство с информацией и обсуждение в группах изученного материала. Работа с источником. |
6-7 | Ярослав Мудрый и Владимир Мономах | 2 | Парная Фронтальная | Знакомство с информацией. Составление исторического портрета. |
8 | Князья периода феодальной раздробленности | 1 | Индивидуальная | Знакомство с информацией и обсуждение в группах изученного материала. Работа по плану. Составление исторического портрета. |
РАЗДЕЛ 2. МОСКОВСКАЯ РУСЬ - 6 часов | ||||
9-10 | Иван Калита | 2 | Парная Фронтальная Групповая | Работа с источником. Знакомство с информацией и обсуждение в группах изученного материала. Работа по плану. |
11-12 | Иван III | 2 | Парная Фронтальная | Знакомство с информацией и обсуждение в парах изученного материала. Работа с источником. |
13-14 | Иван IV Грозный | 2 | Групповая Фронтальная | Работа с источником. Работа по плану. Составление исторического портрета. |
РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ В XVII ВЕКЕ -7 часов | ||||
15-16 | Борис Годунов | 2 | Индивидуальная Фронтальная | Работа с источником. Составление исторического портрета. |
17-18 | Минин и Пожарский. | 2 | Парная Фронтальная | Знакомство с информацией и обсуждение в парах изученного материала. Работа с источником. |
19-20 | Михаил, Алексей, Софья. Фёдор Романовы. | 2 | Фронтальная Групповая | Знакомство с информацией и обсуждение в группах изученного материала. |
21 | Церковный раскол - Никон и Аввакум | 1 | Парная Фронтальная Групповая | Работа с источником. Знакомство с информацией и обсуждение в группах изученного материала. Работа по плану. |
РАЗДЕЛ 4. РОССИЯ В XVIII ВЕКЕ – 5 часов | ||||
22-23 | Петр Первый и «Птенцы гнезда Петрова»” | 2 | Парная Фронтальная Групповая | Знакомство с информацией и обсуждение в группах изученного материала. Работа по плану. |
24-25 | Екатерина Великая | 2 | Групповая Фронтальная | Знакомство с информацией и обсуждение в группах изученного материала. |
26 | Емельян Пугачев | 1 | Индивидуальная | Знакомство с информацией и обсуждение изученного материала. Работа с источником. |
РАЗДЕЛ 5. РОССИЯ В XIX–XX ВЕКАХ – ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМАТОРОВ - 7 часов | ||||
27 | Александр I и Сперанский М.М. | 1 | Фронтальная Групповая | Знакомство с информацией и обсуждение в группах изученного материала. Составление плана по источнику. |
28 | Николай I. | 1 | Индивидуальная Фронтальная | Знакомство с информацией изученного материала. Работа с источником. Составление исторического портрета. |
29-30 | Александр П. | 2 | Парная Фронтальная Групповая | Знакомство с информацией и обсуждение в группах изученного материала. Работа по плану. |
31 | Александр III. | 1 | Парная Фронтальная | Составление исторического портрета. |
32 | Николай II. | 1 | Групповая Фронтальная | Знакомство с информацией и обсуждение в группах изученного материала. Работа с источником. |
33 | Заключение | 1 | Практическое занятие. |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование для 9 класса, 33 часа
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечания | |
по плану | по факту | |||
РАЗДЕЛ 1. ЗЕМЛЯ РУССКАЯ – 8 часов | ||||
1-3 | Введение в курс. Рюрик. Первые князья | |||
4-5 | Владимир Святой и первые святые на Руси | |||
6-7 | Ярослав Мудрый и Владимир Мономах | |||
8 | Князья периода феодальной раздробленности | |||
РАЗДЕЛ 2. МОСКОВСКАЯ РУСЬ - 6 часов | ||||
9-10 | Иван Калита | |||
11-12 | Иван III | |||
13-14 | Иван IV Грозный | |||
РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ В XVII ВЕКЕ -7 часов | ||||
15-16 | Борис Годунов | |||
17-18 | Минин и Пожарский. | |||
19-20 | Михаил, Алексей, Софья. Фёдор Романовы. | |||
21 | Церковный раскол - Никон и Аввакум | |||
РАЗДЕЛ 4. РОССИЯ В XVIII ВЕКЕ – 5 часов | ||||
22-23 | Петр Первый и «Птенцы гнезда Петрова»” | |||
24-25 | Екатерина Великая | |||
26 | Емельян Пугачев | |||
РАЗДЕЛ 5. РОССИЯ В XIX–XX ВЕКАХ – ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМАТОРОВ - 7 часов | ||||
27 | Александр I и Сперанский М.М. | |||
28 | Николай I. | |||
29-30 | Александр П. | |||
31 | Александр III. | |||
32 | Николай II. | |||
33 | Заключение |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности «История России в лицах» в 9 классе
Рабочая программа по внеурочной деятельности представляет собой
локальный нормативно - управленческий документ, включающий следующие разделы:
• Планируемые результаты усвоения учебного предмета;
• Содержание учебного предмета;
• Тематическое планирование с указанием количества часов.
Программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» рассчитана на 1
год, всего 33 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). Рабочая программа ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов »
Курс внеурочной деятельности "Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов" конкретизирует требования ФГОС ООО к личностным, предметным и метапредметным результатам ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности СНО "ЮНИС"
Программа направлена на развитие и поддержку студенческого научного общества "ЮНИС"Она ожватывает основные виды внеурочной деятельности, но основное внимание уделяется развитию интеллектуаль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для инженерного класса «Экономика и управление»
Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Путешествие в Великобританию"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Путешествие в Великобританию» - 34 часа в год, 1 час в неделю....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности "Креативное рукоделие"
Программа направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Чтобы дети не утомлялись и видели конечный результат, программа построена по принципу от простого к сложному. Кром...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика и информатика» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Математика и информатика»для обучающихся 1-4 классов...