Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла смолян"
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла смолян"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_prazdniki_traditsii_i_remyosla_smolyan.docx | 36.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла смолян» разработана на основе
- ФГОС НОО
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7),
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №15»;
- на основе программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» . Л.Н. Михеевой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.
- Примерной авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: «Азбука Смоленского края», С.А. Болотова, Смоленск, «Русич», 2008 г.
Направленность программы: духовно- нравственное направление
Актуальность
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно- нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как малая родина, отечество, родная земля», моя семья и род, мой дом. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.
Срок реализации: 1 год (1 час в неделю)
Цель курса: формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство с духовным, культурно-историческим наследием Смоленского края.
Задачи курса:
- Формирование знаний об историческом прошлом и настоящем Смоленщины.
- Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами смолян;
- Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора обучающихся, развитие эстетических и нравственных качеств личности.
- Воспитание любви к Родине, чувство гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином, любви и уважения к землякам, прославившим наш край.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Традиции и ремёсла смолян»
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этнических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Коммуникативные УУД
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
Познавательные УУД
- изучать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.
Предметные результаты:
Третьеклассник научится:
- понимать особую роль своей малой Родины (Смоленской области) в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относиться к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей малой Родины, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Учебно - методическое обеспечение
Список литературы для учащихся:
- С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.
- С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры
Список литературы для учителя:
- С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.
- С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.
- С. А. Болотова «Особенности работы по региональному курсу «Азбука Смоленского края». Методические рекомендации. Смоленск: издательство «Ассоциация ΧΧΙ век», 2006. – 72с.
- С. А. Болотова, А. Б. Ковалёва «Творческие учебные задания по курсу «Азбука Смоленского края». Смоленск 2003г.
- Цифровые образовательные ресурсы: http://www.yandex.ru/
Содержание программы
Вводное занятие (1 час). Введение. Рассматривание книг «Мир истории» и «Мир культуры», знакомство с ними. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся по истории родного края.
Жилища и предметы быта. (4 ч) Кривичи – предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия. Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян. Виды жилищ наших предков. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы. Терема, украшенные резьбой по дереву.
Экскурсия в школьный музей «Предметы быта».
Как одевались в старину. (8 ч) Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, насовка, передник, штаны, пояс и др. Роль орнамента-оберега (вышивка). Материалы для изготовления одежды. Головные уборы, украшения, крестьянская обувь. Детская одежда.
Экскурсия в музей «Смоленский лён»
Что ели наши предки. (6 ч) Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом. Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Рыба. Напитки. Правила поведения за столом.
Праздники. (8 ч) Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные и другие. Современные праздники. Порядок и время их проведения. Игры и хороводы. Зимние забавы. Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.
Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игры. Хороводы.
Учёба. Школа. (6 ч) Славянский алфавит. Памятники письменности. Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага. Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер
Экскурсия: памятники нашего города.
Экскурсия: объекты культуры Смоленска.
Заключительное занятие (1 час). Обобщение знаний, умений, навыков учащихся по всему курсу. Проведение диагностики знаний учащихся по истории родного края.
Практические работы: рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города (села); разучивание игр и хороводов; составление правил поведения у памятников истории и культуры; посещение областной филармонии, рассматривание картин СИ. Иванова «Семья» и М. Нестерова «Святая Русь».
Описание ценностных ориентиров содержания программы «Мир глазами ребенка»
Одним из результатов освоения курса является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности традиций родного края.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; интерес к своей стране: её истории, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность.
Распределение часов в течение учебного года
| 3 класс |
1 четверть | 9 |
2 четверть | 7 |
3 четверть | 10 |
4 четверть | 8 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Праздники и традиции смолян»
3 класс
№ п.п. | Раздел | Кол-во часов |
Введение. Стартовой диагностики знаний учащихся по истории родного края. | 1 ч | |
Одежда. Традиционный костюм, обувь. | 8 ч | |
Жилище. | 4 ч | |
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. | 6 ч | |
Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды. | 8 ч | |
Учёба. Школа. | 6 ч | |
Заключительное занятие. | 1 ч | |
34 ч |
Календарно - тематическое планирование курса
№ п/п | Тема занятия | Дата | Примечание |
1 | Вводное занятие. Стартовая диагностика знаний учащихся по истории родного края. | ||
Одежда. Традиционный костюм, обувь. 8 ч | |||
2 | Функциональный характер одежды в старину. | ||
3 | Рубашка, сарафан у женщин. | ||
4 | Роль орнамента-оберега (вышивка). Экскурсия в музей «Смоленский лён» | ||
5 | Головные уборы девушек, женщин. Украшения. | ||
6 | Мужская одежда. | ||
7 | Детская одежда. | ||
8 | Крестьянская обувь | ||
9 | Работа над проектом. Защита проекта. | ||
Жилище. 4 ч | |||
10 | Кривичи – предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия. Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян. | ||
11 | Русская изба. Хозяйственный двор, постройки. Внутренний вид избы | ||
12 | Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Экскурсия в школьный музей «Предметы быта». | ||
13 | Проект: макет избы из подручного материала. | ||
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. 6 ч | |||
14 | Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий». | ||
15 | Пословицы и поговорки о хлебе. | ||
16 | Мясные и постные кушанья. | ||
17 | Напитки | ||
18 | Правила поведения за столом. | ||
19 | Проект: Пища моей семьи. | ||
Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды. 8 ч | |||
20 | Понятие о празднике. Календарные праздники. | ||
21 | Религиозные праздники. | ||
22 | Семейные праздники. | ||
23 | Игры и хороводы. | ||
24 | Игры и хороводы. | ||
25 | Зимние забавы. Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. | ||
26 | Летние забавы : качели; ярмарочные карусели. | ||
27 | Проект «Моя семья» | ||
Учёба. Школа. (6 ч) | |||
28 | Славянский алфавит. Памятники письменности. | ||
29 | Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага. | ||
30 | Школы при церквях и монастырях. | ||
31 | Учебные предметы и учебные книги. | ||
32 | Экскурсия: памятники нашего города. | ||
33 | Экскурсия: объекты культуры Смоленска. | ||
34 | Заключительное занятие. Обобщение знаний, умений, навыков учащихся по всему курсу. Диагностика знаний учащихся по истории родного края. |
Мониторинговая карта
Содержание мониторинговой карты
Критерии | Показатели | Инструментарий |
Личностные результаты: формирование основ гражданской идентичности Базовая ценность: любовь к малой родине. | Прогнозируемый воспитательный результат: знают важнейшие события в истории своей малой родины, национальных героев Смоленщины (1 уровень) | Анкета «Что я знаю об истории родного края?» |
уважают историческое наследие, героев прошлого и настоящего родного края (2 уровень) | Анкетирование | |
имеют опыт межкультурной коммуникации; ценностно-ориентированная модель поведения обучающихся по отношению к историческим памятникам, ветеранам ВОВ (3 уровень) | Наблюдение | |
Воспитательный эффект | Формирование компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности. | |
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию | Логические закономерности (3 класс). |
Прогнозируемый эффект | Умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логические операции, добывать и перерабатывать новые знания | |
Регулятивные УУД: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | Методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» Корректурная проба (3класс) | |
Прогнозируемый эффект | Умение адекватно самостоятельно оценивать и корректировать правильность выполнения действия | |
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; | Методика «Дорога к дому» (3класс) | |
Прогнозируемый эффект | Умение формулировать и отстаивать собственное мнение, работать в группе и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы с углубленным изучением ...
Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления». ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...
Проектирование программ внеурочной и исследовательской деятельности студентов в рамках подготовки к ВКР
По своему функциональному предназначению программа является общекультурной, учебно-познавательной, по форме организации - групповой, общедоступной, массовой....
Программа внеурочной деятельности "Жизненные навыки" для 1 класса
Направленность программы – социальная. Основные виды деятельности – познавательная, игровая. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю....
Программа внеурочной деятельности "Мы традициям верны"
Программа "Мы традициям верны" направлена на воспитание духовно-нравственного развития учащихся. Работа по программе позволяет более активно использовать возможности школьных музеев, деятель...
Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"
Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...