Программа внеурочной деятельности "Мы традициям верны"
рабочая программа

Программа "Мы традициям верны" направлена на воспитание духовно-нравственного развития учащихся. Работа по программе позволяет более активно использовать возможности школьных музеев, деятельность которых часто невостребованна. Изучение краеведческого материала, содержащегося в первом модуле программы, помогает пятиклассникам подготовиться к написанию ВПР по истории. Последние задания в проверочной работе направлены на проверку краеведческих знаний, которые не изучаются на уроках всеобщей истории в 5 классе. Анализ подвига святых угодников Божьих,  в  рамках второго модуля программы, позволяет учащимся видеть ценности и идеалы, которые могут стать ориентиром в их жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Мы традициям верны»

Пояснительная записка

    Программа «Мы традициям верны»  составлена на основе     Федерального государственного стандарта основного общего образования

Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; письма от 25 мая 2015 года № 08-761 Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в  пятом классе. В соответствии с письмом, предметная область ОДНКНР может учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности народов РФ и проводиться как в ходе урочной, так и внеурочной деятельности. Данная программа направлена на реализацию предметной области  ОДНКНР. Программа  состоит из двух модулей: первый модуль «На витринах школьного музея», второй модуль «Религиозные Святыни России. Угодники Божии».    

Система духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России   не может не опираться на христианские традиции и ценности. Этому направлению отведен второй модуль программы. Но прежде чем перейти к христианским традициям, учащимся данного возраста целесообразнее начинать изучение с более близких и понятных им школьных традиций. Деятельность школьного музея дает для этого большие возможности. У учащихся возникает мотивация оставить свой след в школе, участвуя в мероприятиях, занимаясь поисковой деятельностью в музее, т. е. возможность вписать свое имя в историю школы.

Программа направлена на воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,   уважительному отношению к традициям и религиозным святыням. Она помогает   усвоить моральные нормы, духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России. Занятия по программе реализуются через внеурочную деятельность школы.  

Курс  продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал   дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.

            Цель курса: приобщение школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям, воплощенным в религиозных   и светских традициях  (нравственном опыте поколений) и искусстве, воспитание способности к нравственному совершенствованию и развитию, через изучение традиций и раскрытие подвига святых. 

   

Задачи курса:

• расширить и систематизировать знания и представления учащихся о культуре и духовных традициях школы, поселка, страны.  

• сформировать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их роли в культуре  российского общества;

• сформировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными идеалами.

• воспитать  уважение к  культурным и религиозным традициям, ценностям своего и других народов России.

• развить информационную культуру учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможность для их активной самостоятельной познавательной деятельности.

Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Занятия в рамках первого модуля, помогают учащимся лучше понять и принять школьные традиции, почувствовать себя сопричастным к истории школы, родного поселка, мотивируют стать более активными в школьной жизни. Узнать какой вклад внесли земляки в развитие поселка, страны, важность туда для человека и государства. Каждое занятие модуля знакомит учащихся с материалами одной из витрин школьного музея. Если раньше мероприятия в музее сводились лишь к прослушиванию рассказа экскурсовода, то данная программа предусматривает активность учащихся, дает им  возможность дополнить материалы музея, занимаясь исследовательской и проектной деятельностью. Второй модуль отражает  все  грани общекультурного,  этического,  религиозного  содержания,  ориентированного  на потребности  как  религиозной,  так  и  нерелигиозной  части  общества.  Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в  становление  культуры  общества,  о  роли  различных  конфессий  в  воспитании  у подрастающего  поколения нравственных ценностей.  Индивидуальная  культура  человека связывается  не  только  с  принадлежностью  к  определенному  этносу  и  конфессии,  а  с пониманием  величия  накопленного  человечеством  культурного  наследия,  гордостью перед  умом,  честностью,  порядочностью  предшествующих  поколений,  с  принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов. Этому способствует изучение религиозных святынь России, раскрытие подвига святых.

Программа предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 1 год, 1 час в неделю.

Формы проведения занятий различны: подготовка проекта, экскурсия, встречи с интересными людьми, музейное занятие, литературная гостиная.

Ожидаемые результаты:

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения  курса:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Предметные результаты

 –   овладение целостными  представлениями  о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и  вероисповеданию

-знать какой вклад в  духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;

-  умение   описывать памятники  культуры,  используя основные и дополнительные источники информации.

- умение выделять духовно – нравственные ценности, на примере жизни односельчан, раскрывая подвиги святых.  

Метапредметные результаты

– способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные  взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.  

Личностные результаты

-воспитание любви к родному краю, Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. Бережное отношение к  памятникам культуры 

-уважительное отношение к школьным традициям, более сознательное и активное участия в школьных  мероприятиях.

Содержание курса:

1 модуль « На витринах школьного музея»: Понятие традиций, традиции светские и религиозные, роль традиций в культуре и жизни общества. История Крестец. Традиционные промыслы жителей Крестец. История предприятий «Крестецкая строчка», «Леспромхоз». Значение труда односельчан. Исторические места малой родины,  знаменитые земляки. Храм Святой Троицы.

2 модуль «Религиозные святыни России.   Угодники Божии»: Артемиево –Веркольский монастырь. Житие святого Артемия  Веркольского, Антония Сийского чудотворца. Спасо – Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Святыни Владимирской области, история церквей, почитаемые иконы, святые: Иулиания  Лазаревская, Петр и Феврония. Святыни Вологодской области, житие святых Иоасафа Каменского, Кирилла Белозерского.  Святыни Москвы и области, чудотворные иконы, жития святых. Святыни Новгородской области: Георгиевская ерковь в Старой Руссе, Софийский собор в Великом Новгороде. Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. Святыни Санкт-Петербурга.  

 

Список литературы:

  1. ФГОС основного образования;
  2. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России»;
  3. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы- http://katalog.iot.ru
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов-http://school-collection.edu.ru

 

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Форма контроля

1 модуль: По страницам школьного музея»

1

Вводный урок. История создания школьного музея

1

История школы. Школьные традиции.

1

Подготовка выставки

2

История Крестецкого яма

1

Рисунки по теме

3

Традиции    жителей Крестец (Никитская ярморка)

1

Рассказ о традиционных мероприятиях ярмарки, изготовление «чучела зимы»

4

Крестецкая строчка-гордость русская(история промысла)экскурсия в районный музей

1

Отчет об экскурсии  

Интервью

5

Продолжаем традиции. Фабрика Крестецкая строчка. (Экскурсия на фабрику)

1

6

Леспромхоз –градообразующие предприятие

1

Оформление выставки

7-8

Исторические места Крестецкого района

2

Фотоотчет

9

Крестцы в годы ВОВ

1

Мини проекты по материалам музея

11

Знаменитые земляки: В. Хлебников, Сологуб

1

Творческий отчет: Инсценировка произведений, чтение стихов.

Статья в школьную газету.

 

12

Почетные граждане поселка  

1

13-14

История храма Святой Троицы (экскурсия)

2

Сообщения о настоятелях храма и жития святых храма

15-17

Подготовка и защита проекта

3

  Проект «Экскурсия по школьному музею» для 1-4 классов

2 модуль: Святыни России Угодники Божии

 

Православные святыни России. Особо чтимые угодники Божии

1

Паломничество -особый вид служения Богу

1

2

Святыни Архангельской области

1

Описание памятников культуры, их история, отношение к подвигам святых, Круглый стол (умение выделять общественные ценности и идеалы при анализе жития святых).

 

Проекты учащихся

3

Святыни Владимирской области

1

4

Святыни Вологодской области

1

5

Святыни Калужской области

1

6

Святыни Москвы

1

7

Святыни Нижегородской области

1

8-9

Святыни Новгородской области

Паломничество в храм Святой Софии в В Новгороде

2

10

Святыни Псковской области

1

11

 Святыни Санкт- Петербурга

1

12

Святыни Ярославской области

1

Буддийские святыни России

13

Иволгинский дацан

1

Мини сочинение

14

Дацан Гунзэчойнэй

1

Мусульманские святыни России

15

Мечеть «Сердце Чечни» 

1

Проекты

16

Защита мини проектов

1

17

Подведение итогов, защита проекта

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы  с углубленным изучением ...

Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.

                  Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления».  ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"

В национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» одним из  основных направлений  развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...

Проектирование программ внеурочной и исследовательской деятельности студентов в рамках подготовки к ВКР

По своему функциональному  предназначению программа является общекультурной, учебно-познавательной, по форме организации - групповой, общедоступной, массовой....

Программа внеурочной деятельности "Жизненные навыки" для 1 класса

Направленность программы – социальная. Основные виды деятельности – познавательная, игровая. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю....

Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"

Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла смолян"

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла смолян"...