Программа внеурочной деятельности "Мы традициям верны"
рабочая программа
Программа "Мы традициям верны" направлена на воспитание духовно-нравственного развития учащихся. Работа по программе позволяет более активно использовать возможности школьных музеев, деятельность которых часто невостребованна. Изучение краеведческого материала, содержащегося в первом модуле программы, помогает пятиклассникам подготовиться к написанию ВПР по истории. Последние задания в проверочной работе направлены на проверку краеведческих знаний, которые не изучаются на уроках всеобщей истории в 5 классе. Анализ подвига святых угодников Божьих, в рамках второго модуля программы, позволяет учащимся видеть ценности и идеалы, которые могут стать ориентиром в их жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа реализации курса ОДНКНР | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Мы традициям верны»
Пояснительная записка
Программа «Мы традициям верны» составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; письма от 25 мая 2015 года № 08-761 Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе. В соответствии с письмом, предметная область ОДНКНР может учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности народов РФ и проводиться как в ходе урочной, так и внеурочной деятельности. Данная программа направлена на реализацию предметной области ОДНКНР. Программа состоит из двух модулей: первый модуль «На витринах школьного музея», второй модуль «Религиозные Святыни России. Угодники Божии».
Система духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России не может не опираться на христианские традиции и ценности. Этому направлению отведен второй модуль программы. Но прежде чем перейти к христианским традициям, учащимся данного возраста целесообразнее начинать изучение с более близких и понятных им школьных традиций. Деятельность школьного музея дает для этого большие возможности. У учащихся возникает мотивация оставить свой след в школе, участвуя в мероприятиях, занимаясь поисковой деятельностью в музее, т. е. возможность вписать свое имя в историю школы.
Программа направлена на воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, уважительному отношению к традициям и религиозным святыням. Она помогает усвоить моральные нормы, духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России. Занятия по программе реализуются через внеурочную деятельность школы.
Курс продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.
Цель курса: приобщение школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям, воплощенным в религиозных и светских традициях (нравственном опыте поколений) и искусстве, воспитание способности к нравственному совершенствованию и развитию, через изучение традиций и раскрытие подвига святых.
Задачи курса:
• расширить и систематизировать знания и представления учащихся о культуре и духовных традициях школы, поселка, страны.
• сформировать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их роли в культуре российского общества;
• сформировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными идеалами.
• воспитать уважение к культурным и религиозным традициям, ценностям своего и других народов России.
• развить информационную культуру учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможность для их активной самостоятельной познавательной деятельности.
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Занятия в рамках первого модуля, помогают учащимся лучше понять и принять школьные традиции, почувствовать себя сопричастным к истории школы, родного поселка, мотивируют стать более активными в школьной жизни. Узнать какой вклад внесли земляки в развитие поселка, страны, важность туда для человека и государства. Каждое занятие модуля знакомит учащихся с материалами одной из витрин школьного музея. Если раньше мероприятия в музее сводились лишь к прослушиванию рассказа экскурсовода, то данная программа предусматривает активность учащихся, дает им возможность дополнить материалы музея, занимаясь исследовательской и проектной деятельностью. Второй модуль отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов. Этому способствует изучение религиозных святынь России, раскрытие подвига святых.
Программа предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 1 год, 1 час в неделю.
Формы проведения занятий различны: подготовка проекта, экскурсия, встречи с интересными людьми, музейное занятие, литературная гостиная.
Ожидаемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса:
Предметные результаты
– овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию
-знать какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
- умение описывать памятники культуры, используя основные и дополнительные источники информации.
- умение выделять духовно – нравственные ценности, на примере жизни односельчан, раскрывая подвиги святых.
Метапредметные результаты
– способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
Личностные результаты
-воспитание любви к родному краю, Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. Бережное отношение к памятникам культуры
-уважительное отношение к школьным традициям, более сознательное и активное участия в школьных мероприятиях.
Содержание курса:
1 модуль « На витринах школьного музея»: Понятие традиций, традиции светские и религиозные, роль традиций в культуре и жизни общества. История Крестец. Традиционные промыслы жителей Крестец. История предприятий «Крестецкая строчка», «Леспромхоз». Значение труда односельчан. Исторические места малой родины, знаменитые земляки. Храм Святой Троицы.
2 модуль «Религиозные святыни России. Угодники Божии»: Артемиево –Веркольский монастырь. Житие святого Артемия Веркольского, Антония Сийского чудотворца. Спасо – Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Святыни Владимирской области, история церквей, почитаемые иконы, святые: Иулиания Лазаревская, Петр и Феврония. Святыни Вологодской области, житие святых Иоасафа Каменского, Кирилла Белозерского. Святыни Москвы и области, чудотворные иконы, жития святых. Святыни Новгородской области: Георгиевская ерковь в Старой Руссе, Софийский собор в Великом Новгороде. Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. Святыни Санкт-Петербурга.
Список литературы:
- ФГОС основного образования;
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы- http://katalog.iot.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов-http://school-collection.edu.ru
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Форма контроля |
1 модуль: По страницам школьного музея» | |||
1 | Вводный урок. История создания школьного музея | 1 | |
История школы. Школьные традиции. | 1 | Подготовка выставки | |
2 | История Крестецкого яма | 1 | Рисунки по теме |
3 | Традиции жителей Крестец (Никитская ярморка) | 1 | Рассказ о традиционных мероприятиях ярмарки, изготовление «чучела зимы» |
4 | Крестецкая строчка-гордость русская(история промысла)экскурсия в районный музей | 1 | Отчет об экскурсии Интервью |
5 | Продолжаем традиции. Фабрика Крестецкая строчка. (Экскурсия на фабрику) | 1 | |
6 | Леспромхоз –градообразующие предприятие | 1 | Оформление выставки |
7-8 | Исторические места Крестецкого района | 2 | Фотоотчет |
9 | Крестцы в годы ВОВ | 1 | Мини проекты по материалам музея |
11 | Знаменитые земляки: В. Хлебников, Сологуб | 1 | Творческий отчет: Инсценировка произведений, чтение стихов. Статья в школьную газету.
|
12 | Почетные граждане поселка | 1 | |
13-14 | История храма Святой Троицы (экскурсия) | 2 | Сообщения о настоятелях храма и жития святых храма |
15-17 | Подготовка и защита проекта | 3 | Проект «Экскурсия по школьному музею» для 1-4 классов |
2 модуль: Святыни России Угодники Божии | |||
Православные святыни России. Особо чтимые угодники Божии | |||
1 | Паломничество -особый вид служения Богу | 1 | |
2 | Святыни Архангельской области | 1 | Описание памятников культуры, их история, отношение к подвигам святых, Круглый стол (умение выделять общественные ценности и идеалы при анализе жития святых).
Проекты учащихся |
3 | Святыни Владимирской области | 1 | |
4 | Святыни Вологодской области | 1 | |
5 | Святыни Калужской области | 1 | |
6 | Святыни Москвы | 1 | |
7 | Святыни Нижегородской области | 1 | |
8-9 | Святыни Новгородской области Паломничество в храм Святой Софии в В Новгороде | 2 | |
10 | Святыни Псковской области | 1 | |
11 | Святыни Санкт- Петербурга | 1 | |
12 | Святыни Ярославской области | 1 | |
Буддийские святыни России | |||
13 | Иволгинский дацан | 1 | Мини сочинение |
14 | Дацан Гунзэчойнэй | 1 | |
Мусульманские святыни России | |||
15 | Мечеть «Сердце Чечни» | 1 | Проекты |
16 | Защита мини проектов | 1 | |
17 | Подведение итогов, защита проекта | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы с углубленным изучением ...
Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления». ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...
Проектирование программ внеурочной и исследовательской деятельности студентов в рамках подготовки к ВКР
По своему функциональному предназначению программа является общекультурной, учебно-познавательной, по форме организации - групповой, общедоступной, массовой....
Программа внеурочной деятельности "Жизненные навыки" для 1 класса
Направленность программы – социальная. Основные виды деятельности – познавательная, игровая. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю....
Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"
Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...
Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла смолян"
Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла смолян"...