Программа внеурочной деятельности "Жизненные навыки" для 1 класса
рабочая программа на тему

Васильковская Ольга Геннадьевна

Направленность программы – социальная. Основные виды деятельности – познавательная, игровая. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhiznennye_navyki_1_e.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 471

Выборгского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

 «Жизненные  навыки»

(социальное направление)

 для 1 класс

1 час в неделю (всего 33 часов)

Составитель:  

                                                                                 

                                                                               учитель-логопед Васильковская

Ольга Геннадьевна

 Санкт-Петербург

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Направленность программы – социальная. Основные виды деятельности – познавательная, игровая. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.

Актуальность данной программы состоит в том, что в содержании современного начального образования существует определенный дисбаланс между развитием рационального и эмоционального интеллекта (эмоциональный интеллект – способность понимать и усваивать знания о чувствах и с помощью чувств). Последнему уделяется недостаточно внимания. По сути, эмоциональный интеллект детей, их социальная компетентность не являются объектами направленного развития в рамках школьного обучения, так как традиционно считается, что место этим проблемам – в семейном воспитании. В стабильном обществе социальные и жизненные навыки естественным образом транслируются ребенку семьей или формируются в процессе наблюдения за поведением взрослых. В эпоху социальных перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского» поколения подвергаются ревизии самими взрослыми, родители и педагоги сталкиваются с трудностями в стандартных воспитательных ситуациях.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки» составлена на основании учебного пособия: Жизненные навыки. Уроки психологии в первом  классе / Под ред.  С. В. Кривцовой,  2002 г., Генезис, Москва.

Программа ориентирована на использование УМК:

  • Рабочая тетрадь для 1 класса.

Педагог-психолог или учитель использует учебное пособие:

  • Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ Под ред.  С. В. Кривцовой,  2002 г., Генезис, Москва.

Цель программы – развитие эмоционального интеллекта детей, развитие толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе.

Задачи:

  1. создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
  2. дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать  сверстников и самих себя;
  3. создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
  4. передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.

Ожидаемые результаты:

- улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе, адаптация в социуме;

- развитие регуляторного и познавательного компонентов деятельности;

- укрепление психологического здоровья школьников

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные умения и навыки:

  • Предложить кому-либо помощь.
  • Выразить свои теплые чувства другому.
  • Осознать свои чувства.
  • Наградить себя.
  • Определять, что мне нравится.
  • Извиняться.
  • Справляться со своими эмоциями.
  • Благодарить.
  • Занять свое свободное время.
  • Проявить заботу о другом.

Метапредметные  умения и навыки:

  • Слушать и слышать.
  • Задавать вопросы.
  • Следовать инструкциям.
  • Доводить задание до конца.
  • Дискутировать.
  • Строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные умения и навыки:

  • Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя.
  • Учиться исследовать свои качества и свои особенности.
  • Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя.
  • Учиться наблюдать.
  • Моделировать ситуацию с помощью учителя.

Коммуникативные умения и навыки:

  • Говорить и принимать комплименты.
  • Не отвлекаться.
  • Закончить и начать разговор.
  • Делиться.
  • Доверительно и открыто говорить о своих чувствах.
  • Учиться работать в паре и в группе.
  • Выполнять различные роли.
  • Слушать и понимать речь других ребят.
  • Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Ценность чувств – признание ценности своих и чужих чувств и эмоций, что реализуется в общении с людьми.

Ценность безопасности – основывается на осознании принятия людей такими, какие они есть, с их проблемами, чувствами и эмоциями.

Ценность дружбы. Дружба одна из основных сфер человеческой жизни, без которой невозможно решить свои жизненные задачи.

Ценность толерантности проявляется в способности принять другого человека, понять его и наладить контакт.

Ценность ответственности – проявление одного из важных человеческих качеств, которое помогает осуществить свои жизненные задачи.

Содержание программы

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. Программа занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.

Главный акцент в программе ставится  на развитие эмоционального интеллекта ребенка, который включает в себя  чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души.  Программа  формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи и предполагает наиболее адекватные способы решения.  В рамках программы происходит решение не столько познавательных, сколько личностных задач младших школьников.

Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и распознавать свои чувства. На основе теории жизненных задач детей строится содержание кружка, постепенно дети знакомятся с необходимой информацией, которая им поможет в последствие в решении жизненных реальных ситуаций.

В течение первого класса осваиваются следующие темы:

  • «Я – особенный» - главная цель данного раздела,  дать почувствовать каждому ребенку поддерживающие, одобряющее, понимающие отношение к себе, ознакомить детей с понятиями поддержки и самоподдержки.
  • «”Нравится – не нравится” каждый день» - дают возможность детям подумать о своем отношении к тому, с чем они сталкиваются в жизни.
  • «Дружба» - посвящена двум базовым человеческим способностям: умению устанавливать отношения с людьми и умению эти отношения сохранять.
  • «Я и другой. Мир начинается с меня» - знакомит детей с темой толерантности, принятию других людей.

Тема «Я - особенный»

  1. Психологическая безопасность. Необходимо ввести Правила Группы, нужны для того, чтобы каждый ребенок имел гарантии безопасности. Правила не позволяют детям даже нечаянно обижать друг друга.
  2. Чувства. Чувства являются той частью нас, которая помогает понять самих себя и других людей. Плохих чувств не бывает. Чувства живут в теле, и по телесным признакам их можно опознать. Тайные имена чувств – их названия. У каждого чувства разные. И живут в разных местах тела, поэтому важно хорошо познакомиться и подружиться со своими собственными чувствами, а не чувствами вообще.
  3. Разговор о чувствах. Делиться чувствами нормально и даже необходимо, потому что не все люди могут догадаться о твоих переживаниях «по глазам».
  4. Чувства другого. Важно обращать внимание на то, какие чувства сейчас испытывает твой знакомый или товарищ. Это несложно угадать, если внимательно посмотреть на его лицо, глаза, положение тела, послушать тон его голоса и слова, которые он говорит. Доверившись своей интуиции, можно точно определить, что же чувствует другой.
  5. Можно интересоваться чувствами другого. Вопрос о моих чувствах никогда меня не обидит, и наоборот,  игнорирование эмоций воспринимается как обидное равнодушие.
  6. Ценность и неповторимость меня самого. Важнейшее для формирования уверенности переживание обеспечивается, прежде всего, реакциями ведущего, принимающими и позитивными. Дополнительно организуется специальная процедура – создание коллажа «Кто я?», в ходе которой ребенок размышляет о себе позитивно, материализует свои мечты, увлечения, способности и пристрастия.
  7. Ценность и неповторимость другого. Условием для того, чтобы это переживание стало возможным, является соблюдение предыдущего. Я – особенный, но и каждый ребенок в группе – тоже особенный.
  8. Поддерживать и принимать других – нормально. Это также приятно, как и получить поддержку.

Тема «“Нравиться – не нравится” каждый день»

  1. Что в моей жизни мне нравится делать? «Нравится» - это всегда предпочтение. Осознание своих предпочтений улучшает качество жизни, даже разговор на эту тему на уроке делает его атмосферу радостной и праздничной.
  2. Ценности и время. Понимание того факта, что между ценностями (привязанностями, тем, что нравится) и временем существует связь. Вообще желание тратить время на что-то – индикатор «нравится».
  3. Мое время. Время может подчиняться нам или нет. Отношения со временем могут быть разными, иногда его не хватает из-за неорганизованности. Поэтому важно чувствовать свое внутреннее время и соизмерять его с временем эталонным. Мы переживаем сам факт различной субъективной «наполненности» времени.
  4. «Нравится» и «надо». Важно не только заботиться о том, что мне нравится в моей жизни (научить детей находить время на «нравится» каждый день), но и определять, что мне нравится в том, что делать необходимо.
  5. Встреча с людьми может сделать обязательную деятельность приятной и ценной. Всегда остается возможность улучшить что-то за счет того, что в это время происходит между нами. Понимание этого достигается с помощью процедуры «Олицетворенные часы».
  6. Переживание волнения ми радости ожидания встречи, и через этот опыт – понимание значения пунктуальности, обязательности (например, необходимости вовремя приходить в школу).
  7. «Разрешение» на гнев как нормальную реакцию на то, что не нравится. Гнев – чувство, следовательно, оно нормально. Желание убить кого-то – еще не преступление.
  8. Между чувством гнева и агрессивным поведением существует большое различие. Признавая свое чувство («Да, я сейчас в ярости!!!»), человек ставит барьер между ним и агрессивным поступком.
  9. «Примеривание на себя» различных способов совладания с гневом без агрессии в адрес окружающих. Реальные «вещественные» инструменты совладания с собственным гневом – важный аспект формирования произвольности и саморегуляции. Но еще более важно, что дети сами их изготавливают, следовательно, могут тиражировать эти конструктивные технологии, предлагать их другим детям, например, в качестве подарка.

Тема «Дружба»

  1. Ценность дружбы и друзей, наполняющая жизнь радостью. Дети осознают, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, а также кто-то, кого они придумали сами.
  2. «Побыть одному» и «быть одиноким» - разные вещи. Важно иметь право побыть одному, в этом состоянии много хорошего. Когда мы чувствуем себя одинокими, мы можем завести новых друзей.
  3. Конкретные способы завести друзей «отыгрываются» и обсуждаются через отработку ряда навыков.
  4. ЧП в дружеских отношениях, или что мешает дружбе. Набор нештатных ситуаций довольно невелик. Жадность, неопрятность, обидчивость, неделикатность очень мешают дружбе. Проживание ситуаций, в которых ребенок оказался задетой стороной, помогает ему выбирать более конструктивные способы поведения в дружбе. Особое внимание уделяется тому, как вести себя в этих ситуациях.
  5. Просим прощения. От обычного извинения до Прощенного Воскресенья – таков диапазон тем внутри разговора о готовности и умении принимать на себя ответственность за ошибку. Незабываемый опыт примирения проживают дети на занятии по этой теме.
  6. Предложение помощи – отнюдь не простая тема. Есть немало подводных камней, незнание которых приводит к тому, что «как-то больше не хочется выступать в роли помощника». Как помогать правильно, - вот что обсуждается на занятии по этой теме.
  7. Как принимать помощь? Принимать ли ее вообще? Выражение благодарности в ответ на предложение помощи – также глубокая тема, с которой происходит первое поверхностное знакомство.
  8. Дарение подарков как проявление уважения к неповторимости твоего друга. Тема заключительная, интегрирующая «навыки дружбы».

Тема «Я и другие. Мир начинается с меня»

  1. Проживание собственного уникального опыта встречи с другими (человеком или явлением) не похожим на меня, неожиданным, новым. Эта процедура инициируется с помощью технологии критического мышления (работа со специально подобранными текстами).
  2. Что у людей общего? Каковы те опоры, на которых строится общность между людьми? Разговор о «нравится» (кухни разных народов, верования, схожие представления о добре, любовь к детям). Чувства – вот то, что есть у всех нас. Каждый из присутствующих чем-то уникален, вместе с тем люди не похожи внешне, похожи тем, что способны чувствовать: страдать, радоваться, надеяться.
  3. Миротворчество – это важная для всего мира деятельность. История толерантности, или миротворчества так же длинна, как и история войн и нетерпимости. Во все времена у всех народов существовали символы мира. Сакрализация темы и усилий по ее освоению как бы поднимает проблему на соответствующий ей высокий общечеловеческий уровень.
  4. Толерантность – это уважение к другому, не такому, как я. Предпосылкой для уважительного отношения к другому является уважение к себе, своим особенностям и ценностям.

Последовательность тем основана на понимании построении жизненных навыков, которые опираются на логику чувств. Они состоят из 4 уровней, которые связаны друг с другом. Создавая условия для переживаний 1, 2, 3, и 4 уровней, психолог подводит детей к переживанию полноценного, осмысленного действия.

На первом уровне речь идет о создании базы для отношений доверия, для этого мы рассматриваем тревогу, неуверенность и противопоставляем им чувство безопасности. На втором уровне мы говорим о полноценном проживании жизни – о том, как радоваться и горевать, печалиться и любить. На третьем уровне мы знакомим ребят с тем, что не все, что нам нужно делать, обязательно будет нравиться, и говорим в связи с этим о чувстве долга. Наконец, на четвертом уровне мы рассматриваем, что нам понадобиться, для того чтобы правильно принимать решения и воплощать их в жизнь. Здесь говориться о мужестве и решимости.

Проектный выход программы

На основе изучения каждой темы детьми создаются специальные предметы, которые будут напоминать о проведенном времени и формировать чувство безопасности.

Совместная деятельность:

  • Коллаж  «Образ класса»
  • Создание «олицетворенных» часов «Взрослый помощник»
  •  Изготовление цветика-семицветика «Дружба»
  • Составление лоскутного «Покрывала Мира»

Структура курса

Содержание курса

Количество часов

Описание примерного содержания занятий

Знакомство

1

Психологическая безопасность. Необходимо ввести Правила Группы, нужны для того, чтобы каждый ребенок имел гарантии безопасности. Правила не позволяют детям даже нечаянно обижать друг друга.

Что такое чувства?

2

Чувства. Чувства являются той частью нас, которая помогает понять самих себя и других людей. Плохих чувств не бывает. Чувства живут в теле, и по телесным признакам их можно опознать. Тайные имена чувств – их названия. У каждого чувства разные. И живут в разных местах тела, поэтому важно хорошо познакомиться и подружиться со своими собственными чувствами, а не чувствами вообще.

Разговор о чувствах. Делиться чувствами нормально и даже необходимо, потому что не все люди могут догадаться о твоих переживаниях «по глазам».

Делимся чувствами

2

Чувства другого. Важно обращать внимание на то, какие чувства сейчас испытывает твой знакомый или товарищ. Это несложно угадать, если внимательно посмотреть на его лицо, глаза, положение тела, послушать тон его голоса и слова, которые он говорит. Доверившись своей интуиции, можно точно определить, что же чувствует другой.

Можно интересоваться чувствами другого. Вопрос о моих чувствах никогда меня не обидит, и наоборот,  игнорирование эмоций воспринимается как обидное равнодушие.

Я такой разный…

2

Ценность и неповторимость меня самого. Важнейшее для формирования уверенности переживание обеспечивается, прежде всего, реакциями ведущего, принимающими и позитивными. Дополнительно организуется специальная процедура – создание коллажа «Кто я?», в ходе которой ребенок размышляет о себе позитивно, материализует свои мечты, увлечения, способности и пристрастия.

Ценность и неповторимость другого. Условием для того, чтобы это переживание стало возможным, является соблюдение предыдущего. Я – особенный, но и каждый ребенок в группе – тоже особенный.

Я – особенный

1

Поддерживать и принимать других – нормально. Это также приятно, как и получить поддержку.

Что мне нравится

1

Что в моей жизни мне нравится делать? «Нравится» - это всегда предпочтение. Осознание своих предпочтений улучшает качество жизни, даже разговор на эту тему на уроке делает его атмосферу радостной и праздничной.

Какое бывает время

1

Ценности и время. Понимание того факта, что между ценностями (привязанностями, тем, что нравится) и временем существует связь. Вообще желание тратить время на что-то – индикатор «нравится».

Время – пространство для встреч

2

Мое время. Время может подчиняться нам или нет. Отношения со временем могут быть разными, иногда его не хватает из-за неорганизованности. Поэтому важно чувствовать свое внутреннее время и соизмерять его с временем эталонным. Мы переживаем сам факт различной субъективной «наполненности» времени.

Переживание волнениями радости ожидания встречи, и через этот опыт – понимание значения пунктуальности, обязательности (например, необходимости вовремя приходить в школу).

Что мне не нравится

2

 «Нравится» и «надо». Важно не только заботиться о том, что мне нравится в моей жизни (научить детей находить время на «нравится» каждый день), но и определять, что мне нравится в том, что делать необходимо.

Ценности

2

Встреча с людьми может сделать обязательную деятельность приятной и ценной. Всегда остается возможность улучшить что-то за счет того, что в это время происходит между нами. Понимание этого достигается с помощью процедуры «Олицетворенные часы».

Нравится – не нравится

1

Что в моей жизни мне не нравится делать? «Осознание своих предпочтений улучшает качество жизни, даже разговор на эту тему на уроке делает его атмосферу радостной и праздничной.

О дружбе и друзьях

1

Ценность дружбы и друзей, наполняющая жизнь радостью. Дети осознают, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, а также кто-то, кого они придумали сами.

Такие разные друзья

1

 «Побыть одному» и «быть одиноким» - разные вещи. Важно иметь право побыть одному, в этом состоянии много хорошего. Когда мы чувствуем себя одинокими, мы можем завести новых друзей.

Знакомство

2

Конкретные способы завести друзей «отыгрываются» и обсуждаются через отработку ряда навыков.

Что мешает дружбе

2

ЧП в дружеских отношениях, или что мешает дружбе. Набор нештатных ситуаций довольно невелик. Жадность, неопрятность, обидчивость, неделикатность очень мешают дружбе. Проживание ситуаций, в которых ребенок оказался задетой стороной, помогает ему выбирать более конструктивные способы поведения в дружбе. Особое внимание уделяется тому, как вести себя в этих ситуациях.

Просим прощения

1

Просим прощения. От обычного извинения до Прощенного Воскресенья – таков диапазон тем внутри разговора о готовности и умении принимать на себя ответственность за ошибку. Незабываемый опыт примирения проживают дети на занятии по этой теме.

Помогаем сами и принимаем помощь

1

Предложение помощи – отнюдь не простая тема. Есть немало подводных камней, незнание которых приводит к тому, что «как-то больше не хочется выступать в роли помощника». Как помогать правильно, - вот что обсуждается на занятии по этой теме.

Я – член команды, на меня можно положиться

1

Как принимать помощь? Принимать ли ее вообще? Выражение благодарности в ответ на предложение помощи – также глубокая тема, с которой происходит первое поверхностное знакомство.

Навыки дружбы

1

Дарение подарков как проявление уважения к неповторимости твоего друга. Тема заключительная, интегрирующая «навыки дружбы»

Я и Другой, не похожий на меня

1

Проживание собственного уникального опыта встречи с другими (человеком или явлением) не похожим на меня, неожиданным, новым. Эта процедура инициируется с помощью технологии критического мышления (работа со специально подобранными текстами).

Другой – не значит плохой

2

Что у людей общего? Каковы те опоры, на которых строится общность между людьми? Разговор о «нравится» (кухни разных народов, верования, схожие представления о добре, любовь к детям). Чувства – вот то, что есть у всех нас.

Мы – миротворцы

1

Миротворчество – это важная для всего мира деятельность. История толерантности, или миротворчества так же длинна, как и история войн и нетерпимости. Во все времена у всех народов существовали символы мира. Сакрализация темы и усилий по ее освоению как бы поднимает проблему на соответствующий ей высокий общечеловеческий уровень.

Мы похожи!

1

Каждый из присутствующих чем-то уникален, вместе с тем люди не похожи внешне, похожи тем, что способны чувствовать: страдать, радоваться, надеяться.

Мы разные, - и это здорово!

1

Толерантность – это уважение к другому, не такому, как я. Предпосылкой для уважительного отношения к другому является уважение к себе, своим особенностям и ценностям.


Учебно-тематическое планирование

п/п

Дата

Кол-во часов

Тема занятий 

Перечень универсальных действий обучающихся

1

Знакомство

Личностные: овладение действиями

смыслообразования (интерес,

мотивация)

Коммуникативные: умение ставить вопросы, сотрудничать с учителем и сверстниками.

1

Что такое чувства?

Личностные: ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1

Что такое чувства?

Личностные: ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1

Делимся чувствами

Личностные: ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1

Делимся чувствами

Личностные: ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1

Я такой разный…

Личностные: овладение действиями

Смыслообразования.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

1

Я такой разный…

Личностные: овладение действиями

Смыслообразования.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

1

Я – особенный

Личностные: овладение действиями

смыслообразования (интерес, мотивация)

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: умение ставить вопросы, сотрудничать с учителем и сверстниками.

1

Что мне нравится

Личностные: овладение действиями

смыслообразования (интерес,

мотивация)

Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: умение ставить вопросы,

сотрудничать с учителем и сверстниками.

1

Какое бывает время

Личностные: овладение действиями

смыслообразования (интерес,

мотивация).

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: умение ставить вопросы, сотрудничать с учителем и сверстниками.

1

Время – пространство для встреч

Личностные: овладение действиями

смыслообразования (интерес,

мотивация).

Коммуникативные: умение ставить вопросы, сотрудничать с учителем и сверстниками; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Время – пространство для встреч

Личностные: овладение действиями

смыслообразования (интерес,

мотивация).

Коммуникативные: умение ставить вопросы, сотрудничать с учителем и сверстниками; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Что мне не нравится

Личностные: овладение действиями

смыслообразования (интерес,

мотивация).

Коммуникативные: умение ставить вопросы,сотрудничать с учителем и сверстниками; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Что мне не нравится

Личностные: овладение действиями

смыслообразования (интерес,

мотивация).

Коммуникативные: умение ставить вопросы,сотрудничать с учителем и сверстниками; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Ценности

Личностные: овладение действиями

смыслообразования (интерес,

мотивация).

Коммуникативные: умение ставить вопросы,сотрудничать с учителем и сверстниками; формирование умения объяснять свой выбор.

1

Ценности

Личностные: овладение действиями

смыслообразования (интерес,

мотивация).

Коммуникативные: умение ставить вопросы,сотрудничать с учителем и сверстниками; формирование умения объяснять свой выбор.

1

Нравится – не нравится

Личностные: овладение действиями

смыслообразования (интерес,

мотивация).

Коммуникативные: умение ставить вопросы,сотрудничать с учителем и сверстниками; формирование умения объяснять свой выбор.

1

О дружбе и друзьях

Личностные: Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.

Коммуникативные: умение ставить вопросы,сотрудничать с учителем и сверстниками; формирование умения объяснять свой выбор.

1

Такие разные друзья

Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1

Знакомство

Личностные: личностная мотивация; ориентация на

моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Знакомство

Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность

производить простейшие логические операции.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1

Что мешает дружбе

Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос, аргументировать.

1

Что мешает дружбе

Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1

Просим прощения

Личностные: Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.

Коммуникативные: умение ставить вопросы, сотрудничать с учителем и сверстниками; формирование умения объяснять свой выбор.

1

Помогаем сами и принимаем помощь

Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1

Я – член команды, на меня можно положиться

Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1

Навыки дружбы

Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1

Я и Другой, не похожий на меня

Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы.

Познавательные: самостоятельное формулирование

познавательной цели.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1

Другой – не значит плохой

Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1

Другой – не значит плохой

Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы.

Познавательные: самостоятельное формулирование

познавательной цели.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1

Мы – миротворцы

Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы.

Познавательные: самостоятельное формулирование

познавательной цели.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1

Мы похожи!

Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы.

Познавательные: самостоятельное формулирование

познавательной цели.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1

Мы разные, - и это здорово!

Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы.

Познавательные: самостоятельное формулирование

познавательной цели.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Итого: 33 часа


Методы и средства работы

  • Тренинговая форма
  • Просмотр мультипликационных отрывков
  • Техника коллажа
  • Работа с текстами с элементами критического мышления
  • Рисование, лепка из пластилина
  • Ролевые игры
  • Дискуссии, обсуждение вопросов, связанных с темой занятия
  • Моделирование образцов поведения
  • Рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов

Методическое обеспечение

-  рабочая программа курса;

- поурочные разработки для учителя;

- рабочие тетради для ученика.

Материально-техническое обеспечение:

- использование интерактивных средств, наличие канцелярских принадлежностей - цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т. д.

Список литературы

  1. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе / Под ред.  С. В. Кривцовой. М.: Генезис. 2002.
  2. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия». М.: Генезис, 2000.
  3. С. В. Кривцова. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе. Рабочая тетрадь школьника. М.: Генезис. 2009.
  4. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.: Генезис. 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.

                  Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления».  ...

Программа внеурочной деятельности "Лингвистический анализ текста" 5 класс

Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 8А и 8Б классов на 2018-2019 учебный год.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности " Химия вокруг нас " Для учащихся 9 класса

ПРОГРАММА внеурочной деятельности          " Химия вокруг нас " Для учащихся 9 класса...