Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.
рабочая программа по теме

Королькова Светлана Валерьевна

                    Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления».   Программа занятий  «Шахматы» направлена на развитие интеллектуальной и крммуникативной сфер. Все дети изначально талантливы. Но знакомясь с элементарными и правилами игры, ребенку – младшему школьнику, следует помочь усвоить известную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это труд, труд упорный и настойчивый, содержание  занятий позволяет предупреждить отклонения в личностном развитии, совершенствует коммуникативные навыки, способствует  развитию не только познавательных процессов, но и «эмоционального интеллекта».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr._1-4.docx48.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 92 с углубленным изучением отдельных предметов»

обсуждено                                                         утверждено

на заседании лаборатории                             педагогическим советом

учителей начальных классов                         протокол №___________

протокол №________                                      от  ____________

руководитель лаборатории                             ____________Э.Э. Кожевникова

______Т.Ю. Никольская

Программа внеурочной деятельности     «Шахматы»

для учащихся 1-4 классов

                                         

                                                                                              Составитель:                                                                                                                                   С.В.    Королькова

                                                     Кемерово 2012

         Пояснительная записка

          Актуальность данной программы, определена особенностями современного общества. Современная образовательная система школы, находится в поисках моделей обучения, способствующих развитию не только познавательных процессов, но и «эмоционального интеллекта». Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления». Эта удивительная, древнейшая игра доставляет детям много радости, удовольствия, в то же время оказывает огромное влияние на умственное развитие. Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление. У ребенка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность.                Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становится спокойнее, уравновешеннее,  учатся умению преодолевать трудности, стремиться к достижению поставленной цели, развивать способность к взаимодействию.  Шахматных занятия способствуют осуществлению желание родителей видеть своих детей успешными,  самокритичными, умеющими  самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах. Выявляют индивидуальные  личностные особенности младшего школьника.  Предупреждают отклонения в личностном развитии, приобретается первый опыт в умении совершенствовать собственные черты характера, сдерживать нежелательные эмоции, сопереживать, проявлять доброту и внимание. В результате прохождения программного материала обучающиеся приобретают систему знаний и возможности для раскрытия  своих индивидуальных личностных особенностей.           Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные; изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие.  Игра в шахматы дисциплинирует мышление, Она должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».
          Вполне понятно, что педагогический эффект шахмат проявляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение младших школьников в занятия шахматами, потому, что педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны.                                                                                                                        

  1. Образовательная: расширяет общий кругозор, знания обогащаются новыми понятиями, активизируется мыслительная деятельность младших школьников.  Приобретаются  умения ориентироваться на плоскости, тренируется логическое мышление.                                          
  2. Воспитательная:     воспитывает сосредоточенность,  вырабатывается  настойчивость и выдержка, умение контролировать своё эмоциональное состояние, формируются положительные черты характера, уверенность в собственных  силах.
  3. Эстетическая:      умение находить в обыкновенном необыкновенное, обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;
  4. Физическая – среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.
            Все дети изначально талантливы. Но знакомя с элементарными правилами игры, ребенку – младшему школьнику, следует помочь усвоить известную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это труд, труд упорный и настойчивый.  За основу взята программа факультативный  курс «Шахматы в школе» И. Г. Суханова  рекомендовано как программа обучения шахматам в школе.  Данная программа составлена на основе учебно – методического комплекса «Шахматы, первый год». Хотя данная программа разработана для внедрения ее в первом классе, она может быть использована также на начальном этапе обучения во вторых и третьих классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи, детям – семилеткам, предлагаются более легкие дидактические задания, чем ребятам девяти лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней. 

 Цель программы – развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, через занятие  игрой  в шахматы прививать любовь к творчеству и самостоятельному мышлению.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

Обучающие:

  • знакомство с краткой историей возникновения шахмат, правилам игры в шахматы, условиями необходимыми для  проведения шахматных соревнований, правилами турнирного поведения,  умение  применять  полученные знания в игре;
  •  обучение умению  анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать правильное решение.                                                                                                              

Воспитывающие:

  • обогащаются представления об окружающем мире,                                                                                                                                              прививается  любовь к  учению в целом, умение уважать  соперника,  организованность и планировать собственные действия, проявлять самостоятельность в принятии решений.

 Развивающие:

  •  развивается  восприятие, внимания, воображения, память,  мышление,  вырабатывается усидчивость, закрепляются  положительные качества личности.  

Программа предусматривает  32 шахматных занятия, учебный курс,  включает в себя шесть  тем. Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительность занятий  45 минут.
Учебный курс  занятий включает в себя темы:

Предполагаемая тематика курса.

  1. «Шахматная доска»;
  2. «Шахматные фигуры»;
  3. «Начальная расстановка фигур»;
  4. «Ходы и взятие фигур»;
  5. «Цель шахматной партии»;
  6. «Игра всеми фигурами из начального положения».

По окончанию первого года обучения учащиеся  имеют предполагаемые результаты:

  • представление об истории и происхождении шахмат;
  • знает правила игры и турнирного поведения;
  • знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы;
  • владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля;
  • умеет применять полученные теоретические знания на практике;
  • умеет записывать партии;
  • с удовольствием играет в шахматы;
  • видит и осознает свои ошибки;
  • знает нормы этикета при игре в шахматы.

1 уровень:

  •  знать шахматные термины белое и  чёрное пол, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белое, чёрное, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая лакировка, ,шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король;
  • правила хода и взятие каждой фигуры.

2 уровень:

  • уметь ориентироваться в шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности, и в совокупности с другими без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнёрами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат.

3 уровень:

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

           Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию младших  школьников.  Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.  Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Программа предусматривает  32 занятия в течение года – по 1 часа в неделю. В кружке занимаются дети младшего  школьного возраста, 1 - 4 классы. В кружок принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются на две группы. Во второй группе занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие начальными  знаниями по теории игры в дебюте, имеющие некоторый игровой опыт  выступления в соревнованиях разного уровня.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы и виды деятельности

Количество часов

На теоретические занятия

На практические занятия

На индивидуальные занятия

Итого

1.

Организационное занятие.

1,0

1,0

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство..

2,0

2,0

3.

Правила игры.

1,5

1,5

4.

Первоначальные понятия.

2,0

2,0

1,0

5,0

5.

Тактика игры.

3,0

5,0

4,0

12,0

6.

Стратегия игры.

1,0

4,0

2,0

7,0

7.

Эндшпиль.

3,0

6,0

3,0

12,0

8.

Дебют.

5,0

5,0

9.

Конкурсы решения задач, этюдов.

5,0

5,0

10.

Сеансы одновременной игры.

10,5

10,5

11.

Соревнования.

6,0

6,0

12.

Итоговое занятие.

1,0

1,0

Всего:

19,5

38,5

10

68

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований.

3.

Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».

4.

Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

5.

Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

6.

Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

7.

Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

8.

Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

9.

Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

10.

Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.

11.

Соревнования

12.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В конце первого года обучения учащийся:

  • имеет представление об истории и происхождении шахмат,
  • знает правила игры и турнирного поведения,
  • знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,
  • владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,
  • умеет применять полученные теоретические знания на практике,
  • умеет записывать партии,
  • с удовольствием играет в шахматы,
  • видит и осознает свои ошибки,
  • знает нормы этикета при игре в шахматы.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы и виды деятельности

Количество часов

На теоретические занятия

На практические занятия

На индивидуальные занятия

Итого

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Шахматы – спорт, наука , искусство.

1

1

3.

Тактика игры.

3

4

1

8

4.

Стратегия игры.

3

4

1

8

5.

Эндшпиль.

3

4

1

8

6.

Дебют.

3

4

1

8

7.

Миттельшпиль.

3

4

1

8

8.

Конкурсы решений задач и этюдов.

6

6

9.

Сеансы одновременной игры.

8

8

10.

Соревнования.

10

10

11.

Итоговое занятие

2

2

Всего:

19

44

5

68

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Классификационная система. Русские и советские шахматисты. Различные системы проведения шахматных соревнований.

3.

Тактика игры. Атака короля противника. Понятие темпа. Контрудары. Тактические возможности позиций. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

4.

Стратегия игры. Принципы разыгрывания середины партии. Централизация. Центр и фланги. Открытые и полуоткрытые линии. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

5.

Эндшпиль. Пешечный эндшпиль. Цугцванг. Легкофигурный эндшпиль. Ладейные окончания. Атака в эндшпиле. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

6.

Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Основные идеи некоторых начал. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

7.

Миттельшпиль. Основные идеи миттельшпиля. Форсированный переход в эндшпиль. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

8.

Конкурсы решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

9.

Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий с кружковцами.

10.

Соревнования

11.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В конце второго года обучения учащийся:

  • знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира,
  • имеет представление об организации шахматных соревнований,
  • уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать,
  • умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы,
  • знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания,
  • с удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях, различных мероприятиях, стремится узнавать новое,
  • знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы,
  • осознает свои ошибки, видит ошибки соперника,
  • может самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий,
  • для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве,
  •  играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.

 

Для реализации программы используются следующие средства:

  1. Комплекты шахматных фигур с досками – 10 шт. Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах – 1шт.
  2. Часы шахматные – 1 шт.
  3. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.

 В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:

  1. Шахматные турниры.
  2. Доклады.
  3. Сеансы одновременной игры.
  4. Конкурсы по решению шахматных задач.
  5. Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:
  • вопросы по теории и истории шахмат,
  • игру с руководителем кружка,
  • соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.

      МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985
  2. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986
  3. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. – Рязань, 1994
  4. Журнал «64» - М., 1983-2004
  5. Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере – М., 1980
  6. Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн,2000

      ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997
  2.  Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981
  3. Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. – М.:Воениздат,1992
  4. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997
  5. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.:Наука,1983
  6. Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.:Наука,1975


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Шахматы (1-2 г).

Внеурочная деятельность. Шахматы (1-2 г)....

Программа внеурочной деятельности "Жизненные навыки" для 1 класса

Направленность программы – социальная. Основные виды деятельности – познавательная, игровая. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю....

ПРОГРАММА внеурочной деятельности " Химия вокруг нас " Для учащихся 9 класса

ПРОГРАММА внеурочной деятельности          " Химия вокруг нас " Для учащихся 9 класса...

Программа внеурочной деятельности по шахматам 1-9 классы

Программа внеурочной деятельности по шахматам....

Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"

Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Английский язык" для учащихся 3 класса

Данная программа курса внеурочной деятельности «Волшебный мир английского языка» для учащихся 3 класса разработана на основе требований к результатам ООП НОО МКОУ «Тарминская СОШ&raq...