Мастер-класс " Подготовка и проведение интересного урока"
методическая разработка
Мастер-класс проведен на методическом объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_kosnikova_s.n.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
"Секреты подготовки и проведения интересного урока"
Подготовила и провела:
учитель начальных классов Носинский филиал МБОУ Алгасовская СОШ
Косникова Светлана Николаевна
с. Носины
21 ноября 2021 г
Мастер-класс
"Секреты подготовки и проведения интересного урока"
(Звучит музыка из передачи «Поле чудес»- вынос чёрного ящика). Под эту музыку я вхожу в кабинет и выношу чёрный ящик)
-Добрый день, уважаемые коллеги! Как вы думаете, что у меня в чёрном ящике? (предположения коллег). Вам очень хочется знать, что в нем? Хорошо, вы, конечно, же узнаете, но немного позже.
-Давайте сейчас на минутку представим себя в роли ученика, почувствуем свое внутреннее настроение, которое у вас сейчас в данный момент. Перед собой вы сейчас видите педагога, который вас будет чему- то учить. В вашей голове борются мысли: долго ли она будет выступать и, кажется, будет что-то интересное?
Так и многие дети, придя к вам на урок думают: скорей бы закончился этот урок и побыстрее домой! Ну, а чтобы таких мыслей у учеников не было, мы должны находить ключик к каждому маленькому сердцу, чтобы ученик полюбил школу, научился не только читать, писать, считать, но и научился быть ответственным, целеустремленным, успешным и счастливым человеком, умеющим радоваться каждому новому дню, умеющему находить чудо в обычном и неприметном! Сегодня я расскажу несколько приёмов и подходов к проведению уроков, которые увлекают детей.
Заинтересовать и заинтриговать- вот главная задача для педагога!
В своей работе я применяю три правила, которые нам озвучили педагоги, философы, писатели.. Это В. А. Сухомлинский, Хенрик Джон Кларк, Анатоль Франс.
Как говорил В. А. Сухомлинский: Урок- это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
Хороший учитель, как и хороший артист эстрады, для начала должен завладеть вниманием своей аудитории. После этого он может начинать урок. (Хенрик Джон Кларк - афроамериканский историк, профессор)
«Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом!»
Анатоль Франс (французский писатель и критик)
Так как же:
- Разбудить «аппетит» учеников к новым знаниям?
- Сделать каждый урок интересным и необычным?
- Как же завладеть вниманием своей аудитории?
В центре внимания- личность учителя! Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо? Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных. Ведите себя нестандартно! Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.
-Начала я своё выступление с чёрного ящика. Это один из увлекательных приёмов у детей.
1.«Черный ящик» или «Таинственный мешок».
У человека всегда вызывает интерес то, что он не может увидеть. Нам до смерти интересно узнать то, что от нас скрывают. По этому принципу работают подарки на Новый год или в день рождения. Что в подарках делает их интригующим и привлекает к ним внимание? То, что они завернуты! Вы не видите, что лежит внутри, но хотите это увидеть! Первое, что мы делаем с подарком, это берем его в руки, чтобы узнать, насколько он тяжел. Мы можем потрясти его. Если бы нам дарили подарки без упаковки, получать их было бы совсем неинтересно.
Мы можем применять на уроке этот универсальный принцип привлечения внимания. Если ученики зайдут в класс и увидят там закрытый пакет, они зададут массу вопросов. Что же может лежать в черном ящике? Все зависит от темы урока и от творческого подхода учителя к нему. Например, при изучении темы «Корень слова» можно положить в «Черный ящик» корень какого-либо растения, либо фрукт или овощ, потому что их бы не было, если не этот корень. При изучении сказки «Колобок» - пластилин, чтобы в конце урока слепить из него колобка.
***
- Когда я выносила чёрный ящик, что ещё привлекло ваше внимание? (музыка). Правильно! Это тоже очень хороший способ привлечь внимание. Называется он «Моцарт»
2.Прием «Моцарт»
Музыка способна невероятно менять состояние и настроение. Мало, что еще может так сильно трогать душу. Правильный выбор музыки способен придать происходящему серьезный тон или же создать шумную и весёлую атмосферу.
***
- Одним из самых любимых моментов на уроке- это конкурс.
3.Прием «Конкурс».
Как включить в классную работу конкурс для того, чтобы оживить урок и мотивировать учеников?
Какую игру с повторением пройденного материала можно придумать, чтобы поднять настроение класса?
Какое конкурсное задание для класса можно предложить, чтобы использовать стремление учеников к первенству?
***
- При делении на команды можно применить способ «Разрезанная открытка» Пока дети собирают открытки, происходит отдых и развитие внимания. Вы избежите таких слов, как «Хочу в эту команду» или «Можно мне с Ирой»
4. Разрезанная открытка
Берутся две- три почтовых открытки (одинаковых или разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.
Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно - оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания «инструменты» - книги, тетради, ручки, таблицы, учебные пособия, ватман и т. п.).
Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии, и посыльный выводит его на доске. После того как все компании напишут мелом свои командные названия (вариант: изобразят эмблемы), учитель может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).
***
-Отдохнули? А теперь у меня к вам куча вопросов. Вот она шапка вопросов.
(В шапке лежат вопросы для учителей)
5. «Шапка вопросов»
Вид работы по любому учебному тексту, требующий общения, закрепления и взаимосвязи детей друг с другом. Каждый участвующий бросает в «шапку» две-три записки с вопросом по тексту:
1. Вопрос, проверяющий знание текста.
2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).
3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.
***
-С вопросами справились, а у меня уже в руках волшебная палочка.
Сейчас вы пустите её по кругу и будете произносить слова, которыми вы опишите меня (первая команда), а другая команда назовёт название любимого цветка.
6. «Волшебная палочка»
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка) передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на математике: любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на русском языке: существительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа, повести - одного из персонажей этого произведения;
Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».
***
-В каждой команде должен быть капитан. Выбираем!
Завязываем глаза капитану. Капитан должен вытянуть 3 листочка. А теперь команда должна выполнить задание: объяснить название приёма или подхода к уроку.
7. Слепой капитан
Ученики каждого ряда выбирают по капитану, которым завязывают глаза, и, руководствуясь указаниями-подсказками только своего ряда, они выполняют учебное задание.
В начальной школе:
- вытягивают билетик с заданием для всего ряда (или команды);
- вставляют ответы в столбиках примеров на доске;
- выделяют грамматическую основу в предложении;
- ищут предмет (учебник, таблицу, муляж);
- на ощупь отгадывают муляж, учебное пособие, макет и рассказывают о нем все, что знают, и т. п.
Подобные задания, как правило, вызывают у учеников большой азарт и надолго запоминаются вместе с тем учебным материалом, который был задействован в задании.
Чем больше слепых капитанов, тем шумнее, путанее и веселее. Смешная путаница стимулирует стремление учеников в спокойной обстановке (например, дома или на перемене) хорошенько разобраться в проблеме.
8.Прием «Миссия невыполнима».
Как провести такой урок, чтобы ученики попытались раскрыть какую-нибудь тайну? Как можно задействовать шифры, разгадать которые можно только с помощью изучения соответствующей темы?
Например, при изучении темы «Сложение с переходом через десяток », в начале урока дать тайный шифр, который будет разгадан в процессе изучения материала.
9.Прием «Реквизит».
Какой объект можно принести на урок, чтобы задействовать его в преподавании материала? Какое изображение можно показать? Что можно принести такого, что ученики могли бы подержать в руках и передать по рядам?
10.Рифмы и ритм
Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В школе можно использовать рифмованное начало уроков.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
11. Обратное направление
Можно ли рассказать ученикам конец истории, а затем позволить им догадаться, что было в начале и в середине?
- Можно ли показать им какой-то конечный продукт, после чего они захотят узнать, как он был сделан, и освоить соответствующие навыки?
12. Кто-о меня-я слы-ы-ышит…
___В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а, наоборот, очень тихо, себе под нос учитель бубнит: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите правую руку“. Некоторые ученики наверняка насторожатся.
___Учитель продолжает: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите обе руки“. В воздух поднимается несколько пар рук.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… – все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза“. Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовешься.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… встаньте“. Встают уже все. В аудитории идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Чуть повысив голос (но, не напрягая его), учитель продолжает урок.
13.Прием «Умелые руки».
Как можно использовать ручной труд на уроке?
Что смогут смастерить ученики, что было бы связано с учебным материалом?
Возможно ли такое, чтобы ученик, владеющий определенными навыками, сам смастерил что-нибудь, созвучное учебному материалу и одновременно позволившее ему проявить себя как умельца?
Например, на уроке литературного чтения при изучения научного рассказа
« Воздушный богатырь», можно смастерить свой летательный аппарат.
14.Прием «Польза в жизни».
Как можно показать своим ученикам, что материал будет полезен для них в будущем? Как они смогут применить его в жизни?
15.Прием «Любовь к технике».
Каким образом можно опереться на техническую подкованность учеников?
Как можно воспользоваться тем, что ученики в карманах и рюкзаках носят электронные устройства?
Как можно использовать то, что большинство современных мобильных телефонов оснащены фото- и видеокамерой, а также доступом в Интернет?
Технологическая революция заканчиваться не собирается. Ученики привыкли к возможности связываться друг с другом и иметь доступ к информации в любое время. Мы можем либо бороться с этой необузданной силой, либо использовать ее.
16.Прием «Мнемонический крючок»
- Существуют ли какие-то важные части материала, которые ученики должны знать назубок?
- Можно ли обратить внимание учеников на какой-нибудь шаблон, который поможет запомнить важную информацию?
- Могут ли ученики придумать мнемоническое правило?
- Как можно использовать мнемонику при подаче этого материала, чтобы помочь ученикам удержать его в памяти?
17. Прием «Актуальность».
Какие текущие события связаны с этим уроком? Было ли что-нибудь интересное в новостях или в школе, что можно использовать для привлечения интереса учеников?
Связь учебного материала с тем, что происходит сегодня, не только повышает степень заинтересованности и участия учеников, но также помогает им больше узнавать о глобальных проблемах, мы даем им возможность научиться критическому мышлению.
Например, при изучении темы «Алфавит» учитель просит одного ребёнка прочитать список учащихся из классного журнала. Затем задаёт вопрос: «Случаен ли порядок фамилий?» Дети убеждаются, что их фамилии записаны в алфавитном порядке. Учитель спрашивает: «Где ещё вам может понадобиться знание алфавита?» Ответив на этот вопрос, ученики осознают важность изучения этой темы. Эти приёмы могут переплетаться между собой.
18. «Яркое пятно»
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методичекие рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса
Цель: демонстрация практического опыта преподавателя, усвоение нового и закрепление ранее приобретённых знаний.Задачи:1) продемонстрировать подготовку сырья, приготовление банкетных холодных блюд и за...
Мастер-класс «Приёмы создания проблемной ситуации на уроках»
Мастер-класс для педагогов«Приёмы создания проблемной ситуации на уроках»...
Мастер-класс «Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальных классах»
Мастер класс по обучению смысловому чтению...
МЕТОДИЧЕСКИЙ ГИД ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УРОКА «СИЛА ЛЕСА»
Тенистый, влажный, шелестящий и поющий на разные голоса. Щедрый, живописный, загадочный и волшебный. Густой, заснеженный, безлюдный и молчаливый. А какие образы этого удивительного богатства природы ...
методическая разработка мастер-класса "Использование техники активного слушания на уроках теоретического обучения"
Мастер-класс разработан в связи с необходимостью обучения педагогических работников с приемами донесения преподаваемого материала до обучающихся, в связи с чем имеет высокую актуальность....
мастер-класс: «Создание ситуации успеха учащимся на уроках истории».
Цель мастер-класс обрести союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности,...
Мастер-класс для преподавателей по подготовке к проведению практических занятий
Разработанная инструкция предложена преподавателям профессиональных модулей с целью качественной подготовки практических занятий...