Мастер-класс «Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальных классах»
материал
Мастер класс по обучению смысловому чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_gorki_ulitina.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Елена Владимировна Улитина,
учитель начальных классов
МБОУ «Мужевская СОШ
им. Н.В. Архангельского»
Мастер-класс
«ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ
НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
- Уважаемые коллеги, давайте начнём наш мастер-класс с приёма «Поздоровайся глазами».
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
- Прочитайте слова Льва Дмитриевича Кудрявцева и сформулируйте тему мастер-класса.
«Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
2. Выяснение целей, ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать Метод «Фруктовый сад»
- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а на листочках – опасения.
- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).
3. Актуализация приём «Верю, не верю»
- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?
- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?
- Сегодня на мастер-классе мы бы хотели остановиться только на некоторых методических приемах, которые работают наиболее успешно, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией на уроках математики.
- Итак, определимся с понятием «смысловое чтение». Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».
- Работаем в парах. Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Тема «Смысловое чтение». Листок разделён на сектора.
Сектор 1 – «Понятие».
- Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов)
Смысловое чтение – это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Секторы 2 и 3. – «Цели и задачи»
- Попробуйте сформулировать цели и задачи формирования смыслового чтения.
Цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации.
Задачи: Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать .
Сектор 4 – «Учебные предметы».
-На каких учебных предметах можно формировать смысловое чтение? (Ответы педагогов)
Сектор 5 – «Приёмы смыслового чтения» вы будете заполнять по ходу мастер-класса.
Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении всем школьным предметам, в частности математике.
Предлагаем продолжить работу в группах. Выполните задание 1.
Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?
(Ответы групп)
Задание может быть предложено в 3 классе на уроке повторения и закрепления знаний после того, как изучены таблица умножения, приём нахождения частного методом подбора и проверка деления умножением. Достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у учеников перед глазами. Они должны найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности, например, 100 – это не двузначное число, а трёхзначное число.
Другие ошибки требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа без остатка. Выполняя деление методом подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3 без остатка. 33·3=99, 99100.
Другие ошибки требуют ещё более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так в случае проверки результата деления 4 на 2 Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако проверять деление путём прибавления к частному делителя нельзя.
При вычислении произведения 28·3 Незнайка абсолютно правильно заменил его суммой трёх одинаковых слагаемых 28, однако посчитано значение этой суммы неверно.
Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, это задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определение умножения, закрепить навык вычисления произведения с помощью замены его суммой одинаковых слагаемых, проверить сформированность навыка выполнения внетабличного деления способом подбора.
- Давайте посмотрим подтвердились ли ваши ожидания и опасения.
- Предлагаем составить синквейн.
Существительное: Чтение
Прилагательные: Смысловое, осознанное, вдумчивое
Глаголы: Развивает, обогащает, информирует
Фраза: Смысловое чтение - неотъемлемый компонент читательской грамотности.
Обобщённое слово: Знание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему «Творческие задания на уроках Фортепиано (начальные классы)»
В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между конкретным худо...
Методическая разработка "Профессиональный стандарт педагога. Методика и технологии обучения смысловому чтению на занятиях по Основам философии"
Методическая разработка...
Публикация в печатном сборнике "Лучшие материалы "Инфоурок 2020-IV" статьи "Смысловое чтение на уроках английского языка".
Общеобразовательная дисциплина. "Учебный матeриал в разделе "Основная школа. Предмет "Английскй язык"....
Использование сайта British Council для обучения английскому языку на уроках в начальной школе.
Использование в работе обучающий сайт British Council как дополнение к основным учебным платформам и учебным пособиям....
"Обучение смысловому чтению в школе на примере анализа заданий УМК "Английский в фокусе" ("Spotlight") Ю.Е.Ваулина, О.Е.Подоляко, Д.Дули, В.Эванс для 8 класса.
В статье содержится обзор разделов для чтения и различных видов заданий к ним....
Основные методики обучения технике чтения на уроках английского языка в начальной школе
Методика раннего обучения чтению имеет многовековую историю....
Методы и приемы обучения смысловому чтению
Одной из задач начальной школы является овладение младшими школьниками грамотностью чтения. Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на...