методическая разработка мастер-класса "Использование техники активного слушания на уроках теоретического обучения"
методическая разработка
Мастер-класс разработан в связи с необходимостью обучения педагогических работников с приемами донесения преподаваемого материала до обучающихся, в связи с чем имеет высокую актуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_master_klass_zilotov_24.docx | 311.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79)
ФИЛИАЛ № 6
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
мастер-класса
ТЕМА: «Использование на уроках теоретического обучения техники активного слушания»
Разработал: Зилотов Александр Юрьевич, преподаватель
г. Новомосковск. 2024 г.
Тема мастер-класса: «Использование на уроках теоретического обучения техники активного слушания».
Задачи мастер-класса:
Ознакомление с форматами слушания и приемами донесения информации до обучающихся на уроках.
Оснащение мастер-класса:
- Компьютер
- Проектор
- Демонстрационный материал (презентация),
План мастер-класса:
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Список использованных источников
- ВВЕДЕНИЕ
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Тема моего сегодняшнего выступления «Использование на уроках теоретического обучения техники активного слушания».
В своё время автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное общение не возможно. Я постараюсь сегодня сделать вас «активными слушателями» и это поможет в формировании наших с вами доверительных отношений.
Слайд №1.
Очень неприятная ситуация, с которой я сталкивался раньше на уроках – это то, что не все обучающиеся воспринимают подаваемый им учебный материал. Человек на уроке присутствует, но витает где-то «в облаках» - не слушает преподавателя, а погружен в свои мысли. Я обратил внимание на это и решил изучить вопрос – как можно научить человека слушать и принимать информацию во время урока и не только. В рамках работы по самообразованию я изучил этот вопрос. Об этом я сегодня вам расскажу.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Слайд №2.
Человеку не случайно даны два уха. Знакома вам фраза «Услышь меня»? Чтобы услышать, человек должен заплатить вниманием. Именно «заплатить», т. е. отдать одно в обмен на что-либо другое. Слушая, он «отдаёт» своё внимание, свою заинтересованность и усилия с тем, чтобы получить взамен информацию, понимание, а возможно, и комфорт или развлечение. Слушание – тяжелый труд, вот почему человек и не может слушать долго.
Слайд №3.
Для чего обучающемуся необходимо слушать преподавателя на уроке?
Это необходимо чтобы:
- получить информацию;
- понять информацию;
- для обучения.
Опытнейшие педагоги выходят на урок лишь с парой-тройкой заготовленных шуток, но «держат» аудиторию все время урока — импровизируя, вступая в диалоги с обучающимися.
Как им это удаётся? У них есть свои хитрости, которыми они пользуются. А какие приёмы может использовать преподаватель, чтобы обучающиеся его не только слушали, но и слышали?
Давайте научим своих обучающихся слушать.
Слайд №4.
Итак, слушание – это процесс установления незримых связей между говорящими, в ходе которого рождается единодушие и понимание, а результат общения максимально продуктивен.
Вопрос зрителям: Как вы думаете, сколько процентов информации от услышанного в среднем запоминает человек?
Слайд №5
Целый ряд исследований показывает, что в среднем человек запоминает только 25–50% услышанного (а согласно так называемому «конусу опыта» Эдгара Дейла (известный американский педагог, профессор), и того меньше: 10%), а это означает, что, когда вы преподаете своим обучающимся в течение 45 минут, они воспринимают менее чем половину материала.
Форматы слушания.
Слайд №6.
Слушание имеет два формата–активный и пассивный.
В пассивном трудно осознать, насколько человек вникает в вашу речь. Поскольку внешне он никак не реагирует на «выгружаемую» информацию – ни жестами, ни мимикой. Возникает чувство, что собеседник смотрит вам в лицо, но его мысли далеко. Полнейшее отсутствие контакта в диалоге.
Поэтому, я заставляю обучающихся применять активное слушание. Активное слушание — это способ завоевать внимание аудитории. Хорошо налаженная коммуникация полезна обеим сторонам. Покажи человеку — «я твой друг, я тебя слышу, я тебя понимаю», и он ответит тем же. Вас услышат, если вы будете слышать других. Помимо этого, приемы АС, такие как:
-пауза (время обдумать услышанное);
-уточнение (просьба уточнить или разъяснить что-то из сказанного);
-пересказ (пересказ даёт собеседнику обратную связь, даёт возможность понять, как его слова звучат со стороны. В результате, собеседник либо получает подтверждение того, что он был понят, либо получает возможность скорректировать свои слова);
- развитие мысли (попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника);
- сообщение о восприятии (слушатель сообщает собеседнику своё впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения. Например, «Эта тема очень важна для вас»);
- замечания о ходе беседы, помогут подтолкнуть его к нужным ответам, а также повернуть беседу в правильное русло.
Поэтому наиболее эффективным в практике педагога является формат активного слушания или хотя бы элементы данного формата, которые я использую во время объяснения нового материала.
Активное слушание
Существует теория четырех стилей активного слушания.
- Ориентированный на людей.
Когда вам интересен человек, слушать его не составляет труда. Он это чувствует и с удовольствием продолжает свой рассказ.
2.Ориентированный на содержание.
Вы можете ориентироваться на то, что было сказано, а не на самого человека. Стремитесь сосредоточиться на информации, разбираться в деталях.
3. Ориентированный на действие.
Обращайте внимание на то, к чему призывает диалог: на советы и следующие действия.
- Ориентированный на время.
Заранее определите, сколько времени можете выделить на беседу. Часто нам тяжело слушать, если непонятно, насколько затянется диалог. Мы нервничаем и получаем стресс вместо продуктивного общения. Если у вас будет доступно 30-40 минут — это позволит вести беседу неспешно, если 1-2 минуты, тогда придется говорить лишь по делу.
Я применяю эту теорию четырёх стилей в своей практике педагога. Но сегодня остановлюсь только на двух из-за дефицита времени. Разберём теорию ориентации на людей и теорию ориентации на содержание.
Итак, ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛЮДЕЙ.
Приёмы.
Слайд №7
Приём первый – общение на языке аудитории.
Наблюдайте, исследуйте, советуйтесь со штатными психологами, чтобы определить, какой у аудитории, где вы преподаёте, канал восприятия информации и старайтесь на их языке говорить:
-визуалы – «посмотрите сюда», «представьте себе», «а вот следующий слайд»,
-аудиалы (их становится всё меньше) – игра голоса – замедляться, паузы, музыка,
-кинестетики – раздаточный материал, модели объектов – вот так это будет выглядеть, кому дать потрогать, кому дать посмотреть.
Слайд №8
Приём второй - обратная связь.
Как бы кратко, однозначно и прямо вы не изъяснялись, всегда есть вероятность, что вас не слушают. Поэтому нужно проверять, доходят ли ваши слова до адресата. Кстати, вы еще здесь? Понимаете, о чем я?
• в знак согласия показываем пальцы, соединенные в кольцо “okаy”;
• хвалим и одобряем, поднимая большой палец вверх.
Техника повторения - вообще творит чудеса.
Слайд №9
Приём третий - фокус внимания.
Давайте два собеседника сядут спиной друг к другу. Пусть один из пары задает вопрос другому о том, например, о чем он думал по дороге домой. Нужно задавать вопросы и выслушивать ответы, не поворачиваясь друг к другу.
Как вы думаете, удобно ли им было беседовать?
Теперь поменяем ситуацию. Повернем стулья, и собеседники окажутся лицом друг к другу. Тот, кто отвечал, теперь задает вопросы, например, как он собирается провести сегодняшний вечер. Как важно для говорящего, чтобы его не только слушали, но и слышали. Выражайте свое внимание к обучающимся и обращайте внимание на то, чтобы и они показывали своё внимание к вам.
Пример из жизни. Во время перерыва в занятиях, я работал на компьютере с документацией. Один из обучающихся вернулся с перерыва и стоя возле меня начал рассказывать о том, как он сходил на длительное свидание с женой и ребенком. Ему просто хотелось поделится своими позитивными эмоциями от встречи. При этом я отвечал ему, поддерживал диалог, показывал ему свое внимание и понимание, общаясь с ним в неформальной обстановке. На следующем уроке этот обучающийся был самым активным и внимательным слушателем.
Смотрите на собеседника. Если человек не скрещивает конечности, его ладони открыты – он готов к сотрудничеству. Старайтесь удерживать максимальный фокус внимания на аудиторию.
Используйте свой собственный язык тела и жесты, чтобы показать, что вы вовлечены. Язык тела самый правдивый. Кивайте время от времени, когда слушаете ответы учеников, улыбайтесь, убедитесь, что ваша поза открыта, и поощряйте выступающего продолжать с помощью небольших словесных комментариев вроде «да» и «согласен».
Слайд №10
Контролируем свою жестикуляцию. Оптимально воспринимается жестикуляция в среднем поясе – от плеч до таза (до низа живота). Не жестикулировать внизу в области карманов – выглядите неуверенно, тревожно.
Верхний пояс жестикуляции – машем вверху руками – это образ Ленина на сцене, позиция рук сверху – не лучший вариант. Не забывай о руках.
«Во время речи держите руки перед собой, не давай им просто свисать по швам», – Мэтт Моралес. Представьте, что вы держите в каждой руке по стакану с напитком, и если опустишь их, то всё прольёшь. Вряд ли это тут же гарантированно сделает вашу презентацию лучше, но со временем привыкаете и вы, и обучающиеся.
Перемещайтесь по классу – классика!!! Перемещайтесь по классу, иначе статика усыпляет внимание людей, будете терять внимание. Кстати, вы еще здесь? Понимаете, о чем я?
А теперь, ОРИЕНТАЦИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ.
Приём первый – ассоциации.
Вербальные инструменты – те слова, которыми мы пользуемся. Каждое слово рождает в голове какой-то образ.
Слайд №11
Скажу вам – коллеги, представьте себе белого кролика. Что вы сейчас себе представили? Вот это? Верно?
А теперь представьте себе свой отпуск. Какие ассоциации у вас? Назовите.
Слайд №12
Приём второй - краткость.
Говорите кратко и просто! Чем дольше и сложнее вы что-то объясняете, тем быстрее отключается внимание собеседника. Пытайтесь выразить основную мысль, не вдаваясь в подробности. Когда вы увидите, что вас поняли, можно обсудить детали.
Слайд №13.
Приём третий - формат историй.
Как показывает практика, люди лучше запоминают информацию, если преподнести её в виде истории.
Факты, числа, статистика быстро забудутся, хорошая история – никогда. Если нужно привлечь внимание или зацепить аудиторию – рассказывайте. Можно истории из своего опыта, историю про вашего товарища, или просто расскажите анекдот.
Слайд №14
И, наконец, приём четвёртый - ИЗБЕГАЙТЕ ЗАУРЯДНОСТИ – это когда аудитория может угадать, что вы скажете дальше.
Заурядность – на вопрос: как дела? Нормально? и в ответ ты слышишь нормально. Ответить оригинально – «дела просто отлично», «да лучше всех». Сказать не добрый день, а «День добрый». Не будьте заурядны и вас запомнят.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведём итог.
Опираясь на теорию стилей активного слушания, при стиле ориентация на людей педагогу помогут следующие приёмы: общение на языке аудитории, обратная связь и фокус внимания. При использовании стиля ориентация на содержание эффективны приёмы: ассоциации, краткость, формат историй и незаурядность. На самом деле приёмов значительно больше, многие из них вам хорошо знакомы, надо только не бояться пробовать и использовать их в своей практике. Я, использую на уроках теоретического обучения технику активного слушания. Это придает мне уверенность, удовлетворение и творческое вдохновение.
Слайд№15
Спасибо за внимание.
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
https://academy-of-capital.ru/blog/7-tekhnik-aktivnogo-slushaniya/
https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2018/04/04/6-sovetov-tem-kto-xochet-nauchitsya-slushat-i-slyshat/
https://theoryandpractice.ru/posts/19066-slushat-aktivno-ponimaem-chto-govorit-sobesednik
https://pritchi.ru/id_63996444
https://4brain.ru/blog/как-прокачать-навыки-слушателя/
https://infourok.ru/trening-dlya-podrostkov-umenie-slushat-4060815.html
https://4brain.ru/blog/как-стать-активным-слушателем/
https://bogdanovaolga.3dn.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/treningovye_zanjatija_dlja_pedagogov/seminar_trening_ispolzovanie_tekhnik_aktivnogo_slushanija/27-1-0-86
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИИ "ПОВАР, КОНДИТЕР"
ТЕМА: «ВИДЫ ТЕСТА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА»...
Методическая разработка урока теоретического обучения "Организация обслуживания в организациях общественного питания"
Контрольно-проверочный урок проводится в виде конкурса, в котором обучающиеся, распределенные на малые группы, выполняют роли директоров, администраторов, старших официантов, официантов ресторана. Обу...
Методическая разработка открытого урока теоретического обучения на тему: «Технология и техника дуговой наплавки»
МДК.07.01 Технология электросварочных работ...
Методическая разработка на тему" Использование инновационных технологий на уроках производственного обучения"
В работе предоставлен материал использование различных способов и требований к уроку производственного обучения, на примере русской и национальной кухни....
Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»
Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения по программе «Технология штукатурных работ », составлена для мастеров производственного обучения...
Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт
Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...
презентация к мастер-классу "Использование на уроках теоретического обучения техники активного слушания"
Этот мастер-класс имеет высокую актуальность в сложившихся экономических и политических условиях и имеет важное значение для повышения качества обучения и нормализации дальнейшего учебного проце...