План самообразования
рабочая программа
План самообразования
на 2021 – 2022уч. г.
воспитателя МДОБУ Д/с «Светлячок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План самообразования | 35.29 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования
на 2021 – 2022уч. г.
воспитателя МДОБУ Д/с «Светлячок»
Тема:
«Формирование культурно - гигиенических навыков
у детей младшего дошкольного возраста»
2021 г.
Цель: формирование простейших культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности; развивать любознательность и познавательную активность.
Задачи:
1. развивать культурно-гигиенические навыки;
2. формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;
3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
4. формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;
5. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;
Актуальность темы
В дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.
Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
6. обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;
7. консультировать родителей по данной теме;
Направления профессионального саморазвития (Самообразование и самовоспитание):
- расширение кругозора;
- рост профессиональной культуры;
- развитие личностных качеств, способствующих высоким результатам профессиональной деятельности и устранению недостатков;
-формирование информационной компетентности, направленной на самостоятельный поиск знаний.
- повышение педагогической и психологической компетенции;
- развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности;
- поиск новых подходов к организации образовательной деятельности.
Социально – коммуникативное развитие: овладение навыком культурного отношения к взрослым и детям. Закрепление навыков владения предметами личной гигиены. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей КГН.
Познавательное развитие: формировать представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Беседы, рассматривание иллюстраций.
Речевое развитие: приобщение к словесному искусству через чтение художественной литературы.
Художественно – эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности.
Методы деятельности:
личный пример работников детского сада, родителей;
обеспечение чистоты среды;
культура общения;
использование художественной литературы;
План работы по формированию культурно – гигиенических навыков
Ожидаемый результат у детей:
формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность;
овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей;
дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого;
правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);
пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой;
правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания.
Предполагаемый результат для родителей:
повышение знаний для успешного развития детей;
получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию;
укрепление связей между ДОУ и семьей.
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение Сентябрь Диагностика культурно-гигиенических навыков; Цель: выявить знания и умения детей;
Разучить «Три золотых правила мытья рук»:
а) перед едой
б) после туалета
в) после прогулки
Цель: расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная.
Учить детей пользоваться горшком;
Находить своё полотенце и уметь им пользоваться;
Есть аккуратно, пользоваться ложкой;
Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик;
Практическая деятельность «Учимся умываться».
Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем;
Консультация для родителей: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»
Работа с детьми Октябрь Чтение А. Барто «Девочка чумазая»;
Разучивание потешки «Руки надо чисто мыть…»;
Игровое упражнение «Мыльные перчатки».
Цель: Продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков»), хорошо смывать, насухо вытирать ручки.
Продолжать учить детей пользоваться индивидуальным
полотенцем;
Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой;
Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
Беседа. «Доброе утро, расчёска!» Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней;
Рекомендации родителям: «Одежда детей в осенний период».
Работа с детьми Ноябрь Чтение: потешки «Водичка, водичка». Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза).
Игровая ситуация «Купаться любят все…»
Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к постоянному их соблюдению;
Продолжать учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания;
Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем;
Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место;
Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи);
Экспериментирование «Свойства воды».
Цель: формировать у детей представления о свойствах воды (вода капает, разливается, льется);
Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным»;
Экспериментирование «Свойства воды».
Цель: формировать у детей представления о свойствах воды (вода капает, разливается, льется);
Памятка для родителей: «Как объяснить ребёнку необходимость гигиенических процедур»
Работа с детьми Декабрь Продолжать учить детей вешать полотенце на место;
Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания;
Беседа «Берегите воду».
Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран.
Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками;
Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду;
Воспитывать умение играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место;
Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания.
Просмотр м/ф «Мойдодыр»;
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка ко сну»
Работа с детьми Январь Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Кате новую прическу»;
Экспериментирование «Вода теплая и холодная»
Цель: формировать у детей представление, что вода бывает теплая и холодная;
Чтение: потешки «Чистая водичка»;
Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»;
Игровая ситуация «Кукла Катя умывается» Цель: формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно;
Папка-передвижка «Воспитание личной гигиены у детей»
Работа с детьми Февраль Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Катю обедом»;
Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой;
Прививать у детей привычку мыть руки после туалета;
Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно;
Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой;
Учить пользоваться расчёской;
Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками, убирать их на место;
Продолжать учить последовательно, одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик;
Сюжетно-ролевая игра «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» Рассматривание иллюстраций к сказке.
Просмотр м / ф «Федорино горе».
Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
«Как приучить ребёнка аккуратности
Работа с детьми Март
Апрель
Разучивание потешки «Зеркало любит чистые лица»,
Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом;
«Мое полотенце».
Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем\
Формировать умение садиться за стол спокойно;
Учить правильно, нести стульчик;
Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской;
Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умению делиться ими;
Дидактическая игра: «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты» Цель: продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
Дидактические игры «Научим куклу одеваться (раздеваться)»; «Одень куклу»;
Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разные времена года).
Сюжетная игра «День рождения».
Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания.
Экспериментирование «Вот какая пена».
Цель: дать детям представление о мыле: оно белое, душистое; можно намыливать, смывать, образует мыльную пену. Предложить детям попускать мыльные пузыри.
Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»
Цель: продолжать знакомство с трудом парикмахера. Предложить детям сделать куклам красивые прически, завязать им бантики.
Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом;
Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь;
Прививать привычку убирать за собой игрушки;
Обращать внимание на свой внешний вид;
Закреплять навыки вежливой культуры за столом;
Продолжать учить складывать одежду;
Игровая ситуация «К нам пришла замарашка»
Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».
Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки»
Консультация «Как приучить ребёнка мыть руки», «Как правильно ребёнка умываться»
Практическое упражнение «Носовой платок» Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, вовремя обращаться за помощью к взрослым.
Работа с детьми
Работа с детьми Май Беседа «Чистота - та же красота»
Цель: Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.
Чтение стихотворения Е. Благиной «Как у нашей Ирки».
Цель: воспитывать желание быть опрятным, аккуратным
Игровая ситуация «Варвара - краса, длинная коса»
Игровая ситуация «Купание куклы Маши»
Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»
Игровая ситуация: «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
Сюжетно - ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»
Упражнение «Самые аккуратные». Цель: воспитывать опрятность.
Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки» «Самообслуживание»
Ожидаемый результат у детей:
формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность;
овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей;
дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого;
правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);
пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой;
правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания.
Предполагаемый результат для родителей:
повышение знаний для успешного развития детей;
получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию;
укрепление связей между ДОУ и семьей
Список используемой литературы
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика синтез, 2014. — 368 с
Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. И др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.
Богуславская З. М., Смирнова е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.
Бондаренко а. К. Дидактические игры в д/с: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
Вершинин В.Н. «Беседы на этические темы» Ульяновск ипкпро-2000г.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
Иванова Н.П. Белова И.Н., Косухина Н.А. «Организация работы по этическому воспитанию дошкольников»-Ульяновск, ИПКПРО-2004г.
Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 г.
Лихачёва а. А. Встреча с Мойдодыром. //дошкольное воспитание №9 – 2004. С. 56
Островская л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
«Этическое образование дошкольника: индивидуальный подход» Иванова Н.П., Белова И.Н., Богова Л.И, Касухина Н.А., Сергеева А.П. Ульяновск 2007
Отчёт по самообразованию
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Цель создать условия для формирования простейших культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности и развития любознательности, и познавательной активности с помощью обновления собственных знаний по данной теме через самообразование.
Задачи:
1. Развивать культурно-гигиенические навыки;
2. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
3. Формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;
4. Формировать навыки поведения за столом : правильно пользоваться ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.
5. Формировать у детей интерес к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;
6. Обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;
7. Консультировать родителей по данной теме;
В дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.
Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Я считаю, что проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
В этом году мною была проведена работа с родителями:
- Консультации на темы: «Как приучить ребенка мыть руки», «Как научить ребенка правильно умываться», «Как приучить ребенка к аккуратности»
-«Памятка для родителей: «Как объяснить ребенку необходимость гигиенических процедур»
-Ситуация общения по теме: «Мойдодыр»
-В течении года проводили игровые ситуации по темам: «Куклы у нас в гостях», «Мы готовимся к обеду», «Принимайся за обед», «Что забыла надеть Маша?
- Были проведены беседы: «Правила поведения за столом», «Помоги одеться другу», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена дома и в саду».
- Разучивали потешки «Водичка- водичка умой мое личико», «Руки надо чисто мыть»
- Изготавливала алгоритмы умывания, сервировки стола, правил поведения за столом, одевания.
Обучение детей для меня - это увлекательное занятие, но трудоёмкое. Проведение занятий требует тщательной подготовки.
В начале учебного года был выявлен у детей низкий уровень развития культурно гигиенических навыков. Не все дети умели одеваться и раздеваться, пить и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умели мыть руки, лишь играли с водой, обливая себе одежду. У детей не было сформировано умение убирать за собой игрушки. Особенно беспомощны были дети в адаптационный период.
Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических навыков. Свою работу осуществляю в двух формах : индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);
групповой, где изучение проходит на игровой основе и повседневной жизни с использованием различных методов организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок мультфильмов, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
Для работы с детьми были мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков :
- «Учимся одеваться и раздеваться»
- «Мы обедаем»
- «Учимся умываться»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования
Разработка индивидуального плана самообразования...
План самообразования воспитателя
Самообразования...
План самообразования педагога-психолога
В плане представлен опыт совершенствования самообразования через изучение литературы, составления методических и практических пособий ,посещения уроков....
План самообразования Шайхелисламовой Р.К.
Внедрение практикоориентированной технологии обучения в рамках реализации ФГОС...
Индивидуальный план самообразования педагога - психолога 2016-2021г
ГБУ для детей-сирот и детей оставшихся, без попечения родителей «Елабужский детский дом» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КУРБАНГАЛИЕВОЙ АЛЬБИНЫ АЛЬФИТОВНЫ...
План самообразования
Личный план самообразования учителя начальных классов...