Логопедия
план-конспект занятия

Салиева Гульшат Рафаиловна

конспекты для логопедических занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

     ОНР 3-ГО УРОВЕНЯ. ЧТО ЭТО?

Дети используют простые распространенные, а также некоторые виды сложных предложений с нарушенной звуко-слоговой структуры слова: пропуски или перестановки главных и второстепенных членов, например:

В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аквáиюм» — аквариум, «таталли́ст» — тракторист, «вадапавóд» — водопровод, «задигáйка» — зажигалка).
      У детей наблюдаются затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах
(«взяла с я́сика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лези́т под сту́ла» — коробка лежит под стулом, «нет коли́чная пáлка» — нет коричневой палки, «пи́сит ламáстел, кáсит лу́чком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лóжит от тóя» — взяла со стола и т. п.).

Дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д. («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»).

В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» — «клю́чит свет», «виноградник» — «он сáдит», «печник» — «пéчка» и т. п.).

Дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»).

Их высказывания. изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — дóмник», «палки для лыж — пáлные), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («трактори́л — тракторист, чи́тик — читатель, абрикóснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенóй, свицóй»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горóхвый», «меховой — мéхный» и т. п.).

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «пальты́», «кóфнички» — кофточки), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, веки), животных (копыта, вымя, грива), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк») и т. п.

название учреждения

Серия : Нарушения речевого развития

ЧТО ТАКОЕ

ОНР 3 УРОВЕНЬ?

Архангельск, 2010

ОНР 3-ГО УРОВЕНЯ. ЧТО ЭТО?

У детей отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра», «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался»).
Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
      В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости:
«неневи́к» — снеговик, «астóбус» — автобус, «мендвéдъ» — медведь, «мисанéл» — милиционер, «вóкрик» — коврик, «корáбыль» — корабль.

 Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Дети затрудняются выделять первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

      Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:
      1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
      2) произносительной стороны речи;
      3) самостоятельной развернутой фразовой речи;
      4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
      На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения фронтальных логопедических, а также частично и воспитательных занятий делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
      Предусматриваются следующие виды занятий по формированию:
      • связной речи;
      • словарного запаса, грамматического строя;
      • произношения.

ЧЕМУ ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ ВАШ РЕБЕНОК:

  • понимать обращенную;
  •  фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  •  пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа и диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
  •  использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  •  владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЧГПУ)»

Технологическая карта логопедического занятия

Фронтальное занятие «Звуки [Ч], [Щ]»

                                                                                                                                                               

                

Челябинск, 2019

Группа: подготовительная

Тема занятия: «Звуки [Ч], [Щ]»

Цель: дифференциация звуков Ч – Щ.

Тип занятия: закрепление

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

- «Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Ваши умные и добрые лица, внимательные глаза говорят о том, что вы готовы поделиться со мной своими знаниями».

– Какое сейчас время года? Перечислите времена года.

Дыхание – основа жизни.

Предлагаю вам сделать вместе со мной дыхательную разминку. Сделаем лёгкий, незаметный вдох и на плавном выдохе пропоём гласные звуки: А – О – У – Э – Ы – И

Приветствовать учителя

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Основная коррекционно-логопедическая работа

Артикуляционная гимнастика:

Для того, чтобы красиво говорить, мы должны сделать несколько артикуляционных упражнений: «Заборчик», «Баранка», «Вкусное варенье», «Фокус», «Чашечка».

– Повторите за мной слоги: ча – ща – ча; ща – ча – ча; ача – аща – ача.

– Какие звуки повторяются? Какая тема урока?

Читаем слоги со стечением согласных: пча- пща, пчи-пщи; чну-щну; чны-щны…

– Трудно было читать слоги? Почему?

Ребята, прочитайте записанные на доске пары слов и скажите, какими буквами они различаются.

Чёлка – щёлка, размещать – размечать, зачищать – защищать, плач – плащ.

– Ребята, объясните значение каждого слова, придумайте предложение с каждым словом, под диктовку запишите одно из предложений.

Игра «Вратари».

Девочки записывают слоги со звуком Ч, мальчики со звуком Щ.

Ч ч

Щ щ

Чай(ка)

Пи(щу)

Чу(лок)

И(щу)

Ку(ча)

Чи(щу)

– Какую орфограмму вы можете назвать?

Размышлять

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Динамическая пауза:

– Девочки, ЧУ – топают, мальчики – ЩУ – хлопают.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу ищу.

Чулки и чудо, и ворчун.

Чудак и щука, и чугун.

Ищу, верчу, пищу, тащу –

Я с у пишу и чу, и щу [1].

Выполнять физические упражнения

Отвечать на вопросы

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные:

самооценка;

адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности; установка на ЗОЖ.

Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

В два столбика запишите отгадки. (Отгадки записаны на доске и на компьютере). Один из учеников работает на компьютере – нумерует отгадки.

Заваривают в чайнике кипящим кипятком.

Бабуля пьёт из блюдечка, дедуля с сахарком.

Живёт спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха, гуляет … .

Он с хозяином гуляет, мне он хвостиком виляет:

– Гав-гав-гав! Привет, дружок, узнаёшь? Ведь я … [2].

Отгадки: щенок, чай, черепаха.

XI. К данным словам из левого столбика подберите синонимы из второго столбика.

Запишите, подчеркните буквы Ч – одной чертой, Щ – двумя чертами.

Волшебник – чародей, глушь – чаща, нередко – часто, жалеть – щадить, жадный – алчный.

Физминутка. Игра «Ухо – нос».

– Правой рукой возьмитесь за кончик носа, левой рукой за правое ухо. Поменяйте руки. Молодцы, дети!

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы Ч, Щ. Устно ответьте на вопросы по тексту. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами

– Четыре весёлых, шумных щенка

Пря.ут вещи в .етыре угла.

.енок Чурка, щенок Шурка,

.енок Сенька, .енок Щенька.

Шурка в шкаф кладёт,

Сенька в сетку несёт,

Чурка в чемодан прячет,

Щенька в щель прячет [2].

Вопросы: как звали щенков? Куда щенки прячут вещи?

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные:

самооценка;

адекватное понимание причин успеха

Итог занятия. Рефлексия

Какие звуки  мы сегодня повторяли? Спасибо, дети. Вы сегодня очень хорошо работали. Занятие окончено, до свиданья.

Подводить итог занятия

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на занятии, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем логопед в школе?

Статья раскрывает цель и задачи коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе....

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий  по профилактике нарушений чтения и письма  у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)...

Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).

Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...

Буклет "Приглашаем на занятия с логопедом"

Компьютерный тренажёр "Дэльфа-142" это программа по коррекции устной и письменной речи позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до предложения и решать разнообразные задачи: от ко...

Буклет "Приглашаем на занятия с логопедом"

Компьютерный тренажёр "Дэльфа-142" это программа по коррекции устной и письменной речи позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до предложения и решать разнообразные задачи: от ко...