Игровая программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)
методическая разработка на тему
Игровая программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_programma_korrektsionno.docx | 22.68 КБ |
prilozhenie_1.docx | 28.47 КБ |
prilozhenie_2.docx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Игровая программа
коррекционно-развивающих занятий
по профилактике нарушений чтения и письма
у младших школьников
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимо признать, что определенная часть детей при овладении грамотой родного языка (русской грамотой) испытывает затруднения, которые разнообразны по своим проявлениям и различны по степени выраженности, а известные методы коррекционной работы не всегда эффективны. На логопедический пункт часто направляются дети, которые не могут овладеть письмом и чтением в течение 2-3-х лет обучения в школе. Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфии (расстройство письма) и дислексии (расстройство чтения). Дисграфия и дислексия часто сопутствуют друг другу. Ошибки чтения и письма выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, в заменах одних букв другими, в “зеркальном” написании букв и др. При умело организованном учебном процессе, а именно: при создании у первоклассников стойкой мотивации для освоения письма, осознанном овладении детьми навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, четко разработанной системе графических упражнений в букварном периоде трудности эти успешно преодолеваются. Напротив, если вовремя на них не обратить внимания, не принимать профилактических мер, то специфические ошибки письма становятся стойкими и переходят из разряда трудностей в разряд нарушений письменной речи, а затем в истинные дисграфию и дислексию. Игровая деятельность выступает в качестве одного из оптимальных средств профилактики нарушений чтения и письма, так как игра является частью учебного процесса. Желание учиться и желание играть мирно сосуществуют у детей на протяжении старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Усвоение учебного материала, который год от года все более усложняется, требует многочисленных, сходных по характеру упражнений и повторений, но ребенку длительные волевые усилия пока еще не всегда доступны. В этой ситуации игра решает педагогические задачи значительно быстрее и прочнее, чем какое – либо другое средство. Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она может быть использована воспитателями детских садов, логопедами и педагогами начальных классов. Материал разделен на занятия, продолжительность которых можно менять в зависимости от способностей обучаемых. Важен общий порядок, комплексность и логика: от самого простого к наиболее сложному материалу. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Программа рассчитана на 24 занятия по 35-40 минут, 2 раза в неделю. Продолжительность обучения 15 недель. При профилактике и коррекции нарушений письменной речи занятия можно включать целым блоком, а можно разбить блок на отдельные занятия и включать между основными занятиями.
Цель программы: профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
- развитие зрительно – пространственных восприятия и представлений;
- развитие пальчиковой моторики;
- развитие речевой моторики, постановка и автоматизация звуков;
- развитие фонематического слуха;
- развитие языкового анализа и синтеза;
- развитие лексико – грамматического строя речи.
Основная специфичность работы с детьми заключается:
- в сугубо индивидуальном подходе к каждому ученику;
- в развитии анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения;
- в выработке четкой артикуляции;
- в выработке четкой дифференциации оппозиционных звуков;
- в систематическом подборе материала для упражнений по анализу и синтезу, письму и чтению, по обогащению словаря и развитию мышления.
Прогнозируемый результат действия программы:
- Дети должны правильно произносить все звуки русского языка, не путать их в речи и правильно обозначать буквами при письме.
- Уметь охарактеризовать звук: гласный – согласный, гласный – ударный – безударный, согласный – твердый – мягкий, звонкий – глухой.
- Определять количество предложений в тексте, слов в предложении.
- Ориентироваться в расположении частей собственного тела и окружающем пространстве. Выражать словами пространственные отношения, пользуясь конструкциями с простыми предлогами.
- Грамматически правильно оформлять речь.
Содержание программы
Направления | Содержание коррекционной работы |
1. Развитие зрительно – пространственных восприятия и представлений | 1. Дифференциация правой и левой части тела. Выделяется ведущая рука, а затем другие органы этой стороны тела. То же – с другой рукой и стороной тела. 2. Ориентировка в окружающем пространстве. Работа начинается с действий, связанных с предметами справа и слева от ребенка, которые предлагает ему совершить логопед. Затем он дает более сложные задания по конструированию – реконструированию неречевых, а затем небуквенных изображений. 3. Уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения. |
2. Развитие пальчиковой моторики | 1. Развитие подвижности каждого пальца каждой руки, отдельно и в разных сочетаниях. 2. Развитие согласованных движений правой и левой руки. |
3. Развитие речевой моторики, постановка и автоматизация звуков | Проводится в зависимости от конкретного состава учащихся. |
4. Развитие фонематического слуха | 1. С детьми, смешивающими звуки при произношении и звуковом восприятии (индивидуальная и подгрупповая работа). Состоит из двух этапов: I этап
На этом этапе звуки, которые смешивают дети, произносит только логопед (образец правильной речи). Его задача – перед II этапом поставить и автоматизировать смешиваемые звуки в речи детей. II этап Дифференциация каждого смешиваемого звука в произношении детей (в той же последовательности, что и на I этапе). 2. Фронтальная работа по совершенствованию фонематического слуха и развитию сложных форм фонематического анализа у всех детей в группе. Включает в себя:
|
5. Развитие языкового анализа и синтеза |
|
6. Развитие лексико-грамматического строя речи |
|
Литература
- Динамические паузы и пальчиковый игротренинг. /Дошкольное воспитание. – 1999, №4.
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Увлекательные игры со звуками. -СПб., 1998.
- Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль, “Академия развития”, 1998.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности от 6 до 9 лет. – М., 2000.
- Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. – М., 2004.
- Составитель Беляков Е. 365 развивающих игр. – “Айрис Пресс”. М., 1999.
- Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. – М, 2003.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Тематическое планирование
№ | Содержание занятий | Цели |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
«Дорисуй вторую половинку». |
|
6. |
|
|
7. |
|
|
8. |
|
|
9. |
|
|
10. |
|
|
11. |
|
|
12. |
|
|
13. |
|
|
14. |
|
|
15. | 1. Графический диктант. 2. Игра: «Кто в каком домике живет». 3. Упражнение: «Подбери слова». 4. Упражнение: «Запретное движение». 5. Прочитай пословицу по первым буквам картинок. 6. Игра: «Тогда и сейчас». 7. Раскрась стрижей. |
|
16. | 1. Графический диктант. 2. Игра: «Кто быстрее, кто больше?». 3. Игра: «Слог - шаг». 4. Динамическая пауза: «Чок - чок, каблучок». 5. Упражнение: «Расставь буквы». 6. Упражнение: «Слова - неприятели». 7. Нарисуй слону друга. |
|
17. | 1. Графический диктант. 2. Образуй из слогов слова. 3. Упражнение: «Взрослые и детеныши». 4. Динамическая пауза: «Огород». 5. Найди все слова в цепочке. 6. Упражнение: «Закончи предложение». 7. Упражнение: «Найди и раскрась». |
|
18. | 1. Графический диктант. 2. Прочитай слова. 3. Динамическая пауза: «Снежинки». 4. Найди все слова в цепочке. 5. Упражнение: «Соедини половинки слов». 6. Раскрась рыбок. |
|
19. | 1. Графический диктант. 2. Прочитай слова по первым буквам картинок. 3. Чайнворд загадок. 4. Игра: «Делай с нами». 5. Игра: «Рассыпанные слоги». 6. Дорисуй вторую половинку. |
|
20. | 1. Графический диктант. 2. Расшифруй пословицу». 3. Упражнение: «Составь слова». 4. Игра: «Делай с нами». 5. Игра: «Пятый лишний». 6. Упражнение: «Спрятанные слова». 7. Нарисуй такую же. |
|
21. |
|
|
22. |
|
|
23. |
|
|
24. |
|
|
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста "Преодоление ОНР III-IV уровня с использованием элементов фольклора".
Преодоление ОНР III-IV уровня с использованием элементов фольклора....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»
Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федеральн...
Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающа...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: «Коррекция лексико-грамматического строя речи» 5 класс
Пояснительная запискаРабочая программа «Коррекция лексико-грамматичекого строя речи» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:Федеральным Законом &laq...
Авторская программа коррекционно - развивающего занятия "Учимся играя"
Предлагаемая программа коррекционно – развивающего занятия «Учимся играя» направлена на психическое и личностное развития ребенка с особыми образо...
Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Развитие творческого потенциала через трудовую деятельность» 10-11 классы
Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Развитие творческого потенциала через трудовую деятельность» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразов...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога по развитию коммуникативных компетенций для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития и направлена на развитие их коммуникативных компетенций, что является важным...