Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности
календарно-тематическое планирование по теме
Из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта работы: Взаимодействие учителя - логопеда
и воспитателей в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Автор: Литвинова Эмилия Викторовна, учитель – логопед
Место проведения: МБДОУ №1, г. Одинцово
Цель: реализация взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Задачи:
- акцентировать внимание педагогов на особенностях коррекционной работы в группах компенсирующей направленности в ДОУ;
- актуализировать практические навыки коррекционной работы c дошкольниками:
- познакомить с новыми приемами коррекционной работы.
Оборудование: презентация «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности; мультимедиа – проектор, компьютер; видеозапись игры-инсценировки, сборник методической литературы на диске;
Уважаемые коллеги! Сегодня, я хочу представить вашему вниманию мастер- класс на тему: «Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР».
Рассмотрим вопросы программы коррекционной работы с детьми в контексте реализации ФГОС ДО и при взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей в традиционной форме, а также в реализации образовательных проектов.
В разделе 2.11.2 ФГОС ДО прописано, что содержание коррекционной работы включается в содержательный раздел Образовательной программы ДОУ.
Данный раздел должен содержать:
- специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ (группы компенсирующей направленности);
- использование специальных образовательных программ (программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной)
Очевидна актуальность данной темы:
Результативность работы специалистов в группе компенсирующей направленности напрямую связана с правильно организованным режимом дня и преемственностью работы педагогов.
Но группа для детей с ОНР разновозрастная (старший и подготовительный возраст) и контингент ребят имеет разные речевые нарушения (ЗПРР, НР, ОНР 2(уровень), Н/в ОНР, ОНР 3 уровень, сопутствующие нарушения, тугоухость, энцефалопатия…) Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий.
Таким образом, проведение индивидуальной и подгрупповой работы воспитателя, как и учителя- логопеда требует дифференцированного подхода при делении детей на подгруппы и в выборе средств, методов, приемов обучения.
( Позвольте Вам напомнить, то, что вы уже знаете, а далее я расскажу вам, в чем заключается особенность моей работы по взаимодействию с воспитателями)
Каждый учитель-логопед и воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности ДОУ, знаком с тематическим принципом планирования по уточнению лексического запаса детей с ОНР. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина предлагают проводить занятия по развитию продуктивных видов деятельности в унисон с логопедическими занятиями. Иначе говоря, если учитель-логопед проводит с детьми занятия, например, по теме «Транспорт», то и воспитатель будет заниматься рисованием, аппликацией, лепкой и конструированием по данной теме. Педагоги обучают, развивают и воспитывают детей согласованно.
1. Решение организационных вопросов перед учебным годом. ( август)
1).Обсуждение оснащения развивающего предметного пространства в групповом помещении и логопедического кабинета; (покупка или самостоятельное изготовление наглядно- дидактического материала)
2).Обсуждение годового тематического планирования на текущий год (лексические темы на каждую неделю часто совпадают у воспитанников старшего и подготовительного возраста);
2.Работа воспитателя по заданию логопеда (вечернее время)
С этой целью ведется тетрадь «взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей»,
На индивидуальную и подгрупповую работу выделяется до 5—7 детей.
Рекомендуются следующие виды упражнений:
- развитие артикуляционной моторики;
-закрепление звуков и их дифференциация (автоматизация изолированного звука, в слогах, в словах, в предложениях и чистоговорках);
-повторение стихотворений, рассказов;
-упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления,
-фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза.
- лексико-грамматические упражнения в рамках изучаемой лексической темы недели
Воспитатель всегда осведомлен, на каком этапе автоматизируется звук у каждого ребенка и следит за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.
В процессе коррекционной работы воспитателя уделяется большое внимание развитию мелкой моторики.
Так, во внеучебное время воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из спичек, тренироваться в застегивании и растегивании одежды, развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера.
3. Некоторые упражнения проводятся воспитателем при подготовке к прогулке детей, в раздевалке:
-закрепление названий предметов одежды, ее деталей, материалов из которых она сделана,
-закрепление правильного употребления предлогов.
4.Просмотр занятий друг у друга, обсуждение и анализ;
6.Проведение совместных фронтальных интегрированных занятий-развлечений 1 раз в неделю в рамках изученной лексической темы.
5. Подготовительная работа воспитателя с детьми перед изучением нового материала. (перед завтраком, обедом, полдником, ужином)
Основные цели и задачи, примерный лексикон на будущей неделе обсуждаются и записывается, то, что требуется для подготовительной работы с детьми в тетрадь «взаимодействия» в раздел «логопедические пятиминутки».
Так, каждая новая тема начинается с подготовки формирования речевых навыков, которым предшествует участие в различных видах деятельности ребят:
-экскурсии
- практические действия с предметами,
-чтение художественной литературы,
-просмотр иллюстраций
-беседы по картинке
-активные наблюдения за жизненными явлениями самостоятельное.
-заучивание с воспитанниками стихов;
-развитие оптико-пространственных, слуховых функций, внимания, памяти
Воспитатель формирует готовность к принятию новой информации, и тем самым, позволяет почувствовать ребенка в ситуации успеха. Таким образом, поддерживается интерес ребят к занятиям по развитию речи.
6.Работа воспитателя по физическому развитию детей. (На прогулке, при подготовке к развлечениям).
Обращается специальное внимание на особенности психо-моторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий.
В группе с общим недоразвитием речи могут быть дети с дизартрией, имеющие, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости.
Необходимо помочь ребятам с нарушением речи догнать своих сверстников по физическому развитию.
Лучшее средство - подвижная игра.
Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания:
- нормализация мышечного тонуса,
- исправление неправильных поз,
- развитие статической выносливости,
-упорядочение темпа движений,
- формирование синхронного взаимодействия между движениями и речью,
-запоминание серии двигательных актов,
-воспитание быстроты реакции на словесные инструкции,
-развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма.
-дифференцированным навыкам, связанным с использованием некоторых орудий труда и инструментов (кисточка, ножницы, карандаш и др.).
-активизация деятельности в процессе конструирования, сюжетной игры, трудовой деятельности,
- развитие ориентировки в пространстве
Рассмотрим некоторые из направлений.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Этому служат следующие упражнения типа:
— сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;
— разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака и в кулак;
— отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередовать положение руки: ладонь-ребро (одной и двумя-- руками);
— вырабатывать переключение движений правой и левой руки (ладонь—кулак, ладонь—ребро ладони и т. п.);
— поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по поверхности стола;
— перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;
— отстреливать каждым пальцем поочередно маленький шарик;
— тренировать руку в захвате мячей различного диаметра;
— воспроизводить различные пальцев (колечко—цепь, щепоть);
— захватывать поочередно мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами.
Ребятам с нарушением речи необходимо помочь догнать своих сверстников по физическому развитию.
Лучшее средство - подвижная игра.
Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Общие принципы проведения подвижных игр с детьми
- сочетание двигательной активности детей со спокойными играми
Так, например, после занятий физическим трудом (работа на участке) лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры. Эти игры могут быть направлены на развитие ориентировки в пространстве, развитие внимания, памяти, сообразительности. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятия математикой, упражнения на формирование грамматических конструкций и т. п.).
- игры меняются с учетом развития детей (от простых игр переходим к - сложным)
У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям более младших группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.
- игры должны быть понятны, доступны (проводится подготовительная работа)
Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнение с предметом, он должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.
Сам воспитатель принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут, или не понимают и, в связи с этим, неправильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.
Игры, которые проводит воспитатель в группе для детей с ОНР.
1) «Не теряй равновесия»
Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Стопы их сомкнуты. Подняв руки на уровень груди, каждый поочередно ударяет партнера одной или обеими ладонями.
Можно уклоняться от удара, неожиданно разводя руки. Кто сдвинется с места хотя бы одной ногой — проигрывает.
2) «Кому достанется кегля»
На табурет ставятся кегля или булава. По обе стороны, табурета в 8—10 шагах от него становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.
3) «Тик—так—тук»
Ведущий говорит, обращаясь к детям: «Игра, которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова «тик—так—тук». Дети несколько раз повторяют этот ряд слов и только после этого ведущий продолжает: «Когда я дам один свисток, дети первой команды скажут: Тик. На два свистка вторая команда скажет: Так. Тук, — скажет третья команда, услышав три свистка. Побеждает та команда, в которой участники будут реже ошибаться».
Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей.
Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером—одно из самых любимых занятий дошкольников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых), с пониманием задач каждого этапа работы с ним при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.
Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная, игра типа «Поезд», «Самолет», может проходить по типу игр-инсценировок («Теремок»). Возможно проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, ребенок учится целенаправленно катать мяч, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т.
4) «Совушка»
За несколько дней до проведения игры с детьми рассматривают картинку с изображением совы, рассказывают о ее повадках. Проверяют, знают ли ребята названия насекомых, учат их имитировать движения птиц, насекомых. Детям загадывают загадки о насекомых, а затем читают и разбирают по вопросам стихотворение «Сова».
В лесу темно, Все спят давно, Одна сова не спит, На суку сидит, Да как полетит. Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит на середину, он будет изображать сову (ее выбирают считалкой). Все остальные дети — жучки, паучки, бабочки, маленькие птички. По команде ведущего «День наступает — все вокруг оживает» — все бегают по кругу. Совушка в это время спит (стоит в середине круга). Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает — все замирает!»— птички, жучки останавливаются и замирают. Совушка в этот момент «вылетает на охоту». Она высматривает тех,
5) «Передача мяча по кругу»
Две команды выстраиваются в затылок друг другу. Выбирают капитанов, которые получают волейбольные мячи. По сигналу каждый капитан поднимает мяч над головой, передает его стоящему позади и дальше, мяч переходит из рук в руки. Когда мяч возвращается к капитану, он направляет его впереди стоящим (т. е. в обратном направлении). После этого по команде капитана все поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все переворачиваются лицом к центру круга и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращается к капитану, то он поднимает его над головой. Выигрывает та команда, у которой мяч быстрее вернется к капитану.
Примечание: Вначале детей строят в общий круг и проводят игру со всеми. Когда дети усвоят все движения, их делят на команды и проводят между ними соревнование.
6) «Не перепутай» («Нос—ухо—нос»)
Ведущий объясняет участникам правила игры: при слове «нос» нужно дотронуться до носа, при слове «лоб»—до лба и т. д. Когда дети усвоят правила, будут верно называть части лица, головы, то проводится более усложненный вариант игры.
Ведущий пытается запутать детей: «Нос—нос—нос—ухо!». Сказав «ухо», ведущий указывает пальцем на подбородок и т. д. Игра поможет закрепить детям названия различных частей тела, лица, головы, будет воспитывать внимание, быстроту реакции.
7) «Найди себе пару»
Играющие становятся попарно в крут, водящий находится в его середине. По команде руководителя «Лицом к лицу!» игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу. По команде «Спиной к спине!» они становятся друг к другу спиной. По команде «Меняйтесь в парах!» каждый ищет себе другого партнера. В это время водящий старается стать с кем-нибудь в пару. Тот, кто останется без пары, становится водящим.
Игра развивает быстроту реакции, внимание, формирует понимание отдельных инструкций, умение удержать их в памяти и правильно выполнять. Играющим можно предложить и ряд других команд.
8) «Узнай по голосу»
Игра развивает внимание играющих, их слуховое восприятие, помогает познакомить и сблизить детей.
Ребята становятся в круг. В середину встает водящий, глаза у которого завязаны. Дети идут по кругу вслед за педагогом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются.
Педагог говорит:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встанем.
Ты загадку отгадай:
Кто тебя позвал, узнай?
Педагог молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» или «Назови меня». Водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.
9) «Салки» в два круга
Участники игры образуют два круга: один — внутренний, другой — внешний. Оба круга движутся в противоположных направлениях. По сигналу руководителя они останавливаются и все игроки внутреннего круга стараются осалить игроков внешнего круга, т. е. дотронуться рукой до кого-либо раньше, чем те успеют присесть. «Осаленные» дети встают во внутренний круг, и игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется мало игроков (4—6).
п.), и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями.
После того, как большинство детей усвоит правила игры и им будут понятны задания ведущего, их можно объединить в группы для проведения игры.
Предлагаемые игры могут сокращаться, дополняться по усмотрению педагогов в зависимости от коррекционных задач каждого периода. Ниже приводится примерный перечень игр, которые можно рекомендовать воспитателю специальной группы для прогулки.*
кто шевелится или смеется, и уводит их к себе в гнездо — в середину круга. Они же становятся совушками и при повторении игры все вместе вылетают на охоту.
10) «Нас не слышно и не видно»
Водящий с завязанными глазами садится на траву (пенек). Остальные располагаются по кругу в 20 шагах. Тот из играющих, на кого укажет ведущий, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий, заслышав шаги или шорох, должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если он укажет направление верно, то сменяет водящего. Победителем окажется тот, кто сумеет приблизиться к водящему, дотронуться до плеча, а потом назвать по имени. Водящий должен по голосу узнать товарища. Игра способствует развитию слухового восприятия, памяти.
11) «Найди флажок»
На небольшом участке (участок, где много кустов, деревьев) ведущий прячет несколько флажков в таких места, где их не сразу можно найти, но ветками и травой не прикрывает. На поиски флажков отводится 15 мин, после чего подается сигнал и каждый, кто нашел флажок, несет его к педагогу. Выигрывает тот, кто принесет больше флажков.
12) «Передай — садись»
Играющие разбиваются на несколько команд по 5—6 человек в каждой, выбирают капитанов и выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии сначала 4, потом 5—6 шагов становятся капитаны, Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку в своей колонне. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на скамеечку. Капитаны бросают мяч вторым, потом третьим игрокам и т. д. Каждый из них, вернув мяч капитану, садится. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, капитан которой первым поднял мяч.
13) «Передача мяча по кругу»
Две команды выстраиваются в затылок друг другу в два отдельных круга. Каждая команда выбирает капитана, который получает большой мяч. По сигналу капитан поднимает мяч над головой и передает его назад. Мяч переходит по кругу из рук в руки. Когда мяч дойдет до капитана, тот направляет его вперед, т. е. в обратном направлении. Выигрывает команда, у которой мяч ни разу не упадет и быстрее вернется к капитану.
Усложненный вариант игры.
После того, как мяч вернется к капитану, все по команде капитана поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все поворачиваются лицом к центру, и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращается к капитану, он поднимает его над головой. Сначала воспитатель проводит игру, построив всех в один общий круг. Когда играющие усвоят правила игры (как передавать мяч, когда и как поворачиваться), воспитатель делит их на две команды и проводит соревнования между ними. Чтобы дети лучше усвоили задание, необходимо не только показывать, но и называть каждое движение.
14) «Быстрей шагай»
Играющие строятся в одну шеренгу. Спиной к играющим на другой стороне площади стоит водящий. Водящий-педагог четко говорит: «Быстрей шагай, смотри не зевай! Стоп!». Пока ои произносит эти слова, дети стараются быстрым шагом приблизиться к водящему.
При команде «стоп!» они должны замереть на месте. Тот, кто не успеет остановиться, возвращается на свое место. Произнеся команду, водящий быстро оглядывается и следит за тем, как ребята выполняют правила игры. Так играют до тех пор, пока кто-нибудь не «запятнает» водящего раньше, чем тот успеет оглянуться. Тот, кто осалит водящего, становится победителем. Игру можно усложнить. После того, как осалят водящего, тот бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.
Вариант: принеся флажки, играющие говорят, где и как они их нашли. Точно так же можно прятать любую игрушку в помещении, на прогулке. В данной игре можно усложнить и речевую задачу. Если ребенок найдет сразу два предмета, он может составить простое предложение с однородными членами: «Вот утка и петух», «Катя, неси утку и петю», «Вот кубик и домик», «У меня кубики и домик» и т. д.
7. Работа учителя- логопеда и воспитателей в образовательных проектах.
Формирование связной речи, лексико-грамматического строя, обогащение словаря детей с ОНР в группе компенсирующей направленности осуществляется как на специальных коррекционных занятиях, так и в процессе разнообразной практической деятельности. С этой целью мы вводим в коррекционный процесс проектную деятельность.
Остановимся на этой деятельности и рассмотрим ее подробнее. Осуществляют проектную деятельность учитель-логопед и воспитатели, приветствуется также привлечение других специалистов (психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре).
«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое практическое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет С.А. Миронова о значении практического опыта для дошкольников с ОНР.
Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема.
Решая в ходе проектирования различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи
-мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас,
-учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, делиться информацией со сверстниками), адекватно общаться с окружающими.
Цель образовательной проектной деятельности: развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья;
-развитие мотивационно -познавательной сферы;
-творческого воображения и мышления;
- коммуникативных навыков.
Как правило, у детей с речевыми дефектами наблюдается снижение познавательной активности. Повысить желание узнать что-то новое об окружающем метод проектирования поможет только в том случае, когда педагоги мотивируют деятельность и вовлекают в нее не только воспитанников, но и их родителей.
В старшей и подготовительной к школе группах проекты служат для развития интеллектуальной инициативы дошкольников, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого (затем, по возможности, самостоятельно).
Тематика проектов может быть разнообразной:
-патриотической, математической направленности;
-по изучаемой лексической теме;
-направленные на социализацию в обществе, ознакомление с творчеством детских писателей, основам безопасности и жизнедеятельности.
По роду деятельности проекты могут быть:
-исследовательско - творческими;
-творческими;
-информационно-практико-ориентированными;
-ролево-игровыми
Виды проектов по срокам реализации:
-краткосрочный (одно или несколько занятий);
-средней продолжительности (от 2 недель до нескольких месяцев)
-долгосрочный (на учебный год)
Этапы проектной деятельности:
1.Выбор цели;
2. Разработка плана;
3. Практическая часть;
4. Итог (презентация)
Заканчивается проект всегда презентацией (оформление альбома, стенгазеты, плакатов, фотовыставки; творческий отчет детей, спектакль, мультфильм, клип, открытое занятие –развлечение для родителей, изготовление кормушек для птиц, макетов и т.д.).
Информационно-практико-ориентированный проект « В дом чужого не пущу»
Цель: ознакомить с основами безопасности жизнедеятельности.
Продолжительность: 1 месяц
Задачи:
- предостеречь детей от неприятностей при контакте с незнакомыми людьми;
-рассмотреть и обсудить такие опасные ситуации, как общение с чужими людьми (которые представляются полицейским, почтальоном, сантехником, маминым знакомым и т.д.), научить их правильно себя вести;
-дать понять, что приятный голос и внешность незнакомого человека не всегда говорят о его добрых намерениях.
Предварительная работа:
1.Заучивание правил «Как вести себя, если остался один»
2. Семантизация словаря: доверчивость, уговоры, обещания.
3.Чтение сказок:
- русская народная сказка
- А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
4. Подготовка к игре-драмматизации сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад
(заучивание стихов-диалогов, песен, танца)
(Видеозапись игры-драмматизации «Волк и семеро козлят»)
Проводя обобщающие образовательные проекты, мы заметили: познавательная активность, мотивация к образовательной деятельности стали выше и вследствие этого и динамика развития речи воспитанников значительно улучшилась. Эффективность разработанной системы подтверждается сравнительным анализом комплексной диагностики. На начало обучения не было выявлено высокого уровня развития речи, на среднем уровне находилось 20% детей, на низком уровне - 80%. К концу обучения в старшей группе выше среднего уровня - 20%, на среднем уровне - 80%.Такая положительная динамика подтверждает эффективность и результативность проделанной работы.
Таким образом, проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими нарушения речи, нельзя недооценивать - она имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.
Литература:
1.Филичева Т.Б., Туманова Г.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.
2. Ю.А. Фадеева, И.И. Жилина. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР.
Предварительный просмотр:
Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности на 2015-2016 учебный год.
учитель- логопед Литвинова Э.В.
Тематический годовой план фронтальной коррекционной деятельности учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год
(старшая группа для детей с ОНР)
I период обучения (сентябрь-ноябрь)
Формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза. (В первом периоде обучения работа ведется только индивидуально или малыми подгруппами) |
Человек. Части Тела.(16.09.-19.09) 1.Развитие общего внимания и понимания речи Человек 2.Развитие общего внимания и понимания речи | 3.Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков слогов и слов близких по звук.сост.) 4.Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
Осень. Деревья(21.09-25.09) 5.(Развитие)Формирование понятий о действии и предмете 6.Закрепление понятия о действии | 7.Звук А.Знакомство с понятием «слово», «звук», выделение заданного гласного зв. из потока звуков, выделение и определение в слов. I глас. 8.Звук А. Знакомство с понятием «слово», «звук», выделение заданного гласного звука из потоков звуков. |
Огород . Овощи.(28.09-2.10) 9.Имена собственные и их уменьшительные формы. 10.Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкат. значения. | 11.Звук У. Анализ и синтез сочетаний из 2-х гласных звуков (АУ,УА) 12.Звук У.Анализ и синтез сочетаний из 2-х гласных звуков. |
Сад. Фрукты (5.10-9.10) 13.Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе. 14. Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе | 15.Звуки А-У. Определения наличия-отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. 16. Звуки А-У. Закрепление полученных навыков. |
Продукты(12.10-16.10) 17.Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени 18.Согласование существительного и глагола в числе | 19.Звук И. Анализ и синтез сочетаний из 2-х гласных звуков (АИ,ИА,ИУ,УИ). 20. Звук И. Закрепление полученных навыков. |
Перелетные птицы(19.10-23.10) 21.Составление 3-х словных предложений. Понятия «слово-предложение». 22.Составление 3-х словных предложений. Понятие «слово», «предложение», «действие» | 23.Звуки А У И. Определение в словах последнего гласного звука. 24.Звуки А У И. Закрепление полученных навыков. |
Дикие животные(26.10-30.10) 25.Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию. 26.Согласование числительных «один», «одна» с существительными | 27.Звук О. Анализ и синтез сочетаний из 3-х гласных звуков (АОУ, ИУО..) 28. Звук О. Закрепление полученных навыков. |
Ягоды.Грибы (2.11-6.11) 29.Составление рассказа по демонстрируемому действию 30.Падежные конструкции. Родительный падеж существ. | 31. Звук Ы. Закрепление полученных навыков. 32. Звук Ы. Закрепление полученных навыков. |
Одежда Обувь(9.11-13.11) 37.Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?) 38. Согласование числит. «два», «две» с сущ-ми.
| 39.Звуки Ы-И .Определение в словах I и последнего гласного звука, анализ и синтез сочетаний из 3-х гласных звуков. 40. Звуки Ы-И. Закрепление полученных навыков. |
Моя семья (23.11-27.11) 41.Относитель. прил.(какой?) 42.Пересказ рассказа 44. Согласование числительного и существительного | 43. Звук М. Определение в словах первого согласного звука,анализ и синтез слов, состоящих из двух звуков согл.+ гласн. (УМ, АМ, МЫ, МУ) |
II период обучения (декабрь-март)
Зима.Зимующие птицы(30.11-5.12) 45. Согласование местоимений «мой», «моя» с сущ 46. Составление предложений с включением определений 48. Согласование числительного и существительного | 47.Звук Н. Определение наличия-отсутствия согл. зв. в словах подбор слов |
Домашние животные. (7.12-12.12) 49.Предлоги 50.Падеж. конструкции. дател. падеж сущ. в ед.ч 52.Согласование числительного и существительного | 51. Звуки Н-Нь. Анализ и синтез слова «Он». |
Домашние птицы(14.12-18.12) 53.Падеж. конструкции. дател. падеж сущ. во мн.ч. 54.Пересказ рассказа с опорой на серию сюжета картин. 56. Согласование числительного и существительного | 55.Звук Ф. Анализ и синтез слов состоящих из 2-х звуков..( гласные + согласные : АФ, ОФ, УФ. ) |
Посуда (21.12-25.12) 57.Падежные конструкции. Творительный падеж сущ. в ед.ч 58.Падеж. конструкции. Творит. падеж сущ. в ед.ч. 60.Описание с использованием схем. | 59.Звуки В-Ф. Опредеоение 2-х гласных звуков в словах (ВАГОН,ВАФЛИ,ВУАЛЬ,ФАНТИК.) |
Зима. Новогодний праздник (28.12-31.12) 61. Согласование местоимений «мой», «моя» с сущ 62. Составление предложений с включением определений 63. Согласование числительного и существительного | 64. Звуки М-Н. Определение 2-х гласных звуков в словах |
Мебель .(11.01-15.01) 65.Предлог «НА» 66.Предлоги 68.Согласование числительного и существительного | 67. Звуки М-Мь .Определение 2-х гласных звуков в словах (МУКА,МАКИ) (МУФТА,МАГНИТ,НОТА.) |
Транспорт (18.01-22.01) 69.Пересказ рассказа с опорой на серии сюжетов картин. 70. Предлог «Под». 72. Согласование числительного и существительного | 71.Звук Б.Определение гласного звука в середине односложных слов ( БАК, БЫК, БОК, БИНТ, БУК. )
|
Профессии (25.01-29.01) 73.Дифференциация предлогов «На», «Под» 74.Падежные конструкции. Предложн. падеж сущ. с предлогом. 76. Согласование числительного и существительного | 75.Звук П.Анализ и синтез обратного слога АП,ОП,УП, Определение конечного согласного звука в словах. |
Детский сад (1.02-5.02) 77.Падежные конструкции. Изм. сущ. в ед.ч по падежам. 78.Падежные конструкции. Изм. сущ. в ед.ч по род. 80.Согласование числительного и существительного | 79.Звуки Б-П.Полный анализ и синтез слов БЫК,БАК,БОК |
Комнатные растения (8.02-12.02) 81.Предлог В. 82.Предлог на 84. Согласование числительного и существительного | 83.Звуки Д.Определение позиции согласного звука в начале и в середине |
Наша армия .(15.02-19.02) 85.Пререск. рассказа с опорой на серию сюж.картин. 86.Подбор определений к предметам и объектам (по цвет. по фор) 88. Согласование числительного и существительного | 87.Звук Т.Определение позиции согласного звука в начале, середине, конце. |
Зоопарк (22.02-26.02) 89. Подбор определений 90.Подбор определений 92. Согласование числительного и существительного | 91.Звуки Д-Т. Полный анализ и синтез слов ДОМ, ДЫМ. ТОМ, ТАМ. |
Весна.Мамин праздник (29.02-4.03) 93.Приставочные глаголы. 94.Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. 96. Согласование числительного и существительного | 95.Звук Г. Звук К.Определение позиц. согл. зв. полный анализ и синтез (ПУХ, МОХ.)Закрепление полученных знаний и навыков. |
Игрушки.(9.03-11.03) 97.Предлоги В, НА, ПОД 98.Описание с использованием схем. | 99.Звук Г-К. Закрепление полученных. навыков Полный анализ и синтез слов (ГОЛ,КОЛ,КОТ,ГАМ.) |
Дом (14.03-18.03) 100. Подбор нескол. определ. к предметам и объектам 101. Контрольное занятие. Описание по схеме . 102Согласование числительного и существительного | 103.Звук Х. Определение позиции согласного зв.Полный анализ и синтез слов. Контрольное задание. |
Рыбы (21.03-25.03) 104.Составление рассказа 105 Подбор нескольких опред-й к предмет. и объектам. Описание с использованием схем. 106. Согласование числительного и существительного | 107. Звуки Х-Г. Закрепление полученых навыков. |
Наш город( 28.03-1.04) 108.Приставочные глаголы. 109.Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. 111.Согласование числительного и существительного | 110. Звуки Г-Гь. Закрепление полученых навыков. |
III период обучения ( апрель- май )
Почта (4.04-8.04) 112.Согласование прилагательных и сущ. в роде 113.Согласование прилагательных и сущ. в роде | 114.Звуки К-Х, Звуковой анализ и синтез слов КИТ, ХОЛЛ, КОЛ, АХ 115. Звуки К-Х. Закрепление полученных навыков. |
Космос (11.04-15.04) 116.Составление рассказа по серии сюжет. картинок 117.Распростронение предложений путём введения однородных определений | 118.Звук С. Определение позиции согласного звука в слове. полный анализ и синтез слов СУП, СОК,СЫН,СОН 119. Определение первого согласного и последующего в словах САМОКАТ, СЫНОК, СУББОТА,СОБОЛЬ. |
ПДД (18.04-22.04) 120. Составление рассказа по серии сюжет. картинок 121.Предлог К. | 122.Звук З. Полный анализ и синтез слов ЗУБЫ, КОЗЫ. 123. Звук З. Закрепление полученных навыков |
Хлеб(25.04-29.04) 124Предлог К. 125.Пересказ рассказа составленного по сюжетным картинкам | 126.Звуки С-З. Преобразование слов путем замены одного звука. ( МАК-БАК, БАК-БЫК) 127. Звуки С-З. Закрепление полученных навыков |
День Победы (4.05-7.05) 128.Предлог К , ОТ 129.Составление рассказа по сюжет. карт | 130.Звук Ц. Определение позиции согласного звука в слове.Звуковой анализ и синтез слова ЦЕЛЬ 131. Звук Ц. Закрепление полученных навыков |
Полевые цветы(10.05-13.05) 132.Глаголы-антонимы 133.Уточнение пройденных глаголов | 134.Звуки Ц-З. Полный анализ и синтез слов ЗОНТ, ЦЕПЬ 135. Звуки Ц-З. Закрепление полученных навыков |
Лето (16.05-20.05) 136.Распространение предложений путем введения однородных определений. 137.Контрольное занятие по развитию связной речи. | 138.Звуки и буквы С-Ц («тс»). Полный анализ и синтез слов СОЛЬ, ОСА, ЛИЦО. Закрепление полученных навыков. 139.Контрольное занятие. |
Тематическое планирование фронтальной коррекционной деятельности в подготовительной
к школе группе для детей при ОНР на 2015-2016 уч. год
1 период обучения (сентябрь-ноябрь)
№ | Развитие лексико-грамматических представлений и связной речи | № | Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте | |
1. | Человек. Части тела.(16.09.-19.09) Развитие высших психических функций. | 4. | Звуки и буквы | |
2. | Развитие высших психических функций. | 5. | Гласные и согласные звуки | |
3. | Согласование существительных и прилагательных | |||
6. | Осень. Деревья осенью.(21.09-25.09) Развитие высших психических функций. | 9. | Звук и буква «У». Определение позиции звука «У» в слове. Знакомство с буквой «У». | |
7. | Развитие высших психических функций. Падежные конструкции. Родительный падеж имен существительных | 10. | Звук и буква «У». Определение позиции звука «У» в слове. Знакомство с буквой «У». | |
8. | Развитие связной речи | |||
11. | Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. (28.09-2.10) Развитие связной речи. Составление 4- словных предложений с включением 1 определения | 14. | Звук и буква «А». Определение позиции звука «А» в слове. Знакомство с буквой «А». Звуки и буквы «А», «У». | |
12. | Глаголы совершенного и несовершенного вида. | 15. | Звук и буква «А». Определение позиции звука «А» в слове. Знакомство с буквой «А». | |
13. | Развитие связной речи | |||
16. | Фрукты. Труд взрослых в садах.(5.10-9.10) Развитие связной речи. | 19. | Звук и буква «И». Определение позиции звука «И» в слове. Анализ и синтез сочетаний АУИ,ИУА. Чтение сочетаний. Чтение сочетаний обратных слогов. | |
17. | Глаголы совершенного и несовершенного вида | 20. | Определение позиции звука «И» в слове. Анализ и синтез сочетаний АУИ,ИУА. Чтение сочетаний. Анализ обратного слога. | |
18. | Развитие связной речи | |||
21. | Продукты питания(12.10-16.10) Развитие связной речи. Родительный падеж имен существительных ед. и мн. числа | 24. | Определение позиции звука «О» в слове. Анализ обратного слога. Чтение сочетаний обратных слогов. | |
22. | Составление предложений с включением нескольких определений и объединение их в рассказ. | 25. | Определение позиции звука «О» в слове. Анализ обратного слога. Чтение сочетаний обратных слогов. | |
23. | Развитие связной речи | |||
26. | Перелетные птицы(19.10-23.10) Падежные конструкции. | 29. | Звук и буква «Ы». Определение позиции звука в слове. Анализ обратного слога. Чтение сочетаний обратных слогов. | |
27. | Притяжательные прилагательные. | 30. | Звук и буква «Ы». Определение позиции звука в слове. Анализ обратного слога. Чтение сочетаний обратных слогов. | |
28. | Развитие связной речи. Пересказ с опорой на мнемотаблицу | |||
31. | Дикие животные и их детеныши. (26.10-30.10) Развитие связной речи. | 34. | Звук и буква «Э».Определение позиции звука в слове. Анализ обратного слога. Чтение сочетаний обратных слогов. | |
32. | Пересказ рассказа « Медведь». | 35. | Звук и буква «Э».Закрепление полученных навыков. | |
33. | Развитие связной речи | |||
36. | Грибы. Ягоды (2.11-6.11) Употребление предлогов. | 39. | Понятие « Гласный звук». Чтение. Гласные звуки. | |
37. |
Падежные конструкции. Творительный падеж мн. ч. существительных | 40. | Закрепление полученных навыков. Понятие «Гласный звук». | |
38. | Развитие связной речи | |||
41. | Осенняя одежда и обувь, головные уборы. Материалы, из которых они сделаны(9.11-13.11) . Относительные прилагательные. | 44. | Гласные звуки «А, У, О, И». Закрепление полученных навыков. Понятие « Гласный звук». Чтение | |
42. | Предложный падеж множественного числа существительных | 45. | Звук и буква «Ы» Звуки « И», «Ы» Определение позиции звуков в слове. Закрепление полученных навыков | |
43. | Развитие связной речи | |||
46. | Моя семья.(23.11-27.11) Составление предложений с включением нескольких определений и объединение их в рассказ. | 49. | Звуки «Э». Определение позиции звуков в слове. Закрепление полученных навыков.». | |
47. | Относительные прилагательные. Развитие связной речи. Составление рассказа. | 50. | Звуки« Э», «Ы» Определение позиции звуков в слове. Закрепление полученных навыков. | |
48. | Развитие связной речи | |||
2 период обучения (декабрь- март) | ||||
51. | Зима. Зимующие птицы. (30.11-5.12) Относительные прилагательные. Составление предложений с включением нескольких определений. | 54. | Гласные звуки А, У, О, И, Ы,Э. Закрепление полученных навыков. Понятие « Гласный звук». Чтение | |
52. | Развитие связной речи. | 55. | Гласные звуки А, У, О, И, Ы,Э. Закрепление полученных навыков. Понятие « Гласный звук». Чтение | |
53. | Развитие связной речи | |||
56. | Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных. (7.12-12.12) Падежные конструкции. Составление предложений с включением нескольких определений, объединение их в рассказ. | 59. | Звук и буква «Т». Определение позиции звука «Т» в слове. Анализ обратного слога. Чтение сочетаний обратных слогов | |
57. | Развитие связной речи. | 60. | Звуки «Т»,»Ть». Определение позиции звука «Т» в слове. Анализ обратного слога. Чтение сочетаний обратных слогов. | |
58. | Развитие связной речи | |||
61. | Домашние птицы(14.12-18.12) Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными. Творительный падеж множественного числа существительных | 64. | Звук и буква «П». Определение позиции звука «П» в слове. Анализ обратного слога. Чтение сочетаний обратных слогов. | |
62. | Развитие связной речи. Составление рассказа по алгоритму. Подбор относительных прилагательных | 65. | Звуки и буквы «П, Т». Определение позиции звука «П» в слове. Анализ обратного слога. Чтение сочетаний обратных слогов. | |
63. | Развитие связной речи | |||
66. | Виды посуды. Материалы, из которых она сделана(21.12-25.12) Падежные конструкции. Предлоги | 69. | Звук и буква «Н». Знакомство. Закрепление полученных навыков. | |
67. | Относительные прилагательные. | |||
68. | Развитие связной речи | 70. | Звуки «Н, НЬ». Определение позиции звуков в слове. Анализ обратного слога. Чтение сочетаний обратных слогов. | |
71. | Зима.Новогодний праздник.. (28.12-31.12) Развитие связной речи. Творительный падеж множественного числа существительных. | 74. | Звук и буква «М». Знакомство. Закрепление полученных навыков. | |
72. | Развитие связной речи | 75. | Звуки «М», «МЬ». Знакомство со схемой односложных слов. Чтение односложных слов. | |
73. | Развитие связной речи | |||
76. | Мебель. Части мебели. Материалы, из которых она сделана. .(11.01-15.01) Предложный падеж множественного числа | 79. | Звуки и буквы «П ,Т,М». | |
77. | Относительные прилагательные. | 80. | Звуки и буквы «Б». Чтение односложных слов. Выкладывание слов из букв. | |
78. | Развитие связной речи. | |||
81. | Транспорт. Виды транспорта. (18.01-22.01) Родительный падеж множественного числа существительных
| 84. | Звуки и буквы. Буква «Я». Йотированные гласные. Чтение слогов. | |
82. | Согласование числительного и существительного в дательном падеже. Развитие связной речи. | 85. | Звуки и буквы. Буква «Е». Йотированные гласные. Чтение слогов. | |
83. | Развитие связной речи | |||
86. | Профессии. Трудовые действия.. (25.01-29.01) Родительный падеж множественного числа существительных | 89. | Звуки и буквы. Буква «Е» Йотированные гласные. Чтение слогов. | |
87. | Развитие связной речи. | 90. | Звуки и буквы. Буква «Ю». Йотированные гласные. | |
88. | Развитие связной речи. | |||
91. | Школьные принадлежности. (1.02-5.02) Предлоги. | 94. | Звук «Б». Схемы слов. БУЛКА, БАНКА,КАБИНА .Выкладывание и чтение слов. | |
92. | Творческое рассказывание. | 95. | Звуки «Б, П». Схемы слов. Выкладывание и чтение слов. | |
93. | Развитие связной речи | |||
96. | Комнатные растения. (8.02-12.02) Работа над фразой | 99. | Звук и буква «С». Знакомство с понятием «Слог». Определение позиции «С» в словах.. Синтез слов « суп», «сом». | |
97. | Работа над фразой | 100. | Звуки «С», «СЬ». Схемы слов УСЫ, ОСЫ. Чтение односложных слов. Выкладывание слов из букв. Закрепление полученных навыков. | |
98. | Творческое рассказывание. | |||
101. | Наша армия .(15.02-19.02) Работа над фразой.. | 104. | Звук и буква «З». Звуковой анализ слов. Письмо диктантов. Деление слов на слоги. Схема слов ЗУБЫ, СОВЫ. | |
102. | Сложносочиненное предложение | 105. | Звуки « З,ЗЬ». Схемы слов. Выкладывание и чтение двусложных слов. | |
103. | Работа над фразой. Сложносочиненное предложение. | Звуки и буквы «С,З». Выкладывание и чтение двусложных слов | ||
106. | Животные жарких и Северных стран. Повадки. Детеныши. (22.02-26.02) Развитие связной речи. | 109. | . Звуки и буква «Ц», «ТЬ». Схемы слов. Выкладывание и чтение двусложных слов. Схемы слов. | |
107. | Работа над фразой | 110. | Звук и буква «Ц», «З». Подбор слов с заданным количеством звуков. | |
108. | Развитие связной речи | |||
111. | Ранняя весна. Мамин праздник(29.02-4.03) Работа над фразой. Сложносочиненное предложение | 114. | Звук «В». Схемы слов. Выкладывание и чтение слов. | |
112. | Развитие связной речи. | 115. | Звуки «В, Ф». Схемы слов. Выкладывание и чтение 2 -сложных слов. Схемы слов. | |
113. | Работа над фразой | |||
116. | Наша Родина - Россия (9.03-11.03) Развитие связной речи | 119. | Звук «Г», Выкладывание и чтение двусложных слов. Звукобуквенный анализ слов с заданными буквами. | |
117. | Развитие связной речи | 120. | Звуки «Г,ГЬ». Схемы слов. Игровые приемы звукового анализа. | |
118. | Работа над фразой | |||
121. | Москва - столица нашей Родины (14.03-18.03) Работа над фразой. Развитие связной речи | 124. | Звуки К». Звуковой анализ слов. Письмо диктантов. Выкладывание и чтение двусложных слов со стечением согласных | |
122 | Работа над фразой. Развитие связной речи | 125. | Звуки К, КЬ. Выкладывание и чтение слов различной сложности. | |
123. | Падежное управление. Родительный падеж. Развитие связной речи | |||
126. | Рыбы. (21.03-25.03) Согласование прилагательного и существительног | 129. | Звуки К,Г Выкладывание и чтение двусложных слов со стечением согласных. | |
127. | Работа над фразой. Развитие связной речи. | 130. | Звук «Х». Выкладывание слов из букв. Чтение односложных слов. | |
128. | Развитие связной речи. | |||
131. | Наш город ( 28.03-1.04) Работа над фразой. Развитие связной речи. | 134. | Звук «Х». Выкладывание слов из букв. Чтение односложных слов. | |
132. | Предлог НАД. Развитие связной речи | 135. | Звуки К,Г,Х «Звуковой анализ слов. Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов. | |
133. | Работа над фразой. Развитие связной речи | |||
3 период ( апрель-май) | ||||
136. | Почта(4.04-8.04) Согласование прилагательного и существительног | 139. | Звук и буква «Ш». Схемы слов. Игровые приемы звукового анализа . Выкладывание и чтение слов со стечением согласных | |
137. | Работа над фразой. Развитие связной речи. | 140. | Звук и буква «Ш». Схемы слов. | |
138. | Развитие связной речи. | |||
141. | Космос (11.04-15.04) Работа над фразой. Сложносочиненное предложение. | 144. | Звуки «Ж,». Схемы слов. Игровые приемы звукового анализа . Выкладывание и чтение слов со стечением согласных | |
142. | Развитие связной речи | 145. | Звуки и буквы «Ж,З». Схемы слов. Игровые приемы звукового анализа. Письмо диктантов | |
143. | Работа над фразой. Развитие связной речи | |||
146. | Правила дорожного движения (18.04-22.04) Работа над фразой. Сложносочиненное предложение. | 149. | Звуки и буквы «Ш,С,З». Схемы слов. Игровые приемы звукового анализа. Выкладывание и чтение слов различной сложности. | |
147. | Словоизменение. Работа над фразой. | 150. | Звуки и буквы «Ч». Звуковой анализ слов. Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов.. | |
148. | ||||
151. | Откуда хлеб пришел?(25.04-29.04) Работа над фразой. Сложносочиненное предложение. | 154. | Звуки и буквы Ч, Щ,Ш». Звуковой анализ слов. Письмо диктантов. | |
152. | Развитие связной речи | 155. | Звуки и буквы Ч,ТЬ. Звуковой анализ слов. Письмо диктантов. | |
153. | Работа над фразой. Сложноподчиненное предложение. | |||
156. | День Победы(4.05-7.05) Глаголы совершенного и несовершенного вида. | 159. | Звуки и буквы ТЬ, Щ. Звуковой анализ слов. Письмо диктантов. | |
157. | Развитие связной речи | 160. | Звук и буква Л. Звуковой анализ слов. Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов Письмо диктантов. | |
158. | Работа над фразой. Сложноподчиненное предложение. | |||
161. | Поздняя весна. Цветы. (10.05-13.05) Подбор прилагательных. | 164. | Звуки Л, ЛЬ. Звуковой анализ слов. Письмо диктантов. | |
162. | Работа над фразой. Сложноподчиненное предложение. | 165. | Звуки Ль, Й. Выкладывание и чтение двусложных слов со стечением согласных | |
163. | Несклоняемые существительные. Развитие связной речи | |||
166. | Скоро в школу (16.05-20.05) Развитие связной речи | 169. | Звук и буква «Р». Схемы слов. Игровые приемы звукового анализа. Письмо диктантов. | |
167. | Развитие связной речи | 170. | Звуки «Л, Р». Схемы слов. Игровые приемы звукового анализа. Выкладывание и чтение двусложных слов со стечением согласных. Звуковой анализ слов. Письмо диктантов. | |
168. | Работа над фразой. Сложноподчиненное предложение. |
Тематический годовой план воспитателей на 2015-2016 учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи | Формирование навыков звукового анализа и синтеза, развитие фонетико-фонематической стороны речи | ||
Старшая группа | Подготовительная группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Человек. Части тела.
| Человек. Части тела. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков слогов и слов близких по звуковому составу) | Звуки и буквы |
Осень. Деревья | Осень. Деревья осенью. | Звук А. | Звук и буква «У». |
Огород. Овощи. | Овощи. Труд взрослых на полях и огородах | Звук У. | Звук и буква «А». |
Сад. Фрукты | Фрукты. Труд взрослых в садах. | Звуки А-У. | Звук и буква «И». |
Продукты питания | Продукты питания | Звук И. | Звук и буква «И». |
Перелетные птицы | Перелетные птицы.
| Звуки А У И. | Звук и буква «О». |
Дикие животные | Дикие животные и их детеныши. | Звук О. | Звук и буква «О». |
Ягоды. Грибы | Грибы. Ягоды. Поздняя осень. | Звук Ы. | Гласные звуки
|
Одежда. Обувь. | Осенняя одежда и обувь, головные уборы. Материалы, из которых они сделаны | Звуки Ы-И | Гласные звуки А,О,У,И |
Моя семья | Моя семья. | Звук М | Звук и буква «Э». |
II период обучения (декабрь-март)
Зима. Зимующие птицы | Зима. Зимующие птицы | Звук Н. | Гласные звуки |
Домашние животные. | Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных. | Звуки Н-Нь, | Звук и буква «Т». |
Домашние птицы | Домашние птицы | Звук Ф | Звуки и буквы «П». |
Посуда | Виды посуды. Материалы, из которых она сделана | Звук В-Ф | Звук и буква «Н». |
Зима. Новый год. | Зима. Новогодняя елка. | Звуки М- Н | Звуки «Н-Нь». |
Мебель . | Мебель. Части мебели. Материалы, из которых она сделана. | М- Мь | Звуки и буквы «П ,Т ,М». |
Транспорт | Транспорт. Виды транспорта. | Звук Б | Буква «Я». |
Профессии | Профессии. Трудовые действия. | Звук П. | Буква «Е». |
Детский сад. | Школьные принадлежности | Звуки Б-П. | Звук и буква «Б». |
Комнатные растения | Комнатные растения. | Звуки Д. | Звук и буква «С». |
Наша армия | Наша армия | Звук Т. | Звук и буква «З». |
Зоопарк | Животные жарких и Северных стран. Повадки. Детеныши. | Звуки Д-Т. | Звуки и буква «Ц», «ТЬ». |
Весна. Мамин праздник | Ранняя весна. Мамин праздник | Звук Г | Звук «В»
|
Игрушки. | Наша Родина - Россия | Звуки Г-К | Звук «Г» Дифференциация твердого и мягкого, глухого и звонкого звуков |
Дом | Москва - столица нашей Родины | Звук Х | Звуки К-Г Дифференциация твердого и мягкого, глухого и звонкого звуков |
Рыбы | Рыбы. | Звуки Х-Г | Звук Х, Дифференциация твердого и мягкого, глухого и звонкого звуков |
Наш город | Наш город. | Звуки Г-Гь | Звуки К,Г,Х. Дифференциация твердого и мягкого, глухого и звонкого звуков |
III период обучения ( апрель-май )
Почта | Почта. | Звуки Х-Г | Звук «Ш» |
Космос | Космос | Звук С | Звук «Ж». |
ПДД | Правила дорожного движения | Звук З | Звуки и буквы «Ш,З,С» |
Хлеб | Откуда хлеб пришел? | Звуки С-З | Звуки и буквы «Ч». Звуки и буквы Ч, ТЬ. |
День Победы | День Победы | Звук Ц | Звуки и буквы «ТЬ-Щ». |
Полевые цветы | Поздняя весна. Цветы. | Звуки Ц-З. | Звук и буква Л. Звуки Л, ЛЬ. Звуки Ль, Й. |
Скоро лето. | Скоро в школу | Звуки С-Ц | Звук и буква «Р» Звуки «Л, Р». |
Годовое комплексно-тематическое планирование учителя-логопеда и музыкального руководителя на 2015-2016 учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Развитие координации движения и речи, темпа, ритма, голоса ( Логоритмические упражнения на основе лексической темы) | Развитие фонематических процессов, орального праксиса, просодии ( на основе изучаемых звуков) | ||
Старшая группа | Подготовительная группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Человек. Части тела.
| Человек. Части тела. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков слогов и слов близких по звуковому составу) | Звуки и буквы |
Осень. Деревья | Осень. Деревья осенью. | Звук А. | Звук и буква «У». |
Огород. Овощи. | Овощи. Труд взрослых на полях и огородах | Звук У. | Звук и буква «А». |
Сад. Фрукты | Фрукты. Труд взрослых в садах. | Звуки А-У. | Звук и буква «И». |
Продукты питания | Продукты питания | Звук И. | Звук и буква «И». |
Перелетные птицы | Перелетные птицы.
| Звуки А У И. | Звук и буква «О». |
Дикие животные | Дикие животные и их детеныши. | Звук О. | Звук и буква «О». |
Ягоды. Грибы | Грибы. Ягоды. Поздняя осень. | Звук Ы. | Гласные звуки
|
Одежда. Обувь. | Осенняя одежда и обувь, головные уборы. Материалы, из которых они сделаны | Звуки Ы-И | Гласные звуки А,О,У,И |
Моя семья | Моя семья. | Звук М | Звук и буква «Э». |
II период обучения (декабрь-март)
Зима. Зимующие птицы | Зима. Зимующие птицы | Звук Н. | Гласные звуки |
Домашние животные. | Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных. | Звуки Н-Нь, | Звук и буква «Т». |
Домашние птицы | Домашние птицы | Звук Ф | Звуки и буквы «П». |
Посуда | Виды посуды. Материалы, из которых она сделана | Звук В-Ф | Звук и буква «Н». |
Зима. Новый год. | Зима. Новогодняя елка. | Звуки М- Н | Звуки «Н-Нь». |
Мебель . | Мебель. Части мебели. Материалы, из которых она сделана. | М- Мь | Звуки и буквы «П ,Т ,М». |
Транспорт | Транспорт. Виды транспорта. | Звук Б | Буква «Я». |
Профессии | Профессии. Трудовые действия. | Звук П. | Буква «Е». |
Детский сад. | Школьные принадлежности | Звуки Б-П. | Звук и буква «Б». |
Комнатные растения | Комнатные растения. | Звуки Д. | Звук и буква «С». |
Наша армия | Наша армия | Звук Т. | Звук и буква «З». |
Зоопарк | Животные жарких и Северных стран. Повадки. Детеныши. | Звуки Д-Т. | Звук и буква «Ц» |
Весна. Мамин праздник | Ранняя весна. Мамин праздник | Звук Г | Звук «В»
|
Игрушки. | Наша Родина - Россия | Звуки Г-К | Звук «Г» |
Дом | Москва - столица нашей Родины | Звук Х | Звуки К-Г |
Рыбы | Рыбы. | Звуки Х-Г | Звук Х, |
Наш город | Наш город. | Звуки Г-Гь | Звуки К, Г, Х. |
III период обучения ( апрель-май )
Почта | Почта. | Звуки Х-Г | Звук «Ш» |
Космос | Космос | Звук С | Звук «Ж». |
ПДД | Правила дорожного движения | Звук З | Звуки и буквы «Ш,З,С» |
Хлеб | Откуда хлеб пришел? | Звуки С-З | Звуки и буквы «Ч». Звуки и буквы Ч, ТЬ. |
День Победы | День Победы | Звук Ц | Звуки и буквы «ТЬ-Щ». |
Полевые цветы | Поздняя весна. Цветы. | Звуки Ц-З. | Звук и буква Л. Звуки Л, ЛЬ. Звуки Ль, Й. |
Скоро лето. | Скоро в школу | Звуки С-Ц | Звук и буква «Р» Звуки «Л, Р». |
Годовое комплексно-тематическое планирование учителя-логопеда и инструктора по физической культуре на 2015-2016 учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
1 период обучения (сентябрь-ноябрь)
Развитие координации движения, закрепление словаря и лексико-грамматических категорий: -номинативный, предикативный словарь, словарь признаков, -ласкательная форма существительных, словообразование и словоизменение, - согласование частей речи в роде, числе, падеже, согласование глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени с существительными ед. и мн. числ). | На основе лексической темы проводятся подвижные упражнения и игры( в форме эстафет, игр с мячом, ходьбы по канату или шнуру приставным шагом, ползание по гимнастической скамейке и др.) Рекомендуемые игры | ||
Старшая группа | Подготовительная группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Человек. Части тела.
| Человек. Части тела. | « Повтори-не ошибись» ( выполнение 2-3-ступенчатых инструкций). «Сделай так» ( повтор движений по словесной инструкции- попрыгай, потопай похлопай, дотронься до спины, подбородка) и моделирования-: … «Заморожу…» ( дети прячут названные части тела) | « Сравни» ( ребенок сравнивает товарищей по росту, по цвету глаз, волос, характеру, телосложению) « Скажи иначе» ( добрый- трудолюбивый- честный- умный- храбрый- веселый- вежливый- |
Осень. Деревья | Осень. Деревья осенью. | «Назови деревья» (отхлопывание слов по слогам)*,«Узнай по описанию», «Исправь меня» (исправление нелогичности событий) | « С какого дерева листок?» « Загадай загадку о дереве» |
Огород. Овощи. | Овощи. Труд взрослых на полях и огородах | «Узнай по описанию», « Назови ласково», (отхлопывание слов по слогам)*«Где нашли? Откуда взяли?» ( употребление предлогов) | «Назови одинаковые овощи» (по форме, по цвету), « Загадай загадку об овоще» |
Сад. Фрукты | Фрукты. Труд взрослых в садах. | «Узнай по описанию» «Где нашли? Откуда взяли?» ( употребление предлогов) « Один- много», « Прохлопай слова- скажи, сколько слогов» | « Повара»(из яблок компот какой?.яблочный..) «Загадай загадку о фрукте» |
Продукты питания | Продукты питания | « Назови ласково»(отхлопывание слов по слогам)*, «Узнай по описанию», «Один- много», «Исправь меня» (исправление нелогичности событий) | « Назови ласково», «Загадай загадку о продукте», «Посчитай-ка», «Путаница»(исправление грамматически деформированной фразы) |
Перелетные птицы | Перелетные птицы.
| « Назови перелетных птиц»(отхлопывание слов по слогам)* «Узнай по описанию», «Один- много», « Назови ласково» | «Назови одним словом» (Сложные слова- белокрылый…), «Посчитай-ка» |
Дикие животные | Дикие животные и их детеныши. | «Узнай по описанию», « Назови диких животных», « Кто, что делает?» (отхлопывание слов по слогам)* « Прохлопай слова- скажи, сколько слогов» | « Назови ласково», « Назови детенышей диких животных», « Загадай загадку о животном», «Посчитай-ка» |
Ягоды. Грибы | Грибы. Ягоды. Поздняя осень. | «Узнай по описанию» « Закончи предложение» «Исправь меня» (исправление нелогичности событий) | « Из чего, какой?», « Загадай загадку о ягоде ( грибе)» |
Одежда. Обувь. | Осенняя одежда и обувь, головные уборы. Материалы, из которых они сделаны | «Узнай по описанию» « Закончи предложение» « Прохлопай слова- скажи, сколько слогов» | « Назови ласково», « Загадай загадку об одежде (обуви, головном уборе)» «Посчитай-ка» |
Моя семья | Моя семья. | « Закончи предложение»* « Прохлопай слова- скажи, сколько слогов» | Зарядка « Семья»,« Назови ласково», «Запомни-повтори», |
II период обучения (декабрь-март)
Зима. Зимующие птицы | Зима. Зимующие птицы | «Узнай по описанию»(отхлопывание слов по слогам)* « Закончи предложение» « Прохлопай слово - скажи, сколько слогов» | « Назови зим. птиц»,« «Подбери родственные слова» « Кто, как голос подает», « Загадай загадку о птице» ( зима, снег, мороз, ) |
Домашние животные. | Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных. | «Узнай по описанию» « Назови ласково»(отхлопывание слов по слогам)* « Кто, что делает?» «Исправь меня» (исправление нелогичности событий) | « Кто, как голос подает», « Назови детенышей», « Путаница» (исправление грамматически деформированной фразы) |
Домашние птицы | Домашние птицы | «Узнай по описанию» « Закончи предложение» « Назови ласково» «Исправь меня» (исправление нелогичности событий) | « Загадай загадку о птице»,« Кто, как голос подает», « Путаница»» (исправление грамматически деформированной фразы) |
Посуда | Виды посуды. Материалы, из которых она сделана | «Узнай по описанию» « Прохлопай слова- скажи, сколько слогов»* | « Назови части посуды», «Назови лишнее слово», « Путаница» (исправление грамматически деформированной фразы) |
Зима. Новый год. | Зима. Новогодняя елка. | «Узнай по описанию» « Назови ласково»(отхлопывание слов по слогам)*« Закончи предложение» « Назови ласково» | « Путаница» (исправление грамматически деформированной фразы) «Назови лишнее слово», « Назови ласково», « Один- много», |
Мебель . | Мебель. Части мебели. Материалы, из которых она сделана. | «Узнай по описанию»(отхлопывание слов по слогам)* « Один- много», «Запомни-повтори» | «Назови признак»( стол из стекла- стеклянный…),« Путаница» » (исправление грамматически деформированной фразы) «Запомни-повтори», |
Транспорт | Транспорт. Виды транспорта. | « Назови ласково»(отхлопывание слов по слогам)* «Узнай по описанию» « Один- много», «Запомни-повтори», «Исправь меня» (исправление нелогичности событий) | «Узнай по описанию» « «Назови наземный ( водный, воздушный, подземный, железнодорожный) транспорт» « Назови ласково», « Один- много», «Запомни-повтори», |
Профессии | Профессии. Трудовые действия. | «Узнай по описанию» « Кто, что делает?» « Один- много», «Запомни-повтори»»(отхлопывание слов по слогам)*, | «Назови лишнее слово», « Путаница» (исправление грамматически деформированной фразы), «Угадай профессию», |
Детский сад. | Школьные принадлежности | « Один- много», «Запомни-повтори» «Исправь меня» (исправление нелогичности событий) | « Назови ласково», « Один- много», «Запомни-повтори», « Путаница» (деформированная фраза), |
Комнатные растения | Комнатные растения. | «Узнай по описанию»(отхлопывание слов по слогам)* « Один- много», «Запомни-повтори» | « Подбери признак», « Путаница» (деформированная фраза), «Узнай по описанию» |
Наша армия | Наша армия | « Один- много», «Запомни-повтори»,«Исправь меня» (исправление нелогичности событий) | « Назови войско и солдата», (в танковых войсках- танкисты), «Запомни-повтори», «Узнай по описанию» |
Зоопарк | Животные жарких и Северных стран. Повадки. Детеныши. | «Узнай по описанию» « Один- много», «Запомни-повтори», « Назови ласково» (отхлопывание слов по слогам)* | « Один- много», «Запомни-повтори» « Подбери признак», « Скажи иначе» ( исправление грамматически деформированной фразы), |
Весна. Мамин праздник | Ранняя весна. Мамин праздник | « Закончи предложение», « Назови ласково» ( «Отхлопай слово»*, «Исправь меня» (исправление нелогичности событий) | « Скажи дальше», «Запомни-повтори», « Путаница» (деформированная фраза), « Скажи иначе», « Закончи предложение» |
Игрушки. | Наша Родина - Россия | « Один- много», «Запомни-повтори»« Назови ласково» «Исправь меня» (исправление нелогичности событий) | «Запомни-повтори», «Узнай по описанию» ( исправление грамматически деформированной фразы), |
Дом | Москва - столица нашей Родины | «Узнай по описанию», « Один- много», «Запомни-повтори»,« Назови ласково» «Исправь меня» (исправление нелогичности событий) | « Скажи дальше» ( распространение предложений по цепочке) « Путаница» (исправление грамматически деформированной фразы), |
Рыбы | Рыбы | « Один- много», «Запомни-повтори», «Узнай по описанию» «Исправь меня» отхлопывание слов по слогам)* (исправление нелогичности событий) | «Назови рыбу» « Путаница» (исправление грамматически деформированной фразы), « Подбери признак», «Узнай по описанию» |
Наш город | Наш город. | « Закончи предложение», « Назови свой адрес» «Отхлопай слово»* | « Скажи дальше», « Подбери признак», « Скажи иначе», « Закончи предложение» |
III период обучения ( апрель-май )
Почта | Почта. | «Узнай по описанию» « Один- много», «Запомни-повтори» «Исправь меня» (исправление нелогичности событий) «Отхлопай слово»* | « Скажи дальше», « Подбери признак», « Скажи иначе», « Закончи предложение» |
Космос | Космос | «Узнай по описанию» «Закончи предложение» «Исправь меня» (исправление нелогичности событий), «Отхлопай слово»* | « Назови планету», « Подбери признак», « Загадай загадку о планете» |
ПДД | Правила дорожного движения | « Один- много», «Запомни-повтори», «Отхлопай слово»*, «Исправь меня» (исправление нелогичности событий) | « Скажи правило ДД», « Один- много», «Запомни-повтори» « Путаница» (исправление грамматически деформированной фразы), |
Хлеб | Откуда хлеб пришел? | «Узнай по описанию», «Отхлопай слово»* «Исправь меня» (исправление нелогичности событий) | « Назови хлебобулочные изделия» « Путаница» (исправление грамматически деформированной фразы), |
День Победы | День Победы | «Закончи предложение» «Исправь меня» (исправление нелогичности событий) «Отхлопай слово»* | « Скажи иначе», « Закончи предложение» |
Полевые цветы | Поздняя весна. Цветы. | «Узнай по описанию» «Исправь меня» (исправление нелогичности событий) «Отхлопай слово»* | « Подбери признак», « Загадай загадку о цветке», « Посчитай-ка» |
Скоро лето. | Скоро в школу | « Один- много», «Запомни-повтори», «Отхлопай слово»*, «Исправь меня» (исправление нелогичности событий) | « Скажи дальше», « Подбери признак», « Скажи иначе», « Закончи предложение» |
*- упражнения, рекомендуемые для детей с грубо нарушенной слоговой структурой слов
( Егор Х., Анна Ким, Давид О.)
Годовое комплексно-тематическое планирование учителя-логопеда и педагога-психолога
на 2015-2016 учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
1 период обучения (сентябрь-ноябрь)
Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, пространственной ориентировки, активизация словаря , развитие и совершенствование мелкой моторики, развитие слухового внимания и фонематического слуха, развитие зрительно-моторной координации (игры и упражнения рекомендуется давать на основе изучаемой лексической темы) | |
Старшая группа | Подготовительная группа |
Человек. Части тела. | Человек. Части тела. |
Осень. Деревья | Осень. Деревья осенью. |
Огород. Овощи | Овощи. Труд взрослых на полях и огородах |
Сад. Фрукты | Фрукты. Труд взрослых в садах. |
Продукты питания | Продукты питания |
Перелетные птицы | Перелетные птицы.
|
Дикие животные | Дикие животные и их детеныши. |
Ягоды. Грибы | Грибы. Ягоды. Поздняя осень. |
Одежда. Обувь. | Осенняя одежда и обувь, головные уборы. Материалы, из которых они сделаны |
Моя семья | Моя семья. |
II период обучения (декабрь-март)
Зима. Зимующие птицы | Зима. Зимующие птицы |
Домашние животные. | Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных. |
Домашние птицы | Домашние птицы |
Посуда | Виды посуды. Материалы, из которых она сделана |
Зима. Новый год. | Зима. Новогодняя елка. |
Мебель . | Мебель. Части мебели. Материалы, из которых она сделана. |
Транспорт | Транспорт. Виды транспорта. |
Профессии | Профессии. Трудовые действия. |
Детский сад. | Школьные принадлежности |
Комнатные растения | Комнатные растения. |
Наша армия | Наша армия |
Зоопарк | Животные жарких и Северных стран. Повадки. Детеныши. |
Весна. Мамин праздник | Ранняя весна. Мамин праздник |
Игрушки. | Наша Родина - Россия |
Дом | Москва - столица нашей Родины |
Рыбы | Рыбы. |
Наш город | Наш город. |
III период обучения ( апрель-май )
Почта | Почта. |
Космос | Космос |
ПДД | Правила дорожного движения |
Хлеб | Откуда хлеб пришел? |
День Победы | День Победы |
Полевые цветы | Поздняя весна. Цветы. |
Скоро лето. | Скоро в школу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовое комплексно-тематическое планирование педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
Тематическое планирование учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога- психолога...
Рабочая программа учителя-логопеда по преодолению ОНР у дошкольников в условиях группы компенсирующей направленности
В основу рабочей программы положена " Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей" Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, С.А. Мироновой...
Планы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами школы-интерната
План взаимодействия учителя-логопеда с учителем начальных классов.План взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем.План взаимодействия учителя-логопеда с педагогом-психологом....
Организация и проведение прогулки в группе компенсирующей направленности- сентябрь
организация прогулки в группе компенсирующей направленности -сентябрь...
Организация и проведение прогулки в группе компенсирующей направленности- октябрь
организация и проведение прогулки - октябрь...
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя
В деле формирования речи ребенка С ТНР самое главное - это закрепление материала. Поэтому взаимосвязь в работе учителя -логопеда и воспитателей - это залог успешной коррекции речевых нарушений. Тетрад...
«Литературный кружок как форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников в процессе коррекционной работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста».
Взаимодействие с семьей ребенка является одним из важнейших аспектов в деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. А ...