Рабочая программа по математике 8-9 класс общеобразовательной школы
рабочая программа
Рабочая программа по математике общеобразовательной школы Мерзляк
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8-9_klassa_vsyo_tutpererabotat.docx | 78.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по алгебре для 7 – 9 классов
общеобразовательных учреждений
УМК Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Рабинович Е. М., Якир М. С.
Пояснительная записка
Структура программы
Программа включает четыре раздела:
- Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования по алгебре, даётся характеристика учебного курса, его место в учебном плане, приводятся личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса, планируемые результаты изучения учебного курса.
- Содержание курса алгебре 7-9 классов.
- Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
- Рекомендации по организации и оснащению учебного процесса.
Общая характеристика программы
Программа по математике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования с учётом преемственности с Примерными программами для начального общего образования по математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности, и способствуют формированию ключевой компетенции – умению учиться.
Курс алгебры 7-9 классов является базовым для математического образования и развития школьников. Алгебраические знания и умения необходимы для изучения геометрии в 7-9 классах, алгебры и математического анализа в 10-11 классах, а также изучения смежных дисциплин
Практическая значимость школьного курса алгебры 7-9классов состоит в том, что предметом её изучения количественные отношения и процессы реального мира, описанные математическими моделями. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Одной из основных целей изучения алгебры является развитие мышления, прежде всего, формирование абстрактного мышления. В процессе изучения алгебры формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение алгебре даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать свою деятельность, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. Знакомство с историей развития алгебры как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируется содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например, решение текстовых задач, денежные и процентные расчеты, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение «читать» графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определенного типа.
Общая характеристика курса алгебры в 7-9 классах
Содержание курса алгебры в 7-9 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Алгебра», «Числовые множества», «Функции», «Элементы прикладной математики», «Алгебра в историческом развитии».
Содержание раздела «Алгебра» формирует знания о математическом языке, необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений, систем уравнений и неравенств.
Материал данного раздела представлен в аспекте, способствующем формированию у учащихся умения пользоваться алгоритмами, существенная роль при этом отводится развитию алгоритмического мышления – важной составляющей интеллектуального развития человека.
Содержание раздела «Числовые множества» нацелено на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи. Материал раздела развивает понятие о числе, которое связано с изучением действительных чисел.
Цель содержания раздела «Функции» - получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов и явлений окружающего мира. Соответствующий материал способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся, умению использовать различные языки математики (словесный, символический, графический).
Содержание раздела «Элементы прикладной математики» раскрывают прикладное и практическое значения математики в современном мире. Материал данного раздела способствует формированию умения представлять и анализировать различную информацию, пониманию вероятностного характера реальных зависимостей.
Раздел «Алгебра в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, создания культурно - исторической среды обучения.
Личностные, метапредметные
и предметные результаты
освоения содержания курса математики
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и технике, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
- умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования.
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- Систематические знания о функциях и их свойствах;
- практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:
- выполнять вычисления с действительными числами;
- решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
- решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
- использовать алгебраический «язык» для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
- проводить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- выполнять операции над множествами;
- исследовать функции и строить их графики;
- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), графическом виде;
- решать простейшие комбинаторные задачи.
Место курса алгебры в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение алгебры в 7-9 классах основной школы отводит 3 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 306 часов. Учебное время может быть увеличено до 4 часов в неделю за счёт вариативной части базисного плана.
Планируемые результаты изучения
алгебры в 7-9 классах
Алгебраические выражения
Выпускник научится:
• оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
• выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
• выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
• выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
• применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения
Выпускник научится:
• решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
• применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:
• овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
• применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Неравенства
Выпускник научится:
• понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
• решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
• применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Выпускник получит возможность научиться:
• разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
• применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
Числовые множества
Выпускник научится:
• понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции над множествами;
• использовать начальные представления о множестве действительных чисел.
Выпускник получит возможность:
• развивать представление о множествах;
• развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
• развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Функции
Выпускник научится:
• понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
• строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
• понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;
• понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения)
• применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность:
• проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т.п.);
• использовать функциональные представления и свойства функций решения математических задач из различных разделов курса;
• решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
• понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую – с экспоненциальным ростом.
Элементы прикладной математики
Выпускник научится:
• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;
• использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
• находить относительную частоту и вероятность случайного события;
• решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Выпускник получит возможность:
• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
• понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных;
• приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
• приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов;
• научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Содержание курса алгебры 7-9 классов.
Алгебраические выражения
Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значение переменных. Тождество. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств.
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень одночлена. Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений, произведение разности и суммы двух выражений. Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумма и разность кубов двух выражений. Квадратный трёхчлен. Корень квадратного трёхчлена. Свойства квадратного трёхчлена. Разложение квадратного трёхчлена на множители.
Рациональные выражения. Целые выражения. Дробные выражения. Рациональная дробь. Основное свойство рациональной дроби. Сложение, вычитание, умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Степень с целым показателем и её свойства.
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень и его свойства. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Уравнения
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации.
Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Рациональные уравнения. Решение рациональных уравнений, сводящихся к линейным или к квадратным уравнениям. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений.
Уравнение с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений методом подстановки и сложения. Система двух уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации.
Неравенства
Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения. Неравенство с одной переменной. Равносильные неравенства. Числовые промежутки. Линейные и квадратные неравенства с одной переменной. Системы неравенств с одной переменной.
Числовые множества
Множество и его элементы. Способы задания множеств. Равные множества. Пустое множество. Подмножество. Операции над множествами. Иллюстрация соотношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера. Множества натуральных, целых, рациональных чисел. Рациональное число как дробь вида , где m nN, и как бесконечная периодическая дробь. Представление об иррациональном числе. Множество действительных чисел. Представление действительного числа в виде бесконечной непериодической десятичной дроби. Сравнение действительных чисел. Связь между множествами N, Z, Q,R.
Функции
Числовые функции
Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции. Способы задания функции. График функции. Построение графиков функций с помощью преобразований фигур. Нули функции. Промежутки знакопостоянства функции. Промежутки возрастания и убывания функции.
Линейная функция, обратная пропорциональность, квадратичная функция, функция y=, их свойства и графики.
Числовые последовательности
Понятие числовой последовательности. Конечные и бесконечные последовательности. Способы задания последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Свойства членов арифметической и геометрической прогрессий. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий. Формулы суммы n- первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой . Представление периодической десятичной дроби в виде обыкновенной дроби.
Элементы прикладной математики
Математическое моделирование. Процентные расчёты. Формула сложных процентов. Приближённые вычисления. Абсолютная и относительная погрешности. Основные правила комбинаторики. Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Начальные сведения о статистике. Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Статистические характеристики совокупности данных: среднее значение, мода, размах, медиана выборки.
Алгебра в историческом развитии
Зарождение алгебры, книга о восстановлении и противопоставлении Мухаммеда аль – Хорезми. История формирования математического языка. Как зародилась идея координат. Открытие иррациональности. Из истории возникновения формул для решения уравнений 3-й и 4-й степеней. История развития понятия функции. Как зародилась теория вероятностей. Числа Фибоначчи. Задача Л. Пизанского (Фибоначчи) о кроликах.
Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. Н.И. Лобачевский. В.Я. Буняковский. А.Н. Колмогоров. Ф. Виет. П. Ферма. Р. Декарт. Н. Тарталья. Д. Кардано. Н. Абель. Б. Паскаль. Л. Пизанский. К. Гаусс.
Календарно- тематическое планирование. Алгебра. 7 класс
3 часа в неделю, всего 102 часа
Номер параграфа | Содержание учебного | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Глава 1 с одной переменной | 12+1 | ||
1 | Введение в алгебру | 3 | Распознавать числовые выражения и выражения с переменными, линейные уравнения. Приводить примеры выражений с переменными, линейных уравнений. Составлять выражение с переменными по условию задачи. Выполнять преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки. Находить значение выражения с переменными при заданных значениях переменных. Классифицировать алгебраические выражения. Описывать целые выражения. Формулировать определение линейного уравнения. Решать линейное уравнение в общем виде. Интерпретировать уравнение как математическую модель реальной ситуации. Описывать схему решения текстовой задачи, применять её для решения задач |
2 | Линейное уравнение с одной переменной | 3 | |
3 | Решение задач с помощью уравнений | 4 | |
Повторение учебного материала | 1 | ||
Контрольная работа № 1 | 1 | ||
Глава 2 Целые выражения | 50 | ||
4 | Тождественно равные выражения. Тождества | 2 | Формулировать: одночлены , степени с натуральным показателем, свойства стандартного вида одночлена, коэффициента одночлена, степени одночлена, многочлена, степени многочлена; |
5 | Степень с натуральным показателем | 3 | |
6 | Свойства степени с натуральным показателем | 3 | |
7 | Одночлены | 2 | |
8 | Многочлены | 1 | |
9 | Сложение и вычитание многочленов | 3 | |
Контрольная работа № 2 | 1 | ||
10 | Умножение одночлена на многочлен | 4 | |
11 | Умножение многочлена на многочлен | 4 | |
12 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки | 3 | |
13 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки | 3 | |
Контрольная работа № 3 | 1 | ||
14 | Произведение разности и суммы двух выражений | 3 | |
15 | Разность квадратов двух выражений | 2 | |
16 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | 3 | |
17 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений | 4 | |
Контрольная работа № 4 | 1 | ||
18 | Сумма и разность кубов двух выражений | 2 | |
19 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | 4 | |
Повторение учебного материала | 2 | ||
Контрольная работа № 5 | 1 | ||
Глава 3 Функции | 12+1 | ||
20 | Связи между величинами. Функция | 2 | Приводить примеры зависимостей между величинами. Различать среди зависимостей функциональные зависимости. Вычислять значение функции по заданному значению аргумента. Составлять таблицы значений функции. Строить график функции, заданной таблично. По графику функции, являющейся моделью реального процесса, определять характеристики этого процесса. Строить график линейной функции и прямой пропорциональности. Описывать свойства этих функций |
21 | Способы задания функции | 2 | |
22 | График функции | 2 | |
23 | Линейная функция, её графики свойства | 4 | |
Повторение учебного материала | 1 | ||
Контрольная работа № 6 | 1 | ||
Глава 4 переменными | 18+1 | Стандартизированная письменная работа | |
24 | Уравнения с двумя переменными | 2 | Приводить примеры: уравнения с двумя переменными; линейного уравнения с двумя переменными; системы двух линейных уравнений с двумя переменными; реальных процессов, для которых уравнение с двумя переменными или система уравнений с двумя переменными являются математическими моделями. Решать текстовые задачи, в которых система двух линейных уравнений с двумя переменными является математической моделью реального процесса, и интерпретировать результат решения системы |
25 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 3 | |
26 | Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 3 | |
27 | Решение систем линейных уравнений методом подстановки | 2 | |
28 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | 3 | |
29 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 3 | |
Повторение учебного материала | 1 | ||
Контрольная работа № 7 | 1 | ||
Повторение и систематизация учебного материала | 6+1 | Годовая контрольная работа | |
Упражнения для повторения курса 7 класса | 6 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 |
Примерное тематическое планирование. Алгебра. 8 класс
3 часа в неделю, всего 102 часа
Номер параграфа | Содержание учебного | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Глава 1 Рациональные выражения | 44+1(в.д.р.) | ||
1 | Рациональные дроби | 2 | Распознавать целые рациональные выражения, дробные рациональные выражения, приводить примеры таких выражений. произведение и частное дробей. Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений. Решать уравнения с переменной в знаменателе дроби. Применять свойства степени с целым показателем для преобразования выражений. Выполнять построение и чтение графика функции |
2 | Основное свойство рациональной дроби | 3 | |
3 | Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями | 3 | |
4 | Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 9 | |
Контрольная работа № 1 | 1 | ||
5 | Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень | 4 | |
6 | Тождественные преобразования рациональных выражений | 7 | |
Контрольная работа № 2 | 1 | ||
7 | Равносильные уравнения. Рациональные уравнения | 3 | |
8 | Степень с целым отрицательным показателем | 4 | |
9 | Свойства степени с целым показателем | 5 | |
10 | Функция и её график | 4 | |
Контрольная работа № 3 | 1 | ||
Глава 2 Действительные числа | 25+1(а.к.р.) | ||
11 | Функция y = x2 и её график | 3 | Описывать: понятие множества, элемента множества, способы задания множеств; множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, множество действительных чисел и связи между этими числовыми множествами; связь между бесконечными десятичными дробями и рациональными, иррациональными числами. Упрощать выражения. Решать уравнения. Сравнивать значения выражений. Выполнять преобразование выражений с применением вынесения множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня. Выполнять освобождение от иррациональности в знаменателе дроби, анализ соотношений между числовыми множествами и их элементами |
12 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 3 | |
13 | Множество и его элементы | 2 | |
14 | Подмножество. Операции над множествами | 2 | |
15 | Числовые множества | 2 | |
16 | Свойства арифметического квадратного корня | 4 | |
17 | Тождественные преобразования выражений, | 5 | |
18 | Функция и её график | 3 | |
Контрольная работа № 4 | 1 | ||
Глава 3 Квадратные уравнения | 26+1(с.п.р.) | ||
19 | Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений | 3 | Распознавать и приводить примеры квадратных уравнений различных видов (полных, неполных, приведённых), квадратных трёхчленов. Находить корни квадратных уравнений различных видов. Применять теорему Виета и обратную ей теорему. Выполнять разложение квадратного трёхчлена на множители. Находить корни уравнений, которые сводятся к квадратным. Составлять квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным, являющиеся математическими моделями реальных ситуаций |
20 | Формула корней квадратного уравнения | 4 | |
21 | Теорема Виета | 3 | |
Контрольная работа № 5 | 1 | ||
22 | Квадратный трёхчлен | 3 | |
23 | Решение уравнений, которые сводятся к квадратным уравнениям | 5 | |
24 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | 6 | |
Контрольная работа № 6 | 1 | ||
Повторение учебного материала | 6+1(г.к.р.) | ||
Упражнения для повторения курса 8 класса | 6 | ||
Контрольная работа № 7 | 1 |
Примерное тематическое планирование. Алгебра. 9 класс
3 часа в неделю, всего 102 часа;
Номер параграфа | Содержание учебного | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Глава 1 Неравенства | 20 | ||
1 | Числовые неравенства | 3 | Распознавать и приводить примеры числовых неравенств, неравенств с переменными, линейных неравенств с одной переменной, двойных неравенств. Решать линейные неравенства. Записывать решения неравенств и их систем в виде числовых промежутков, объединения, пересечения числовых промежутков. Решать систему неравенств с одной переменной. Оценивать значение выражения. Изображать на координатной прямой заданные неравенствами числовые промежутки |
2 | Основные свойства числовых неравенств | 2 | |
3 | Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения | 3 | |
4 | Неравенства с одной переменной | 1 | |
5 | Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки | 5 | |
6 | Системы линейных неравенств с одной переменной | 5 | |
Контрольная работа № 1 | 1 | ||
Глава 2 Квадратичная функция | 38 | ||
7 | Повторение и расширение сведений о функции | 3 | Описывать понятие функции как правила, устанавливающего связь между элементами двух множеств. |
8 | Свойства функции | 3 | |
9 | Как построить график функции y = kf(x), если известен график функции | 3 | |
10 | Как построить графики функций y = f(x) + b | 4 | |
11 | Квадратичная функция, её график и свойства | 6 | |
Контрольная работа № 2 | 1 | ||
12 | Решение квадратных неравенств | 6 | |
13 | Системы уравнений с двумя переменными | 6 | |
14 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 5 | |
Контрольная работа № 3 | 1 | ||
Глава 3 математики | 20 | ||
15 | Математическое моделирование | 3 | Приводить примеры: математических моделей реальных ситуаций; прикладных задач; приближённых величин; использования комбинаторных правил суммы и произведения; случайных событий, включая достоверные и невозможные события; опытов с равновероятными исходами; представления статистических данных в виде таблиц, диаграмм, графиков; использования вероятностных свойств окружающих явлений. Формулировать: определения: абсолютной погрешности, относительной погрешности, достоверного события, невозможного события; классическое определение вероятности; Пояснять и записывать формулу сложных процентов. Проводить процентные расчёты с использованием сложных процентов. Описывать этапы статистического исследования. Оформлять информацию в виде таблиц и диаграмм. Извлекать информацию из таблиц и диаграмм. Находить и приводить примеры использования статистических характеристик совокупности данных: среднее значение, мода, размах, медиана выборки |
16 | Процентные расчёты | 3 | |
17 | Приближённые вычисления | 2 | |
18 | Основные правила комбинаторики | 3 | |
19 | Частота и вероятность случайного события | 2 | |
20 | Классическое определение вероятности | 3 | |
21 | Начальные сведения | 3 | |
Контрольная работа № 4 | 1 | ||
Глава 4 последовательности | 17 | ||
22 | Числовые последовательности | 2 | Приводить примеры: последовательностей; числовых последовательностей, в частности арифметической и геометрической прогрессий; использования последовательностей в реальной жизни; задач, в которых рассматриваются суммы с бесконечным числом слагаемых.
Записывать и доказывать: формулы суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий; формулы, выражающие свойства членов арифметической и геометрической прогрессий. Вычислять сумму бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q | < 1. Представлять бесконечные периодические дроби в виде обыкновенных |
23 | Арифметическая прогрессия | 4 | |
24 | Сумма n первых членов арифметической прогрессии | 3 | |
25 | Геометрическая прогрессия | 3 | |
26 | Сумма n первых членов геометрической прогрессии | 2 | |
27 | Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q | < 1 | 2 | |
Контрольная работа № 5 | 1 | ||
Повторение учебного материала | 7 | ||
Упражнения для повторения курса 9 класса | 6 | ||
Контрольная работа № 6 | 1 |
Нормативные документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Примерные программы основного общего образования. Математика. (Стандарты второго поколения). − М.: Просвещение. 2010.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова. − М.: Просвещение. 2010.
Учебно – методический комплект
- Алгебра: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана –Граф, 2016.
- Алгебра: 7 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана –Граф, 2016.
- Алгебра : 7 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк,: Вентана –Граф, 2013.
- Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана –Граф, 2013.
- Алгебра: 8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана –Граф, 2013.
- Алгебра: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана –Граф.( Готовится к выпуску в 2014г.)
- Алгебра: 9 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана –Граф. ( Готовится к выпуску в 2014г.)
Справочные пособия, научно – популярная
и историческая литература
- Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математика: районные олимпиады :6-11 классы. – М.: Просвещение,1990.
- Гаврилова Т.Д. Занимательная математика:5-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике.- М.: Илекса, 2007.
- Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. – М. : Педагогика-Пресс,1994.
- Пичугин Л.Ф. За станицами учебника алгебры. – М.: Просвещение, 2010.
- Пойа Дж. Как решать задачу? – М.: Просвещение,1975.
- Произволов В.В. Задачи на вырост. – М. : МИРОС, 1995.
- Фарков А.В. Математические олимпиады в школе : 5-11 классы. М.: Айрис-Пресс, 2005.
- Энциклопедия для детей. Т.11 : Математика. – М.: Аванта+,2003.
- http://www.kuant.info/ Научно – популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант».
II. Печатные пособия
1. Таблицы по алгебре для 7− 9 классов.
2. Портреты выдающихся деятелей математики.
III. Информационные средства
1. Коллекция медиаресурсов, электронные базы данных.
2. Интернет.
IV. Экранно-звуковые пособия.
1. Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов.
V. Технические средства обучения
1. Компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике, 5-6 классы
Рабочая программа к учебнику Н.Я. Виленкина на 2013-2014 уч.год, соответствует ФГОС ООО ....
Рабочая программа по математике для 8 класса VIII вида
Рабочая программа по курсу «Математика» 8 класс составлена с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным...
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс УМК Школа России
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 класса предназначена в помощь педагогам...
Рабочая программа по математике для 2 класса
Рабочая программа к учебнику М.И Башмакова и М.Г.Нефедовой "Планета знаний"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа...
Рабочая программа по математике для 10 класса
Рабочая программа по математике в 10 классе составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образо...
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса.Вариант 1 (8 вид)
Рабочая программа по математике для 4 класса, адаптированная для учащихся с ОВЗ....