Рабочая программа по математике, 5-6 классы
рабочая программа по теме
Рабочая программа к учебнику Н.Я. Виленкина на 2013-2014 уч.год, соответствует ФГОС ООО .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_5-6_matematika_sosh_22.doc | 232.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Гулькевичский район, пос. Кубань
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22 пос. Кубань
муниципального образования Гулькевичский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 20 13 года протокол №1
Председатель
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По математике
Уровень образования (класс)
основное общее образование (5-6 классы)
Количество часов 340
Учитель Колтанюк Лариса Юрьевна
Программа разработана на основе
авторской «Программы. Математика. 5-6 классы», автор – составитель В. И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2010.
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учителей математики, работающих в 5-6 классах по УМК Н.Я. Виленкина и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- требованиями ФГОС основного общего образования,
- основной образовательной программы школы,
- примерной программой основного общего образования по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г.,
- Программой «Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы», автор-составитель Жохов В. И., - М.: Мнемозина, 2010.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способность к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных образовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности».
Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять алгоритмы.
В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связаны с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология). Реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
В процессе школьной математической деятельности происходит овладение такими мыслительными операциями, как индукции и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математики в формировании алгоритмического мышления и воспитания умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная сторона мышления.
Обучение математики дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, отличиях математического метода от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, входит в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
- Общая характеристика учебного предмета.
Современное математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Без математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования необходимого для освоения многих специальностей , поэтому для большинства школьников математика становится профессионально значимым предметом.
Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся универсальные учебные действия, необходимые для решения конкретных личностно значимых задач.
В курсе математики 5 -6 классов можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, элементы алгебры, вероятность и статистика, наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включаются две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методологическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия – «Математика» - служит цели овладения учащимся некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – «Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимся математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение различных задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащегося функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащимся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных заданиях. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, закладываются основы вероятностного мышления.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. В 5-6 классах изучается интегрированный предмет «Математика». Этот курс, с одной стороны, является непосредственным продолжением курса математики начальной школы, систематизирует, обобщает и развивает полученные там знания, с другой стороны, позволяет учащимся адаптироваться к новому уровню изучения предмета, создает необходимую основу, на которой будут базироваться систематические курсы 7-9 классов
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Согласно примерной программе на изучение математики в основной школе выделяется 5 часов в неделю в течение всех лет обучения. Таким образом, на интегрированный курс «Математика» в 5-6 классах всего отводится 350 уроков (при 35 учебных неделях). По учебному плану школы на изучение математики в 5-6 классах основной школы также отводится 5 часов в неделю в течение учебного года, всего 340 часов (при 34 учебных неделях).
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Математика»
Изучение математики в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
- в личностном направлении:
- знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, десятичных дробей, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
- в метапредметном направлении:
- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- умение работать с учебным математическим текстом ( находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
- умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
- применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
- в предметном направлении:
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения;
- умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерения длин, площадей, объёмов;
- знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
- использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
- знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
- понимание и использование информации, представленной в форме таблицы, столбчатой или круговой диаграммы;
- умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
- Содержание учебного предмета, курса
Арифметика.
Натуральные числа.
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел.
Координатный луч.
Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.
Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби.
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.
Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа.
Положительные, отрицательные числа и число 0.
Противоположные числа. Модуль числа.
Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
Координатная прямая. Координатная плоскость.
Величины. Зависимости между величинами.
Единицы длины, площади, объема, массы, времени, скорости.
Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Элементы алгебры.
Буквенные выражения
Использование букв для обозначения чисел, для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения букв в выражении. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых.
Уравнения
Уравнение; корень уравнения. Основные свойства уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью уравнений.
Описательная статистика.
Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
Геометрические фигуры.
Измерение величин.
Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, длина ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников. Окружность и круг. Длина окружности. Число π.
Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах (прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида цилиндр, конус, шар, сфера). Примеры разверток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объема. Объем прямоугольного параллелепипеда и куба.
Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
Осевая и центральная симметрии.
Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по ее координатам, определение координат точки на плоскости.
Логика и множества.
Множество, элемент множества. Задание множества перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств. Пример и контрпример.
Математика в историческом развитии.
Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев, А.Н. Колмогоров.
Перечень контрольных работ:
5 класс
- Контрольная работа №1 по теме « Натуральные числа и шкалы».
- Контрольная работа №2 по теме «Свойства сложения и вычитания».
- Контрольная работа №3 по теме «Выражения и уравнения».
- Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел».
- Контрольная работа №5 по теме «Арифметика натуральных чисел».
- Контрольная работа №6 по теме « Площади и объёмы».
- Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби».
- Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».
- Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
- Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа».
- Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей».
- Контрольная работа №12 по теме «Проценты».
- Контрольная работа №13 по теме «Углы и диаграммы».
- Итоговая контрольная работа.
6 класс
- Контрольная работа №1 по теме « Делимость чисел».
- Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
- Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
- Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей».
- Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей».
- Контрольная работа №6 по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей».
- Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции».
- Контрольная работа №8 по теме «Отношения и пропорции».
- Контрольная работа №9 по теме «Положительные и отрицательные числа».
- Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
- Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел».
- Контрольная работа №12 по теме «Решение уравнений».
- Контрольная работа №13 по теме «Решение уравнений».
- Контрольная работа №14 по теме «Координаты на плоскости».
- Итоговая контрольная работа.
Рекомендуемые темы учебных проектов для учащихся 5 класса:
1. Большой секрет для маленькой компании или Математика и шифры.
2. Математика в профессиях моих родственников.
3. Числа и народный фольклор.
4. Интересные факты о числах.
5. Математический сундучок.
6. Зачем нужна математика?
7. Семейная математика.
8. Числа вокруг нас.
9. Математика – язык природы.
10. Среднестатистическая семья. Какая она?
6. Тематическое планирование
5 класс
№ | Тема | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности ученика |
1 | Натуральные числа и шкалы(15ч) | Обозначение натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше. | Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Выражать одни единицы измерения через другие. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Анализировать и осмысливать текст задачи. Переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Записывать числа с помощью римских цифр. Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты. |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел(21 ч) | Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений. | Выполнять сложение и вычитание натуральных чисел. Правильно использовать в речи термины: сумма, слагаемое, разность, уменьшаемое, вычитаемое, числовое выражение, уравнение, корень уравнения, периметр многоугольника. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении и вычитании, использовать их для нахождения неизвестных компонентов действий с числовыми и буквенными выражениями. Формулировать свойства сложения и вычитания, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения. Вычислять периметры многоугольников. Составлять простейшие уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты. |
3 | Умножение и деление натуральных чисел(27) | Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Степень числа. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач. | Выполнять умножение и деление натуральных чисел, деление с остатком, вычислять значения степеней. Формулировать свойства умножения, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения. Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач. Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. Выполнять перебор всех возможных вари антов для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. |
4 | Площади и объемы(12 ч) | Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей. Формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда. | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда. Изображать прямоугольный параллелепипед от руки и с использованием чертежных инструментов. Вычислять площади квадратов и прямоугольников, используя формулы площади квадрата и прямоугольника. Выражать одни единицы измерения площади через другие. Вычислять объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда. Выражать одни единицы измерения объема через другие. Моделировать изучаемые геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Использовать знания о зависимости между величинами скорость, время, путь при решении текстовых задач. |
5 | Обыкновенные дроби (23 ч) | Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, имеющие форму окружности, круга. Изображать окружность с использованием циркуля, шаблона. Моделировать в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. |
6 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч) | Десятичная дробь. Сравнение, округление сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач. | Записывать и читать десятичные дроби. Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных и десятичные в виде обыкновенных; находить десятичные приближения обыкновенных дробей. Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби. Выполнять сложение вычитание десятичных дробей. Правильно использовать в речи термины: десятичная дробь, разряды десятичной дроби, разложение десятичной дроби по разрядам, приближенное значение числа с недостатком (с избытком), округление числа до заданного разряда. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Решать текстовые задачи арифметическими способами. |
7 | Умножение и деление десятичных дробей (26 ч) | Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач. | Выполнять умножение и деление десятичных дробей. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Решать задачи на дроби ( в том числе задачи из реальной практики), использовать понятия среднего арифметического, средней скорости и др. при решении задач. |
| Инструменты для вычислений и измерений (17 ч) | Проценты. Основные задачи на проценты. Применение таблиц и диаграмм. Угол. Величина угла. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Построение угла заданной величины. | Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Объяснять, что такое процент. Представлять проценты в дробях и дроби в процентах. Осуществлять поиск информации в СМИ, содержащей данные, выраженные в процентах, интерпретировать их. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ. |
6 класс
№ | Тема | Содержание | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Делимость чисел (20ч) | Делимость натуральных чисел. Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком. | Формулировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости. Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел. Классифицировать натуральные числа (четные и нечетные, по остаткам от деления на 3 и т. п.). Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера) |
2 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 ч) | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач. | Моделировать в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби. Формулировать, записывать с помощью букв основное свойство обыкновенной дроби, правила действий с обыкновенными дробями. Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их. |
3 | Умножение и деление обыкновенных дробей (31 ч) | Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби. | Выполнять вычисления с обыкновенными дробями. Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире пирамиды, призмы. |
4 | Отношения и пропорции (18 ч) | Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятие прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар. | Приводить примеры использования отношений в практике. Решать задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор); использовать понятия отношения и пропорции при решении задач. Вычислять длину окружности и площадь круга, используя знания о приближенных значениях чисел. |
5 | Положительные и отрицательные числа (13 ч) | Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки. | Приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш-проигрыш, выше ниже уровня моря и т. п.). Изображать точками координатной прямой положительные и отрицательные рациональные числа. Характеризовать множество целых чисел, множество рациональных чисел. Сравнивать и упорядочивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами. Моделировать цилиндры, конусы, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. |
6 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 ч) | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. | Формулировать и записывать с помощью букв свойства сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел. |
7 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 ч) | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений. | Формулировать и записывать с помощью букв свойства действий с рациональными числами, применять их для преобразования числовых выражений. Составлять уравнения по условиям задач и решать их на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. |
8 | Решение уравнений (15 ч) | Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений. | Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач. Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. Приводить примеры конечных и бесконечных множеств. |
9 | Координаты на плоскости (13 ч) | Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертёжного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм. | Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, определять координаты точек. Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным, сравнивать величины, находить наибольшие и наименьшие значения и др. Выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ. Приводить примеры случайных событий, достоверных и невозможных событий. Приводить примеры несложных классификаций из различных областей жизни. Иллюстрировать теоретико-множественные понятия с помощью кругов Эйлера |
10 | Повторение. Решение задач (13 ч) | Арифметические действия с натуральными числами. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Решение арифметических задач. Буквенные выражения. Упрощение выражений. Уравнение. Решение задач с помощью уравнения. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Проценты. Решение задач на проценты. Решение практико-ориентированных задач. | Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять арифметические действия с дробями. Решать задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики). Решать текстовые задачи арифметическими способами. |
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | |
1.Печатные пособия | ||
1 | Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2013. | |
2 | Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008. | |
3 | Жохов В.И. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы. М.: Мнемозина, 2010. | 1 |
4 | Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике. 5 класс. М.: Экзамен, 2013. | |
5 | Попов М.А. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 5 класс. М.: Экзамен, 2013. | 1 |
6 | Попова Л.П. Поурочные разработки по математике: 5 класс. М.: ВАКО, 2013. | 1 |
7 | Выговская В.В. Поурочные разработки по математике: 6 класс. М.: ВАКО, 2012. | 1 |
8 | Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс/ Составитель- Л.П. Попова. М.: ВАКО, 2013 | 1 |
9 | Контрольно-измерительные материалы. Математика: 6 класс/ Сост. Л.П. Попова. М.: ВАКО, 2011. | 1 |
10 | Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. М. :Илекса, 2010. | 1 |
11 | Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса. М. :Илекса, 2010 | 1 |
12 | Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Книга для чтения учащимися 5-6 классов. М. : Просвещение, 2009. | 1 |
2.Технические средства обучения | ||
1 | Классная доска | 1 |
2 | Персональный компьютер. | 1 |
3 | Мультимедийный проектор | 1 |
4 | Интерактивная доска | 1 |
5 | Многофункциональное устройство | 1 |
3.Цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
1 | Интерактивный учебник. Математика 6 класс. Правила, задачи, примеры.http://www.matematika-na.ru | |
2 | Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html | |
3 | Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm | |
4 | Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru | |
5 | Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28 | |
6 | Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135 | |
4.Демонстрационные пособия | ||
1 | Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки); | |
2 | Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.; | |
3 | Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел; | |
4 | Демонстрационные таблицы |
- Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
математики 5-6 классов:
Арифметика
Выпускник научится:
- понимать особенности десятичной системы счисления;
- использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
- выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
- сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
- использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
- анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т.п.).
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
- углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
- научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Элементы алгебры
По окончании изучения курса учащийся научится:
- выполнять операции с числовыми выражениями;
- выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых);
- решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
- развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;
- овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Геометрические фигуры
Измерение величин
По окончании изучения курса учащийся научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
- строить углы, определять их градусную меру;
- распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
- определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
- вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
- научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
- научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Описательная статистика
По окончании изучения курса учащийся научится:
- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных (диаграммы);
Учащийся получит возможность:
- приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
- Индивидуальный (устный опрос по карточкам, тестирование, математический диктант) на всех этапах работы.
- Самоконтроль - при введении нового материала.
- Взаимоконтроль – в процессе отработки.
- Рубежный контроль – при проведении самостоятельных работ.
- Итоговый контроль – при завершении темы.
Система оценки планируемых результатов.
Шкалы оценки
• 5-балльная;
• 100-балльная (по результатам административных тестов);
При использовании 100-балльной шкалы принята следующая система перевода ее в 5-балльную:
- 100 - 90 баллов = «5»
- 89 - 65баллов = «4»
- 64 - 30 балла = «3»
- 29 - 0 балла = «2»
Критерии и нормы оценочной деятельности.
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При пятибалльной оценке для всех установлены общедидактические критерии. Данные критерии применяются при оценке устных, письменных, самостоятельных и других видов работ.
Оценка "5" ставится в случае:
• знания, понимания, глубины усвоения учащимися всего объёма программного материала;
• умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;
• отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "4" ставится в случае:
• знания всего изученного программного материала;
• умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
• незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении изученного материала, соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится в случае:
• знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя;
• умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;
• наличия грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "2" ставится в случае:
• знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельных представлений об изученном материале;
• отсутствия умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
• наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ;
• полного незнания изученного материала, отсутствия элементарных умений и навыков.
• если проверочная работа не сдана без уважительных причин.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
• незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
• незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, черчение, трудовое обучение, ОБЖ);
• неумение выделить в ответе главное;
• неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
• неумение делать выводы и обобщения;
• неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
• неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
• неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
• нарушение техники безопасности, отсутствие специальной формы одежды (уроки технологии, физкультуры);
• небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
• неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
• ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
• ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
• ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;
• нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
• нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
• неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
• нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;
• ошибки в вычислениях (арифметические – кроме математики);
• небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
• орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).
Критерии оценки проектной работы.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентацией обучающегося и отзыва руководителя.
Выделяют два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Примерное содержательное описание каждого критерия:
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самосто-ятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регуля-тивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. |
некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно | |
Комму-никация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения З. Ф. Гармашова
учителей математики, физики, 29 августа 2013 года
информатики СОШ №22
от 28 августа 2013 года №1
Н.В. Фалалеева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике 5 класс по УМК Виленкин
календарно-тематическое планирование составлено на основе ФГОС ООО...
Рабочая программа по математике для 8 класса VIII вида
Рабочая программа по курсу «Математика» 8 класс составлена с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным...
Рабочая программа по математике для 2 класса
Рабочая программа к учебнику М.И Башмакова и М.Г.Нефедовой "Планета знаний"...
Рабочая программа по математике для 10 класса
Рабочая программа по математике в 10 классе составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образо...
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса.Вариант 1 (8 вид)
Рабочая программа по математике для 4 класса, адаптированная для учащихся с ОВЗ....
Рабочая программа по математике для 5 класса на 2022-2023 уч.г.
Рабочая программа по математике для 5 класса...
Рабочая программа по математике 8-9 класс общеобразовательной школы
Рабочая программа по математике общеобразовательной школы Мерзляк...