Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса.Вариант 1 (8 вид)
рабочая программа
Рабочая программа по математике для 4 класса, адаптированная для учащихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_4_klass_ktp_dlya_ovz.docx | 67.63 КБ |
matematika_rab_progr_4_kl_ovz.docx | 54.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Разделы Название темы | Количество часов | Характеристика видов деятельности обучающихся | Дата план | Дата факт | Дом задание | Коррекция | ||
Первое полугодие – 64 ч | ||||||||
Нумерация Единицы измерения и их соотношения Нумерация чисел 1–100 (повторение) Ряд круглых десятков в пределах 100. Разряды, их место в записи числа. Состав двузначных чисел из десятков и единиц Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Числовой ряд в пределах 100 Место каждого числа в числовом ряду | 3 1 1 1 | Сравнение и упорядочение круглых десятков Моделирование чисел, полученных при измерении стоимости в пределах 100 р., с помощью монет достоинством 10 р., 5 р., 2 р., 1 р. на основе знания десятичного состава двузначных чисел. Получение следующего, предыдущего чисел. | ||||||
Арифметические действия Арифметические задачи Геометрический материал Сравнение и упорядочение чисел в пределах 100 Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание). Решение простых, составных задач в 2 арифметических действия (сложение, вычитание). Линии (прямая, луч, отрезок), их дифференциация Измерение длины отрезков в сантиметрах Сравнение отрезков по длине. Многоугольники | 1 1 1 1 |
Сложение и вычитание в пределах 100 на основе присчитывания, отсчитывания по 10 (40 + 10; 40 – 10), по 1 (42 + 1; 1 + 42; 43 – 1); разрядного состава чисел (40 + 3; 3 + 40; 43 – 3; 43 – 40), с использованием переместительного свойства сложения Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи. Построение отрезка заданной длины; равного по длине данному отрезку (такой же длины). Сравнение длины отрезка с 1 дм. Связь названия многоугольника с количеством углов у него | ||||||
Единицы измерения и их соотношения Геометрический материал Арифметические действия. Числа, полученные при измерении величин. Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время), единицы измерения величин (меры). Геометрический материал Построение отрезка заданной длины, выраженной числом, полученным при измерении двумя мерами (1 дм 2 см). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одной мерой. Единицы измерения и их соотношения Мера длины – миллиметр Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. Построение отрезка заданной длины | 1 1 1 | Дифференциация чисел, полученных при счете предметов и при измерении величин. Сравнение чисел, полученных при измерении величин двумя мерами. Моделирование числа, полученного при измерении стоимости двумя мерами, с помощью набора из монет достоинством 10 р., 5 р., 2 р., 1 р., 50 к., 10 к. Знакомство с мерой длины – миллиметром. Запись: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм. Измерение длины предметов с помощью линейки Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах) с выражением результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах (12 см 5 мм). | ||||||
Арифметические действия Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи) Взаимосвязь сложения и вычитания. Проверка вычитания обратным действием – сложением. Нумерация Увеличение, уменьшение на несколько единиц чисел в пределах 100. Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 5 в пределах 100. Геометрический материал Построение отрезка, длина которого больше, меньше длины данного отрезка. Пересечение линий, точка пересечения.. Обозначение буквой точки пересечения. Углы. Виды углов. | 2 1 1 1 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку: сложение и вычитание круглых десятков (40 + 20; 40 – 20); сложение и вычитание двузначного и однозначного чисел (45 + 2; 2 + 45; 45 – 2); сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков (34 + 20; 20 + 34; 34 – 20); сложение и вычитание двузначных чисел (54 + 21; 54 – 21; 54 – 24; 54 - 51); получение в сумме круглых десятков и числа100 (38 + 2; 2 + 38; 98 + 2; 38 + 22; 38 + 62); вычитание однозначных, двузначных чисел из круглых десятков и числа 100 (50 – 4; 100 – 4; 50 – 24; 100 – 24). Увеличение, уменьшение на несколько единиц чисел в пределах 100, с записью выполненных операций в виде числового выражения (примера). Построение пересекающихся, непересекающихся отрезков Определение вида угла с помощью чертежного угольника | ||||||
Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку». | 1 | |||||||
Работа над ошибками «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку». | 1 | |||||||
Единицы измерения и их соотношения Меры времени Соотношения мер времени. Последовательность месяцев, количество суток в каждом месяце Геометрический материал Замкнутые, незамкнутые кривые линии Окружность, дуга Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга. Построение окружности с данным радиусом. Арифметические действия. Умножение чисел Умножение как сложение одинаковых чисел (слагаемых). Арифметические задачи Простые арифметические задачи на нахождение произведения, раскрывающие смысл арифметического действия умножения Составные задачи в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение). | 1 1 1 1 1 1 | Определение времени по часам с точностью до 1 мин двумя способами Замкнутые, незамкнутые кривые линии: распознавание, называние Моделирование замкнутых, незамкнутых кривых. Построение окружностей с радиусами, равными по длине, разными по длине. Построение дуги с помощью циркуля Замена сложения умножением; замена умножения сложением (в пределах 20). выполнение решения задач на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи. Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи | ||||||
Арифметические действия Нумерация Арифметические действия Таблица умножения числа 2 Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение) Арифметические задачи Деление чисел Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4 равные части (в пределах 20). Простые арифметические задачи на нахождение частного, раскрывающие смысл арифметического действия деления (на равные части | 2 1 1 | Таблица умножения числа 2, ее воспроизведение на основе знания закономерностей построения Выполнение табличных случаев умножения числа 2 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 2. Умножение чисел, полученных при измерении величин одной мерой. Моделирование действия деления (на равные части) в предметно-практической деятельности с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера). выполнение решения задач на основе действий с предметными совокупностями | ||||||
Арифметические действия. Нумерация. Арифметические действия Деление на 2 Таблица деления на 2, ее воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Числа четные и нечетные. Деление чисел, полученных при измерении величин одной мерой. Порядок действий в числовых выражениях без скобок | 1 1 1 | Выполнение табличных случаев деления на 2 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 2. | ||||||
Арифметические задачи Решение задач в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, деление). Взаимосвязь умножения и деления. Простые арифметические задачи на нахождение частного, раскрывающие смысл арифметического действия деления (по содержанию); Составные задачи в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, деление) | 1 1 1 | выполнение решения задач на основе действий с предметными совокупностями. Взаимосвязь таблиц умножения числа 2 и деления на 2. Деление по содержанию (по 2). | ||||||
Контрольная работа «Табличное умножение и деление на 2» | 1 | |||||||
Работа над ошибками «Табличное умножение и деление на 2» | 1 | |||||||
Арифметические действия Сложение с переходом через разряд (устные вычисления) Присчитывание равными числовыми группами по 3, 4 в пределах 100. Составные задачи в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление) | 1 1 1 1 | Сложение двузначного числа с однозначным числом с переходом через разряд (38 + 5) приемами устных вычислений (запись примера в строчку). Выполнение вычислений на основе переместительного свойства сложения (5 + 38). Составление задач по предложенному сюжету, краткой записи Нахождение значения числового выражения (решение примера) с помощью моделирования действия с использованием счетного материала, с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа Сложение двузначных чисел с переходом через разряд (38 + 25) приемами устных вычислений (запись примера в строчку). Нахождение значения числового выражения (решение примера) с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа. | ||||||
Геометрический материал Ломаная линия Знакомство с ломаной линией. Элементы ломаной линии: отрезки, вершины, углы. | 1 | Моделирование ломаной линии | ||||||
Арифметические действия Нумерация Геометрический материал Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления) Отсчитывание равными числовыми группами по 3, 4 в пределах 100. Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 6 в пределах 100. Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд Нахождение значения числового выражения (решение примера) с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа. Геометрический материал Измерение длины отрезков ломаной, сравнение по их длине | 1 1 1 1 1 1 | Вычитание однозначного числа из двузначного числа с переходом через разряд (34 – 5) приемами устных вычислений (запись примера в строчку). Нахождение значения числового выражения (решение примера) с помощью моделирования действия с использованием счетного материала, с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа. (53 – 25) приемами устных вычислений (запись примера в строчку). Построение ломаной линии из отрезков заданной длины | ||||||
Контрольная работа «Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» | 1 | |||||||
Работа над ошибками «Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» | 1 | |||||||
Геометрический материал Замкнутые, незамкнутые ломаные линии Замкнутые, незамкнутые ломаные линии: распознавание, называние Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия | 1 | Моделирование замкнутых, незамкнутых ломаных. Получение замкнутой ломаной линии из незамкнутой ломаной (на основе моделирования, построения). Получение незамкнутой ломаной линии из замкнутой ломаной (на основе моделирования). | ||||||
Арифметические действия Таблица умножения числа 3 Табличное умножение числа 3 в пределах 20. Табличные случаи умножения числа 3 в пределах 100 (на основе взаимосвязи сложения и умножения). Переместительное свойство умножения | 3 | Таблица умножения числа 3, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Выполнение табличных случаев умножения числа 3 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 3. | ||||||
Арифметические действия Деление на 3 Таблица деления на 3 | 1 1 | Деление предметных совокупностей на 3 равные части (в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера). Таблица деления на 3, ее составление с использованием таблицы умножения числа 3, на основе знания взаимосвязи умножения и деления. Выполнение табличных случаев деления на 3 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 3. Дифференциация деления на равнычасти и по содержанию Деление по содержанию (по 3). | ||||||
Арифметические действия Таблица умножения числа 4 Табличное умножение числа 4 в пределах 20 Табличные случаи умножения числа 4 в пределах 100 (на основе взаимосвязи сложения и умножения). Таблица умножения числа 4, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения | 3 | Выполнение табличных случаев умножения числа 4 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 4. Нахождение произведения на основе знания переместительного свойства умножения с использованием таблиц умножения | ||||||
Арифметические действия Деление на 4 Таблица деления на 4 | 1 1 | Деление предметных совокупностей на 4 равные части (в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера). Таблица деления на 4, ее составление с использованием таблицы умножения числа 4, на основе знания взаимосвязи умножения и деления Выполнение табличных случаев деления на 4 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 4. Деление по содержанию (по 4) | ||||||
Геометрический материал Длина ломаной линии Вычисление длины ломаной линии. Арифметические действия Таблица умножения числа 5 Табличное умножение числа 5 в пределах 20. Табличные случаи умножения числа 5 в пределах 100 (на основе взаимосвязи сложения и умножения). Арифметические действия Деление на 5 Таблица деления на 5 | 1 3 1 1 | Построение отрезка, равного длине ломаной (с помощью циркуля). Таблица умножения числа 5, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Выполнение табличных случаев умножения числа 5 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 5 Деление предметных совокупностей на 5 равных частей (в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера). Таблица деления на 5, ее составление с использованием таблицы умножения числа 5, на основе знания взаимосвязи умножения и деления. Выполнение табличных случаев деления на 5 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 5. Деление по содержанию (по 5) | ||||||
Единицы измерения и их соотношения Двойное обозначение времени | 1 | Двойное обозначение времени. Определение частей суток на основе знания двойного обозначения времени. Определение времени по электронным часам (с электронным табло) с точностью до 1 ч, получаса | ||||||
Контрольная работа «Таблица умножения и деления чисел на 3, 4, 5» | 1 | |||||||
Работа над ошибками «Таблица умножения и деления чисел на 3, 4, 5» | 1 | |||||||
Второе полугодие – 70 ч | ||||||||
Арифметические действия Таблица умножения числа 6 Табличное умножение числа 6 в пределах 20. Табличные случаи умножения числа 6 в пределах 100 (на основе взаимосвязи сложения и умножения) | 3 | Таблица деления на 6, ее составление с использованием таблицы умножения числа 6, на основе знания взаимосвязи умножения и деления. Выполнение табличных случаев деления на 6 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 6. | ||||||
Арифметические задачи Цена, количество, стоимость | 1 | Краткая запись в виде таблицы простых арифметических задач на нахождение стоимости на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью | ||||||
Арифметические действия Деление на 6 | 2 | Деление предметных совокупностей на 6 равных частей (в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера). Таблица деления на 6, ее составление с использованием таблицы умножения числа 6, на основе знания взаимосвязи умножения и деления Выполнение табличных случаев деления на 6 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 6. Деление по содержанию (по 6). | ||||||
Арифметические задачи Простые арифметические задачи на нахождение цены на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью Геометрический материал Нахождение длины замкнутой ломаной линии. Прямоугольник Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон прямоугольника. Противоположные стороны прямоугольника, их свойство. | 1 2 | краткая запись задачи в виде таблицы, ее решение Построение прямоугольника с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге. | ||||||
Арифметические действия Таблица умножения числа 7 Арифметические задачи Составление по краткой записи (в виде таблицы) и решение простых арифметических задач на нахождение стоимости, цены на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью. Геометрический материал Построение прямоугольника с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге) по заданным длинам его сторон | 2 1 1 | Табличные случаи умножения числа 7 в пределах 100 (на основе переместительного свойства умножения, взаимосвязи сложения и умножения). Таблица умножения числа 7, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Выполнение табличных случаев умножения числа 7 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 7. Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 7 в пределах 100. | ||||||
Нумерация Арифметические действия Увеличение числа в несколько раз Арифметические задачи Знакомство с простой арифметической задачей на увеличение числа в несколько раз (с отношением «больше в …») и способом ее решения | 1 1 | Увеличение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности («больше в …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). Увеличение в несколько раз данной предметной совокупности в процессе выполнения предметно- практической деятельности («увеличить в…»). краткая запись задачи; выполнение решения задачи в практическом плане на основе моделирования, иллюстрирования предметной ситуации; запись решения и ответа задачи | ||||||
Арифметические действия Деление на 7 Таблица деления на 7 Уменьшение числа в несколько раз Арифметические задачи Знакомство с простой арифметической задачей на уменьшение числа в несколько раз | 1 1 1 2 | Таблица деления на 7, ее составление с использованием таблицы умножения числа 7, на основе знания взаимосвязи умножения и деления. Деление предметных совокупностей на 7 равных частей (в пределах 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера) Выполнение табличных случаев деления на 7 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на7. Деление по содержанию (по 7) Уменьшение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности («меньше в …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). Уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности в процессе выполнения предметно- практической деятельности («уменьшить в …») (с отношением «меньше в …») и способом ее решения: краткая запись задачи; выполнение решения задачи в практическом плане на основе моделирования предметной ситуации; запись решения и ответа задачи | ||||||
Контрольная работа «Таблица деления на 6, 7, ее составление с использованием таблицы умножения числа 6, 7, на основе знания взаимосвязи умножения и деления» | 1 | |||||||
Работа над ошибками «Таблица деления на 6, 7, ее составление с использованием таблицы умножения числа 6, 7, на основе знания взаимосвязи умножения и деления» | 1 | |||||||
Геометрический материал Квадрат Название сторон квадрата. Противоположные стороны квадрата, их свойство. Смежные стороны прямоугольника (квадрата) | 1 | Построение квадрата с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге) | ||||||
Арифметические действия Нумерация Таблица умножения числа 8 Табличные случаи умножения числа 8 в пределах 100 (на основе переместительного свойства умножения, взаимосвязи сложения и умножения). Таблица умножения числа 8 | 2 | Таблица умножения числа 8, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Выполнение табличных случаев умножения числа с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 8 Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 8 в пределах 100 | ||||||
Арифметические действия Деление на 8 Таблица деления на 8 | 2 | Таблица деления на 8, ее составление с использованием таблицы умножения числа 8, на основе знания взаимосвязи умножения и деления. Деление предметных совокупностей на 8 равных частей (в пределах 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера). Выполнение табличных случаев деления на 8 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 8. Деление по содержанию (по 8). | ||||||
Арифметические задачи Составление и решение простых и составных арифметических задач, содержащих отношения «меньше в …», «больше в …», по краткой записи, предложенному сюжету. | 1 | |||||||
Единицы измерения и их соотношения Меры времени | 1 | Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого). | ||||||
Арифметические действия Таблица умножения числа 9 Табличные случаи умножения числа 9 в пределах 100 (на основе переместительного свойства умножения, взаимосвязи сложения и умножения). Таблица умножения числа 9 | 2 | Таблица умножения числа 9, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения Выполнение табличных случаев умножения числа 9 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 9. Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 9 в пределах 100. | ||||||
Арифметические действия Арифметические задачи Деление на 9 Таблица деления на 9 Простые арифметические задачи на нахождение количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью; краткая запись задачи в виде таблицы, ее решение | 2 1 | Таблица деления на 9, ее составление с использованием таблицы умножения числа 9, на основе знания взаимосвязи умножения и деления. Деление предметных совокупностей на 9 равных частей (в пределах 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера). Выполнение табличных случаев деления на 9 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 9. Деление по содержанию (по 9). | ||||||
Геометрический материал Пересечение фигур Пересечение геометрических фигур (окружностей, многоугольников, линий). | 1 | Точки пересечения, обозначение их буквой. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур | ||||||
Арифметические действия Умножение 1 и на 1 Правило нахождения произведения, если один из множителей равен 1 | 1 | Умножение единицы на число (на основе взаимосвязи сложения и умножения). Умножение числа на единицу (на основе переместительного свойства умножения). ; его использование при выполнении вычислений. | ||||||
Арифметические действия Деление на 1 Правило нахождения частного, если делитель равен 1; его использование при выполнении вычислений. | 1 | Деление числа на единицу (на основе взаимосвязи умножения и деления). | ||||||
Контрольная работа «Умножение и деление единицы на число» | 1 | |||||||
Работа над ошибками «Умножение и деление единицы на число» | 1 | |||||||
Арифметические действия Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) Сложение и вычитание без перехода через разряд. Запись примера в столбик. Алгоритм письменного выполнения сложения, вычитания чисел в пределах 100. | 4 | Выполнение приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик) следующих случаев: сложение двузначных чисел (35 + 12); вычитание двузначных чисел (35 – 12); сложение, вычитание двузначных чисел и круглых десятков (45 + 20; 45 – 20). Письменное выполнение сложения как способ проверки устных вычислений | ||||||
Арифметические действия Сложение с переходом через разряд. Проверка правильности выполнения письменного сложения перестановкой слагаемых | 2 2 | Выполнение приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик) следующих случаев: сложение двузначных чисел (35 + 17); сложение двузначных чисел, получение 0 в разряде единиц (35 + 25); сложение двузначных чисел, получение в сумме числа 100 (35 + 65); сложение двузначного и однозначного чисел (35 + 7). | ||||||
Арифметические действия Вычитание с переходом через разряд. Проверка правильности выполнения письменного вычитания обратным действием – сложением | 2 2 | Выполнение приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик) следующих случаев: вычитание двузначного числа из круглых десятков (60 – 23); вычитание двузначных чисел (62 – 24); вычитание двузначных чисел, получение в разности однозначного числа (62 – 54); вычитание однозначного числа из двузначного числа (34 – 5). | ||||||
Контрольная работа «Сложение и вычитание с переходом через разряд» | 1 | |||||||
Работа над ошибками «Сложение и вычитание с переходом через разряд» | 1 | |||||||
Арифметические действия Умножение 0 и на 0 Правило нахождения произведения, если один из множителей равен 0; его использование при выполнении вычислений | 1 1 | Умножение 0 на число (на основе взаимосвязи сложения и умножения). Умножение числа на 0 (на основе переместительного свойства умножения). | ||||||
Арифметические действия Деление 0 на число Правило нахождения частного, если делимое равно 0; его использование при выполнении вычислений | 1 1 | Деление 0 на число 0 (на основе взаимосвязи умножения и деления). | ||||||
Геометрический материал Взаимное положение геометрических фигур Взаимное положение на плоскости геометрических фигур: узнавание, называние. | 1 | Моделирование взаимного положения двух геометрических фигур на плоскости | ||||||
Арифметические действия Умножение 10 и на 10 Правило нахождения произведения, если один из множителей равен 10; | 1 | Умножение 10 на число (на основе взаимосвязи сложения и умножения). Умножение числа на 10 (на основе переместительного свойства умножения). его использование при выполнении вычислений | ||||||
Арифметические действия Арифметические задачи Деление на 10 Правило нахождения частного, если делитель равен 10; его использование при выполнении вычислений Нахождение неизвестного слагаемого Решение примеров с неизвестным слагаемым, обозначенным буквой «х». Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой. | 1 1 1 1 | Деление числа на 10 (на основе взаимосвязи умножения и деления). Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного слагаемого. | ||||||
Контрольная работа «Умножение и деление 0 на число 0» | 1 | |||||||
Работа над ошибками «Умножение и деление 0 на число 0» | 1 | |||||||
Итоговое повторение | 3 | |||||||
Итого 136ч |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Гусево Красноармейского района Саратовской области»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО ______/_____/ Заместитель директора по УВР Директор «МБОУ ООШ с. Гусево»
Протокол №___ от «______ » 20__ __________ Т.В Шипова. ________ Т.В. Бондарева
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет: математика
3 - 4 коррекционный класс (8 вида)
4 ч. В неделю 136 ч в год
Год разработки 2018
Разработчик программы: Н.В. Жестакова, учитель начальных классов
Срок реализации программы 2018 -2020 гг
Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для 4 адаптивного класса предназначена для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она разработана на основе:
1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г.на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Учебного плана МБОУ «ООШ с. Гусево» Красноармейского района Саратовской области на 2018-2020 учебный год.
4. Федерального перечня учебников на 2018-2019 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №253 от 31.03. 2014 года) с изменениями: Приказ Минобрнауки РФ №576 от 08.06.2015 года «О внесении изменений в перечень учебников».
5. Положения МБОУ «ООШ с. Гусево», «О формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и о промежуточной аттестации обучающихся».
6. Положения МБОУ «ООШ с. Гусево» «О рабочих программах».
7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2017 (1 вариант).
8. Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 1 вариант) МБОУ «ООШ с. Гусево».
Рабочая программа ориентирована на учебники по предмету «Математика» 4 адаптивный класс:
4. Алышева Т.В. Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные образоват. программы.
В 2 ч. /Т.В. Алышева, И.М. Яковлева. – М.: Просвещение, 2018.
Общая характеристика адаптированной рабочей программы предмета «Математика»
Раскрывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта, необходимо выделить то, что особенности психики таких детей проявляются как в недоразвитии основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и в особенностях высшей нервной деятельности.
Дети, у которых ослаблен процесс возбуждения - вялы, медлительны, плохо усваивают всё новое, учатся с трудом, но, в конечном счете, добиваются удовлетворительных результатов. Новые навыки и умения формируются у таких детей медленно, но усваиваются прочно. У этих детей мало инициативы, самостоятельности.
Ещё одной особенностью является склонность к охранительному торможению. Во время одного и того же урока ученик то слушает и понимает учителя, то перестаёт его понимать. Ребёнку трудно сосредоточить внимание на чём-либо, всё происходящее вокруг воспринимается неясно, трудно припоминается то, что всегда легко вспоминалось. Эти состояния охранительного торможения.
Таким образом, поступающим в школу детям с нарушением интеллекта присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умения, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счётом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности.
Обучающиеся с нарушением интеллекта быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Эти и ряд других особенностей говорят о том, что у детей группы обнаруживается недоразвитие психических процессов.
При выполнении многих заданий дети сталкиваются с трудностями интеллектуального характера, которые связаны с тем, что к началу школьного обучения дети ещё не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющиеся необходимым компонентом мыслительной деятельности. Одна из психологических особенностей детей состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Дети рассматриваемой группы имеют бедный словарный запас, плохо овладевают эмпирическими и грамматическими обобщениями. Дети этой группы также испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций и некоторых частей речи.
После поступления в школу эти дети продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей деятельностью остаётся игра, положительного отношения к школе не наблюдается. Внимание детей характеризуется неустойчивость, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. При обучении детей с необходимо исключить действия, каких бы то ни было посторонних раздражителей.
У детей наблюдается сравнительно низкий уровень развития восприятие. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Это обусловлено бедностью опыта ребёнка. Работая с такими детьми, учителя должны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять.
Следует отметить, что для детей характерна конкретность мышления, слабость регулирующей роли мышления, его некритичность. Некоторым детям свойственно не сомневаться в правильности своих, только что возникших предположений. Они редко замечают свои ошибки.
Таким образом, коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:
а) осуществлять индивидуальный подход к детям;
б) предотвращать наступление утомления;
в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
д) обеспечить обогащения детей математическими знаниями об (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.).
В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально - психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения.
Рассматривая развитие математических способностей младших школьников можно сказать, что:
У детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта наблюдается более простой вид обобщений - движение от частного к известному общему, подвести частный случай под общее правило. Абстрагирование у этих детей выражено гораздо слабее, чем у их сверстников, которые учатся в простых классах. Большое влияние на их рассуждения оказывают несущественные признаки. Поэтому с такими детьми нужно работать тщательнее, усерднее.
Способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям даётся нелегко, дети с большим трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений. Путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают названия некоторых цифр.
Свернутость мышления в младшем школьном возрасте проявляется лишь в самой элементарной форме. Детям же классов коррекции это даётся ещё труднее.
Говоря о гибкости мыслительных процессов, можно сказать, что у данных детей она развита на самом низком уровне. Им очень трудно переключаться от одной умственной операции к другой, нужен отдых.
Утомляемость этих детей повышена. Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов, которыми в основном пользуются учителя, детям труднее воспринимать материал. Проявление математической памяти в её развитых формах не наблюдается. Дети запоминают цифры, операции с трудом. Математическая память находится на низком уровне.
Этим детям рекомендуется использовать геометрические фигуры, их использование позволяет опираться на наглядные образы, выполнять предлагаемые задания в наглядно-действенном плане, что облегчает учащимся достижение успеха. Способность к пространственным представлениям у детей так же не развита, как и перечисленные выше компоненты математических способностей. Утомляемость детей к математике повышена. Поэтому уроки математики должны быть интересными, занимательными. Нужно учитывать индивидуальные особенности детей, проводить физкультминутки, чтобы снять утомление.
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
-формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
-коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
- формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика как учебный предмет играет существенную роль в образовании и воспитании младших школьников. С её помощью ребёнок учится решать жизненно важные проблемы, познавать окружающий мир.
Структура курса математики на этапе 1–4 адаптивном классов в соответствии с Примерной АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) представлена следующими разделами:
– пропедевтика;
– нумерация;
– единицы измерения и их соотношения;
– арифметические действия;
– арифметические задачи;
– геометрический материал.
Пропедевтика: элементарные математические представления о величине, количестве, форме предметов, пространственные и временные представления;
Нумерация: числа первого, второго десятка и сотни (нумерация в пределах
10, 20, 100);
Единицы измерения и их соотношения: представления об основных величинах (длине, массе, емкости, стоимости, времени), их мерах (единицах измерения) и соотношении мер (изучаются только соотношения мер 10 и 100 метрической системы мер: 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см, 1 р. = 100к.; соотношения мер времени: 1 нед. = 7 сут., 1 сут. = 24 ч, 1 ч = 60 мин, 1 год= 12 мес., 1 мес. = 30 (28, 29, 31) сут.);
Арифметические действия: сложение и вычитание чисел в пределах 10, 20, 100 (устные и письменные вычислительные приемы), умножение и деление в пределах 20, 100;
Арифметические задачи: простые и составные (в два действия) арифметические задачи (вид изучаемых задач указан в программе по математике);
Геометрический материал: геометрические фигуры (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг), их распознавание, изображение, построение с помощью чертежных инструментов, взаимное расположение на плоскости; измерение длины отрезка, вычисление длины ломаной.
Курс математики, изучаемый обучающимися с легкой умственной отсталостью, имеет концентрическое строение, позволяющее реализовать последовательное, постепенное расширение математических знаний и умений обучающихся, постоянную повторяемость изученного. В основе распределения математического материала по концентрам лежит раздел«Нумерация».
В составе курса математики для 1–4 адаптивном классов выделяют 3 концентра:
1)нумерация чисел в пределах 10;
2)нумерация чисел в пределах 20;
3)нумерация чисел в пределах 100.
В каждом концентре после изучения чисел в указанных пределах происходит расширение знаний и умений детей по всем разделам, входящим в структуру курса математики. Например, постепенное расширение раздела «Арифметические действия» происходит следующим образом:
концентр 1 – сложение и вычитание чисел в пределах 10;
концентр 2 – сложение чисел в пределах 20 без перехода и с переходом через разряд; умножение и деление (табличное) в пределах 20;
концентр 3 – сложение чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд (устные и письменные вычислительные приемы); умножение и деление (табличное) в пределах 100.
Расширение раздела «Единицы измерения и их соотношения» по концентрам предусматривает постепенное ознакомление обучающихся с новыми единицами измерения величин (мерами) и их соотношением. В концентре 1 обучающиеся знакомятся с отдельными мерами длины (1 см), стоимости (1 р., 1 к.), массы (1 кг), емкости (1 л), времени (1 сут., 1 нед.), изучают доступные на этом этапе соотношения мер (1 нед. = 7 сут.). В концентре 2 обучающиеся знакомятся с новыми мерами (1 дм, 1 ч) и изучают соотношением 1дм = 10 см. В концентре 3 после изучения нумерации в пределах 100, вводятся новые меры (1 м, 1 мин, 1 мес., 1 год) и изучаются соотношения мер в пределах 100 (1 м = 10 дм, 1 м = 100 см, 1 сут. = 24 ч, 1
год = 12 мес., 1 мес. = 30 (28, 29, 31) сут., 1 ч = 60 мин).
В каждом концентре происходит знакомство обучающихся с новым видом простых арифметических задач; составные арифметические задачи (в два действия) впервые вводятся в концентре 2.
Расширение геометрического материала по концентрам происходит следующим образом: в концентре 1 происходит знакомство обучающихся с основными геометрическими фигурами и телами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб, брус); в последующих концентрах изучаются элементы и свойства этих фигур; происходит знакомство с новыми геометрическими фигурами (окружность, дуга, ломаная и т. д.); происходит обобщение изученного геометрического материала.
Обучение - это, прежде всего дифференцированный процесс. Обучение в каждом конкретном классе индивидуально и зависит от состава класса.
Обучающиеся усваивают математику в основном с помощью объяснения учителя, учебника и некоторых средств наглядности, что явно недостаточно. Математические задания, выполняемые учащимися на уроке, не связанные с их потребностями не имеют для них жизненного значения. Приобретенные знания обучающихся не представляют для них практической ценности. Таким образом, отсутствуют мотивы обучения и резко снижен интерес к изучению математики, в частности к решению задач.
Обучение математике должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся, так и с другими учебными дисциплинами. Содержание рабочей программы связано с содержанием других учебных предметов, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта - обучение грамоте, развитие речи, окружающий мир.
Можно использовать следующие методы обучения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности):
- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
- Частично - поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
- Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
На каждом уроке математики можно провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный материал.
На уроках можно использовать стихи или просто рифмованные тексты.
Введение такого материала оживляет урок, делая его занимательным, и дети, слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и приобретают новые знания. В работе необходимо применять эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально - дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививать и поддерживать интерес к своему предмету по-разному: использовать занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.
На уроках необходимо решать главную задачу - активизация и развитие познавательных интересов обучающихся в ходе обучения математике, тем самым добиваясь овладения обучающимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие абстрактных математических понятий;
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие основных мыслительных операций;
-развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Учебный предмет «Математика» является одним из ведущих общеобразовательных предметов в основной образовательной программе для детей с особыми возможностями здоровья, носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся, другими учебными предметами. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос.
Место курса в базисном учебном плане.
В соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы, рабочая программа по предмету «Математика»:
в 4 адаптивном классе - 136 часов в год при 4 часах в неделю (34 учебных недели).
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной рабочей программы по предмету «Математика»
Личностные результаты:
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
У обучающегося 4 класса будут сформированы:
–проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики и при выполнении домашнего задания;
–умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, обосновать его (с помощью учителя);
–элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении группой отдельных видов деятельности на уроке математики, умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;
–элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма;
–начальные навыки самостоятельной работы с учебником математики;
–начальные умения производить самооценку выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений, и при необходимости осуществлять необходимые исправления неверно выполненного задания;
–элементарное понимание связи математических знаний с некоторыми жизненными ситуациями, умение применять математические знания для решения отдельных жизненных задач;
–отдельные начальные представления о семейных ценностях, здоровом образе жизни, бережном отношении к природе, безопасном поведении в помещении и на улице.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применять. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
Предметные результаты для 4 класса:
Нумерация
Минимальный уровень:
- осуществление счета в пределах 100, присчитывая равными числовыми группами по 2, 5;
- присчитывая по 3, 4 (с помощью учителя).
Достаточный уровень:
- осуществление счета в пределах 100, присчитывая, отсчитывая равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5;
- умение упорядочивать числа в пределах 100.
Единицы измерения и их соотношения
Минимальный уровень:
- знание единицы измерения (меры) длины 1 мм, соотношения 1 см = 10 мм; выполнение измерений длины предметов в сантиметрах и миллиметрах (с помощью учителя);
- умение определять время по часам с точностью до 1 мин; называть время одним способом.
Достаточный уровень:
- знание единицы измерения (меры) длины 1 мм, соотношения 1 см = 10 мм; выполнение измерений длины предметов в сантиметрах и миллиметрах;
- умение определять время по часам с точностью до 1 мин; называть время тремя способами;
- выполнение сравнения чисел, полученных при измерении величин двумя мерами; упорядочение чисел, полученных при измерении величинодной мерой.
Арифметические действия
Минимальный уровень:
- выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным числом с переходом через разряд (45+ 6; 45 – 6) на основе приемов устных вычислений;
- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений;
- знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
- понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
- знание и применение переместительного свойства умножения;
- понимание смысла математических отношений «больше в …», «меньше в…»;
- умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической записи (составлении числового выражения);
-выполнение увеличения и уменьшения числа в несколько раз;
- знание порядка действий в числовых выражениях (примерах) без скобок в два арифметических действия, содержащих умножение и деление (с помощью учителя);
- использование в собственной речи названий компонентов и результатов умножения и деления (с помощью учителя).
Достаточный уровень:
- выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначным числом с переходом через разряд (45 + 6; 45 – 6; 45 + 26; 45 – 26) на основе приемов устных вычислений;
- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений;
- знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
- понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
- знание и применение переместительного свойства умножения;
- понимание смысла математических отношений «больше в …», «меньше в …»; умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической записи (составлении числового выражения); выполнение увеличения и уменьшения числа в несколько раз;
- знание порядка действий в числовых выражениях (примерах) без скобок в два арифметических действия, содержащих умножение и деление;
использование в собственной речи названий компонентов и результатов умножения и деления.
Арифметические задачи
Минимальный уровень:
- выполнение решения простых арифметических задач на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …»,«меньше в …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи;
- выполнение решения простых арифметических задач на нахождение цены, количества на основе знания зависимости между ценой, количеством, стоимостью; составление задач на нахождение цены, количества (с помощью учителя);
- выполнение решения составной арифметической задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) на основе моделирования содержания задачи (с помощьюучителя).
Достаточный уровень:
- выполнение решения простых арифметических задач на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …»,«меньше в …») на основе моделирования содержания задачи с помощью предметно-практической деятельности, иллюстрирования содержания задачи;
- выполнение решения простых арифметических задач на нахождение цены, количества на основе знания зависимости между ценой, количеством, стоимостью; составление задач на нахождение цены, количества;
- составление краткой записи, выполнение решения составной арифметической задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) на основе моделирования содержаниязадачи.
Геометрический материал
Минимальный уровень:
- умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с записью числа, полученного при измерении двумя мерами; умение построить отрезок заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах) (с помощью учителя);
- различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
- построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованнойбумаге (с помощью учителя);
- узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух геометрических фигур; нахождение точки пересечения без построения.
Достаточный уровень:
- умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с записью числа, полученного при измерении двумя мерами; умение построить отрезок.
- заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах);
- различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
- знание названий сторон прямоугольника (квадрата); построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
- узнавание, называние, построение, моделирование взаимного положения двух геометрических фигур; нахождение точки пересечения.
Характеристика базовых учебных действий обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Содержание рабочей программы по предмету «Математика» для 1-4 класса
4 класс
Нумерация
Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в пределах 100.
Упорядочение чисел в пределах 100. Числа четные и нечетные.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) длины – миллиметр (1 мм). Соотношение:
1 см = 10 мм. Измерение длины предметов с помощью линейки с выражением результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах (12 см 5 мм).
Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого). Двойное обозначение времени.
Сравнение чисел, полученных при измерении величин двумя мерами стоимости, длины, времени. Упорядочение чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с записью примера в строчку).
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений
(с записью примера в столбик).
Способы проверки правильности выполнения вычислений при сложении и вычитании чисел. Проверка устных вычислений приемами письменных вычислений и наоборот. Проверка сложения перестановкой слагаемых. Проверка сложения и вычитания обратным арифметическим действием.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Переместительное свойство умножения. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимосвязь умножения и деления. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление на 1, 10. Деление 0 на число. Способы проверки правильности выполнения вычислений при умножении и делении чисел (на основе использования таблиц умножения и деления, взаимосвязи сложения и умножения, умножения и деления).
Увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Нахождение неизвестного компонента сложения. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного компонента сложения.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …», «меньше в …»).
Простые арифметические задачи на нахождение цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью.
Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал
Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах).
Замкнутые, незамкнутые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга. Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон прямоугольника (квадрата): основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая). Противоположные, смежные стороны прямоугольника (квадрата). Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге).
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Моделирование взаимного положения геометрических фигур на плоскости. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур.
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной рабочей программы «Математика»
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
если обучающиеся верно выполняют
- от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачёт);
- от 51% до 65% заданий - «хорошо»;
- свыше 65% - «очень хорошо» (отлично).
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы призвана решать следующие задачи:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности;
- описывать объект описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
- предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающихся в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые в результате составляют основу результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимисяс умственной отсталостью содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применять в практической деятельности.Отметочная система оценивания предметных результатов вводится со второго класса.
Критерии оценок:
Знания и умения обучающихся по предмету « Математика» оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
1. Оценка устных ответов.
Оценка «5»:
- правильные и осознанные ответы на все поставленные вопросы, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
- умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
- умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
- правильно узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
- правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертёжного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
- если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «4»:
- если ученик при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
-при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
- при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
- с незначительной помощью учителя правильно узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
- выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Оценка«3»:
- при незначительной помощи учителя даёт правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
- производит вычисления с опорой на различные виды счётного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
- понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
- узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
- правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приёмов её выполнения.
Оценка «2»:
-обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, учащихся.
Оценка « 1»:
- обнаруживает полное незнание программного материала.
2. Письменная проверка знаний и умений обучающегося.
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы обучающегося, учитывая уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
Письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур), либо комбинированными.
Объём контрольной работы 35 - 40 минут.
Комбинированная контрольная работа:
- 1 -3 простые задачи;
- 1 -3 простые задачи и 1 составная;
- 2 составные задачи;
- примеры в одно или несколько арифметических действий;
- математический диктант;
- сравнение чисел, математических выражений;
- вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
Грубые ошибки:
- неверное выполнение вычислений вследствие применения правил;
- неправильное решение задачи ( неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных),
- неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубые ошибки:
- допущенные в процессе списывания числовых данных
( искажение, замена), знаков арифметических действий;
- нарушение в формулировке вопроса ( ответа) задачи;
- правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов, которые используются на уроках математики.
Оценка комбинированных работ:
Оценка «5»:
- вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4»:
- если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3»:
- если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2»:
- если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.
Оценка «1»:
- если ученик не приступал к решению задач, не выполнил других заданий.
Оценка работ из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5»:
- все задания выполнены правильно.+
Оценка «4»:
если допущены 1 -2 негрубые ошибки.
Оценка «3»:
- если допущены 1- 2 грубые ошибки или 3 -4 негрубые.
Оценка «2» :
- если допущены 3 -4 грубые ошибки и ряд негрубых.
Оценка «1»:
- если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.
Оценка работ, состоящих из задач с геометрическим содержанием.
Оценка «5» :
-все задачи выполнены правильно.
Оценка «4»:
- допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.
Оценка«3»:
- не решена одна из двух - трёх задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2»:
- не решены две задачи на вычисление , получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.
Оценка «1»:
- не решены задачи на вычисление , получены неверные результаты при измерениях, не построены заданные геометрические фигуры.
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
1. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
2. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой.
Технические средства обучения
- Компьютер
- ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся:
1. Алышева Т.В. Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные образоват. программы.
В 2 ч. /Т.В. Алышева, И.М. Яковлева. – М.: Просвещение, 2018.
- Измерительные приборы: часы и их модели, сантиметровые линейки, циркули, угольники
- Чертежные инструменты: линейки, циркули, угольники
- Демонстрационный материал:
Программный материал
таблицы | Дидактические игры | |
Первый десяток Образцы написания цифр 0, 1-9 Компоненты сложения Компоненты вычитания Состав чисел 4-10 Второй десяток | Числовой ряд 1-20 Состав чисел второго десятка Табличное умножение и деление в пределах 20 Четные и нечетные числа Сотня Круглые десятки и действия с ними Табличное умножение и деление в пределах 100 Умножение на 0 Деление на 0 Письменное сложение Письменное вычитание Краткие записи задач Единицы измерения и их соотношения Циферблаты Меры длины, соотношения Меры стоимости, соотношения Меры массы, соотношение Меры времени, соотношения Геометрический материал Из каких фигур состоит рисунок Замкнутые и незамкнутые ломаные линии | Меры времени «Неделька» «Месяцы года» Умножение и деление в пределах 20. «Рыбаки», «Кто быстрей?» «Паровозики» Сложение и вычитание в пределах 10 «Цепочка» Умножение и деление в пределах 100 «Математическое лото» «Рыбаки» Геометрический материал «Слуховой диктант» «Геометрическое лото» «Определи фигуру на ощупь, реши пример» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа факультатива "Основы трудоустройства" для лиц с ОВЗ
Адаптированная рабочая программа факультатива "Основы трудоустройства" для лиц с ОВЗ...
ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 класс (вариант 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (в...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета ФК.03 «Профессиональное творчество» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 «Швея» курс: 1 (первый) форма обучения: очная.
Адаптированная рабочая программа профессионального обучения по предмету ФК. 03 «Профессиональное творчество», должностей служащих по профессии 19601 «Швея» обучающихся с ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета ОП.05 «Специальный рисунок» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 «Швея» курс: 1 (первый) форма обучения: очная.
Адаптированная рабочая программа профессионального обучения по предмету ОП.05 «Специальный рисунок», по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностей служащих по...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета ОП.03 «Материаловедение швейного производства» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 «Швея» курс: 1 (первый) форма обучения: очная.
Адаптированная рабочая программа профессионального обучения по предмету ОП. 03 «Материаловедение швейного производства», по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, до...
Адаптированная образовательная программа по математике для 10 класса
Адаптированная образовательная программа по математике предназначена для учащихся с ограничениями возможностями здоровья (с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 «КОМПЛЕКСНЫЙ УХОД ЗА ЖИВОТНЫМИ» по профессии 17546 Рабочий по уходу за животными
Адаптированная рабочая программа профессионального модуля ПМ 01 «Комплексный уход за животными» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для проф...