Бально-рейтинговая система в образовании
статья
Данная статья дает обзор о применении бально-рейтинговой системе в СПО, которая применяется в колледже информационных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Бально-рейтинговая система в образовании | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОХРАННОСТИ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ
Венедиктова О.Н. – преподаватель информатики,
Санкт-Петербургский колледж информационных технологий
Сохранность контингента в учебных образовательных учреждениях среднего профессионального образования является ключевой задачей с введением ФГОС третьего поколения. Стандарты предъявляют большие требования по выполнению программ освоения учебных дисциплин и модулей, что накладывает большие временные затраты как у преподавателей так и у учащихся. Необходимость в различных формах организации учебного процесса не вызывает никаких вопросов – это требование времени. А вот как оценивать результаты освоения программ решаются в каждом учебном заведении по-разному.
В профессиональные учебные заведения, как правило, приходят учащиеся после получения общего образования, то есть после окончания 9 классов. Методика преподавания в школах и профессиональных учебных заведениях совершенно различная. Учащиеся с первых дней сталкиваются с проблемами обучения, поэтому именно в профессиональном образовании остро стоит проблема сохранения пришедшего для обучения контингента, заинтересованности в его дальнейшей профессии и адаптации к новой системе образования. Кажущаяся свобода посещения занятий, «взрослость подростков» приводит к тому, что они начинают пропускать занятия, а в результате отставать в обучении. Для смягчения периода адаптации многие учебные заведения применяют балльно-рейтинговую систему (БГС).
Целями введения балльно-рейтинговой системы являются стимулирование работы учащихся, снижение роли непредвиденных факторов при сдаче экзаменов или зачетов, повышение мотивации учащихся к освоению профессиональных программ на базе индивидуального подхода к оценке результатов учебной работы.
При использовании предлагаемой системы оценки знаний учащихся необходимо учитывать и индивидуальный подход к учащемуся путем ранжирования различных заданий. Систему ранжирования выбирает само учебное заведение, составляет таблицу либо формулу расчета и составляет методическое описание, которое и дает в дальнейшем возможность выставления за различные виды работ соответствующее количество баллов. Как правило, принятая система заменяет привычную пятибалльную систему оценивания на сто балльную либо какую-либо другую.
Главные отличия рейтинговой системы от действующей пятибалльной заключаются в следующем:
- - любой итоговый контроль - экзамен, зачёт, защита, а также все текущие контроли, оцениваются в баллах. разница может быть только в методике контроля;
- - все оценки проставляются таким образом, что имеют больше, чем пять градаций (например: от 0 до 5 через 0.1);
- - оценка за предмет определяется не только отметкой на итоговом контроле, но и непосредственно учитывает работу учащегося в семестре;
- - в величине семестрового рейтинга непосредственно учитываются достижения учащегося сверх учебного плана;
То, что пятибалльная система не дает возможности полностью оценить знания как качественную характеристику становится понятным с введением ФГОС третьего поколения, так как встает необходимость оценивать не только знания, но и профессиональные компетенции учащегося. Большая роль отводится самостоятельной работе учащегося, участия его в различных профессиональных конкурсах, олимпиадах семинарах, конференциях.
При использовании балльно-рейтинговой системы, во-первых, повышается объективность оценки полученных знаний учащихся.
Во-вторых, данная система позволяет более объективно оценивать качество учебы.
В нашем учебном заведении мы решили не привязывать ни к какой балльной системе, а сделать её прозрачной для понимания, как учащегося, так и преподавателя. Эту систему мы принимаем для обязательной группы заданий. Учащиеся чаще всего задают один и тот же вопрос: «Почему ему поставлена та либо другая оценка?». К пятибалльной они уже привыкли в школе, и мы решили её немного преобразовать, но принцип балльно-рейтинговой системы оставить. Суть её в том, что одно задание в контрольной работе, практической работе либо в тесте проще оценить в пятибалльной системе, чем всю контрольную работу, состоящую, например из 8 заданий. Это понятно учащемуся и преподавателю легче указать ему на ошибки. Например, тест состоит из 10 вопросов, значит, он оценивается в 50 баллов. Проверочная работа состоит из 4 вопросов, поэтому она оценивается в 20 баллов.
Эти баллы, полученные за выполнение работ, заносятся в электронный журнал и суммируются, то есть накапливаются. Преподаватель и учащийся в любой момент времени может посмотреть результат на контрольную дату и сделать корректировку своей деятельности, например, назначить дополнительную консультацию, если результаты контроля его не устраивают.
Если за все текущие и рубежные контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен - средний. В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку пятерку (по традиционной шкале оценок).
Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости учащихся строится на постоянной работе в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня знаний учащихся, следовательно, чтобы иметь хороший балл, все задания необходимо выполнять качественно и вовремя.
Если учащийся имеет высокий балл и участвует в различных дополнительных мероприятиях, ему назначаются дополнительные баллы и возникает возможность обратиться к экзаменационной комиссии об автоматической сдаче экзамена или дифференцированного зачета.
Балльно-рейтинговая система позволяет объективно контролировать всю учебную деятельность учащихся, стимулирует их познавательную активность и помогает планировать учебное время.
Таким образом, основными преимуществами представленной системы учебных результатов учащихся являются:
- возможность организовывать и поддерживать систематическую работу учащихся в течение всего срока обучения;
- повышение объективности оценки качества усвоения знаний по дисциплине;
- стимулирование научного поиска, значительный выход познавательной активности учащегося за пределы учебной программы;
- повышение посещаемости и уровня сознательной дисциплины на занятиях;
- предсказуемость итоговой оценки;
- стимулирование творческого отношения к работе, как учащихся, так и преподавателей;
- в величине семестрового рейтинга непосредственно учитываются достижения учащихся сверх учебного плана;
- - система позволяет учитывать дополнительные факторы, прежде всего, такие, как объективные трудозатраты на освоение предмета и его значимость для образования учащихся по данной специальности;
Как и любая система оценки качества, балльно-рейтинговая система имеет следующие недостатки.
- Система призвана измерять успеваемость учащихся на основании их регулярной работы в течение семестра. Полученные данные не будут представлять действительное соотношение сил, если значительная часть учащихся не будет работать регулярно. Всегда найдутся некоторые учащиеся, которые не будут работать в течение семестра, а рейтинговую систему эффективно применять только при готовности учащихся работать регулярно.
- Балльно-рейтинговая система требует от учащихся набрать максимальное количество баллов в течение семестра, но она оставляет за ним свободу, какими путями набирать баллы и как распределить силы в течение семестра. Далеко не все могут определиться с этим и тем более подойти к этому рационально.
- Балльно-рейтинговая система не избавляет учащихся от субъективизма преподавателя. Конечно, существует формула начисления баллов, которая известна учащемуся; есть минимум и максимум баллов за каждое задание; то есть общая сумма баллов, которую можно набрать в течение семестра, разбивается на элементы, но внутри каждого элемента остаётся такой же преподавательский субъективизм, и по мере прохождения элементов (заданий) в течение семестра он накапливается, и в этом плане ситуация не меняется или меняется незначительно.
Чтобы сохранить заинтересованность учащихся разбиваем баллы по семестрам. Каждый семестр начинаем с нуля, а по окончанию года складываем результаты. Этим сокращаем разницу между минимальным и максимальным баллом.
Эта форма оценки применяется на первом и втором курсе. На старших курсах у учащихся много часов практики по модулям, они начинают работать, появляется следующая проблема сохранения контингента. Для старших курсов целесообразно вводить различные формы дистанционного обучения и индивидуальных образовательных маршрутов.
Следующая проблема касается пороговых значений для предварительных оценок. Согласно уже закрепившейся практике балльно-рейтинговой системы в разных странах, для оценки «отлично» необходимо набирать 80-90% баллов от максимума, для «хорошо» – 60-80%, для удовлетворительно – 60%.. При установке баллов преподаватель ещё и делает корректировку баллов в зависимости от общего уровня образования в группе.
Пока балльно-рейтинговая система ещё осваивается как методика в российском образовании, необходимо выяснить, насколько она эффективна и в каких ситуациях.
Список литературы
- Молодежь XXI века: шаг в будущее: материалы XIII-й региональной научно-практической конференции с межрегиональным и международным участием, посвященной Году истории в Российской Федерации (г. Благовещенстк, 17-18 мая 2012 г.). – Т. 3. «Педагогика и проблемы высшей школы», «Вопросы молодежной политик и патриотического воспитания», «Психологические науки». – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. – 161 с.
- Рейтинговая система оценки знаний студентов как средство повышения качества образования в ВУЗЕ И. В. Кашуба ОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» г. Магнитогорск
- Рейтинговая система оценки знаний как способ стимулирования работы студентов С.Н.Дубров, Ю.И.Нечаев, Ю.Е.Резников Институт высокопроизводительных вычислений и баз данных Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Государственный морской технический университет, Санкт-Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка уровня общей физической подготовки студентов по бально-рейтинговой системе
Оценка качества освоения студентами требований ФГОС по бально-рейтинговой системе...
Бально-рейтинговая система оценки знаний обучающихся
Статья описывает опыт внедрения бально-рейтинговой оценки знаний обучающихся на примере группы СПО при узучении дисциплины Технология машиностроения. Приведены основные критерии оценки, описан результ...
Выступление на заседании ЦМК на тему"Анализ результатов внедрения бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов"-2015
План выступления:1. Основные составляющие БРС.2. Внедрение БРС:a. Этапыb. ...
Выступление на заседании ЦМК на тему: Место тестового контроля знаний на уроках информатики в системе бально - рейтинговой оценки знаний студентов-2013
План выступления:1. Основные составляющие БРС:a. Определениеb. Планированиеc. Реализация.2....
Выступление на педагогическом совете на тему: Отчёт по внедрению бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов.-2013
План выступления:1. Основные составляющие БРС:a. Определениеb. Планированиеc....
Методическая разработка: "Бально-рейтинговая система оценивания учебной практики"
При бально – рейтинговой системе оценивания результатов учебной практики обучающихся следует решить организационные и дидактические вопросы:алгоритмировать шаги бально – рейтинговой технол...
Бально-рейтинговая система в преподавании дисциплины "Менеджмент"
Традиционная система оценки знаний студентов, базирующаяся на итоговом контроле в форме экзамена и/или зачета, не стимулирует в достаточной мере систематическую работу студентов. Балльно-рейтинго...