Бально-рейтинговая система в образовании
статья

Венедиктова Ольга Николаевна

Данная статья дает обзор о применении бально-рейтинговой системе в СПО, которая применяется в колледже информационных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОХРАННОСТИ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ

Венедиктова О.Н. – преподаватель информатики,
Санкт-Петербургский колледж информационных технологий

Сохранность контингента в учебных образовательных учреждениях среднего профессионального образования является ключевой задачей с введением ФГОС третьего поколения. Стандарты предъявляют большие требования по выполнению программ освоения учебных дисциплин и модулей, что накладывает большие временные затраты как у преподавателей так и у учащихся. Необходимость в различных формах организации учебного процесса не вызывает никаких вопросов – это требование времени. А вот как оценивать результаты освоения программ решаются в каждом учебном заведении по-разному.

В профессиональные учебные заведения, как правило, приходят учащиеся после получения общего образования, то есть после окончания 9 классов. Методика преподавания в школах и профессиональных учебных заведениях совершенно различная. Учащиеся с первых дней сталкиваются с проблемами обучения, поэтому именно в профессиональном образовании остро стоит проблема сохранения пришедшего для обучения контингента, заинтересованности в его дальнейшей профессии и адаптации к новой системе образования. Кажущаяся свобода посещения занятий, «взрослость подростков» приводит к тому, что они начинают пропускать занятия, а в результате отставать в обучении. Для смягчения периода адаптации многие учебные заведения применяют балльно-рейтинговую систему (БГС).

Целями введения балльно-рейтинговой системы являются стимулирование работы учащихся, снижение роли непредвиденных факторов при сдаче экзаменов или зачетов, повышение мотивации учащихся к освоению профессиональных программ на базе индивидуального подхода к оценке результатов учебной работы.

При использовании предлагаемой системы оценки знаний учащихся необходимо учитывать и индивидуальный подход к учащемуся путем ранжирования различных заданий. Систему ранжирования выбирает само учебное заведение, составляет таблицу либо формулу расчета и составляет методическое описание, которое и дает в дальнейшем возможность выставления за различные виды работ соответствующее количество баллов. Как правило, принятая система заменяет привычную пятибалльную систему оценивания на сто балльную либо какую-либо другую.

Главные отличия рейтинговой системы от действующей пятибалльной заключаются в следующем:

  • - любой итоговый контроль - экзамен, зачёт, защита, а также все текущие контроли, оцениваются в баллах. разница может быть только в методике контроля;
  • - все оценки проставляются таким образом, что имеют больше, чем пять градаций (например: от 0 до 5 через 0.1);
  • - оценка за предмет определяется не только отметкой на итоговом контроле, но и непосредственно учитывает работу учащегося в семестре;
  • - в величине семестрового рейтинга непосредственно учитываются достижения учащегося сверх учебного плана;

То, что пятибалльная система не дает возможности полностью оценить знания как качественную характеристику становится понятным с введением ФГОС третьего поколения, так как встает необходимость оценивать не только знания, но и профессиональные компетенции учащегося. Большая роль отводится самостоятельной работе учащегося, участия его в различных профессиональных конкурсах, олимпиадах семинарах, конференциях.

При использовании балльно-рейтинговой системы, во-первых, повышается объективность оценки полученных знаний учащихся.

Во-вторых, данная система позволяет более объективно оценивать качество учебы.

В нашем учебном заведении мы решили не привязывать ни к какой балльной системе, а сделать её прозрачной для понимания, как учащегося, так и преподавателя. Эту систему мы принимаем для обязательной группы заданий. Учащиеся чаще всего задают один и тот же вопрос: «Почему ему поставлена та либо другая оценка?». К пятибалльной они уже привыкли в школе, и мы решили её немного преобразовать, но принцип балльно-рейтинговой системы оставить. Суть её в том, что одно задание в контрольной работе, практической работе либо в тесте проще оценить в пятибалльной системе, чем всю контрольную работу, состоящую, например из 8 заданий. Это понятно учащемуся и преподавателю легче указать ему на ошибки. Например, тест состоит из 10 вопросов, значит, он оценивается в 50 баллов. Проверочная работа состоит из 4 вопросов, поэтому она оценивается в 20 баллов.

Эти баллы, полученные за выполнение работ, заносятся в электронный журнал и суммируются, то есть накапливаются. Преподаватель и учащийся в любой момент времени может посмотреть результат на контрольную дату и сделать корректировку своей деятельности, например, назначить дополнительную консультацию, если результаты контроля его не устраивают.

Если за все текущие и рубежные контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен - средний. В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку пятерку (по традиционной шкале оценок).

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости учащихся строится на постоянной работе в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня знаний учащихся, следовательно, чтобы иметь хороший балл, все задания необходимо выполнять качественно и вовремя.

Если учащийся имеет высокий балл и участвует в различных дополнительных мероприятиях, ему назначаются дополнительные баллы и возникает возможность обратиться к экзаменационной комиссии об автоматической сдаче экзамена или дифференцированного зачета.

Балльно-рейтинговая система позволяет объективно контролировать всю учебную деятельность учащихся, стимулирует их познавательную активность и помогает планировать учебное время.

Таким образом, основными преимуществами представленной системы учебных результатов учащихся являются:

  • возможность организовывать и поддерживать систематическую работу учащихся в течение всего срока обучения;
  • повышение объективности оценки качества усвоения знаний по дисциплине;
  • стимулирование научного поиска, значительный выход познавательной активности учащегося за пределы учебной программы;
  • повышение посещаемости и уровня сознательной дисциплины на занятиях;
  • предсказуемость итоговой оценки;
  • стимулирование творческого отношения к работе, как учащихся, так и преподавателей;
  • в величине семестрового рейтинга непосредственно учитываются достижения учащихся сверх учебного плана;
  • - система позволяет учитывать дополнительные факторы, прежде всего, такие, как объективные трудозатраты на освоение предмета и его значимость для образования учащихся по данной специальности;

Как и любая система оценки качества, балльно-рейтинговая система имеет следующие недостатки.

  1. Система призвана измерять успеваемость учащихся на основании их регулярной работы в течение семестра. Полученные данные не будут представлять действительное соотношение сил, если значительная часть учащихся не будет работать регулярно. Всегда найдутся некоторые учащиеся, которые не будут работать в течение семестра, а рейтинговую систему эффективно применять только при готовности учащихся работать регулярно.
  2. Балльно-рейтинговая система требует от учащихся набрать максимальное количество баллов в течение семестра, но она оставляет за ним свободу, какими путями набирать баллы и как распределить силы в течение семестра. Далеко не все могут определиться с этим и тем более подойти к этому рационально.
  3. Балльно-рейтинговая система не избавляет учащихся от субъективизма преподавателя. Конечно, существует формула начисления баллов, которая известна учащемуся; есть минимум и максимум баллов за каждое задание; то есть общая сумма баллов, которую можно набрать в течение семестра, разбивается на элементы, но внутри каждого элемента остаётся такой же преподавательский субъективизм, и по мере прохождения элементов (заданий) в течение семестра он накапливается, и в этом плане ситуация не меняется или меняется незначительно.

Чтобы сохранить заинтересованность учащихся разбиваем баллы по семестрам. Каждый семестр начинаем с нуля, а по окончанию года складываем результаты. Этим сокращаем разницу между минимальным и максимальным баллом.

Эта форма оценки применяется на первом и втором курсе. На старших курсах у учащихся много часов практики по модулям, они начинают работать, появляется следующая проблема сохранения контингента. Для старших курсов целесообразно вводить различные формы дистанционного обучения и индивидуальных образовательных маршрутов.

Следующая проблема касается пороговых значений для предварительных оценок. Согласно уже закрепившейся практике балльно-рейтинговой системы в разных странах, для оценки «отлично» необходимо набирать 80-90% баллов от максимума, для «хорошо» – 60-80%, для удовлетворительно – 60%.. При установке баллов преподаватель ещё и делает корректировку баллов в зависимости от общего уровня образования в группе.

Пока балльно-рейтинговая система  ещё осваивается как методика в российском образовании, необходимо выяснить, насколько она эффективна и в каких ситуациях.

Список литературы

  1. Молодежь XXI века: шаг в будущее: материалы XIII-й региональной научно-практической конференции с межрегиональным и международным участием, посвященной Году истории в Российской Федерации (г. Благовещенстк, 17-18 мая 2012 г.). – Т. 3.  «Педагогика и проблемы высшей школы», «Вопросы молодежной политик и патриотического воспитания», «Психологические науки». – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. – 161 с.
  2. Рейтинговая система оценки знаний студентов как средство повышения качества образования в  ВУЗЕ И. В. Кашуба ОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» г. Магнитогорск
  3. Рейтинговая система оценки знаний как способ стимулирования работы студентов С.Н.Дубров, Ю.И.Нечаев, Ю.Е.Резников Институт высокопроизводительных вычислений и баз данных Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Государственный морской технический университет, Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка уровня общей физической подготовки студентов по бально-рейтинговой системе

Оценка качества освоения студентами требований ФГОС по бально-рейтинговой системе...

Бально-рейтинговая система оценки знаний обучающихся

Статья описывает опыт внедрения бально-рейтинговой оценки знаний обучающихся на примере группы СПО при узучении дисциплины Технология машиностроения. Приведены основные критерии оценки, описан результ...

Выступление на заседании ЦМК на тему"Анализ результатов внедрения бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов"-2015

План выступления:1.      Основные составляющие БРС.2.      Внедрение БРС:a.       Этапыb.      ...

Выступление на заседании ЦМК на тему: Место тестового контроля знаний на уроках информатики в системе бально - рейтинговой оценки знаний студентов-2013

План выступления:1.     Основные составляющие БРС:a.     Определениеb.     Планированиеc.      Реализация.2....

Выступление на педагогическом совете на тему: Отчёт по внедрению бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов.-2013

План выступления:1.      Основные составляющие БРС:a.       Определениеb.      Планированиеc....

Методическая разработка: "Бально-рейтинговая система оценивания учебной практики"

При бально – рейтинговой системе оценивания результатов учебной практики обучающихся следует решить организационные и дидактические вопросы:алгоритмировать шаги бально – рейтинговой технол...

Бально-рейтинговая система в преподавании дисциплины "Менеджмент"

Традиционная система оценки знаний студентов, базирующаяся на итоговом контроле в форме экзамена и/или зачета, не стимулирует в достаточной мере систематическую работу студентов. Балльно-рейтинго...