Бально-рейтинговая система оценки знаний обучающихся
статья на тему
Статья описывает опыт внедрения бально-рейтинговой оценки знаний обучающихся на примере группы СПО при узучении дисциплины Технология машиностроения. Приведены основные критерии оценки, описан результат эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balno-reytingovaya_sistema_otsenki_znaniy_obuchayushchihsya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бально-рейтинговая система оценки знаний обучающихся одно из условий привития интереса к изучаемой дисциплине
Финагина А.С. - преподаватель специальных
дисциплин по специальности
«Технология машиностроения»
Современное общество требует от выпускников не только прочного багажа знаний, но и в большей степени умений воспользоваться им, а затем самостоятельно пополнить. Сама жизнь предъявляет новые требования к формированию качеств личности: самостоятельность, активность, ответственность за результаты деятельности, готовность преодолеть жизненные трудности. В последних стандартах образования это называется компетенциями.
Решению данных задач способствует применение целого ряда педагогических средств, среди которых особое место занимает контроль и оценивание как необходимая составляющая часть учебного процесса.
Традиционно в системе СПО применяется пятибалльная система оценки знаний обучающихся. Хотя эта система и существует на протяжении долгого периода времени, она не совсем отвечает современным требованиям мотивации.
Одним из сильнейших мотивирующих факторов является бально-рейтинговая система контроля и оценки знаний и умений обучающихся. Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» по отдельным дисциплинам или за период обучения в целом. Данная система позволяет оценивать обучающихся более точно, учитывая малейшие нюансы их деятельности.
В сентябре 2015 г. в ЗАМТ начала работать творческая группа по направлению «Бально-рейтинговая система оценки обучающихся». В рамках работы группы в качестве эксперимента на специальности 15.02.08 Технология машиностроения при изучении дисциплины ОП.08 «Технология машиностроения» была внедрена бально-рейтинговая система с целью повышения качества обучения, а также интереса студентов к самому процессу.
В курсе изучения данной дисциплины предполагается большой объем теоретических и практических заданий, лабораторных, самостоятельных и творческих работ (написание докладов, эссе), решение задач различного типа. Всё это многообразие работ оценивается критериями, разработанными преподавателем.
Таблица - Критерии бально-рейтинговой оценки знаний обучающихся
для дисциплины ОП.08 Технология машиностроения
№ | Критерий | Количество баллов |
1 | Работа на уроке: | |
1.1 | ведение конспекта | 1 за 1 конспект |
1.2 | активность во время урока | 1…3 |
1.3 | ответ у доски | 3…5 |
1.4 | оценки текущего контроля | 1…3 |
1.5 | контрольная работа (зачет) по теме, разделу | 3…5 |
2 | Выполнение практических и лабораторных работ: | |
2.1 | самостоятельность при выполнении ПР (ЛР) | 1 |
2.2 | аккуратность при оформлении отчета, соблюдение требований ГОСТа | 1 |
2.3 | получение «зачета» во время урока | 1 |
3 | Самостоятельная работа: | |
3.1 | выполнение письменного домашнего задания | 1…3 |
3.2 | подготовка докладов, рефератов, презентаций | 3…6 |
3.3 | участие в мероприятиях и конкурсах ЗАМТ (района, области) | 5 |
3.4 | призовые места в мероприятиях и конкурсах ЗАМТ (района, области) | 10 |
4 | Штрафные баллы: | - 1…3 |
Рейтинг хорош тем, что дает студенту возможность достигнуть определенного числового показателя любым способом, доступным для него. Студент умеющий решать задачи, может решать дополнительные задачи дома. Кто-то блестяще делает практические и лабораторные работы. Другие активно работают на уроке при изучении нового материала, помогая преподавателю или отвечая на дополнительные необязательные вопросы, готовят доклады или презентации, участвуют в конкурсах. Любая деятельность будет учтена и оценена. Возможность избежать неудовлетворительных оценок ведет к тому, что студенты не боятся идти на урок.
Дисциплина «Технология машиностроения» предусматривает экзамен. И логическим итогом рейтинга является поощрение на экзамене.
Преподавателем была установлена нижняя граница (80 баллов), которая является допуском к экзамену. Этот обязательный минимум соответствует «тройке». Студент, набравший 120 баллов, освобождается от одного вопроса экзаменационного билета по своему выбору. Что увеличивает его шансы получить более высокую оценку. Студент, набравший 140 баллов, освобождается от экзамена с оценкой «отлично».
В течении всего времени изучения дисциплины у обучающихся наблюдался живой интерес к изучению предмета. После каждого урока они активно интересовались количеством набранных за урок баллов, выявляли лучшего, ставили для себя новые цели, искали возможности заработать дополнительные баллы. Свободная конкуренция за право получить балл повышает активность ребят, что делает процесс обучения более динамичным и эффективным.
По окончании изучения дисциплины был проведен анонимный опрос обучающихся и получены следующие результаты. Всего тестировалось 23 человека. Ребята могли выбрать несколько вариантов из предложенного списка или высказать свое мнение. 17% (4 человека) обучающихся ответили, что бально-рейтинговая система позволила получить более высокую оценку, чем они предполагали в начале обучения. 40% (9 человек) отметили, что данная система более объективная и справедливая, по сравнению с пятибалльной. 70 % (16 человек), что система мотивировала их к обучению. 9% (2 человека) высказали, что система не оправдала ожиданий. 26% (6 человек) не заинтересовала. 4% (1 человек) считает недопустимой в учебном процессе. И 4% (1 человек) отметил, что «как и оценки, это не всегда показатель ума».
Для преподавателя использование бально-рейтинговой системы позволило: эффективно стимулировать работу студентов, точно и объективно определять итоговую оценку, избегать противоречий в оценивании, увидеть динамику успехов и неудач в процессе обучения, получить высокие результаты качества успеваемости.
Литература
Гутник И. Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении, СПб.: КАРО, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования
Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...
Рейтинговая накопительная система оценки знаний обучающихся СПО
Статья: "Рейтинговая накопительная система оценки знаний обучающихся СПО"...
Выступление на заседании ЦМК на тему"Анализ результатов внедрения бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов"-2015
План выступления:1. Основные составляющие БРС.2. Внедрение БРС:a. Этапыb. ...
Выступление на педагогическом совете на тему: Отчёт по внедрению бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов.-2013
План выступления:1. Основные составляющие БРС:a. Определениеb. Планированиеc....
Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся
В настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как обучающийся сможет применить эти знания, наскольк...
Методические указания по рейтинговой системе оценки знаний по дисциплине "Гидравлические и пневматические системы и приводы"
Методические указания содержат рекомендации по разработке и внедрению рейтинговой системы оценки знаний обучающихся по дисциплине ОП.13.ВЧ. «Гидравлические и пневматические системы и приводы&raq...
Рейтинговая система оценки знаний обучающихся
Рейтинговая система оценки знаний обучающихся...