Выступление на заседании ЦМК на тему"Анализ результатов внедрения бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов"-2015
методическая разработка по теме

Марчук Наталья Аркадьевна

План выступления:

1.      Основные составляющие БРС.

2.      Внедрение БРС:

a.       Этапы

b.      Группы

c.       Предметы

3.      Итоги внедрения БРС:

a.       Мониторинг качества знаний студентов за 1,5 года введения БРС.

b.      Достоинства и недостатки БРС.

4.      Перспективы внедрения БРС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_tsmk_po_brs_2014-2015_uch_g1.docx43.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ СПО технологический техникум в р.п. Старая Майна

Выступление на заседании ЦМК ОД, ОГСЭ и ЕН дисциплин

на тему:

Анализ результатов внедрения

бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов.

Подготовила

                                                    преподаватель математики и информатики

Марчук Н.А.

2015 г.


Анализ результатов внедрения

бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов

преподавателя математики и информатики Марчук Н.А.

План выступления:

  1. Основные составляющие БРС.
  2. Внедрение БРС:
  1. Этапы
  2. Группы
  3. Предметы
  1. Итоги внедрения БРС:
  1. Мониторинг качества знаний студентов за 1,5 года введения БРС.
  2. Достоинства и недостатки БРС.
  1. Перспективы внедрения БРС.

Ход:

- Своё выступление я полностью основываю на наблюдениях и опыте полутора лет внедрения БРС:

  1. Этап: (1 семестр 2013-2014 уч.г.) введение (на 1 курсе по УД Информатика и ИКТ) и изучение БРС, разработка документации, требований к знаниям и умениям студентов, критериев оценки знаний студентов, средства для текущего, рубежного и итогового контроля знаний.
  2. Этап: (2 семестр 2013-2014 уч.г.) определение места тестового контроля в БРС. Первые результаты.
  3. Этап: (1 семестр 2014-2015 уч.г.) введение БРС на 3 курсе по УД Информатика и ИТ в ПД.

Что такое БРС?

- на мой взгляд, БРС - это система различных взаимосвязанных элементов учебной деятельности и средств оценивания результатов обучения (определение Марчук Н.А.).

Эта система включает в себя 2 основных этапа:

  1. Этап: Планирование.
  2. Этап: Реализация.

Планирование 

включает в себя

  1. Планирование форм обучения
  2. Планирование средств и форм контроля
  3. Разработка критериев оценки знаний студентов

В связи со всем вышесказанным, был разработан рейтинг – план дисциплины (см. Приложение 1), где были учтены основные

  1. формы обучения:
  1. ЛЗ (лекционные занятия)
  2. ПЗ (практические занятия)
  3. СР (самостоятельная работа)
  4. ТвР («творческая работа»)
  1. средства и формы контроля:
  • еже урочный контроль:

тестирование

Результат работы отображается в журналах посещаемости и успеваемости

(см. Приложение 2)

ответы на вопросы (активность)

выполнение заданий

Защита выполненных работ

  • Рубежный контроль в форме тестирования или контрольной работы (за это студенты получают определённое количество баллов. (см. Приложение 1)
  • Защита самостоятельных работ в форме буклетов, схем, таблиц, рефератов, конспектов, презентаций, рисунков, тезисов. (см. Приложения 3,4) (За это студенты получают определённое количество баллов (см. Приложение 1)).
  • Отчёты по творческим работам (за это студенты получают определённое количество баллов. (см. Приложение 1)
  1. Разработка критериев оценки знаний студентов:

Назначение баллов в рейтинг - плане производится

  1. на усмотрение преподавателя: что более значимо? ЛЗ? ПЗ? СР? (н-р: в 1 полугодии на 1 курсе больше лекций и планируется рубежный контроль в форме тестирования, а итоговый – в форме устного зачёта, а это значит, что балл за посещаемость ЛЗ и активность на ЛЗ будут оцениваться выше).
  2. по значимости: в виде зачёта? Тогда-15 балл. Экзамен оценивается в 20 баллов.

Работу значительно облегчает использование средств электронной таблицы.

При выставлении итоговых оценок БРС используются следующие критерии:

85-100балл

отл

65-84балл

хор

50-64балл

удов

до 49балл

неудов

Критерии оценки результатов ответов на вопросы

  1. Ответ на вопрос несет значимую информацию;
  2. Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
  3. Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
  4. Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.

Критерии оценки результатов тестирования:

85-100%

отл

77-84%

хор

68-76%

удов

до 68%

неудов

Критерии оценки самостоятельных работ разработаны к каждой СР. (см. Приложение 3)

Критерии оценки творческих работ отображены в рейтинг – плане.     (см. Приложение 1)

 

Реализация.

БРС я внедряю второй год. В 2013-2014 уч. г. БРС была введена только на 1 курсе по УД Информатика и ИКТ. В 2014-2015 уч. г. БРС разработана и по УД Информатика (3 курс Механизации с/х), и по УД ИТ в ПД (3курс Товароведение и ЭКПТ), в процессе разработки находится БРС по УД ИТ в ПД (4 курс Механизация с/х).

Итоги внедрения БРС.

Мониторинг.

Группа Савельева Н.М. специальность «Механизация с/х»:

(Нет БРС) 1 курс 2012-2013 г.г. качество-38,5%,

(БРС) 3 курс 2014-2015 г.г. качество-52,9%

Группа Морозовой Т.С. специальность «Механизация с/х»:

(Нет БРС) 1 курс 2011-2012 г.г -55,6%

(БРС) 3 курс 2013-2014 г.г.-56%

Группа Борисик Н.А. специальность «Товароведение и ЭКПТ»:

(Нет БРС)1 курс 2012-2013г.г.-57,4%

(БРС) 3 курс 2014-2015 г.г.-54,3%, количество отличников увеличилось.

Группа Сайнук Л.А. специальность «Механизация с/х» 2013-2014 уч.г. гр.№12:

1 полугодие

% качества

Кол-во баллов

Ср.балл

2 полугодие

% качества

Кол-во баллов

Ср.балл

Количество чел.

30

29

отличников

5

60

92,16

72,37

6

58

91,77

74,15

Ударников

13

68,55

11

72,28

Троечники

12

56,4

12

58,4

 Группа Радчук С.В. специальность «Товароведение и ЭКПТ» 2013-2014 уч.г. гр.№11:

1 полугодие

% качества

Кол-во баллов

Ср.балл

2 полугодие

% качества

Кол-во баллов

Ср.балл

Количество чел.

29

22

отличников

5

62

88,8

71,43

5

54

89,76

72,02

Ударников

13

71,3

7

69,7

Троечники

11

54,19

14

56,61

 Группы Ильина П.Ю. специальность «Механизация с/х» 2014-2015 уч.г. гр.№12и Кухтикова Н.В. специальность «Товароведение и ЭКПТ» 2013-2014 уч.г. гр.№11в 1 полугодии соответственно

12 гр.

% качества

Кол-во баллов

Ср.балл

11 гр.

% качества

Кол-во баллов

Ср.балл

Количество чел.

25 Без крючкова

22 Без Батуровой, Винокуровой, Сидорова, Мяжитова

отличников

4

60

90,38

73,97

7

59

100,29

79,38

Ударников

11

74,82

6

79,5

Троечники

9

56,72

9

58,35

«по зачёту»

отличников

4

72

5

59

Ударников

14

8

Троечники

7

9

Достоинства и недостатки БРС.

«+»:

 БРС дисциплинирует;

чётко определены критерии оценки знаний на ЛЗ, ПЗ, тестах, зачётах, экзаменах;

чётко определены сроки и формы сдачи как аудиторных, так и самостоятельных и творческих работ;

Информация доступна (вывешена на стенде);

«-» :

Если посещать все занятия, то не особо напрягаясь можно получить автоматом «3» или даже «4», выполняя при этом задания на невысокую оценку;

Не учитываются пропуски по болезни: если и отработал пропуск, то оценивается в полбалла, а следовательно, по кол-ву баллов выходит «3», следовательно, ребёнок идёт на зачёт и в результате получает «4»(заслуживая при этом «5»);

Необъективная оценка тоже может иметь место:

-так Половик (гр.№12) не имея лекций, практических работ, попадает на тестирование и набирает (случайным или неслучайным образом) 50 баллов, достаточно для «3»;

-так Якупов и Петров (гр.№12), имея текущие оценки «3», по кол-ву баллов получили «5»;

-так Сабиров, учась на «5», не сделал СР, но выполнил все ПР, не имеет пропуски, должен идти на зачёт.

Перспективы:

Необходимо усовершенствовать БРС в плане распределения баллов;

развивать у студентов потребность в саморазвитии и повышать уровень самосознания, самостоятельности и ответственности через требование обязательного выполнения всех пунктов рейтинг-плана и его контроль в чётко определённые сроки, оценивая сделанную работу по чётко сформулированным критериям.



Приложение 3.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.11. ИНФОРМАТИКА И ИКТ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

137

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

95

в том числе:

     практические занятия

52

     контрольные работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

рефераты

4

тезисы

6

Компьютерные  презентации

16

Схемы

4

Таблицы

4

Рисунок

4

Создание рекламного буклета

4

Итоговая аттестация в форме экзамена

Приложение 4.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1.

ТЕМА: «Информация. Основные информационные процессы»

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ:

- систематизировать и закрепить полученные  теоретические  знания по определению понятия «информация» и практические умения сохранять, передавать и обрабатывать информацию;

 -  углубить и расширить теоретические знания и практические навыки по защите информации;

- выработать навыки планирования деятельности, планирование ресурсов; поиска информации,  извлечения и первичной обработки информации;  эффективного общения: монолог и диалога, письменной коммуникации.

ФОРМА РАБОТЫ: реферат-конспект

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ:

- раскрыть суть понятий: информация, информационные процессы, информационная культура;

- составить алгоритмы выполнения основных информационных процессов;

- оценить собственный уровень овладения информационной культурой.

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1 неделя после объявления задания.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ОБЪЁМ РАБОТЫ: не более 10 печатных страниц.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К  РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ: см. ПРИЛОЖЕНИЯ 3,1,2.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

- Актуальность темы
- Соответствие содержания теме
- Глубина проработки материала
- Правильность и полнота использования источников
- Соответствие оформления реферата стандартом.
На «отлично»:
- присутствие всех вышеперечисленных требований;
- знание учащимся изложенного в реферате материала, умение рамотно и аргументировано изложить суть проблемы;
- присутствие личной заинтересованности в раскрываемой теме, собственную точку зрения, аргументы и комментарии, выводы;
-  умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы, поставленные членами комиссии, по теме реферата;
- умение анализировать фактический материал и статистические данные, использованные при написании реферата;
- наличие качественно выполненного презентационного материала или (и) раздаточного, не дублирующего основной текст защитного слова, а являющегося его иллюстративным фоном.
т.е. при защите реферата показать не только «знание - воспроизведешь», но и «знание -понимание», «знание - умение».
На «хорошо»:
-  мелкие замечания по оформлению реферата;
- незначительные трудности по одному из перечисленных выше требований.
На «удовлетворительно»:
-  тема реферата раскрыта недостаточно полно;
-  неполный список литературы и источников;
-  затруднения в изложении, аргументировании.

ФОРМА КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: Защита реферата.

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Порядок подготовки к защите реферата

Работа сдается руководителю не позже чем за I месяц до срока. Руководитель готовит рецензию, решает вопрос о допуске к защите реферата. Окончательное решение о допуске к защите реферата как формы аттестации принимает педагог.

Порядок защиты реферата

  1. Педагог  объявляет о начале защиты:
    - называет Ф.И. ученика;
    - тему работы;
    - Ф.И.О. руководителя и рецензента.
    2. Изложение автором существа реферата (кратко актуальность, цель, задачи, методы исследования, кратко основные идеи реферата, полученные результаты) на 10-15 минут.
    3. Ответы на вопросы.
    4. Выступление руководителя с характеристикой реферата. Выступление рецензента.
    5. Принятие решения  об оценке.
     )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинговая система оценки знаний учащихся.

Способы повышения интереса учащихся к уроку и предмету в целом с помощью нетрадиционной системы оценки знаний....

Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования

Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...

Из опыта работы по реализации рейтинговой системы оценки знаний в образовательной организации среднего профессионального образования

В статье речь пойдет об опыте работы по внедрению модульно-рейтинговой технологии в обучение студентов СПО дисциплине "Методика преподавания  русского языка в начальных классах".В рамках ФГОС СПО...

Выступление на заседании ЦМК на тему: Место тестового контроля знаний на уроках информатики в системе бально - рейтинговой оценки знаний студентов-2013

План выступления:1.     Основные составляющие БРС:a.     Определениеb.     Планированиеc.      Реализация.2....

Выступление на педагогическом совете на тему: Отчёт по внедрению бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов.-2013

План выступления:1.      Основные составляющие БРС:a.       Определениеb.      Планированиеc....

Методические указания по рейтинговой системе оценки знаний по дисциплине "Гидравлические и пневматические системы и приводы"

Методические указания содержат рекомендации по разработке и внедрению рейтинговой системы оценки знаний обучающихся по дисциплине ОП.13.ВЧ. «Гидравлические и пневматические системы и приводы&raq...