Возможности получения педагогических профессий в Некрасовском педколледже №1 (СПб) для обучающихся с особыми потребностями
статья
В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ совместно с другими обучающимися.
Учебные специальности, по которым готовит специалистов Некрасовский педагогический колледж №1 Санкт-Петербурга, связаны с проблемами, которые возникают у детей с ОВЗ, и помочь в решении их может инклюзивное образование, обеспечивающее равное отношение ко всем, но создает особые условия для тех, кто имеет особые образовательные потребности.
Ребята, обучающиеся в нашем колледже и имеющие проблемы со здоровьем, заканчивая его и становясь специалистами в области адаптивной физической культуры, коррекционной педагогики в начальном образовании или воспитателями детей с особыми потребностями, лучше чувствуют и понимают своих воспитанников, легче находят к ним подход, работают со своими обучающимися во взаимном контакте.
Значит, получив педагогические профессии по окончании нашего колледжа, наши выпускники с особыми образовательными потребностями найдут работу в школах, детских центрах, детских садах, медицинских центрах города. И те сложности, которые испытывают они в процессе теоретического и практического обучения, оправданы и преодолимы, поскольку получаемая ими профессия востребована.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Возможности получения педагогических профессий для обучающихся с особыми потребностями | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ленчицкая Н.Б., преподаватель педагогического колледжа
им. Н.А. Некрасова №1, СПб
Ильюшкина Н.Б., преподаватель педагогического колледжа
им. Н.А. Некрасова №1, СПб
Возможности получения педагогических профессий
в Некрасовском педколледже №1 (СПб)
для обучающихся с особыми потребностями
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ совместно с другими обучающимися.
Особую категорию детей, посещающих дошкольные и школьные учебные заведения, составляют дети с особыми потребностями, которые определяются как воспитанники или обучающиеся с ОВЗ – особыми возможностями здоровья. Сюда относят тех ребят, которые имеют нарушения речи, тотально невидящих и слабовидящих, глухих и слабослышащих, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройства аутического спектра, а также с задержкой психического развития и нарушением умственного развития. В любом случае, это люди с особыми возможностями здоровья, требующие к себе особого внимательного отношения окружающих. Обратимся к нормативным документам, определяющим возможности их образования.
Конституция РФ (ст.37 – «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»; ст.43 – «Каждый имеет право на образование»); Конвенция о правах ребенка (ст.23 – «… неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь … обеспечение неполноценному ребенку эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки»); Федеральным законом об образовании N 273 (ст.5 – «В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование») и другими региональными документами. Эти нормативно-правовые акты позволяют всем абитуриентам после окончания школы иметь равные возможности при поступлении в различные учебные заведения. Лицам с ограниченными возможностями здоровья также гарантируется право на доступное профессиональное образование.
Учебные специальности, по которым готовит специалистов Некрасовский педагогический колледж №1 Санкт-Петербурга, связаны с проблемами, которые возникают у детей с ОВЗ, и помочь в решении их может инклюзивное образование, обеспечивающее равное отношение ко всем, но создает особые условия для тех, кто имеет особые образовательные потребности. Перечислим эти специальности: 44.02.04 «Специальное дошкольное образование», 49.02.02 «Адаптивная физическая культура», 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
Каждый год 2-3 выпускника школ, имеющих проблемы со здоровьем, становятся сначала нашими абитуриентами, а затем и обучающимися. Сразу попадая в среду сверстников не имеющих проблем с ОВЗ, они испытывают на первом курсе в начале учебного процесса значительные сложности в социализации, адаптации. Безусловно, здесь на помощь им приходит куратор группы (в первую очередь) и социальная служба колледжа. Но без особого внимания и участия всех преподавателей, ведущих занятия в данной группе, не обойтись. Хотелось бы поделиться опытом того, как мы, преподаватели, работающие в колледже не первый год, справляемся с этой проблемой и добиваемся того, чтобы эти обучающиеся успешно закончили изучение учебных дисциплин и получили по ним положительную промежуточную аттестацию. Преподаватель, работающий с особыми ребятами, должен не только знать основы психологии, педагогики, владеть педагогическими технологиями, но и быть готовым принять детей с различными нарушениями и активно включать их в процесс обучения.
В первую очередь необходим индивидуальный подход к таким обучающимся. Всегда обращаем внимание на то, чтобы они смогли занять первые парты в учебном кабинете или те, где им наиболее удобно расположиться. Выбор места в кабинете обусловлен особенностью их физического состояния. Рассматривая узловые моменты изучаемой темы, четко выговариваем фразы, не спешим и не частим. Говорим доходчиво и размеренно. Текстовый материал, необходимый для записи, стараемся сделать короче и насыщеннее информацией.
Помимо индивидуального подхода используем целый арсенал методов и методических приемов, которые разнообразят занятия и делают обучение для всех студентов максимально комфортным и доступным. Конечно же, большую роль на занятиях играет классная доска, на которой вывешиваются необходимые пособия и делаются записи.
В данном случае хорошо «работают» такие методические приемы осмысления информации, как «коррекция деформированного текста», «дополни фразу», «исправь неверное утверждение», «структурируй содержание текста», где не очень много письменной работы и все обучающиеся успевают ее выполнить. Предлагая задания разного уровня, необходимо следить за тем, чтобы изучаемый материал не вызывал у студентов ощущения, что они не успевают за всеми, опаздывают и поэтому могут получить плохую отметку.
Привлекают внимание ребят, заинтересовывают, а, значит, облегчают усвоение сложного материала возможности переноса информации из одной предметной области в другую. Приведем конкретный пример: при изучении на предмете «Физиология с основами биохимии» такой сложной темы как «Работа и сила мышц, механизм мышечного сокращения» предлагаем ребятам вспомнить и рассказать русскую народную сказку, которая демонстрирует возможности теплопродуцирующей функции мышц. Обычно группа долго ищет правильный ответ, вспоминая множество сказок, и, наконец, кто-то догадывается, что это сказка «Два мороза». Догадавшийся рассказывает всем отрывок текста сказки, отвечающий на этот вопрос. Вместе определяем в чем же суть теплопродуцирующей функции мышц. Затем рассматриваем остальные функции мышц человеческого организма. Работа идет заинтересованнее и успешнее у всех обучающихся.
Активно используем в своей работе практические методы, без которых невозможно изучение естественнонаучных дисциплин. Практикумы, работа с натуральными и объемными наглядными пособиями позволяют обучающимся, а особенно, имеющим проблемы со здоровьем, глубже, комфортнее и легче осваивать учебные предметы. На занятиях по географии работы, выполненные на контурных картах особыми ребятами, практически ничем не отличаются от работ остальных обучающихся. Стоит отметить, что порою студенты с особыми потребностями, проявляют бÓльшую ответственность при выполнении предложенных заданий, чем остальные обучающиеся.
Еще одним аспектом, делающим обучение более комфортным и доступным особенно для особых обучающихся, является использование рейтинговой накопительной системы (РНС) в качестве системы оценивания образовательных результатов. Ребята получают оценки в баллах даже за небольшие достижения, поэтому стараются. Неудачи при такой системе оценки результатов переживаются легче, поскольку пресловутых «двоек» нет. Всегда есть возможность сделать задания вариативной части, тем самым улучшив свои образовательные результаты. Часто вариативные задания выбирают студенты с особыми потребностями, что может говорить о заинтересованности их в получении высоких итоговых результатов. Ниже предлагаем образец технологической карты оценивания результатов (РНС).
Технологическая карта рейтинговой накопительной системы оценки
образовательных результатов студентки(а) педагогического колледжа №1
им. Н.А. Некрасова
Ф.И.О. ___________________________________________________, группа __________ .
Специальность:
Учебная дисциплина: География
Преподаватель:
Период обучения: первый семестр 2021-2022 уч.г.
Количество часов в неделю: 2 часа
№ | Виды учебной деятельности | Макс. | Факт. кол-во | Коррекция | Срок проведе ния |
Обязательная часть | 90 | ||||
1 блок - формирующие виды деятельности | 10 | ||||
Составление таблицы «Автопром РФ» | 5 | сентябрь | |||
Составление классификации минеральных ресурсов | 5 | сентябрь-октябрь | |||
2 блок – контрольно-оценочные виды деятельности | 45 | ||||
Выполнение входящей диагностики | 5 | сентябрь | |||
Текущая проверочная работа «Формирование полит. карты мира» («Природные ресурсы») | 10 | октябрь | |||
Текущая проверочная работа по теме «Население мира» | 10 | октябрь | |||
Срезовая контрольная работа | 20 | ноябрь | |||
3 блок – самостоятельная работа студентов | 35 | ||||
Изучение минимума названия стран | 20 | сентябрь-октябрь | |||
Составление диаграмм «Национальный и религиозный состав РФ» | 5 | октябрь | |||
Заполнение таблицы «Россия и международные организации» | 10 | октябрь-ноябрь | |||
Вариативная часть | 10 | ||||
Подбор материала «Россия на международной арене» | |||||
Результативная активность на уроках | |||||
Сумма баллов за семестр Отметка Подпись преподавателя |
Аттестация может быть получена только в случае выполнения всех обязательных работ!
Оценка образовательных результатов
проценты | баллы | отметка |
0 - 49% | 0-49 | 2 |
50 – 69% | 50-69 | 3 |
70 – 89% | 70-89 | 4 |
90 – 100% | более 90 | 5 |
Ребята, обучающиеся в нашем колледже и имеющие проблемы со здоровьем, заканчивая его и становясь специалистами в области адаптивной физической культуры, коррекционной педагогики в начальном образовании или воспитателями детей с особыми потребностями, лучше чувствуют и понимают своих воспитанников, легче находят к ним подход, работают со своими обучающимися во взаимном контакте.
Значит, получив педагогические профессии по окончании нашего колледжа, наши выпускники с особыми образовательными потребностями найдут работу в школах, детских центрах, детских садах, медицинских центрах города. И те сложности, которые испытывают они в процессе теоретического и практического обучения, оправданы и преодолимы, поскольку получаемая ими профессия востребована.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь как форма организации учебных занятий по дисциплине ОП 04 Основы материаловедения с обучающимися имеющими особые образовательные потребности
Презентация опыта использования рабочей тетради по дисциплине ОП 04 Основы материаловедения для обучения студентов с имеющих особые образовательные потребности...
ПРОГРАММА КУРСА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ "БЕЗ НАРКОТИКОВ!" для обучающихся требующих особого внимания и контроля.
Данный материал является хорошей помощью педагогам для организации работы с обучающимися,требующими особого внимания и контроля...
Создание условий для обучения студентов с особыми потребностями
БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» работает в статусе Ресурсного центра (базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддерж...
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения,...
Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.
Демонстрация эффективного собственного опыта работы с детьми с особыми потребностямии их продителями .Арт-терапия в работе с детьми с нарушением...
Возможности получения педагогических профессий в Некрасовском педколледже №1 (СПб) для обучающихся с особыми потребностями
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывае...
Рабочая программа ДОУ Спецкурс " Сопровождение детей с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования»
Данная программа направлена на обучение слушателей применять навыки взаимодействия с детьми с особыми потребностями....