Рабочая программа ДОУ Спецкурс " Сопровождение детей с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования»
рабочая программа

Данная программа направлена на обучение слушателей применять навыки взаимодействия с детьми с особыми потребностями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovz_rabochaya_programma_dou_rabota_s_detmi_s_ovz.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  профессионального образования                                          Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                                       «Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Утверждено

педагогическим   советом БУ «Нижневартовский социально - гуманитарный колледж»

протокол № ___

от   ________ года

Утверждаю

Директор

БУ«Нижневартовский социально- гуманитарный колледж»

_____________С.Л. Гурьева

приказом  № ______

от   ____________  года

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Дополнительная общеобразовательная программа

Наименование программы

Спецкурс " Сопровождение детей с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования»

Вид программы

дополнительная общеобразовательная:

общеразвивающая

Направленность программы [1]

социально-педагогическая

Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная)

очная

Категория обучающихся

обучающиеся 2-4 курса специальностей Преподавание в начальных классах, Дошкольное образование, Музыкальное образование

Требования к уровню образования обучающихся

любые лица без предъявления требований к уровню образования

Срок освоения программы

1 год

Срок освоения программы в случае обучения по индивидуальному учебному плану

1 год

Количество часов всего

12

Количество часов в неделю

в соответствии с расписанием

После освоения образовательной программы обучающемуся выдается

справка-сертификат, подтверждающая обучение по указанной программе

г. Нижневартовск

1. Пояснительная записка

  1. Направленность программы:

Программа спецкурса «Сопровождение детей с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования» имеет социально-педагогическую направленность.

  1. Автор программы:

Гаизова Олеся Васильевна, преподаватель кафедры Преподавание в начальных классах

  1. Актуальность программы: 

Инклюзивное образование — это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. 

Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями – это замечательная попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья.        Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также во включении компенсаторных механизмов, развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе.

Проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику, выводить эти вопросы на иной, абсолютно новый уровень.

Приоритетной задачей участников   создание благоприятной атмосферы для развития детей с особыми потребностями, основанной на толерантности и ответственности. Для гармоничного развития личности дети с ОВЗ должны быть вовлечены во многие виды деятельности, с учетом их возможностей.

Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы и классы общеобразовательных учреждений. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а также в рамках несколько другого и, на мой взгляд, более перспективного направления — инклюзии. Именно на подготовку студентов по таким аспектам направлена данная образовательная программа.

  1. Педагогическая целесообразность программы:         

Данная программа направлена на обучение слушателей применять навыки взаимодействия с детьми с особыми потребностями.

1.5. Цель и задачи программы:

     Цель: организация деятельности студентов по изучению особенностей процесса обучения детей начальных классов с особыми потребностями.

     Задачи:

  1. Изучить значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности учителя – предметника и классного руководителя при работе с детьми группы риска.
  2. Рассмотреть принципы обучения и воспитания; особенности содержания и организации педагогического процесса с детьми группы риска.
  3. Познакомить с особенностями разных видов работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта, речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.
  4. Обучить находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития.
  5. Получить практический опыт проведения самоанализа урока в инклюзивном классе с целью определения эффективности использования коррекционных методов работе с детьми в специальном образовательном учреждении.
  6. Получить практический опыт в ориентировании в современных проблемах специального образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.

1.6. Возраст и количество слушателей:

Возраст: 16 – 20 лет (2 – 4 курс)        

Количество слушателей в группе от 10 до 15 человек.

1.7. Сроки реализации программы:

1.8. Распределение часов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

12

6

6

-

1.9. Формы и режим занятий:

Освоение программы предусматривает 6 теоретических часа и 6 практических часов, практикоориентированность составляет 50 %.

          Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность одного занятия 45 минут.

Во время занятий планируется использовать следующие образовательные технологии:

- технология проектирования и организации  занятия в соответствии с деятельностным подходом;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология проекта;

- деловые игры, исследовательские и проблемные методы обучения;

- практическая работа за компьютером;

- тренинги по решению конфликтных ситуаций;  

 

1.10. Ожидаемые результаты освоения программы:

В результате освоения программы, обучающиеся должны

знать:

  • взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
  • значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности учителя – предметника и классного руководителя, воспитателя музыкальных работников, при работе с детьми группы риска;
  • принципы обучения и воспитания; особенности содержания и организации педагогического процесса с детьми группы риска;
  • педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
  • формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения в работе с детьми с ОВЗ;
  • особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением
  • особенности разных видов работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта, речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы;

уметь: 

  • анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления, связанные с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
  • ориентироваться в современных проблемах специального образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
  • планировать образовательно-коррекционную работу;
  • планировать условия для адаптации детей с ОВЗ;
  • проводить самоанализ урока в инклюзивном классе.

1.11. Аттестация по итогам освоения программы:

Тестовое задание с выбором одного правильного ответа из нескольких вариантов.

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебно-тематический план программы

Раздел, тема

Виды занятий (в часах)

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Форма промежуточной аттестации

Раздел 1. Нормативно-правовые основы сопровождения детей с ОВЗ

11.1

Регламентирующие нормативные документы

1

11.2

Модель инклюзивного образования.

1

Тестирование

Раздел 2. Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ

2.1

Индивидуальная образовательная траектория развития. Адаптация детей с ОВЗ.

 1

   

22.2

Особенности обучения детей с нарушением зрения.

 

1

22.3

Особенности обучения детей с нарушением слуха.

1

22.4

Особенности обучения детей с нарушением речи.

1

22.5

Особенности обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

1

22.6

Особенности обучения детей с нарушением эмоционально-волевой сферы (аутизм).

1

Тестирование

Раздел 3. Подходы в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

3.1

Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ. ИПРА. Тьюторское сопровождение.

2

 

3.2

Технология работы в инклюзивном классе.

1

 

3.3

Анализ инклюзивного урока и занятия.

1

Итого часов:

6

6

Форма итоговой аттестации

Тестирование

2.2. Содержание программы

Раздел 1. Нормативно-правовые основы сопровождения детей с ОВЗ

Тема 1.1.  Регламентирующие  нормативные документы.

Нормативно – правовая документация федерального, регионального и муниципального уровней.

Тема 1.2. Модель инклюзивного образования. 

Раздел 2. Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ

Тема 2.1.  Индивидуальная образовательная траектория развития. Адаптация детей с ОВЗ

Тема 2.2.  Особенности обучения детей с нарушением зрения.

        Принципы, технологии и рекомендации организации взаимодействия с лицами, имеющими нарушения зрения.

Тема 2.3   Особенности обучения детей с нарушением слуха.

        Принципы, технологии и рекомендации организации взаимодействия с лицами, имеющими нарушения слуха.

Тема 2.4   Особенности обучения детей с нарушением речи.

        Принципы, технологии и рекомендации организации взаимодействия с лицами, имеющими нарушения речи.

Тема 2.5   Особенности обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

        Принципы, технологии и рекомендации организации взаимодействия с лицами, имеющими нарушения опорно – двигательного аппарата.

Тема 2.6.  Особенности обучения детей с нарушением эмоционально-волевой сферы (аутизм). Альтернативная комммуникация.

        Принципы, технологии и рекомендации организации взаимодействия с лицами, имеющими нарушения аутистического спектра.

Раздел 3. Подходы в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Тема 3.1.  Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ. Тьюторское сопровождение. ИПРА.

        Составление индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ. Роль каждого специалиста в сопровождении ребенка с ОВЗ.

Тема 3.2. Технология работы в инклюзивном классе.

        Методы и приемы проведения урока и внеурочного занятия в классе с детьми с ОВЗ.

Тема 3.3.  Анализ инклюзивного урока и занятия.

        Алгоритм самоанализа и анализа инклюзивного урока.

III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение курса

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству слушателей;

- рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

- компьютер;

-  мультимедиапроектор;

- интерактивная доска;

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

- программное обеспечение, наглядные средства обучения, ТСО: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением SmartBoard или IQ Board,   мультимедиапроектор, средства воспроизводства аудиоматериалов.

- перечень рекомендуемых учебных изданий:

№ п.п.

Автор, наименование учебного пособия, реквизиты

1

Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2018. - С.302

2

Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации / сост. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование» - 2016. - С. 223

3

Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2019 г. -№1. - С.54.

4

Усанова О.Н. Специальная психология. - СПб.: Питер, 2006. - С. 400

№ п.п.

Электронные ресурсы

1

Электронно-библиотечная система Znanium.com  Тематический каталог аннотированных Интернет-адресов, представляет сети российских и зарубежных организаций сферы дистанционного образования, ведется календарь конференций, можно получить методическое и программное обеспечение. - URL: http://www.informika.ru/text/distobr/

2

«Директор школы». Профессиональный научно-методический журнал для педагогических работников. - URL: http://www.direktor.ru/

3

Документы на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. - URL: http://www.obrnadzor.gov.ru 

4

Федеральный портал «Российское образование». Режим доступа: World Wide Web. - URL: http://www.edu.ru

5

https://autism-frc.ru/  Федеральный ресурсный центр.

6

Педагогическая библиотека. - URL: http://www.pedlib.ru

7

Виртуальная библиотека.- URL: http://www.library.ru/ 

8

Российская национальная библиотека. - URL: http://www.nlr.ru

9

Каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в интернет» - URL: http://www.catalog.alledu.ru

10

https://solnechnymir.ru/ Наш солнечный мир



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях

Рабочая программа Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях...

Удостоверение о повышении квалификации Организация обучения и комплексного сопровождения детей с ВОЗ в условиях инклюзивного образования в рамках ФГОС

Повышение квалификации Организация обучения и комплексного сопровождения детей с ВОЗ в условиях инклюзивного образования в рамках ФГОС...

Обучение английскому языку в условиях инклюзивного образования

АннотацияОдним из приоритетных направлений общего образования является, развитие детей с особыми образовательными потребностями. Ребенок данной категории – это особенный ребенок, и к нему не при...

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация...

Психолого-педагогическое сопровождение студентов педаго-гического колледжа в условиях дистанционного образования

Глобальные изменения, происходящие в условиях пандемии, привели к осознанию особой роли дистанционного  образования и повышению его престижа как для общества в целом, так и для каждого человека в...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной работе раскрыты проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и изучена роль английского языка при адаптации детей с ОВЗ в обществе.Ключевые слова. Инклюзивное образование...