Рабочая программа ДОУ Спецкурс " Сопровождение детей с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования»
рабочая программа
Данная программа направлена на обучение слушателей применять навыки взаимодействия с детьми с особыми потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz_rabochaya_programma_dou_rabota_s_detmi_s_ovz.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Дополнительная общеобразовательная программа
Наименование программы | Спецкурс " Сопровождение детей с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования» |
Вид программы | дополнительная общеобразовательная: общеразвивающая |
Направленность программы [1] | социально-педагогическая |
Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) | очная |
Категория обучающихся | обучающиеся 2-4 курса специальностей Преподавание в начальных классах, Дошкольное образование, Музыкальное образование |
Требования к уровню образования обучающихся | любые лица без предъявления требований к уровню образования |
Срок освоения программы | 1 год |
Срок освоения программы в случае обучения по индивидуальному учебному плану | 1 год |
Количество часов всего | 12 |
Количество часов в неделю | в соответствии с расписанием |
После освоения образовательной программы обучающемуся выдается | справка-сертификат, подтверждающая обучение по указанной программе |
г. Нижневартовск
1. Пояснительная записка
- Направленность программы:
Программа спецкурса «Сопровождение детей с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования» имеет социально-педагогическую направленность.
- Автор программы:
Гаизова Олеся Васильевна, преподаватель кафедры Преподавание в начальных классах
- Актуальность программы:
Инклюзивное образование — это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями – это замечательная попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также во включении компенсаторных механизмов, развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе.
Проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику, выводить эти вопросы на иной, абсолютно новый уровень.
Приоритетной задачей участников создание благоприятной атмосферы для развития детей с особыми потребностями, основанной на толерантности и ответственности. Для гармоничного развития личности дети с ОВЗ должны быть вовлечены во многие виды деятельности, с учетом их возможностей.
Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы и классы общеобразовательных учреждений. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а также в рамках несколько другого и, на мой взгляд, более перспективного направления — инклюзии. Именно на подготовку студентов по таким аспектам направлена данная образовательная программа.
- Педагогическая целесообразность программы:
Данная программа направлена на обучение слушателей применять навыки взаимодействия с детьми с особыми потребностями.
1.5. Цель и задачи программы:
Цель: организация деятельности студентов по изучению особенностей процесса обучения детей начальных классов с особыми потребностями.
Задачи:
- Изучить значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности учителя – предметника и классного руководителя при работе с детьми группы риска.
- Рассмотреть принципы обучения и воспитания; особенности содержания и организации педагогического процесса с детьми группы риска.
- Познакомить с особенностями разных видов работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта, речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.
- Обучить находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития.
- Получить практический опыт проведения самоанализа урока в инклюзивном классе с целью определения эффективности использования коррекционных методов работе с детьми в специальном образовательном учреждении.
- Получить практический опыт в ориентировании в современных проблемах специального образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.
1.6. Возраст и количество слушателей:
Возраст: 16 – 20 лет (2 – 4 курс)
Количество слушателей в группе от 10 до 15 человек.
1.7. Сроки реализации программы:
1.8. Распределение часов
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Самостоятельная работа |
12 | 6 | 6 | - |
1.9. Формы и режим занятий:
Освоение программы предусматривает 6 теоретических часа и 6 практических часов, практикоориентированность составляет 50 %.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность одного занятия 45 минут.
Во время занятий планируется использовать следующие образовательные технологии:
- технология проектирования и организации занятия в соответствии с деятельностным подходом;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология проекта;
- деловые игры, исследовательские и проблемные методы обучения;
- практическая работа за компьютером;
- тренинги по решению конфликтных ситуаций;
1.10. Ожидаемые результаты освоения программы:
В результате освоения программы, обучающиеся должны
знать:
- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
- значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности учителя – предметника и классного руководителя, воспитателя музыкальных работников, при работе с детьми группы риска;
- принципы обучения и воспитания; особенности содержания и организации педагогического процесса с детьми группы риска;
- педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
- формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения в работе с детьми с ОВЗ;
- особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением
- особенности разных видов работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта, речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы;
уметь:
- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления, связанные с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
- ориентироваться в современных проблемах специального образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
- планировать образовательно-коррекционную работу;
- планировать условия для адаптации детей с ОВЗ;
- проводить самоанализ урока в инклюзивном классе.
1.11. Аттестация по итогам освоения программы:
Тестовое задание с выбором одного правильного ответа из нескольких вариантов.
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно-тематический план программы
№ | Раздел, тема | Виды занятий (в часах) | |||
Теоретические занятия | Практические занятия | Самостоятельная работа | Форма промежуточной аттестации | ||
Раздел 1. Нормативно-правовые основы сопровождения детей с ОВЗ | |||||
11.1 | Регламентирующие нормативные документы | 1 | |||
11.2 | Модель инклюзивного образования. | 1 | Тестирование | ||
Раздел 2. Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ | |||||
2.1 | Индивидуальная образовательная траектория развития. Адаптация детей с ОВЗ. | 1 |
| ||
22.2 | Особенности обучения детей с нарушением зрения. |
| 1 | ||
22.3 | Особенности обучения детей с нарушением слуха. | 1 | |||
22.4 | Особенности обучения детей с нарушением речи. | 1 | |||
22.5 | Особенности обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. | 1 | |||
22.6 | Особенности обучения детей с нарушением эмоционально-волевой сферы (аутизм). | 1 | Тестирование | ||
Раздел 3. Подходы в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья | |||||
3.1 | Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ. ИПРА. Тьюторское сопровождение. | 2 |
| ||
3.2 | Технология работы в инклюзивном классе. | 1 |
| ||
3.3 | Анализ инклюзивного урока и занятия. | 1 | |||
Итого часов: | 6 | 6 | |||
Форма итоговой аттестации | Тестирование |
2.2. Содержание программы
Раздел 1. Нормативно-правовые основы сопровождения детей с ОВЗ
Тема 1.1. Регламентирующие нормативные документы.
Нормативно – правовая документация федерального, регионального и муниципального уровней.
Тема 1.2. Модель инклюзивного образования.
Раздел 2. Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Тема 2.1. Индивидуальная образовательная траектория развития. Адаптация детей с ОВЗ
Тема 2.2. Особенности обучения детей с нарушением зрения.
Принципы, технологии и рекомендации организации взаимодействия с лицами, имеющими нарушения зрения.
Тема 2.3 Особенности обучения детей с нарушением слуха.
Принципы, технологии и рекомендации организации взаимодействия с лицами, имеющими нарушения слуха.
Тема 2.4 Особенности обучения детей с нарушением речи.
Принципы, технологии и рекомендации организации взаимодействия с лицами, имеющими нарушения речи.
Тема 2.5 Особенности обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Принципы, технологии и рекомендации организации взаимодействия с лицами, имеющими нарушения опорно – двигательного аппарата.
Тема 2.6. Особенности обучения детей с нарушением эмоционально-волевой сферы (аутизм). Альтернативная комммуникация.
Принципы, технологии и рекомендации организации взаимодействия с лицами, имеющими нарушения аутистического спектра.
Раздел 3. Подходы в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Тема 3.1. Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ. Тьюторское сопровождение. ИПРА.
Составление индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ. Роль каждого специалиста в сопровождении ребенка с ОВЗ.
Тема 3.2. Технология работы в инклюзивном классе.
Методы и приемы проведения урока и внеурочного занятия в классе с детьми с ОВЗ.
Тема 3.3. Анализ инклюзивного урока и занятия.
Алгоритм самоанализа и анализа инклюзивного урока.
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение курса
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству слушателей;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- программное обеспечение, наглядные средства обучения, ТСО: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением SmartBoard или IQ Board, мультимедиапроектор, средства воспроизводства аудиоматериалов.
- перечень рекомендуемых учебных изданий:
№ п.п. | Автор, наименование учебного пособия, реквизиты |
1 | Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2018. - С.302 |
2 | Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации / сост. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование» - 2016. - С. 223 |
3 | Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2019 г. -№1. - С.54. |
4 | Усанова О.Н. Специальная психология. - СПб.: Питер, 2006. - С. 400 |
№ п.п. | Электронные ресурсы |
1 | Электронно-библиотечная система Znanium.com Тематический каталог аннотированных Интернет-адресов, представляет сети российских и зарубежных организаций сферы дистанционного образования, ведется календарь конференций, можно получить методическое и программное обеспечение. - URL: http://www.informika.ru/text/distobr/ |
2 | «Директор школы». Профессиональный научно-методический журнал для педагогических работников. - URL: http://www.direktor.ru/ |
3 | Документы на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. - URL: http://www.obrnadzor.gov.ru |
4 | Федеральный портал «Российское образование». Режим доступа: World Wide Web. - URL: http://www.edu.ru |
5 | https://autism-frc.ru/ Федеральный ресурсный центр. |
6 | Педагогическая библиотека. - URL: http://www.pedlib.ru |
7 | Виртуальная библиотека.- URL: http://www.library.ru/ |
8 | Российская национальная библиотека. - URL: http://www.nlr.ru |
9 | Каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в интернет» - URL: http://www.catalog.alledu.ru |
10 | https://solnechnymir.ru/ Наш солнечный мир |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях
Рабочая программа Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях...
Удостоверение о повышении квалификации Организация обучения и комплексного сопровождения детей с ВОЗ в условиях инклюзивного образования в рамках ФГОС
Повышение квалификации Организация обучения и комплексного сопровождения детей с ВОЗ в условиях инклюзивного образования в рамках ФГОС...
Обучение английскому языку в условиях инклюзивного образования
АннотацияОдним из приоритетных направлений общего образования является, развитие детей с особыми образовательными потребностями. Ребенок данной категории – это особенный ребенок, и к нему не при...
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация)
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация...
Психолого-педагогическое сопровождение студентов педаго-гического колледжа в условиях дистанционного образования
Глобальные изменения, происходящие в условиях пандемии, привели к осознанию особой роли дистанционного образования и повышению его престижа как для общества в целом, так и для каждого человека в...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной работе раскрыты проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и изучена роль английского языка при адаптации детей с ОВЗ в обществе.Ключевые слова. Инклюзивное образование...
Методическая разработка " Формы работы с родителями в условиях инклюзивного образования"
Материалы для работы в сфере инклюзивного образования...