ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
статья
В данной статье представлены практические рекомендации по использованию арт-терапевтических технологий. Подобранные техники направлены на коррекцию психоэмоционального состояния, снижение напряжения и тревожности, преодоление неуверенности в себе, устранение страхов и т.п. Все техники могут быть использованы как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
machula_n.v._statya_art-terapaiya.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Мачула Н. В., педагог-психолог ГБПОУ «Георгиевский колледж», Георгиевск, E- mail: natabesko83@gmail.com
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В данной статье представлены практические рекомендации по использованию арт-терапевтических технологий. Подобранные техники направлены на коррекцию психоэмоционального состояния, снижение напряжения и тревожности, преодоление неуверенности в себе, устранение страхов и т.п. Все техники могут быть использованы как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.
Методы арт-терапии являются абсолютно безболезненными, не имеют противопоказаний и представляют возможность доступа к глубинному психологическому материалу, так же вызывают множество эмоций, стимулируют проработку бессознательных тревог и переживаний. В методах арт-терапии используются различные изобразительные материалы: карандаши, краски, восковые мелки, бумага, природные материалы (дерево, речные камни) и другие материалы.
Ключевые слова: обучающиеся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), арт-терапия, нормотипичные сверстники, диагностика.
Включение обучающихся с особыми образовательными потребностями в профессиональные образовательные учреждения предусматривает коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых является контроль за развитием ребёнка, успешность его обучения и воспитания, оказание помощи в решении проблем социализации и адаптации в коллективе со здоровыми сверстниками.
Обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в первый год своего пребывания в средних профессиональных образовательных учреждениях испытывают ряд трудностей. К ним мы можем отнести проблемы коммуникации с нормотипичными сверстниками, трудности освоения дисциплин, так как имеются значительные пробелы в знаниях, недостаточность финансовой грамотности и самообслуживания, вариативности в принятии значимых для жизни решений, низкая мобильность и многое другое. Это связано с рядом обстоятельств, например, обучение в специализированных (коррекционных) образовательных учреждениях интернатного типа, где ребенок находился в режиме «от каникул до каникул», неблагополучием семьи, сложностями в компенсации дефекта, недостаточной способностью самого подростка с инвалидностью и ОВЗ использовать инструменты компенсации. В связи с этим, помимо профессионального развития в условиях колледжа, важно создать оптимальные условия социокультурной среды, в которой обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ будут чувствовать себя в безопасности, а также они ощутят свою включенность в жизнь образовательного учреждения в целом.
В работе педагога-психолога с обучающимися с особыми образовательными потребностями наиболее удачными являются арт-терапевтические приемы, характеризующие психотерапевтическими и развивающими возможностями и позволяющие наиболее полно раскрыть не только творческие возможности студентов, но и отвлечь их от негативных переживаний.
Целью арт-терапии является гармонизация эмоционально-волевой сферы обучающихся через развитие способности самовыражения и самопознания, расширение возможностей социокультурной адаптации обучающихся посредством методов арт-терапии.
Задачи арт-терапии:
- устранить эмоциональное напряжение (стрессовое состояние) и сопутствующие симптомы;
- научить человека правильно взаимодействовать с самим собой и с другими людьми;
- трансформировать негативные импульсы, идеализации и реакции в позитивные, созидательные.
Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.
Арт-терапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознании. Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам. Арт-терапия наиболее благотворно влияет на внутренний психологический эмоциональный мир человека.
Несмотря на большое разнообразие методов арт-терапии и значительные различия между группами детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать некоторые особенности при проведении арт-терапии. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют затруднения в вербализации своих переживаний и проблем.
Невербальная форма коммуникации для них является более естественной.
Дети с ограниченными возможностями обладают спонтанными действиями и не всегда способны к рефлексии своих поступков и чувств. С помощью рисунков они способны изобразить свои переживания бессознательно. А различные направления арт-терапии (музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия, оригами, лепка и т.д.) способствуют реализации талантов, помогают раскрыться, тем самым оказывают содействия при вхождении в социум.
Методы арт-терапии.
К методам арт-терапевтической техники коррекции относятся:
- изотерапия - изобразительная деятельность (в процессе рисования выбираются те инструменты, с помощью которых человеку легче передать свои чувства и переживания на бумаге);
- цветотерапия - (хромотерапия) – это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние обучающегося, на его самочувствие;
- сказкотерапия – это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться;
- песочная терапия. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо;
- игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация;
- музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.
Основываясь на особенности взаимосвязи адаптации (социализации) и творчества (работы Ю. Б. Гатанова, Ж. Годфруа, Д. П. Гилфорда, В. Н. Дружинина и Н. В. Хазартовой) для решения проблемы включения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в социокультурную среду и успешной адаптации рассматриваем изотерапию как одну из технологий социально-культурной деятельности.
Изотерапия – это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии. Это решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства. Эффективный и действенный метод, который помогает человеку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение.
В зависимости от поставленной цели психолог проводит стартовую диагностику с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ.
1 этап – подготовительный (применяемые диагностики): методика диагностики самооценки психических состояний Г. Ю. Айзенка, методика Роджерса-Даймонд (Опросник СПА) – личностный опросник, направленный на выявление особенностей личности тестируемого и степени социально-психологической адаптации, часто к новой среде, условиям и правилам поведения, методика оценки уровня психологического климата коллектива (А. Н. Лутошкин), социально-психологический тест, разработанный Дж. Морено «Социометрический статус», методика для диагностики учебной мотивации студентов разработана на основе опросника А. А. Реана и В. А. Якунина.
2 этап- основной (проведение коррекционно-развивающей работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ). По результатам диагностики подбираются развивающие занятия с элементами арт-терапии. Психолог дает специальные упражнения и задания из сферы изотерапии.
Когда все задания выполнены, переходим к третьему важному этапу – анализу и осмыслению того материала и информации, которую удалось получить в ходе занятия. На этом этапе у участников занятий часто происходят свои личные озарения (инсайты) – моменты ясности и понимания своей проблемы. Даже один тренинг или индивидуальное занятие по изотерапии способны дать новый положительный опыт и открыть человеку что-то, о чем он не догадывался или не знал. Вовлечение детей с ограниченными возможностями в художественную деятельность с большой эффективностью позволяет решать проблемы укрепления физического и психического здоровья, предупреждать появление вторичных отклонений и улучшить психоэмоциональное состояние ребенка.
Последний заключительный этап (диагностика уровня адаптации/дезадаптации, развития психологических процессов, эмоционально-волевой сферы). Результаты итоговой диагностики в группах, где проходят занятия по арт-терапии осуществляются в декабре.
В настоящее время в ГБПОУ ГК в качестве инструмента для успешной социализации, обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса успешно применяет внеурочные занятия с элементами арт-терапии.
Перечислим некоторые занятия по арт-терапии, которые с большим интересом посещают обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ:
1. Арт-терапевтическое занятие по нетрадиционной технике рисования «Рисование на камнях»;
2. Арт-терапевтическое занятие «Стринг-Арт»;
- Арт-терапевтическое занятие «исование клубком»;
- Арт-терапевтическое занятие «Пластилинография»;
- Арт-терапевтическое занятие по рисованию по ткани «Роспись подушки»;
6. Арт-терапевтическое занятие «Изонить»;
7. Арт-терапевтическое занятие «Роспись по стеклу».
Занятия по изотерапии проводятся как индивидуальные, так и групповые.
Подводя итог, можно констатировать, что применение арт-терапевтических занятий в коррекционной работе позволяет получить такие позитивные результаты: как облегчить процесс адаптации и коммуникации для обучающихся с ментальными нарушениями, оказывает дополнительное влияние на осознанием ребёнком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создаёт предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций, существенно повышает личностную ценность, содействует повышению уверенности в себе за счёт социально значимого признания ценности продукта, созданного обучающимся.
Социальные характеристики личности с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья иногда сложно поддаются оцениванию. Это связано с рядом рисков: сложность восприятия диагностического инструментария; нарушение в эмоционально-волевой сфере; неблагополучие во взаимодействии с другими обучающимися; неблагополучие в семье и др. В связи с этим мы регулярно проводим корректировку программы, изменяя как состав диагностических методик, так и арт-терапевтических упражнений.
Библиографический список
- Копытин, А. И. Основы Арт-терапии. - СПб., 1999.
- Копытин, А. И. Практикум по Арт-терапии. - СПб., 2000.
- Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии/ А.И.Копытин – СПб.: Питер, 2002.
- Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОвы МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Программа учебной дисциплины Основы микробиологии, санитарии и ги...
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 29.01.08."Оператор швейного образования".
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 29.01.08."Оператор швейного образования&quo...
Методика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Учебно-методическое пособие.
В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ средне...
Создание современной цифровой образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования
В статье рассмотрены вопросы применения современных информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании, а также использования интерактивных электронных образовательных ресур...