ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
статья
Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения, наиболее приближенным к психофизиологическим особенностям детей, с учётом особенностей состояния здоровья и индивидуальных возможностей, применяются специализированные технические и программные средства обучения, осуществляется педагогическая коррекция учебного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Медведева А.А.
Россия, Оренбург, ФКПОУ «ОГЭКИ» Минтруда России
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Проблема социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями на современном этапе развития общества и образования стала в наши дни особенно актуальной. Термин «особые образовательные потребности» появился не так давно. «Среди особенностей, наблюдаемых при всех недостатках развития, т.е. обусловленных специфическими закономерностями, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении этих детей. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями…» [3, с.63].
Обучающиеся с особыми образовательными потребностями имеют общие характерные признаки:
- замедленное и ограниченное восприятие;
- недостатки развития моторики;
- недостатки речевого развития;
- недостатки развития мыслительной деятельности;
- недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;
- пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире и межличностных отношениях;
- недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением;
- низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению.
В соответствии с этим обучение в колледже-интернате осуществляется по адаптированным программам, наиболее приемлемым к психофизиологическим особенностям обучающихся, с учётом особенностей состояния здоровья и индивидуальных возможностей, имеет деятельностный характер. В образовательной среде применяются специализированные технические и программные средства обучения, осуществляется педагогическая коррекция учебного процесса и используется индивидуальный подход.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения этих программ лицами с особыми образовательными потребностями.
Так, при реализации среднего общего образования в пределах освоения программ среднего проф. образования на базе основного общего образования предусмотрено достижение следующих результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Так например, личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать, к примеру:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
Предметные результаты включают в себя освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [4].
Все эти образовательные программы направлены на успешную адаптацию, социализацию, профессиональную подготовку обучающихся, а также на развитие их личностных ценностей. Под личностными ценностями Леонтьев А. Н. понимает – идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смысла. Как правило, они отличаются высокой степенью осознанности. Личностные ценности связаны с целями. В общем виде цель можно определить как осознанное стремление к достижению личностью определенного жизненного результата [2, с. 92], а в условиях образовательного процесса колледжа-интерната, это получение необходимого объема знаний для реализации себя в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, на первый план выступает профессиональная составляющая личностных ценностей. Правильный выбор профессии позволяет человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, реализоваться, как специалист. Проблема формирования профессиональных ценностей студентов играет важную роль в мотивации к профессиональной деятельности и развитии личности будущего профессионала.
Многие из студентов в силу своего заболевания долгое время находились на домашнем обучении, испытывают чувство дискомфорта и даже страха при большом скоплении людей, имеют проблемы в общении со сверстниками, преподавателями, для некоторых из них даже ежедневный подъем рано утром, соблюдение режима колледжа-интерната, выполнение различного рода заданий тоже является непростым делом. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед преподавателями колледжа-интерната, является создание образовательной среды, актуализирующей интеллектуальные, моральные и коммуникативные возможности личности, обеспечивающие комфортную интеграцию личности в социум [1, c. 281].
Возможным это становится в процессе включения таких студентов в различные виды деятельности, имеющей место в колледже-интернате: образовательную, воспитательную, а также внеурочную, которая предполагает вовлечение студентов в участие в различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Наряду с получением профессиональных навыков и умений по осваиваемым профессиям, студенты имеют возможность получить и дополнительное образование: это кружки по интересам (танцевальный кружок «Ритм», вокальный кружок, макраме, вязание, настольный теннис, шахматы, шашки). Посещение этих кружков помогает студентам найти занятия по душе, развивает моторику и способствует социальной адаптации, а в сочетании с образовательной деятельностью, ведет к развитию личностных ценностей, повышению уровня самооценки обучающихся, веры в собственные силы, умению влиться в коллектив, обрести реальных друзей, добиться успехов в учебной, исследовательской, спортивной, творческой и общественной сферах.
При реализации основных программ профессионального образования преподаватели колледжа-интерната применяют также самые современные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, игровые и ИКТ, интерактивное обучение, проблемное обучение, конспекты опорных сигналов и знаково-контекстное обучение, применяются различные формы обучения. включая индивидуальные. Образовательная среда колледжа определяется индивидуальным подходом к каждому обучающемуся, способствует коррекции нарушений развития, социальной адаптации, развитию личностных ценностей и получению профессиональных навыков.
Литература:
1. Крутикова А. В. Влияние образовательной среды колледжа на факторы профессиональной успешности выпускников // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 280-282.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2011
3. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №5, с. 61-66.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения, наиболее приближенным к психофизиологическим особенностям детей, с учётом особенностей состояния здоровья и индивидуальных возможностей, применяются специализированные технические и программные средства обучения, осуществляется педагогическая коррекция учебного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
Ключевые слова: особые образовательные потребности, образовательная среда, профессиональная подготовка, педагогическая коррекция учебного процесса, адаптация, социализация, личностные ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль современных образовательных технологий в развитии творческих способностей обучающихся на уроках хора в МВМУ
В настоящей методической работе рассматриваются вопросы хорового исполнительства и организации творческой деятельности самодеятельного юношеского хора суворовцев Московского военно...
Опыт формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями Мотивация познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики в профессиональном лицее
В настоящее время внимание к математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ математики становится всё более существенным элементом обще...
Рабочая тетрадь как форма организации учебных занятий по дисциплине ОП 04 Основы материаловедения с обучающимися имеющими особые образовательные потребности
Презентация опыта использования рабочей тетради по дисциплине ОП 04 Основы материаловедения для обучения студентов с имеющих особые образовательные потребности...
Экологическое воспитание в развитии личностных ценностей
Полозова О.А. приводит формы и методы экологической работы в группе....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «Спасение инопланетянина Луни»
Конспект предназначен для детей старшей группы(5-6 лет) общеразвивающей направленности...
Управленческий проект по теме: «Формирование образовательной среды для развития одарённых детей»
Данный проект разработан в целях максимального раскрытия потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе для совершенствования системы выявления одаренных детей....
Потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды детей с ОВЗ
Этот доклад будет интересен для педагогов при работе с детьми ОВЗ. Материал поможет лучше узнать о создании специальной коррекционно - развивающей среды для детей сОВЗ....