Особенности двигательной сферы детей с нарушением интеллекта
статья
От развития двигательного анализатора зависит управление своими движениями, владение своим телом. Для решения многих задач трудового воспитания в специальных учреждениях необходимо знать, каков характер формирования двигательного анализатора у умственно отсталых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_dvigatelnoy_sfery_detey_s_narusheniem_intellekta.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности двигательной сферы детей
с нарушением интеллекта
Для решения многих задач трудового воспитания в специальных учреждениях необходимо знать, каков характер формирования двигательного анализатора у умственно отсталых детей. От развития двигательного анализатора зависит управление своими движениями, владение своим телом.
Становление моторного анализатора у детей-олигофренов запаздывает на 2-5 лет по сравнению с нормально развитыми детьми (Б.В. Сермеев и М.Н. Фортунатов). Известно, что наиболее трудным для умственно отсталых детей является выполнение физических упражнений, связанных с пространственной ориентировкой и точностью движений. При выполнении прыжка – особое значение имеет точность его воспроизведения, которую можно трактовать как пространственную ориентировку в движениях. А поскольку по точности прыжка можно судить о нарушениях в функциональном состоянии высших отделов центральной нервной системы, то точность пространственной ориентировки при выполнении данного движения прямо указывает на проявления взаимоотношений тормозно-возбудительных процессов в высших отделах центральной нервной системы.
Особое место занимают более сложные движения, отражающие деятельность, связанную с трудом и общением между людьми. К ним относятся обучение трудовым навыкам, овладение тончайшими координациями речи и письма, которые происходят под контролем двигательных зон коры головного мозга. В двигательную зону коры постоянно поступают сигналы от кожно-мышечного, зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов, что необходимо для создания пространственной матрицы движения. Согласованная деятельность всех систем делает каждое движение человека соразмерным, плавным, точным, поддерживает нормальную моторную функцию организма.
Особенность занятий по штукатурно-малярному делу заключается в последовательности развития трудовых способностей и двигательной активности воспитанников. Для начала выявляются сильные и слабые стороны двигательной сферы каждого воспитанника. Наблюдая за воспитанниками, можно заметить, что наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения каких-либо упражнений. Есть трудности в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушена последовательность элементов действия. Например, сматывания ниток в клубок, передача предметов из рук в руки, работа с ножницами и т. д. Отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики.
Таким образом, только на основании строгих данных первичной диагностики необходимо планировать коррекционно-развивающую работу. Правильно спланированные занятия по штукатурно-малярному делу позволяют сочетать физическую деятельность с умственной: воспитанникам необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности коррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта"
Отечественные психологи (С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения, среди котор...
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры
Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Формирование профессиональнфх предпочтений у воспитанников с нарушением интеллекта....
Трудовая адаптация и формирование положительных качеств личности у детей с нарушением интеллекта
Трудовая адаптация и формирование положительных качеств личности у детей с нарушением интеллекта.Дети с ограниченными возможностями развития, а в частности дети с нарушением интеллекта нуждаются...
Особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушением интеллекта на уроках физической культуры
В статье освещены особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушениями интеллекта на уроках физической культуры, основывающиеся на многолетнем опыте работы....
курсовая работа на тему "Особенности представлений о конкретизации мер времени у младших школьников с нарушением интеллекта"
На сегодняшний день повышение качества специального образования является одной из важных проблем Российского образования. Одной из первых задач обучения детей с нарушениями интеллекта является обеспеч...
Принцип наглядности, реализация его в обучении детей с нарушенями интеллекта (младшие классы, на примере различных дисциплин).
На примере различных дисциплин представлены сценарии уроков для детей с интеллектуальными нарушенями....