"Особенности коррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта"
статья по теме
Отечественные психологи (С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения, среди которых агрессивное поведение занимает одно из ведущих мест.
Проблема агрессивного поведения в детской среде перестала быть только психолого-педагогической, она стала социальной. Сухие статистические сводки свидетельствуют о росте преступности среди детей и подростков.
Данная проблема особенно актуальна среди детей с нарушением интеллекта. Тема агрессивного поведения умственно отсталых детей рассматривалась в трудах отечественных (В.В. Ковалева, В.Ф. Шалимова, А.Д. Виноградовой и др.) и зарубежных психологов (М. Ратлер, Д. Лешли, П. Скотт и др.).
По данным Н.И. Фелинской у 44, 1% несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в детских комнатах милиции, наблюдали различные психические аномалии: олигофрению, психозы, психопатии, неврозы, психофизический инфантилизм, признаки органического поражения головного мозга.
Специалист по превентивной психологии С.А. Беличева рассматривает вышеперечисленные психические аномалии как психобиологические предпосылки асоциального поведения, но при этом психолог отмечает, что данные отклонения не являются предопределяющей причиной преступного поведения.
Известный дефектолог С.Я. Рубинштейн, изучающий психологию умственно отсталых школьников, писал: «Не болезнь является причиной антисоциальных, аморальных действий умственно отсталых детей, а та среда, в которой живет и развивается ребенок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_korrekciya_agres.povedeniya.docx | 76.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
С(к)ОШ №5 VIII вида
Особенности коррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта
Автор работы: Сырейщикова Алена Евгеньевна
Место работы: г.Кыштым, Челябинская область,
С(к)ОШ №5 VIII вида
Должность: учитель начальных классов
г.Кыштым, 2013 г.
Особенности коррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта
Поведение человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм. Отечественный ученый социолог Ю.А. Клейберг определяет понятие социальные нормы как «определенная система норм (ценностей), включающая требования к поведению и обязанностям членам данного общества».
Ввиду социально – экономических и демографических причин с каждым годом возрастает количество школьников, которых выделяют как учащихся с асоциальным, отклоняющимся поведением.
В юридической литературе асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально – пассивного типа.
Отечественные психологи (С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения, среди которых агрессивное поведение занимает одно из ведущих мест.
Проблема агрессивного поведения в детской среде перестала быть только психолого-педагогической, она стала социальной. Сухие статистические сводки свидетельствуют о росте преступности среди детей и подростков.
Данная проблема особенно актуальна среди детей с нарушением интеллекта. Тема агрессивного поведения умственно отсталых детей рассматривалась в трудах отечественных (В.В. Ковалева, В.Ф. Шалимова, А.Д. Виноградовой и др.) и зарубежных психологов (М. Ратлер, Д. Лешли, П. Скотт и др.).
По данным Н.И. Фелинской у 44, 1% несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в детских комнатах милиции, наблюдали различные психические аномалии: олигофрению, психозы, психопатии, неврозы, психофизический инфантилизм, признаки органического поражения головного мозга.
Специалист по превентивной психологии С.А. Беличева рассматривает вышеперечисленные психические аномалии как психобиологические предпосылки асоциального поведения, но при этом психолог отмечает, что данные отклонения не являются предопределяющей причиной преступного поведения.
Известный дефектолог С.Я. Рубинштейн, изучающий психологию умственно отсталых школьников, писал: «Не болезнь является причиной антисоциальных, аморальных действий умственно отсталых детей, а та среда, в которой живет и развивается ребенок».
Отечественный психолог Ж.И. Намазбаева отмечает, что «у детей с умственной отсталостью отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии усваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, добросовестно трудиться и быть в меру своих возможностей полезными членами общества».
Один из первых исследователей проблем отклоняющегося поведения несовершеннолетних - В.П. Кащенко писал: «Если своевременно не обратить внимание на устойчивые отклонения в поведении ребенка и не принять необходимые меры, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности».
Психологическая коррекция агрессивного поведения умственно отсталых учащихся должна носить комплексный, системный характер. Положительный результат зависит от своевременности психолого-педагогического воздействия.
Для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью в нашей стране созданы специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения VIII вида.
Дифференцированный отбор детей с недостатками умственного развития в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) осуществляется в диагностико-коррекционном учреждении, в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).
Главным критерием для направления ребенка в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида является наличие степени умственной отсталости, при которой возможно усвоение программы данной школы.
Основными задачами обучения и воспитания детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида являются коррекция отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество. Решение этих задач предполагает правильное понимание умственной отсталости.
Ведущие отечественные дефектологи Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина определяют умственную отсталость как стойкое необратимое нарушение психического, в первую очередь интеллектуального, развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием, либо ранним повреждением головного мозга.
А.Д. Виноградова отмечает, что « умственная отсталость – это понятие широкое, оно включает в себя разные формы: олигофрению и деменцию». Вышеназванный ученый определяет данные формы умственной отсталости следующим образом:
олигофрения – это стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, которое возникает в результате повреждения зародыша, либо вследствие поражения центральной нервной системы на различных этапах внутриутробного развития плода, либо в самом раннем периоде жизни ребенка;
деменция – стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики, памяти, упрощение эмоций.
Ученые Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина отмечают, что «ведущим расстройством в клинико-психологической картине умственной отсталости является выраженная недостаточность познавательной деятельности. Она обусловлена как низкой способностью к мышлению – процессам обобщения и отвлечения, так и нарушением темпа, подвижности психических процессов, недостаточностью памяти, внимания, ряда корковых функций. Характерным для умственной отсталости является недоразвитие речи».
Вышеназванные специалисты отмечают, что клиническая характеристика основных форм умственной отсталости тесно связана с патогенезом поражения, временем воздействия вредности. В случаях поражения нервной системы на ранних этапах онтогенеза (до 1,5 – 2 лет) речь идет о различных вариантах олигофрении. При поражении нервной системы в более старшем возрасте речь идет о различных видах деменции.
Нами была составлена классификация форм умственной отсталости (таблица 4). В данной таблице мы акцентировали внимание на видах умственной отсталости и причинах, обусловливающих данное состояние.
Таблица 4
Классификация форм умственной отсталости
Формы умственной отсталости | Виды умственной отсталости | Причины умственной отсталости |
Олигофрения | По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрения делится на три группы:
| Обусловленная эндогенными (генетическими) факторами, связанными с наследственной патологией, либо уже имеющейся в семье, либо впервые возникшей у данного индивида; Обусловленная экзогенными факторами (инфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, действующие на ранних этапах внутриутробного и постнатального онтогенеза). |
Органическая деменция | Непрогредиентная деменция (резидуальная деменция) Прогредиентная деменция :г | Обусловлена остаточными явлениями перенесенных органических поражений мозга (инфекции, интоксикации, травмы). Например, дети, перенесшие такие заболевания, как: менингит, энцефалит, менингоэнцефалит и др. Связана с текущими органическими процессами в головном мозге (воспалительными, дегенеративными, атрофическими, дефектами обмена). Например, дети, имеющие такие заболевания, как: эпилепсия, гидроцефалия, шизофрения, сифилис головного мозга, ревматическое заболевание центральной нервной системы и др.) Как правило, имеется тенденция к прогрессированию болезненных расстройств с неуклонной психической деградацией, нарастанием слабоумия, утратой имевшихся ранее навыков и знаний. |
Изучение проблемы агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта должно основываться на знании особенностей развития психики детей данной категории.
Мы акцентируем внимание на психолого-педагогической характеристике детей, страдающих олигофренией (таблица 5).
Таблица 5
Психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих олигофренией
Формы олигофрении | Психолого-педагогическая характеристика детей |
Дети с олигофренией в степени дебильности | Интеллектуальный дефект выражен негрубо. Мышление имеет наглядно-образный характер. Подлинное образование понятий оказывается недоступным. Очень слаба способность к отвлечению и обобщению. Плохо понимается смысл прочитанного. Правильно воспринимая предметы и их изображения, дети затрудняются в их сравнении, установлении существующих между ними внутренних связей. При обучении счету дети с трудом усваивают понятие количественного содержания числа, смысл арифметических знаков. Без предварительного разъяснения часто не понимают условие несложной задачи. При ее решении «застревают» на предшествующем способе действия. С трудом усваивают правила правописания. Фразы примитивны, речь часто страдает аграмматизмами, косноязычием. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, воспринимаются медленно. С интеллектуальным недоразвитием тесно связана незрелость личности. Отчетливо выступают несамостоятельность суждений и взглядов, отсутствие любознательности в игровой, познавательной и трудовой деятельности, слабость инициативы. При общей достаточной сохранности эмоциональной сферы нет сложных оттенков переживаний. Отмечается недостаточность тонких дифференцированных движений, выразительность мимики. |
Дети с олигофренией в степени имбецильности | Специфика и выраженность олигофренического слабоумия выступают с большей отчетливостью. Это проявляется в полной неспособности к отвлечению от конкретной ситуации, образованию даже элементарных понятий. Суждения крайне бедны и большей частью без переработки заимствованы от окружающих. Логические процессы находятся на очень низком уровне. Дети не в состоянии уловить основную идею прочитанного рассказа; его содержание воспроизводят только по наводящим вопросам. Недостаточность зрительного и слухового анализа и синтеза отчетливо проявляется в затруднениях при запоминании букв, сходных по написанию или звучанию, при слиянии звуков в слоги и слогов в слова. Чтение часто носит механический характер; понимание смысла прочитанного отсутствует. Возможно обучение порядковому счету в пределах первого десятка, механическое заучивание таблицы умножения. Отвлеченный счет, понятие о числе недоступны. Запас слов мал, иногда ограничен названиями отдельных предметов. Речь маловыразительная, фразы короткие, аграмматичные. Нередко отмечается косноязычие. Моторика малодифференцированна. Синкенезии, медлительность, вялость, неловкость движений усугубляют трудности овладения письмом, физическим трудом. Для деятельности характерно отсутствие инициативы, самостоятельности, оперирование штампами, основанными на подражании. Доступны лишь те виды труда, которые состоят из стереотипного повторения одних и тех же заученных приемов. Интеллектуальная переработка собственного опыта отсутствует. Изменение рабочего или бытового шаблона вызывает состояние растерянности. Поэтому приспособление к жизни и элементарным видам труда возможно лишь при наличии постоянной помощи, контроля и руководства. В то же время этим детям нередко присуща определенная наблюдательность в бытовых ситуациях. Есть способность к накоплению некоторого запаса сведений. Часто доступны понимание и произнесение элементарных фраз, установление различия между предметами на основе выделения их простейших признаков. Возможно обучение элементам чтения, письма, простого порядкового счета. Есть элементарные навыки самообслуживания. Относительно сохранны простые непосредственные эмоции, а также и проявления сочувствия, стремление помочь; реакция на похвалу и порицание. Имеются зачатки самооценки: переживание своей физической слабости, моторной неловкости. |
Дети с олигофренией в степени идиотии | Отмечается грубое недоразвитие функций восприятия. Реакция на окружающее слаба либо неадекватна. Осознание собственной личности смутно. Мышление по существу отсутствует. В обращенной речи воспринимается не смысл, а интонации и сопровождающие речь мимика и жесты. Особенности собственной речи зависят от глубины идиотии. Речь бывает ограничена отдельными нечленораздельными звуками или представляет собой набор единичных слов (существительных или глаголов, чаще в неопределенной форме), употребляемых без грамматических согласований, с грубым нарушением произношения, частым непониманием смысла. Эмоции крайне элементарны и большей частью связаны с физическим самочувствием, физиологическими потребностями. Источником удовольствия и примитивных проявлений радости являются соматическое благополучие, ощущение сытости, тепла, удовлетворение патологических влечений (прожорливость, онанизм, сосание пальцев, жевание несъедобных предметов). Чувство неудовольствия вызывается ощущением холода, голода, боли, соматическим дискомфортом. Формы выражения аффекта примитивны: радость проявляется в двигательном возбуждении, выразительном крике и мимике; в состоянии злобы наблюдаются агрессия, склонность к самоповреждению. Аффект страха, проявления негативизма часто связаны с боязнью нового, неизвестного. Однако при более легких степенях идиотии у больных можно обнаружить зачатки социальных чувств: элементы привязанности к людям, которые их кормят и за ними ухаживают, проявления радости при похвале, смутного беспокойства при порицании. Общий фон настроения характеризуется либо благодушием с элементами эйфории, либо вялостью и апатией, реже злобностью и угрюмостью. Недоразвитие моторики проявляется в крайней бедности мимики, однообразии и замедленности движений, нарушениях их координации вплоть до расстройств навыков стояния и ходьбы. Деятельность по существу отсутствует. |
Дети с олигофренией в степени идиотии | Нет навыков самообслуживания. Поведение ограничено либо действиями, связанными с реализацией инстинктивных потребностей, либо элементарными аффективными и двигательными реакциями на внешний раздражитель. Предоставленные себе, одни больные лежат или сидят, не реагируя на окружающее, другие беспокойны, бесцельно суетливы. Двигательные стереотипии имеют характер ритмического раскачивания туловища, однообразных движений головы, конечностей. |
М.С. Певзнер разработала клинико-педагогическую классификацию детей, страдающих олигофренией. В этой классификации указываются типологические особенности детей - олигофренов (таблица 6).
Таблица 6
Типологические особенности детей - олигофренов
Форма олигофрении | Типологические особенности детей |
Неосложненная форма олигофрении | Эти дети обычно спокойны, уравновешенны, дисциплинированны и трудолюбивы. При выполнении доступных им заданий достаточно внимательны и организованны. Они эмоционально привязаны к членам семьи, учителям, сверстникам. Как правило, охотно помогают по дому, радуются успехам в школе и огорчаются при неудачах. Им свойственно чувство застенчивости, стыда. Определенная сохранность эмоциональной сферы и личности в целом облегчает понимание ситуации, способствует ориентировке в окружающем, усвоению навыков поведения. У детей наблюдается достаточная сохранность эмоциональной сферы. Дети с неосложненной формой олигофрении успешно овладевают программу специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. |
Олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамических процессов | Интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями психомоторной расторможенности (возбудимости) либо затороможенности (тормозимости). Двигательная за-торможенность часто связана с церебрастеническими расстройствами в виде быстрой истощаемости интеллектуальной продуктивности и эмоционального тонуса, головных болей, явлений вегетативной дистонии, неврозоподобных расстройств. В первом случае интеллектуальная деятельность, работоспособность и психическое развитие в целом дополнительно страдают от двигательной расторможенности, импульсивности, отвлекаемости, аффективной неуравновешенности. Во втором случае интеллектуальное недоразвитие усугубляется двигательной заторможенностью, эмоциональной тормозимостью, пониженной работоспособностью. |
Олигофрения с психопатоподобными формами поведения | При олигофрении, осложненной психопатоподобными расстройствами, наблюдается сочетание психического недоразвития с явлениями выраженной аффективной возбудимости, расторможенности влечений (сексуальность, прожорливость, склонность к бродяжничеству, воровству и т.д.) |
Олигофрения с нарушениями различных анализаторов | Слабоумие сочетается с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. При олигофрении, осложненной тяжелым недоразвитием речевых систем, часто наблюдаются апраксии губ, языка. При олигофрении, осложненной тяжелым поражением либо недоразвитием моторных зон мозга, интеллектуальная недостаточность часто сочетается с явлениями церебрального паралича. При олигофрении, осложненной тяжелым недоразвитием речевых систем, дефекты речи нередко маскируют первичное недоразвитие психики. Выполнение заданий по речевой инструкции, не подкрепленное наглядным показом, вызывает большие затруднения. Грубые искажения произносимых слов и звуков, затруднения в процессе звуко-буквенного анализа, смешение сходных по звучанию и написанию фонем препятствует правильному написанию даже простых слов.При нарушениях двигательных анализаторов у детей наблюдается недостаточность пространственного анализа и синтеза и выраженные затруднения при выполнении простых счетных операций. |
Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью | Познавательная деятельность грубо страдает в связи с резким нарушением целенаправленности. У одних детей наблюдается вялость, пассивность, двигательная заторможенность, автоматическая подчиняемость. Другим свойственны импульсивность, расторможенность, суетливость, эйфорический фон настроения, постоянная отвлекаемость на любые раздражители и побочные ассоциации. Своеобразие речи проявляется в сочетании ее внешнего богатства с непониманием смысла, штампами, резонерским и бездумным повторением чужих высказываний и сентенций. Характерно грубое недоразвитие личности, проявляющееся в некритичности к себе и ситуации, отсутствие чувства смущения, обиды, страха и т.д. |
Отечественные ученые (А.Ю. Асанов, Г.Е. Сухарева, В.Ф. Шалимов, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина и др.) выделили наиболее распространенные и достаточно изученные формы дифференцированных олигофрений и деменций, основываясь на этиопатогенетическом принципе (таблица 7).
С.Д. Забрамная считает, что педагогу необходимо знать, какое именно заболевание вызвало умственную отсталость у того или иного ребенка. Знание диагноза и истории заболевания дает возможность лучше понять психическое состояние ребенка, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании.
Таблица 7
Виды умственной отсталости | Клиника | Психолого-педагогическая характеристика |
I. Олигофрении при хромосомных болезнях (синдромы) | ||
Синдром Дауна Синдрому подвержены дети обоего пола. Степень умственной отсталости: 75% - степень имбецильности, 20% - степень идиотии, 5% - степень дебильности | Заболевание распознается уже при рождении. У детей умственная отсталость сочетается с рядом типичных аномалий, которые делают больных поразительно похожими друг на друга: череп микробрахиоцефальной конфигурации со скошенным затылком; ушные раковины небольших размеров, дефор-мированные, низкорасположенные; характерен косой разрез глаз с кожной складкой во внутреннем углу; нос короткий с широкой упло-щенной переносицей; кисть плоская, пальцы широкие, короткие. | Мышление тугоподвижное, конкретное. Абстрактные понятия, счетные операции им, как правило, недоступны. Резко страдает активное внимание, смысловая память. При относительно более сохранной механической памяти больные иногда научаются читать, но понимание и пересказ содержания им недоступны. У большинства больных отмечается позднее появление и резкое недоразвитие речи: недостаточное понимание, бедный запас слов, дефекты звукопроизношения. Особенностью психического дефекта являются относительная живость и сохранность эмоциональной сферы. Больные большей частью ласковы, добродушны, послушны. Им не чужды чувства симпатии, смущения, стыда, обиды. Однако некоторые из них бывают раздражительными, упрямыми. Многие любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и несложных трудовых процессов. |
Синдром Шерешевского- Тернера Распространенность в женской популяции. Степень умственной отсталости: умственное недоразвитие выражено нерезко, имеются случаи умственного недоразвития, достигающего степени идиотии. | У больных своеобразный вид: «антимонголоидный» разрез глаз (наружные углы ниже внутренних), низкое располо-жение ушей, короткая и широкая шея с низким уровнем роста волос придает им старческий вид. Отмечаются нарушения строения скелета: деформированная грудная клетка, широкая ладонь, укорочение пальцев с поперечной исчерченностью ног-тей, деформация стоп. Конституция строения девочек приближается к мужской. | Обычно трудолюбивые и благодушные, с возрастом становятся замкнутыми, раздражительными. С возрастом появляется критика к своему состоянию. |
Синдром Клайнфелтера Распространенность в мужской популяции. Степень умственной отсталости: легкое психическое недоразвитие | Выделяют два типа телосложения: для одних характерен высокий рост с астеническими чертами тело-сложения, для других- евнуховидные пропорции и гинекомастия. Ведущими признаками синдрома являются недоразвитие половых органов и бесплодие. | У этих больных наряду с недостаточностью внимания, восприятия, памяти и абстрактного мышления ярко обнаруживается чрезмерная внушаемость, подражательность, подчиняемость, недостаточность самостоятельности, чрезмерная привязанность к близким, нередко с элементом назойливости. В детском возрасте у большинства больных интеллектуальная недостаточность сочетается с глубокой незрелостью эмоционально – волевой сферы, которая по своим проявлениям приближается к психическому инфантилизму. Настроение обычно повышенное, с эйфорическим оттенком, имеет тенденцию к беспричинным |
Виды умственной отсталости | Клиника | Психолого-педагогическая характеристика |
I. Олигофрении при хромосомных болезнях (синдромы) | ||
колебаниям, иногда отмечается склонность к аффективным вспышкам. С началом обучения в школе появляется осознание своей неполноценности. | ||
Синдром XYY Распространенность в мужской популяции. Степень умственной отсталости: легкое психическое недоразвитие. | Синдром выявлен и описан у мужчин высокого роста (в среднем 186 см) с антисоциальным поведением. | В раннем возрасте эти дети мало пользуются речью, обнаруживают признаки аутистического поведения. Они необщительны, замкнуты, плохо сходятся с детьми, не проявляют глубоких привязанностей к близким. В школьном возрасте более отчетливо проявляются неустойчивость внимания, неусидчивость, неспособность к длительному интеллектуальному напряжению и целена-правленной трудовой деятельности. Эмоционально- волевые нарушения выражаются в беспричинных колебаниях настроения, взрывчатости, импульсивности и агрессивности по незначительным поводам. В то же время больные внушаемы, легко имитируют поведение окружающих. При конфликтных ситуациях часто дают эксплозивные реакции с агрессией, совершают побеги из школы и дома. У некоторых больных отмечается наклонность к воровству, поджогам и другим правонарушениям. Эти дети могут легко усваивать программу специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, но их школьная и трудовая адаптация нарушена в связи с выраженной патологией поведения. |
II. Метаболические (наследственные) формы олигофрении | ||
Фенилкетонурия Частота заболевания мальчиков и девочек одинакова. Степень умственной отсталости: колеблется от слабой выраженности до глубокой степени умственной отсталости. | Фенилкетонурия – наслед-ственное заболевание обмена, характеризующееся преиму-щественным поражением центральной нервной системой (ЦНС) и прогрессирующим в первые 2-3 года жизни слабоумием. | Мышление инертно и недостаточно целенаправленно, отмечаются недостаточность сосредоточения и переключения внимания, плохая способность к активному запоминанию, большее недоразвитие гностических функций, основанных на анализе и синтезе пространственных представлений. У большей части больных имеется глубокое недоразвитие речи и дефекты произношения, коррелирующие с глубиной интеллектуальной недостаточностью. В значительной степени страдает моторная функция речи. Отмечается склонность к эхолалии, персеверациям. Дети эмоционально однообразны, маловыразительны, не стремятся к эмоциональному общению с родителями и сверстниками. У больных нередко отмечаются периоды психомоторного возбуждения, носящие психотический характер, - с импульсивностью, стереотипными вычурными движениями, манерностью, гримасами. |
Виды умственной отсталости | Клиника | Психолого-педагогическая характеристика |
II. Метаболические (наследственные) формы олигофрении | ||
Гаргоилизм (синдром Гурлера) Мальчики заболевают в 2 раза чаще, чем девочки. Степень умственной отсталости: интеллектуальный дефект прогредиентно нарастает и чаще достигает степени идиотии. | Гаргоилизм – группа забо-леваний, обусловленных на-следственной однопатологией соединительной ткани, разли-чающихся характером обменных нарушений, но имеющих большое клиническое сходство (одновременное поражение ЦНС, органов зрения, опорно-двигательного аппарата, внутренних органов). Характерен внешний вид больных: лоб нависает над лицом, нос широкий с запавшей переносицей, деформированные ушные раковины расположены низко, губы сплюснуты. Шея, туловище и конечности укорочены, позво-ночник искривлен; ладонь широкая, пальцы короткие, толстые. | Психическое развитие резко задерживается, характеризующие его процессы отличаются чрез-вычайной вялостью и инертностью. |
III. Смешанные по этиологии формы олигофрении | ||
Микроцефалия Заболеванию подвержены дети обоего пола. Степень умственной отсталости: психическое недоразвитие имеет неравномерный характер и достигает глубоких степеней (имбецильности и идиотии.) | Различают истинную (на-следственную) и вторичную (экзогенную, церебропатическую) формы микроцефалии. | Отмечается глубокое психическое недоразвитие. |
Виды умственной отсталости | Клиника | Психолого-педагогическая характеристика |
III. Смешанные по этиологии формы олигофрении | ||
Кретинизм (гипотиреоидные формы олигофрении) У девочек заболевание встречается значительно чаще. Степень умственной отсталости: от легкой дебильности до идиотии. | Гипотиреозы – распространен-ные эндокринные расстройства, при которых обнаруживается психическое недоразвитие. Выделяют наследственные формы и экзогенные. Основные причины заболевания: дефицит йода, заболе-вания гипофиза, щитовидной железы, аутоиммунные про-цессы, различные инфекции и др. Клинические проявления сходны: малый рост, диспропорциональность тело-сложения: короткая толстая шея, короткие конечности, широкие кисти и стопы, череп увеличен, деформация ушных раковин, утолщение губ, увеличение языка, задержка развития зубов. | Особенностью психического недоразвития является наличие психоэндокринного синдрома. У больных отмечаются снижение влечений, замедленность психических процессов, слабость побуждений, двигательная заторможенность, бедность мимики, монотонность речи, расстройства настроения. |
IV. Формы олигофрении, связанные с внутриутробным поражением | ||
Рубеолярная олигофрения встречается у детей, матери которых во время беременности перенесли коревую краснуху. Степень умственной отсталости: зависит от того, в какие сроки беременности мать перенесла заболевание. Наиболее тяжелые эмбриопатии возникают при заболевании в первую треть беременности. | Особенности клинических проявлений: сочетание слабоумия с микроцефалией, пороками развития глаз, сердечно-сосудистой системы, слухового аппарата и мо-лочных зубов. Поражение тех или иных органов зависит от времени воздействия инфекции на эмбрион. | Глубокое олигофреническое слабоумие. |
Виды умственной отсталости | Клиника | Психолого-педагогическая характеристика |
IV. Формы олигофрении, связанные с внутриутробным поражением | ||
Олигофрения при врожденном сифилисе встречается у детей, матери которых во время беременности были больны сифили-сом. Степень умственной отсталости: значительно чаще встречаются глубокие степени олигофрении. | Клиника врожденного сифилиса отличается полиморфными проявлениями. Характерные аномалии в физическом строении: деформация черепа, седловидный нос, высокое небо, утолщение и искривление костей (сабле-видные голени), параличи и парезы, тикообразные движения и т.п. | Психопатологические особенности: эмоциональная возбудимость и лабильность, выраженное психическое беспокойство, носящее хаотический характер, реже можно отметить снижение реакции на окружающее, безучастность. Сравнительно часты нарушения сна, быстрая утомляемость и истощаемость, нарушение работоспособности. Больные повышенно внушаемы, легко подаются постороннему влиянию, склонны к асоциальным поступкам. |
Олигофрения, обусловленная токсоплазмозом Встречается у детей, матери которых перенесли во время беременности инфекционное паразитарное заболевание токсоплазмоз. Степень умственной отсталости: психическое недоразвитие достигает степени имбецильности и идиотии. | Для диагностики заболевания необходимо офтальмологическое исследование, позволяющее выявить характерные нарушения глаз: анафтальмию, микрофтальмию, хориоретинит, увеиты, катаракту, колобому желтого пятна и др. Для окончательной диагно-стики решающее значение имеют паразитологические и иммунологические методы исследования (обнаружение возбудителя в ликворе и крови, специфические серологические реакции и внутрикожная ал-лергическая проба). | У детей отмечается благодушие, эйфоричность, двигательное и речевое возбуждение, нарушение работоспособности. |
Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных (билирубиновая энце- фалопатия). | Характерна триада симптомов: экстрапирамидные двигательные расстройства, дефекты слуха и умственная отсталость. В ряде случаев могут наблюдаться один-два симптома. | У детей наблюдаются признаки психоорганического синдрома. Мышление больных характеризуется медлительностью, инертностью, тугоподвижностью, склонностью к застреванию, образованию навязчивостей и быстрой астенизацией. Отмечаются также резкое недоразвитие памяти, обусловленное в большинстве случаев дефектами слуха, |
Виды умственной отсталости | Клиника | Психолого-педагогическая характеристика |
V. Формы олигофрении, связанные c перинатальной патологией | ||
Возникает при иммунологической несовместимости крови матери и плода, чаще всего по резус-фактору. Заболевание развивается у резус-поло-жительного ребенка, наследующего резус-фактор от положительного отца, если мать резус-отрицательная. Степень умственной отсталости: варьируется от легкой дебильности до идиотии. | Ранние симптомы: глазодвигательные расстройства, опистонус и судороги. В дальнейшем отмечаются рез-кая гипотония, парезы лицевого нерва, косоглазие, ограничение взора вверх, а также подкорковая дизартрия в сочетании с дефектами слуха. | неустойчивость активного внимания и нарушения деятельности. Для речи больных характерны аграмматизмы, смазанность, нечеткость звукопроизношения и элементы сенсорной афазии. Психоорганический синдром проявляется также в повышенной возбудимости и лабильности эмоционально-волевой сферы. Обычно повышенное с эйфорическим оттенком настроение легко сменяется раздражительностью, обидчивостью, плаксивостью. Аффект, как правило, нестойкий и не сопровождается агрессией. У некоторых детей отмечаются пугливость, боязнь всего нового. Обычно дети благодушны, беспечны, недостаточно переживают свой дефект и некритичны к своим возможностям. Большинство больных назойливы, обнаруживают недостаточное чувство дистанции. При грубых нарушениях слуха на первый план выступает недостаточность вербального мышления и несостоятельность при выполнении заданий, связанных с речевой переработкой инструкций, при негрубом недоразвитии наглядно-действенного мышления. У больных, страдающих парезами и параличами, наблюдаются расстройства пространственного анализа и синтеза. |
Олигофрения, обусловленная асфиксией при рождении или механической родовой травмой. Степень умственной отсталости: от легкой дебильности до идиотии. | Клиническая картина олиго-френии зависит от того, какой фактор является ведущим: асфиксия или родовая травма. | Если заболевание вызвано только асфиксией, у ребенка преобладают астенические проявления в сочетании с вялостью, слабостью побуждений, замедлением психических процессов, эмоциональной лабильностью, быстрой утомляемостью и истощаемостью. При последствиях механической родовой травмы мозга чаще наблюдаются состояния резкого психомоторного возбуждения, эксплозивность, более грубые расстройства памяти и внимания, нарушения речи, расторможение влечений, а также очаговые неврологические симптомы и судорожные припадки. |
Олигофрения, обусловленная гидроцефалией. Степень умственной отсталости: от легкой дебильности до идиотии. | Клинические проявления гидроцефалии: увеличение размеров мозговой части черепа, имеющего шарообразную форму с выпуклым лбом, напряженными род-ничками, иногда выбухающими и пульсирующими, истонченной кожей, просвечивающей венозной сетью. Лицевая часть по сравнению с мозговой кажется | Речь, как правило, развита лучше, чем мышление. Больные обладают большим запасом слов, пользуются заученными речевыми штампами и сложными оборотами, смысла которых часто не понимают, отмечается склонность к «рассуждениям». У многих детей обнаруживается хорошая механическая память, способность к счетным операциям, музыкальный слух. Настроение больных чаще повышенное, с оттенком эйфории, благодушия. Они доброжелательны, ласковы, |
Виды умственной отсталости | Клиника | Психолого-педагогическая характеристика |
V. Формы олигофрении, связанные c перинатальной патологией | ||
маленькой. Неврологические расстройства: нистагм, спастические парезы и параличи конечностей, нарушение мышечного тонуса, расстройства координации. | легко привязываются к окружающим; реже отмечается раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, немотивированным колебаниям настроения. У некоторых детей могут возникать приступы страха. | |
Органическая деменция Прогредиентная деменция | ||
Эпилептическая деменция | Эпилептическая деменция наблюдается при так называемой эпилептической болезни - органическом заболевании мозга приобре-тенного, а чаще врожденного, генетически обусловленного характера, при котором имеется типичная триада симптомов: эпилептические припадки; специфические особенности мышления; специфические особенности эмоционально-волевой сферы. Наличие частых и развернутых больших эпилептических припадков яв-ляется наиболее неблагопри-ятным в плане прогноза интеллектуального развития. | В структуре интеллектуального дефекта наиболее выступает тугоподвижность мышления. Характерны резкая замедленность речи, процессов чтения, письма и счета, воспроизведения. Типичны медленная психическая переключаемость, вязкость, склонность к чрезмерной детализации и педантичности, застревание на малосущественных деталях, отсутствие способности выделять главное. Обращают на себя внимание особенности эмоционально-волевой сферы. На общем фоне настроения преобладают хмурость, угрюмость. Немотивированные колебания настроения имеют характер дисфорий. Характерны напряженность и вязкость аффекта со склонностью к взрывчатости, ярости, гневливости. В выраженных случаях наблюдается биополярность аффекта: сочетание злопамятности, мстительности, эгоцентрических установок с назойливой ласковостью, угодливостью, нередкой склонностью к экзальтации. |
Шизофреническая деменция | Шизофрения - прогресс-сирующее психическое забо-левание, этиология и патогенез до настоящего времени являются предметом исследований. Генетические данные указывают на значительную роль наследственного характера. Различают основные (негативные) и дополнительные (продуктивные) симптомы. Негативные симптомы: -аутизм - ослабление связи с реальностью, отгороженность от внешнего мира, замкнутость, отсутствие потребности в контактах с окружающими, предпочтение мира фантазий, аутистических игр и интересов; | Значительная выраженность аутизма резко препятствует психическому развитию детей. Отсутствие контактов с внешним миром, интереса к окружающему, к детям лишает больного ребенка основных источников знаний и умений. При прогредиентном течении заболевания внутренний мир ребенка становится бедным, большая часть переживаний связана со страхами, боязнью окружающего. Речь мало используется для общения. Характерны неравномерность высоты голоса, тембра речи, вычурность, либо, наоборот, монотонность интонаций, склонность к неологизмам. Эмоциональные изменения проявляются в уплощении аффекта, потере детской живости. Сохраняется привязанность к кому-нибудь одному из близких. Характерны неадекватность, противоречивость аффективных реакций: чувствительность по отношению к незначимым ситуациям и частое отсутствие реакции на реальные опасности и конфликты. |
Виды умственной отсталости | Клиника | Психолого-педагогическая характеристика |
Органическая деменция Прогредиентная деменция | ||
Сифилитическое слабоумие | Если родители (или один из них) больны сифилисом, дело может ограничиться повреждением зародыша в период внутриутробного развития. В этом случае ребенок развивается как олигофрен. Но в отдельных случаях, помимо повреждения зародыша, про-исходит и заражение его сифилисом. Тогда родится ребенок, страдающий текущим заболеванием - сифилисом мозга. | Долгие годы эта инфекция «дремлет» и не проявляет себя. В какой-то момент психическое состояние ребенка ухудшается, начинается обострение заболевания. Признаки обострения: внезапное снижение успеваемости, нарушение поведения, иногда слуховые обманы и беспричинные страхи. При запущенной форме сифилиса головного мозга ухудшается моторика, речь, нарастает слабоумие - ребенок становится некритичным, бездеятельным, беспомощным и вместе с тем самодовольным. Запущенная форма приводит к прогрессивному параличу. |
Ревматическое слабоумие | Ревматическое поражение нервной системы представляет собой длительное, процессуальное заболевание. Оно может протекать в виде приступов хореи, но может иметь и иные виды обострений. | Дети, страдающие этой болезнью, отличаются крайне неустойчивым вниманием, утомляемостью, забывчивостью. Дети отличаются чрезмерной суетливостью, подвижностью, ранимостью. При утомлении и волнении они становятся еще более беспокойными, суетливыми. Строгое замечание со стороны учителя может привести к усугублению неправильного поведения, в основе которого нет злого умысла. При обострении изменяется зрительное восприятие, появляются подергивания, ухудшается самочувствие. |
Непрогредиентная (резидуальная) деменция | ||
Травматическое слабоумие | Возникает у детей, перенесших травмы мозга (сотрясения, ушибы и т.д.) | Степень умственной отсталости чаще всего незначительна. Однако большая утомляемость приводит к неустойчивости внимания и забывчивости. Из-за повышенной утомляемости наблюдаются нарушения поведения: дети становятся раздражительными, грубыми. Они стремятся уклониться от работы, преувеличивая перед учителем свои эпизодические невзгоды и болезни. |
Энцефалопатическое слабоумие | Последствия энцефалита (воспаления мозга) разнообразны и зависят как от формы энцефалита (эпидемический, параинфек-ционный, ревматический и др.), так и от его тяжести, от преимущественной локали-зации и т.д. | Типы последствий этого заболевания: Некоторые дети становятся слишком подвижными, расторможенными. Они очень быстро и непосредственно реагируют на все происходящие вокруг них явления и события: необдуманно действуют и говорят, чрезвычайно внушаемы и легко попадают под влияние окружающих их людей. Из-за неустойчивости внимания и некритичности мышления такие дети учатся обычно плохо.Другие дети, перенесшие энцефалит, становятся малоподвижными. Их речь носит смазанный, невнятный характер. По своему внешнему виду производят впечатление глубоко отсталых детей. Однако их суждения бывают довольно разумными. Они осознают и тяжело переживают свою недостаточность. |
Результаты современных исследований позволяют сделать вывод, что отклонения в поведении детей с нарушением интеллекта первоначально обусловлены органическим поражением головного мозга.
Отечественный психолог В.М. Махова изучала эмоциональное реагирование умственно отсталых детей на проблемные ситуации. Данный специалист отмечает, что дети с нарушением интеллекта предпочитают деструктивные способы решения проблемных ситуаций: сознательное провоцирование конфликтных отношений сопровождается физической и вербальной агрессией.
Отечественные ученые С.А. Завражин, Л.К. Фортова отмечают, что наиболее распространенными среди умственно отсталых младших школьников формами агрессивного поведения являются ссоры, драки, сквернословие, грубость, взаимные обвинения, взрывы ярости. Часто учащиеся младших классов нарушают правила поведения в школе (прогуливают, срывают уроки, отказываются выполнять задания). Некоторые учащиеся часто реагируют на замечания и требования педагога неконтролируемыми вспышками ярости (бросают учебники, опрокидывают парты, кричат).
В качестве причин, стимулирующих возникновение агрессии, вышеназванные специалисты называют следующие:
-неблагополучная ситуация в семье;
-повышенная возбудимость детей;
-интеллектуальные нарушения;
-низкий уровень самоконтроля;
-отрицательное влияние классного коллектива, в котором агрессия считается нормой поведения;
-фрустрирующие ситуации (запреты, замечания педагогов);
-защита в ответ на «нападение».
В ходе теоретического изучения своеобразия психического развития умственно отсталого ребенка мы выявили, что детей данной категории можно условно разделить на три группы:
первая группа: дети спокойные, уравновешенные, стараются не конфликтовать с окружающими, при необходимости могут постоять за себя;
вторая группа: у детей часто наблюдаются эмоциональные расстройства, которые выражаются в раздражительности, аффективной неуравновешенности, сопровождающейся агрессией;
третья группа: дети пассивны, легко попадают под влияние окружающих, часто становятся жертвами агрессоров, ищут защиты у педагога.
В связи с этим, коррекция агрессивного поведения среди умственно отсталых детей должна быть для каждой группы различной по глубине, интенсивности и длительности.
Мы изучили различные подходы к организации психокоррекционной работы с учащимися младших классов, имеющих отклонения в поведении. По данной проблеме заслуживают внимания работы отечественных психологов А.И. Капалина, Е.Ю. Немудрой, С.А. Моисеевой, Л.М. Семенюк, С.П. Смирновой.
В ходе теоретического осмысления данной проблемы мы считаем необходимым вести психокоррекционную работу по снижению агрессивного поведения у младших школьников поэтапно:
I этап: предварительный, который состоит из подэтапов:
1.Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы.
2. Выдвижение гипотез о причинах агрессивного поведения школьника.
3. Диагностический этап, который включает в себя следующие компоненты:
• Изучение ребенка:
- сбор данных о наследственности ребенка;
- особенности семейного воспитания (социальный статус, традиции и т.п.);
- интересы ребенка;
- отношение ребенка к школе, к учебе.
• Изучение взаимоотношений ребенка и детского коллектива:
- положение ученика в коллективе;
- стиль отношений со сверстниками.
II этап: разработка программы психокоррекционной работы по снижению агрессивного поведения у младших школьников.
III этап: контроль за ходом выполнения и эффективностью программы.
Для успешного проведения психокоррекционной работы отечественные ученые С.А. Завражин, Л.К. Фортова, Л.Д. Лебедева рекомендуют использовать следующие методы:
- беседы;
- ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях;
- арттерапия;
- трудотерапия;
- игротерапия;
- релаксационный тренинг;
- поручения;
- методы, стимулирующие социально-нормативное поведение (поощрения, наказания). Психологи (Г.Ф. Кумарина, Л.Н. Проколиенко) отмечают, что выбор методов и приемов педагогической коррекции агрессивного поведения школьников зависит от возрастных, индивидуальных и личностных особенностей воспитанников, от их социального окружения и уровня квалификации педагога. При разработке программы психокоррекционной работы следует учитывать наиболее значимые моменты.
На первом этапе, при диагностике, необходимо тщательно изучить особенности семейного воспитания агрессивного ребенка, его отношение к учебе, положение ученика в коллективе и стиль отношений со сверстниками.
Отечественный психолог С.Л. Колосова считает, что коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена в первую очередь на поиск и определение конкретных способов адаптации ребенка к наличным условиям его жизни, прежде всего в семье, среди сверстников, в школе. Проблемы в межличностных отношениях затрудняют формирование позитивных отношений со сверстниками, усвоение норм и правил социального поведения, овладение необходимыми критериями оценки окружающих и своей личности. А это в свою очередь способствует развитию агрессивных проявлений.
Основные направления работы психолога по коррекции агрессивного поведения
Таблица 8
Характерологические особенности ребенка | Направление коррекционной работы |
1.Высокий уровень личностной тревожности. | Снижение уровня личностной тревожности. |
1. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии. | Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии. |
2. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих. | Развитие позитивной самооценки. |
3. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий. | Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом. |
4. Слабый контроль над своими эмоциями. | Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом. |
5. Ограниченный набор поведененческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения. | Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении. |
Направления работы классного руководителя и воспитателя группы продленного дня по коррекции агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта
Таблица 9
Направления | Содержание работы |
Развитие у младших школьников с нарушением интеллекта нравственных установок | Внеурочная деятельность |
Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии. | Работа на уроках с пиктограммами, внеурочная деятельность |
Формирование позитивных отношений агрессивного ребенка с одноклассниками | Включение агрессивных учащихся в социально-одобряемую деятельность (трудовую, коллективно-творческую, спортивную и т.д.) |
Развитие у агрессивного ребенка позитивной самооценки | Включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий. |
Снижение уровня личностной тревожности. | Релаксационный тренинг. |
Работа с родителями | Информирование родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка; Обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми; Помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания; |
Для получения устойчивого результата психокоррекционной работы по снижению агрессии необходимо, чтобы коррекционная помощь была оказана своевременно и носила не эпизодический, а системный, комплексный характер.
Положительный результат коррекционной работы зависит и от оптимистического настроя учителя. В противном случае работа педагога становится неэффективной.
Считаем уместным закончить нашу работу высказыванием В.А. Сухомлинского, известного педагога в нашей стране, распространяя его взгляд на работу учителя:
«… Учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств – а без этих качеств труд педагога превращается в муку».
- Алворд М., Бэйкер П. Как работать с агрессивными детьми. - М.: Катарсис, 1997. - 280 с.
- Асанов А.Ю., Демикова Н.С., Морозов С.А. Основы генетики и наследственные нарушения у детей. - М.: Академия, 2003. - 224 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1986. – 157 с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Социальное здоровье России, 1994. - 278 с.
- Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -356 с.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения.- М.: Педагогика,1990. -140 с.
- Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков.- М.: Академия, 2002. - 416 с.
- Власова Т.А., Лебединская К.С., Мачихина В.Ф. Отбор детей во вспомогательную школу. - М.: Просвещение, 1983. – 117 с.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1973. - 165 с.
- Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители. - М.:Профиздат,1992.– 96 с.
- Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением /под ред. М.И. Рожкова.- М.: Владос, 2006. -239 с.
- Головко О.А. Аффективные дети и педагогическое воздействие на них// Дошкольное воспитание. - 1986. - №2.- с.42
- Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999. -280 с.
- Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска // Воспитание школьников.- 2002.- №7.- с.21-24
- Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения.- М.: Просвещение, 1988. -158 с.
- Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями.- М.: Академический проект, 2005. - 400 с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
- Инструктивное письмо №3 от 04.12.2000 о дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 №48 // Вестник образования, справочно-информационное издание МО РФ.- 2001.- №18.-с.4-10
- Капалин А.И., Немудрая Е.Ю., Моисеева С.А. Этапы работы по коррекции девиантного поведения //Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. Профилактика девиантного поведения/под ред. А.Ф. Аменд. -2003. -№17. -с.140 -147.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.- М.: Просвещение, 1994. -223 с.
- Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов.- М.: Сфера, 2004. -192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры
Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...
Игровая программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)
Игровая программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)...
Детский ансамбль русских фольклорных музыкальных инструментов, как один из видов работы в сфере эстетического воспитания младших школьников
статья, посвященная работе с детьми младшего школьного возраста, на примере детского ансамбля ложкарей...
Рабочая программ коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи с фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся ( ФФНР)
Важность данного курса в системе обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедев...
Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы
Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы...
развитие творческого потенциала школьников с нарушением интеллекта через театральную деятельность
разработки...
курсовая работа на тему "Особенности представлений о конкретизации мер времени у младших школьников с нарушением интеллекта"
На сегодняшний день повышение качества специального образования является одной из важных проблем Российского образования. Одной из первых задач обучения детей с нарушениями интеллекта является обеспеч...