Особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушением интеллекта на уроках физической культуры
статья
В статье освещены особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушениями интеллекта на уроках физической культуры, основывающиеся на многолетнем опыте работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушением интеллекта на уроках физической культуры
(Из опыта работы)
Учитель физической культуры – Добролюбова Галина Анатольевна
На уроках физкультуры у детей с нарушением интеллекта выявляются затруднения воспитания, понимания, выполнения общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Своеобразно поведение учащихся младших классов. Есть дети, которые всего боятся. Попадая в зал, они пугливо озираются по сторонам: их страшит большое помещение и спортивные снаряды. Другие, напротив, стремятся залезть на гимнастическую стенку или снаряд. Встречаются и расторможенные учащиеся, которые не дослушивают до конца объяснения учителя, быстро отвлекаются и дезорганизуют других.
В целях осуществления оздоровительных задач подбираются такие упражнения, выполнение которых способствует закаливанию организма, укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.
При этом укрепление здоровья учащихся нельзя ограничивать только уроками физической культуры. Значительную роль играют санитарно-гигиенические условия жизни, правильный режим занятий и отдыха, физкультурно-массовые мероприятия в школе.
Наиболее важными и необходимыми упражнениями на уроках физкультуры в специальной школе являются:
- дыхательные упражнения;
- общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;
- упражнения для формирования осанки;
- упражнения для развития пространственной ориентации и точности движений;
- гимнастические построения и перестроения;
- все виды прыжков для формирования сложных двигательных навыков;
- броски, ловля, метание, передача мячей, переноска груза, подвижные игры и эстафеты.
Дыхательные упражнения.
Эти упражнения необходимо выполнять во всех видах физической культуры, потому что у детей с нарушением интеллекта дыхание поверхностное и неритмичное. Они не могут произвольно управлять актом дыхания и правильно согласовывать его с движениями. В первых-вторых классах обучение навыкам правильного дыхания проводится под контролем и показом учителя. Для лучшего восприятия я предлагаю детям выполнять упражнения в образном оформлении, чтобы учащимся были более понятны их действия при вдохе и выдохе. Например, при обучении выдоху я говорю ребятам, чтобы они «остудили воду», «согрели дыханием руки», «надули шар или камеру» и т.д., а сам слежу, чтобы выдох был более длительным, не прерывался, голова была приподнята, грудная клетка свободно поднималась вверх.
При проверке первой попытки выдоха многие ученики делали этот акт за 1-2 секунды; при повторной (к концу месяца— 5-6 секунд), а некоторые— 10- 12 секунд. С удовольствием дети на моих уроках участвуют в соревнованиях по «гонкам теннисных шариков».
Обучение вдоху следует делать при выполнении медленных движений на растягивание, а также при движениях приподнимающих и расширяющих грудную клетку. Ребята охотно выполняют такие упражнения лежа на спине у гимнастической стенки. Очень важно приучить ребят во время выполнения упражнений не задерживать дыхание. Если у ученика нарушена координация движений, то он должен выполнять эти упражнения при свободном дыхании.
В 3-4 классах продолжается совершенствование дыхания в различных положениях. Для формирования ритмичного дыхания целесообразно продолжить упражнения на осознанное регулирование вдоха и выдоха. Под мой счет учащиеся делают медленный вдох на 4 счета, выдох— резкий; вдох— быстрый, резкий, выдох— медленный. Одновременно можно сочетать вдох и выдох с движениями рук, ног, туловища.
Общеразвивающие упражнения.
Основная ценность их состоит в том, что они дают «школу движений» и имеют большое образовательное значение. Они укрепляют двигательный аппарат и воздействуют на весь организм, а также на определенные ослабленные группы мышц.
Наряду с упражнениями в исходных положениях «сидя» и «стоя» я даю упражнения в исходном положении «лежа», чтобы разгрузить позвоночник. При выполнении общеразвивающих упражнений ученики получают представление о направлении, силе, скорости и приучаются регулировать движения своего тела.
Пользоваться упражнениями нужно выборочно, в соответствии с задачами урока и определенными влияниями каждого упражнения на организм учащегося.
В начальных классах я применяю имитационные и игровые движения, например, «деревья качаются», «летят птицы», «прыгает зайчик», «идет медведь», «гусиный шаг» и др.
Общеразвивающие упражнения могут проводиться при различных построениях— в кругу, в колонне, в движении— все это развивает пространственную ориентацию, корригирует недостатки детей с нарушениями интеллекта.
Учитывая особенности высшей нервной деятельности детей с нарушениями интеллекта, замедленность и узость восприятия, особенности волевых качеств, необходимо заинтересовать детей выполнять упражнения правильно, что поможет в коррекции недостатков ученика. Немаловажное значение для коррекции недостатков физического развития имеет и подход к ребенку во время выполнения задания— («Молодец!», «Повтори», «Покажи всем»).
Несколько «быстрее» ускоряет коррекцию физических недостатков при выполнении ребятами упражнений с мячами, гимнастическими палками, они делают их более правильно, эмоционально.
Формирование правильной осанки.
Формирование и закрепление правильной осанки учащихся сводится к обучению их принимать рациональное положение в жизненно необходимых позах и движениях. В 1-2 классах упражнения на правильную осанку я начинаю проводить с детьми у вертикальной стены. Плотно прижавшись к стене спиной, затылком, пятками дети делают движения руками, ногами, сохраняя правильность состояния осанки. В 3-4 классах упражнения по коррекции осанки усложняются: ребята должны научиться сохранять правильную осанку с закрытыми глазами более продолжительное время.
Чтобы у детей была большая заинтересованность в выполнении заданий, я составляю полосу препятствий, которую они должны преодолеть.
I этап. Пройти в положении правильной осанки 5-6 м по гимнастической скамейке.
II этап. Лечь на скамейку и, подтягиваясь на руках, преодолеть ее.
III этап. Пройти 5-6 м с гимнастической палкой за спиной.
По окончании выполнения заданий я даю оценку каждому ученику: кто выполнил хорошо, кто с ошибками, кто лучше всех.
В 4 классе много внимания уделяется упражнениям с удержанием на голове мешочков с песком, дощечек, колец и т.д.
Развитие пространственной ориентации и точности движений.
Значительные нарушения в системе пространственной ориентации, которые наблюдаются у детей с нарушениями интеллекта, проявляются в их учебной и трудовой деятельности. Введение в уроки физкультуры упражнений, направленных на развитие пространственной ориентации и точности движений способствует коррекции указанных нарушений.
Выполняя задания, учащиеся приучаются управлять своими движениями, совершать их с различной амплитудой, овладевают умениями точно совершать действия, используемые в повседневной жизни: ходьбу, бег, прыжки, метание.
При выполнении упражнений на точность движений можно их усложнить за счет введения определенных требований.
Так, при прыжках в длину я ставлю дополнительным условием точное приземление в обозначенное место; при метании в цель я изменяю расстояние от места броска до мишени. Изучение упражнений на развитие пространственной ориентации и точности движений в сочетании с материалом других разделов вносит элемент новизны в знакомые упражнения и способствует их лучшему усвоению. Сложность заданий я увеличиваю постепенно, например, при выполнении бросков мяча в стену с отскоком в обозначенное место я увеличиваю расстояние от отметки метания. Такая постепенность в повышении координационной сложности заданий способствует лучшему усвоению их и коррекции физических недостатков детей с нарушением интеллекта.
Для более эффективного развития точности движений выполнение упражнений для коррекции недостатков физического развития целесообразно проводить их игровыми методами.
Так, при выполнении прыжков на точность в 1- 2 классах я провожу игру «Волк во рву», при этом за «рвом» чертится линия. Внимание ребят акцентирую на том, что при прыжках через «ров» необходимо приземлиться в обозначенное место между «рвом» и линией. При изучении построений провожу игру «Кто быстрее построится». Построение по росту в коррекционной школе не является обязательным, так как при его проведении строго учитывается состояние физического развития и моторики детей. Место каждого учащегося в строю определяется с учетом того, чтобы ему было удобно ходить, чтобы он мог выполнять удобные для него задания и не мешал другим ученикам. Сначала направляющим ставлю наиболее сообразительного ученика. По мере обучения это место занимает другой ученик, так, чтобы все учащиеся по возможности могли быть первыми в строю. Чтобы избежать монотонности в построениях, я применяю игровой метод для повышения эмоциональности. Например, во втором классе при обучении размыканиям на вытянутые руки провожу игру-соревнование на скорость и правильность его выполнения, разделив учащихся класса на две колонны.
В ходьбе и беге учащиеся коррекционной школы имеются значительные затруднения. Их необходимо, прежде всего, правильно учить: держать голову прямо, координировать движения рук и ног, выработать легкую непринужденную походку с хорошей осанкой.
Одним из основных условий овладения сложными двигательными действиями является правильно разработанная система подводящих и подготовительных упражнений. Подготовительные и подводящие упражнения, которые по своей направленности развивают физические качества— силу, гибкость, выносливость, скорость, необходимы для выполнения сложного движения, для коррекции недостатков физического развития.
Эти упражнения сходны по своей структуре с разучиваемыми, но являются более простыми по технике выполнения и представляют какую-либо часть разучиваемого движения. Если эти подводящие и подготовительные упражнения умело и правильно подобраны, то они выступают в качестве первичных коррекционных воздействий и способствуют успешному процессу формирования сложного двигательного навыка. Дети с проблемами интеллекта должны быть подготовлены физически к образованию у них сложного двигательного навыка. Иногда они выполняют упражнения, но выполнение проходит вяло, недостаточно четко, с ошибками. Объясняется это неумением сразу включаться в выполнение упражнения. Для детей с нарушением интеллекта особенно трудным является выполнение опорного прыжка. Многие выполняют отдельные фазы, но целостно опорный прыжок не могут. Так, некоторые учащиеся подбегали к снаряду, делали толчок ногами, а прыжок выполнить не смогли. Я проводила с ними следующие подводящие упражнения:
А) Стоя у снаряда, положив на него руки, сделать толчок и развести ноги в стороны в прыжке, не отрывая рук.
Б) Тоже, но прийти в упор на коленях.
В) Тоже с шага и т.д.
Спустя некоторое время, эти учащиеся с небольшой помощью, преодолев боязнь, а вернее трудность согласования всех движений, выполнили опорный прыжок.
Учащиеся, имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата или различные дефекты моторики, допускаются к выполнению прыжков только после разрешения врача и должны находиться под постоянным контролем учителя.
Прежде чем учить ребят как бросать или ловить мяч я даю им сначала поиграть с мячом. Они получают возможность определить, что мячи легкие или тяжелые, выскальзывают из рук, быстро катятся, подпрыгивают и т.п. В силу патологических усиленных защитных рефлексов некоторые дети с нарушением интеллекта боятся всего нового, незнакомого, необычного. Такие дети не только стремятся убежать от летящего мяча, закрыться руками, зажмуриться, но и вообще боятся его, отбрасывают его, прячутся за кого-либо, если мяч бросают в него. Таких детей я сначала знакомлю с мячом в такой ситуации, чтобы мяч ему понравился. Для начала самые простые действия в строго ограниченном пространстве, с доступными ребенку движениями с моментальным результатом, вызывающим положительную реакцию.
Например, я сажаю детей в круг, чтобы они перекатывали мяч друг другу.
Разнообразие подготовительных упражнений вызвано тем, что обогащение, расширение двигательного опыта детей с нарушением интеллекта, требует обучение разным вариантам выполнения определенной двигательной задачи, разным способом действия.
Эффективность занятий по физической культуре у детей с нарушением интеллекта во многом зависит от того, насколько правильно выбраны учителем методы обучения и воспитания для достижения поставленных целей.
Уроки физкультуры с правильно поставленными задачами к каждому разделу программы, с учетом возраста, пола, степени физического развития, планирование в соответствии с основными дидактическими принципами, чередованием гимнастических, игровых, легкоатлетических и других упражнений – решают образовательные, оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры
Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...
Учебно-исследовательская работа "РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗ...
Особенности двигательной сферы детей с нарушением интеллекта
От развития двигательного анализатора зависит управление своими движениями, владение своим телом. Для решения многих задач трудового воспитания в специальных учреждениях необходимо знать, каков ...
Аттестационная работа "Физические упражнения по коррекции нарушений осанки на уроках физической культуры"
Аттестационная работа выполнена для учителей физической культуры и инструкторов по физической культуре для работы и совершенствования педагогического и оздоровительного процесса. Одной из главны...
Принцип наглядности, реализация его в обучении детей с нарушенями интеллекта (младшие классы, на примере различных дисциплин).
На примере различных дисциплин представлены сценарии уроков для детей с интеллектуальными нарушенями....
Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"
Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры"...
Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"
Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры". Разрабо...