Трудовая адаптация и формирование положительных качеств личности у детей с нарушением интеллекта
статья
Трудовая адаптация и формирование положительных качеств личности у детей с нарушением интеллекта.
Дети с ограниченными возможностями развития, а в частности дети с нарушением интеллекта нуждаются в каждодневной коррекционной работе по трудовому воспитанию, что само по себе является исцеляющим процессом для данной категории детей. Ведь именно в труде дети могут найти своё место в социальной действительности. Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка с нарушением интеллекта, особенно если воспитанницы девочки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
О.В. Калинина
ГБУ ЦСПР "Формула роста"
г. Москвы, Россия
Трудовая адаптация и формирование положительных качеств личности у детей с нарушением интеллекта.
Дети с ограниченными возможностями развития, а в частности дети с нарушением интеллекта нуждаются в каждодневной коррекционной работе по трудовому воспитанию, что само по себе является исцеляющим процессом для данной категории детей. Ведь именно в труде дети могут найти своё место в социальной действительности. Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка с нарушением интеллекта, особенно если воспитанницы девочки.
Конечной целью трудового обучения детей с интеллектуальными нарушениями является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной действительности. Необходимо использовать все познавательные возможности детей с нарушением интеллекта, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и специальных производственных цехах простую доступную работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решение основных коррекционно-воспитательных задач:
- Привитие детям навыков самостоятельности;
- Обучение умениям и навыкам трудовой деятельности;
- Воспитание потребности в труде;
- Воспитание положительной мотивации трудиться.
В детском доме при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовое воспитание проводится по трем направлениям: самообслуживающий труд, хозяйственно-бытовой труд, общественно-полезный труд. Рассмотрим каждое направление в отдельности.
Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания. Ежедневно дети с помощью взрослого выполняют в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета, а также ежедневно закрепляются навыки и правила утренней зарядки. Наблюдения показывают, что в процессе труда по самообслуживанию дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.
Хозяйственно-бытовой труд. Педагогический процесс строится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме, его интерьере; умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий детского дома; формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо потому, что они должны готовиться к будущей самостоятельной жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, воспитывается привычка трудиться, а вместе с ней - привычка заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок. Умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии. Дети с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции.
Большое значение придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности детей в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют практическое и общественное значение.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.
Учитывая особенности психического развития и возможности детей обучение труду проходит по принципу от теории к практике. Сначала проводятся беседы-диспуты с показом действий воспитателем, затем дети сначала под контролем взрослого выполняют заданное действие, затем стараются выполнять его самостоятельно с минимальной помощью со стороны взрослого. Большое внимание уделяется интегрированным занятиям, которые проводим совместно с педагогами дополнительного образования(студия "Пальчики Оближешь", "Бисероплетение", "Бумагапластика", и другие) с дефектологом, логопедом, психологом.
Продуктивны такие беседы-диспуты как:
- Красота в моем доме;
-Влажная уборка-это лечение нашего дома;
-Как я могу убрать игровую комнату; и т.д.
Также эффективно делить детей на рабочие бригады: санитарки, уборщицы помещений детского дома (коридор, вахта, столовая, игротека, зооуголок, кинозал), составляя график дежурств. В последствии, девочки сами будут знать дни своего дежурства, и без напоминания будут выполнять заданную им работу.
Проведение практических занятий дает хороший результат в обучении труду девочек, к примеру:
- Генеральная уборка столовой, спален, класса, зооуголка;
-Дежурство по столовой;
-Красна изба углами (украшение своего быта);
- Знакомство с уборочным инвентарем и моющими средствами.
Все занятия несут социализирующий характер, к примеру, проведение таких занятий как «Одежда» и «Обувь» учат детей дифференцировать различные виды одежды и обуви, следить за их чистотой. Эти знания им пригодятся для ежедневной чистки одежды и обуви.
Для достижения этих задачи следует провести следующие занятия:
- Моя одежда;
-Моя Обувь;
-Мой шкаф (уметь навести порядок в шкафу для белья);
-Профилактика износа одежды и обуви;
-Уборка в раздевалке «Каждой вещи свое место».
Целью этих занятий является:
- Уход за одеждой;
-Пришивание пуговиц, вешалок;
-Наложение заплат;
-Зашивание дырок на одежде;
-Стирка одежды;
-Утюжка одежды;
-Работа с иглой;
-«Белоснежка» (отбеливание белой ткани).
Весьма эффективно создать в группе «Уголок санитарки», где имеется все необходимое для работы: тазики, сушка, гладильная доска, моющие средства.
Содержание программы обучения хозяйственно-бытовому труду также включает в себя раздел «Питание». Большое внимание стоит уделять занятиям в кабинете «Домоводства», то есть практической деятельности детей. На занятиях девочки знакомятся с распространенными продуктами питания и правилами в приготовлении простейших блюд.
Для получения знаний детьми в данном направлении можно использовать следующие темы занятий:
- Моя любимая кухня;
-Хлеб всему голова;
-Ах, картошка (блюда из картофеля)
- Приготовление различных салатов;
-Моё меню (уметь составлять меню обеда из имеющихся продуктов);
-«Кулинарушка» (уметь готовить холодные закуски);
-Поварята (приготовление бутербродов);
-Эти вкусные макароны;
-Приготовление борща;
-Выпечка печенья;
-«Маленькая хозяйка большого дома» (встреча гостей и праздничное чаепитие).
При работе с режущими предметами следует каждое занятие напоминать детям перед работой технику безопасности.
Следует привлекать детей к работе по уборке территорий интерната : своевременно убирать мусор, ухаживать за растениями. Также следует приучать детей видеть недостатки и исправлять их своими силами, для воспитания этих умений можно использовать следующие темы занятий:
-Книжкина больница;
-Поможем нашим друзьям (уход за комнатными растениями);
-Пересадка комнатных растений.
Проводя занятия по трудовому воспитанию, формируя у детей самостоятельность, в то же время воспитывается и чувство товарищества, доброта, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя. Если ребенку не удавалось что-либо сделать, воспитателю следует его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Детей, выполнивших свою работу хорошо, следует хвалить за старание, добросовестное отношение к делу, отмечать проявленную инициативу, доброжелательное отношение к товарищам по работе. Необходимо учить детей со стороны видеть свою работу, поэтому следует часто предлагать им самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше.
Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности у детей. Совместная с педагогом трудовая деятельность - самообслуживание, хозяйственно - бытовой, труд в природе становится значимой для детей с недостатками интеллектуального развития формой организации досуга и позволяет успешно входить в реальные трудовые отношения. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.
Список литературы.
1. А.Р. Маллер, «Социальное воспитание обучение детей с отклонениями в развитии».
2.А.С.Макаренко, «Воспитание в труде».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Формирование профессиональнфх предпочтений у воспитанников с нарушением интеллекта....
Программа «Организация трудового воспитания как залог успешного развития нравственно-эстетических качеств личности ребенка»
«Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья».Иммануил Кант Пояснительная запискаПрограмма по самообразованию на тему : « Организация трудового воспитан...
Особенности двигательной сферы детей с нарушением интеллекта
От развития двигательного анализатора зависит управление своими движениями, владение своим телом. Для решения многих задач трудового воспитания в специальных учреждениях необходимо знать, каков ...
Формирование связной речи у обучающихся с нарушением интеллекта. Методы и приёмы
Рассказывается о методах и приёмах, спосоствующие формированию связной речи у учеников с нарушением интеллекта....
Особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушением интеллекта на уроках физической культуры
В статье освещены особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушениями интеллекта на уроках физической культуры, основывающиеся на многолетнем опыте работы....
Принцип наглядности, реализация его в обучении детей с нарушенями интеллекта (младшие классы, на примере различных дисциплин).
На примере различных дисциплин представлены сценарии уроков для детей с интеллектуальными нарушенями....
Отчет по самообразованию Формирование нравственных качеств личности на основе общих челове-ческих ценностей
В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающихся процесса в...