Конспект урока по русскому языку по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс
план-конспект урока

На уроке "Суффикс как часть слова" испльзуется технология  проблемного обучения. Ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Деятельность становится творческой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiks_kak_chast_slova._urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Тема: Суффикс как часть слова

Класс: 2 класс, 2020 г.

Автор учебника: С.В.Иванов

Учитель: Лещева И.А.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.  

Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.

Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.

Планируемые результаты:

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование: интерактивная доска

Методическая литература: Система учебников «Начальная школа XXI века». Учебник «Русский язык: 2 кл. 1ч.» Иванов С.В., Евдокимова А.О.

Ход урока

1. Организационный этап.

На уроках не зевай,

Сразу всё запоминай!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

2. Самоопределение к деятельности

Цель: вовлечение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Мозговая атака

-Что такое корень?

-Как найти корень?

-Что такое окончание?

-Для чего нужно окончание?

- Всегда ли есть в слове окончание?

3. Актуализация знаний и мотивация

Цель: готовность мышления и сознание потребности к построению нового способа действий.

Давайте подумаем:

- Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (Школьник, ученик.) 

На доске слова: школа, школьник, ученик.                    

- Какое слово является лишним? Почему? Ученик)

- Что вы можете сказать об этих словах? (Они однокоренные.)

- Докажите. (У слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение.)

 - Назовите 2 различия между этими словами. (В значении слов и в составе слова.)

- Выделим известные нам части слов в обоих словах. (- Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа  –   а, школьник  нулевое.)

4. Постановка учебной задачи

Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

- В чем были затруднения? (Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове «школьник» есть часть слова (-ник-), которую мы не знаем, как обозначить.)    

  - Почему? (Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.) 

-Как вы думаете, какова цель нашего урока?  (Узнать, как называется эта часть слова.)

- Сегодня мы определим название этой части слова, для чего она служит, каким значком её обозначают, где в слове находиться она.   

   5. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала.

Цель: наблюдение за тем, что между корнем и окончанием может быть еще какая-то часть, которая имеет значение.

 Работа в парах

Работа с упражнением 1 на станице 107.                  

- Прочитайте пары слов. Найдите корень и окончание.

- Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. (Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-)

-  Где она находится?  (Она находится между корнем и окончанием.)

- Так какую же тайну языка мы сегодня откроем? (Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова.)

- Где мы можем получить знания? (в учебнике)

- На странице 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка».

-  Подчеркните название новой для нас части слова.

-  Прочитайте его орфографически, запишите в тетрадь.

- Выделите роль суффикса в слове.

6. Первичное закрепление.

Цель: закрепление введенных знаний, отработка умения образовывать слова с опорой на заданную модель.

-Работа в парах.

- Прочитайте задание к упр. 2 в учебнике. Допишите ряды слов. (Первые два слова с комментированием, остальные самостоятельно.)

- Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разногласия.

- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова? Как это можно доказать?

- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили? (У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок- ).

- Проверка усвоения знаний о значении суффиксов:

- Какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша?  (суффикс –онок-, -ёнок-)

- Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму? (суффикс –иц-, -их-)

7. Физкультминутка.

8. Введение нового материала в систему знаний. Групповая работа – создания алгоритма нахождения суффикса.  

Цель: включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

- Разделитесь по парам. На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов. (Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.)

 - Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 111.

(Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм).

9. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

- Как вы думаете, какое задание вы будете выполнять? (Образовывать новые слова при помощи суффиксов.)

- Самостоятельная работа  (работа по карточкам)

- Если вы уверены в себе, то можете выполнить 3 столбика заданий;

- Если сомневаетесь, то можете выполнить 1 или 2 столбика заданий;

- Если вам трудно, то можете выполнить 1 столбик заданий.

(Задания. Образуйте слова с помощью суффиксов –ан-, -ян-, -анин-, -янин-.    

  - Подумай, какие значения имеют эти суффиксы.

1) Россия- россиянин – россияне

Город-

Село-

2) На Волге –

На Дону-

На юге-

3) На земле-

На Марсе-

На севере-

- Проверка выполненного задания

10.Рефлексия деятельности

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ, применения нового знания.

Подведем итог работы на уроке.

- Что получилось?

-  Что не получилось?

- Какие затруднения у вас возникли?

- Оцените свою работу на уроке по критериям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку за 5 класс

Конспект урока по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки" в 5 классе будет полезен студентам, в нем прописан подробно ход урока, прописаны методы и приемы....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастие".

Предлагаемый урок по структуре комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления....

Конспект урока по русскому языку по теме "Повторение по теме "Местоимение" 6 класс

Цель:  Повторение и обобщение знаний о местоимении.Задачи: 1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения по разделу....

План-конспект урока по русскому языку на тему "Лексика и фразеология"

Урок по русскому языку по теме "Лексика и фразеология" разработан для обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер". Материал содержит методическую разработку плана-конспекта...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова»

Урок по русскому языку "Корень слова.Однокоренные слова."На уроке формируем понятия кореня слова,умения подбирать однокоренные слова,выделять в них корень....

Конспект урока по русскому языку на тему : "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с мультимедийной поддержкой и использованием платформы "Яндекс.учебник" на тему: "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс...

Конспект урока русского языка на тему: "Глагол как часть речи"

МОДЕЛЬНЫЙ УРОК (ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ) ТЕМА: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ ЦЕЛЬ: АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ...