Конспект урока по русскому языку по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс
план-конспект урока
На уроке "Суффикс как часть слова" испльзуется технология проблемного обучения. Ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Деятельность становится творческой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suffiks_kak_chast_slova._urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Тема: Суффикс как часть слова
Класс: 2 класс, 2020 г.
Автор учебника: С.В.Иванов
Учитель: Лещева И.А.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.
Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.
Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.
Планируемые результаты:
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: интерактивная доска
Методическая литература: Система учебников «Начальная школа XXI века». Учебник «Русский язык: 2 кл. 1ч.» Иванов С.В., Евдокимова А.О.
Ход урока
1. Организационный этап.
На уроках не зевай,
Сразу всё запоминай!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
2. Самоопределение к деятельности
Цель: вовлечение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Мозговая атака
-Что такое корень?
-Как найти корень?
-Что такое окончание?
-Для чего нужно окончание?
- Всегда ли есть в слове окончание?
3. Актуализация знаний и мотивация
Цель: готовность мышления и сознание потребности к построению нового способа действий.
Давайте подумаем:
- Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (Школьник, ученик.)
На доске слова: школа, школьник, ученик.
- Какое слово является лишним? Почему? Ученик)
- Что вы можете сказать об этих словах? (Они однокоренные.)
- Докажите. (У слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение.)
- Назовите 2 различия между этими словами. (В значении слов и в составе слова.)
- Выделим известные нам части слов в обоих словах. (- Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа – а, школьник • нулевое.)
4. Постановка учебной задачи
Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
- В чем были затруднения? (Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове «школьник» есть часть слова (-ник-), которую мы не знаем, как обозначить.)
- Почему? (Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.)
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Узнать, как называется эта часть слова.)
- Сегодня мы определим название этой части слова, для чего она служит, каким значком её обозначают, где в слове находиться она.
5. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала.
Цель: наблюдение за тем, что между корнем и окончанием может быть еще какая-то часть, которая имеет значение.
Работа в парах
Работа с упражнением 1 на станице 107.
- Прочитайте пары слов. Найдите корень и окончание.
- Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. (Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-)
- Где она находится? (Она находится между корнем и окончанием.)
- Так какую же тайну языка мы сегодня откроем? (Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова.)
- Где мы можем получить знания? (в учебнике)
- На странице 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка».
- Подчеркните название новой для нас части слова.
- Прочитайте его орфографически, запишите в тетрадь.
- Выделите роль суффикса в слове.
6. Первичное закрепление.
Цель: закрепление введенных знаний, отработка умения образовывать слова с опорой на заданную модель.
-Работа в парах.
- Прочитайте задание к упр. 2 в учебнике. Допишите ряды слов. (Первые два слова с комментированием, остальные самостоятельно.)
- Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разногласия.
- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова? Как это можно доказать?
- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили? (У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок- ).
- Проверка усвоения знаний о значении суффиксов:
- Какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша? (суффикс –онок-, -ёнок-)
- Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму? (суффикс –иц-, -их-)
7. Физкультминутка.
8. Введение нового материала в систему знаний. Групповая работа – создания алгоритма нахождения суффикса.
Цель: включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
- Разделитесь по парам. На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов. (Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.)
- Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 111.
(Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм).
9. Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.
- Как вы думаете, какое задание вы будете выполнять? (Образовывать новые слова при помощи суффиксов.)
- Самостоятельная работа (работа по карточкам)
- Если вы уверены в себе, то можете выполнить 3 столбика заданий;
- Если сомневаетесь, то можете выполнить 1 или 2 столбика заданий;
- Если вам трудно, то можете выполнить 1 столбик заданий.
(Задания. Образуйте слова с помощью суффиксов –ан-, -ян-, -анин-, -янин-.
- Подумай, какие значения имеют эти суффиксы.
1) Россия- россиянин – россияне
Город-
Село-
2) На Волге –
На Дону-
На юге-
3) На земле-
На Марсе-
На севере-
- Проверка выполненного задания
10.Рефлексия деятельности
Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ, применения нового знания.
Подведем итог работы на уроке.
- Что получилось?
- Что не получилось?
- Какие затруднения у вас возникли?
- Оцените свою работу на уроке по критериям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку за 5 класс
Конспект урока по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки" в 5 классе будет полезен студентам, в нем прописан подробно ход урока, прописаны методы и приемы....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастие".
Предлагаемый урок по структуре комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления....
Конспект урока по русскому языку по теме "Повторение по теме "Местоимение" 6 класс
Цель: Повторение и обобщение знаний о местоимении.Задачи: 1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения по разделу....
План-конспект урока по русскому языку на тему "Лексика и фразеология"
Урок по русскому языку по теме "Лексика и фразеология" разработан для обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер". Материал содержит методическую разработку плана-конспекта...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова»
Урок по русскому языку "Корень слова.Однокоренные слова."На уроке формируем понятия кореня слова,умения подбирать однокоренные слова,выделять в них корень....
Конспект урока по русскому языку на тему : "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс
Методическая разработка урока по русскому языку с мультимедийной поддержкой и использованием платформы "Яндекс.учебник" на тему: "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс...
Конспект урока русского языка на тему: "Глагол как часть речи"
МОДЕЛЬНЫЙ УРОК (ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ) ТЕМА: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ ЦЕЛЬ: АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ...