Конспект урока русского языка на тему: "Глагол как часть речи"
методическая разработка
МОДЕЛЬНЫЙ УРОК (ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ)
ТЕМА: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
ЦЕЛЬ: АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_trkm_glagol_1.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬНЫЙ УРОК (ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ)
ТЕМА: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
ЦЕЛЬ: АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
- СТАДИЯ ВЫЗОВА
Задачи: актуализировать имеющиеся знания по теме, пробудить познавательный интерес к теме, показать наглядно связь ключевого слова с другими понятиями.
Прием: корзина понятий.
Понятия: морфология, часть речи, знаменательные части речи, грамматические категории, инфинитив, спрягаемые формы, переходность, возвратность, вид, наклонение, залог, время, лицо, число.
Прием: составление кластера
Составление кластера пробудило интерес к теме.
II. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Задачи: активное восприятие новой информации, соотнесение новых знаний с имеющимися знаниями.
1) ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…» (а) – первый вариант ответов студентов, основанных на имеющихся знаниях по теме (прогноз, предположение).
№ | ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО… | а | б | в |
1 | Глагол – это -член предложения -часть речи -грамматическая категория -грамматическое значение | |||
2 | Глагол – это -служебная часть речи -знаменательная часть речи -особая часть речи | |||
3 | Глагол обозначает -действие -признак -предмет | |||
4 | Система грамматических категорий глагола включает следующие категории: -вид -залог -наклонение -время -лицо -число -род -падеж -одушевленность \ неодушевленность -степень сравнения -полнота \ краткость | |||
5 | Категории времени и вида связаны | |||
6 | Глаголы изменяются по -лицам и числам -по падежам и числам -по родам и числам | |||
7 | Глагол в предложении является -подлежащим -сказуемым -определением -обстоятельством -дополнением |
- РАБОТА С ТЕКСТОМ.
- Что такое глагол как часть речи? (студенты высказывают свое мнение)
Глагол – знаменательная (самостоятельная) часть речи, обозначающая действие.
Значение действия отражается в вопросах: что делать? что делает? что сделать? что сделает?
Основными грамматическими категориями глагола являются:
I. вид, переходность \ непереходность, залог;
II. наклонение, время, лицо, число ( в форме прошедшего времени род и число).
В предложении выполняет в основном функцию сказуемого.
- Что является начальной формой глагола? (студенты отвечают)
Начальной формой глагола является инфинитив, или неопределенная форма глагола.
-Почему так называется – неопределенная форма? (студенты высказывают свое мнение)
ИНФИНИТИВ
Инфинитив представляет собой название действия безотносительно к лицу и времени.
Инфинитив не имеет таких морфологических категорий, специфических именно для глагола, как наклонение и время; инфинитив не обладает также грамматическими признаками лица, числа и рода. Отсутствие охарактеризованности (определенности) по названным категориям является основанием для того, чтобы называть инфинитив неопределенной формой глагола. В инфинитиве проявляются лишь категории вида (несовершенный вид читать - совершенный вид прочитать) и залога (действительный залог умывать, страдательный залог умываться).
Отличительная особенность морфемной структуры инфинитива – словоизменительный суффикс –ть : играть, колоться; реже для образования формы инфинитива используются другие суффиксы: -ти, о : идти, нести, печь, мочь. (показатели инфинитива –ть, -ти нередко называют также окончаниями).
СПРЯГАЕМЫЕ ФОРМЫ
Спрягаемые, или финитные (от лат. verbum finitum - глагол, охарактеризованный по времени, лицу и числу), формы. Этим формам помимо признаков вида и залога (несов.в. читал – сов.в. прочитал; действ.залог читает – страд.залог читается) свойственно изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам:
читал, читала, читало, читали;
читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают;
читает, читай, читал бы;
читаю, читал, буду читать.
Спрягаемые формы наиболее отчетливо демонстрируют все основные грамматические свойства глагола как части речи, это основа морфологической парадигмы русского глагола.
АТРИБУТИВНЫЕ ФОРМЫ
Атрибутивные (неспрягаемые) формы глагола – причастия и деепричастия.
Причастия – это особые, объединяющие грамматические признаки глагола и имени, глагольные формы, которые изменяются по временам, залогам, родам, числам, падежам и по категории полноты \ краткости:
читавший, читанный, читающий, читаемый, читаемая, читаемое, читаемые, читан.
Деепричастия – неизменяемые формы глагола, имеющие ряд как наречных, так и собственно глагольных грамматических признаков: читая, прочитав.
Все словоформы (инфинитив, спрягаемые формы, атрибутивные формы) грамматически объединяются в словоизменительную парадигму одного глагола.
ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…» (б) – второй вариант, заполненный самостоятельно после чтения текста.
ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…» (в)- окончательный верный вариант, утвержденный всеми.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
ЦЕЛЬ: обогащение активного словаря учащихся
Упражнение №1
Подберите синоним и запишите его в неопределённой форме
Хохотать -смеяться, рыдать , рыть , кушать , мчаться ,караулить , трусить , погасить , торопиться , колотить , растолковать.
Упражнение №2
Составьте по одному предложению с каждым из данных глаголов.
Проснутся - проснуться, улыбнутся - улыбнуться, встретится — встретиться, отразится — отразиться, ссорится — ссориться, познакомится — познакомиться.
Упражнение №3
Назовите одним словом, чтобы это был глагол.
Морочить голову-
Дать стрекоча-
Зарубить на носу-
Язык проглотить-
Повесить нос-
Надуть губы-
Взять себя в руки-
III. СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ (РЕФЛЕКСИЯ)
Задачи: систематизация нового знания, осмысление изученного материала.
Прием: ЗУХ
ЗНАЛ | УЗНАЛ | ХОЧУ УЗНАТЬ |
Прием: СИНКВЕЙН
Образец:
- глагол – существительное, обозначающее тему синквейна.
- самостоятельная, изменяемая (часть речи) – два прилагательных, раскрывающих характерные признаки понятия (явления).
- обозначает, отвечает, изменяется (может быть и вариант: является в предложении) – три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные данному явлению.
- глагол – это самостоятельная часть речи, обозначает…, отвечает…, изменяется…, в предложении является… - фраза, раскрывающая суть явления, усиливающая предыдущие строки, значимая фраза.
- часть речи – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"
Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...
Проверочная работа по русскому языку по теме "Глагол" 4 класс
Проверочная работа по русскому языку по теме "Глагол" 4 класс по программе "Школа России"...
Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему: «Культура речи среди студентов и окружающих их лиц»
Культура речи - неотъемлемая часть общей культуры человека. Это литературная речь, построенная по установленным нормам русского языка....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...
Конспект урока русского языка по теме "Функционально-смысловые типы речи"
Данный конспект предназначен для повторения и углубления знаний студентов 1 курса о типах речи, их отличительных особенностях, для отработки алгоритма определения типа речи....
Урок русского языка . Тема "Имя прилагательное как часть речи".
Урок разработан для студентов 1 курса СПО....
Тест по русскому языку на тему "Глаголы"
Интерактивный тест по русскому языку 4 класс. Тема "Глаголы"Цель теста: определение усвоения знаний обучающихся по теме "Глагол"...