конспект урока по русскому языку за 5 класс
методическая разработка по теме
Конспект урока по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки" в 5 классе будет полезен студентам, в нем прописан подробно ход урока, прописаны методы и приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_rus._yaz_dlya_studentov.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку за 5 класс
по теме «Разделительные Ъ и Ь знаки»
Тема: разделительные Ъ и Ь знаки.
Задачи:
Образовательные: обобщить и закрепить знания о написании букв и, у, а после шипящих; сформулировать представления, почему Ъ и Ь являются разделительными и от чего зависит написание Ъ и Ь знаков; усовершенствовать знания учащихся в ходе выполнения тренировочных упражнений; обогатить активный словарь учащихся.
Развивающие: развивать логическое, образное мышление, развить интерес к предмету; развивать внимательность и память; развивать орфографическую зоркость; развивать речь, отвечая на поставленные вопросы.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе; усидчивость; аккуратность.
Оборудование: доска, мел, сигнальные карточки, тетрадь, учебник.
Ход урока.
- Организационный момент.
Метод: слово учителя.
Прием: приветственное слово. (Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Разделительные Ъ и Ь знаки». Откройте тетради, запишите число, тему урока).
- Повторение.
Метод: частично поисковый.
Прием: словарно-орфографическая работа.
Запись в тетрадях и на доске: парашют, парашютист, парашютистка.
Заранее подготовленный ученик объясняет значение слова: пара-«против» (греч.), шют – «падение» (франц.)
Метод: диктант.
Прием: орфографическая пятиминутка «Кто грамотнее?» Вызванные для ответа 2,3 ученика пишут на доске, остальные - в тетрадях.
Люблю кипучую жизнь, звенящую тишину; трещат кузнечики, щебечут чижи.
Задание: подчеркнуть буквосочетания с гласными и, а, у; объяснить написание этих слов.
Метод: частично поисковый.
Прием: устное упражнение «Закончи предложение».
Небольшая книжка, листы которой скреплены или сшиты, называется…. (брошюрой). Группа специалистов, которые решают вопросы о присуждении награды на конкурсах или выставках, называется….(жюри).
Метод: диктант.
Прием: игра «Подскажи словечко!»
- Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе… (зонтик).
- Через несколько минут опустился… (парашют).
Задание: написать слова-отгадки, объяснить, почему слово-парашют исключение.
Ответ учащегося: потому что по правилу в слове после шипящих пишется и. у, а, но не пишется ы, ю, я. Это слово исключение.
- Объяснение нового материала.
Так как правило о написании разделительных Ъ и Ь изучались во 2 и 3 классах, то работу начинаем с беседы.
Метод: беседа.
Прием: эвристическая беседа.
-Какие буквы иногда называют немыми? Почему? (это твердый и мягкий знаки. Немые – потому что не обозначают звука).
-Почему Ъ и Ь знаки называют разделительными?
-Почему в нашем алфавите не один разделительный знак, а два? (один указывает на мягкость, а другой – на твердость.)
-От чего зависит написание разделительного знака Ъ или Ь? (от того, где стоит Ъ или Ь знаки, после приставки или в корне слова и от букв е, ё, ю, я, и).
Метод: репродуктивный.
Прием: чтение правила №6
Задание: прочитать правило №6 по учебнику, запомнить его, повторить. (Ъ знак пишется перед буквами е, ё, ю, я только после приставок, оканчивающихся на согласный, в остальных случаях перед этими же буквами пишется Ь знак).
Метод: беседа (подготовка к тренировочным упражнениям).
Прием: воспроизводящая беседа.
-Что общего в первой и второй части правила? (о написании твердого и мягкого разделительного знака).
-В чем различие? (Ъ знак пишется только после приставок, оканчивающихся на согласный, а Ь знак только после букв е, ё, ю, я, и).
-На что надо обращать особое внимание для того, чтобы соблюдать на письме правило №6? (на состав слова).
4. Закрепление изученного.
Метод: диктант.
Прием: выборочный диктант.
Задание: заполните таблицу. Из диктуемых слов выбрать такие, в которых надо писать Ъ или Ь, и записать их в соответствующую колонку таблицы. Выделить орфограмму.
После приставок перед е, ё, ю, я, и - Ъ | В остальных случаях перед е, ё, ю, я, и - Ь |
Съездил | Барьер |
Подъехал | Серьёзно |
Объединил | Вьюга |
Обезьяна | |
Соловьи |
Метод: диктант.
Прием: зрительный диктант.
Заревом заката
Даль небес объята. (А. Пушкин.)
Метод: диктант.
Прием: выборочный диктант.
(на материале загадок)
Задание: отгадайте загадки, во время повторного чтения загадок выбрать из них слова на изучаемое правило, записать.
- Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождь, земля, растение).
- Вокруг носа вертится, а в руки не дается. (Ветер).
- Летит – кричит, сядет – молчит, а кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар).
- Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает и бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь).
- Комментированное домашнее задание.
Параграф 11, правило №6 выучить, упражнение №54. Составьте и запишите предложения с 3-4 словами данными на поле, обозначьте орфограмму №6.
- Метод: диктант.
Прием: программированный, с использованием сигнальных карточек.
Задание: учитель называет слова на изучаемое правило, ученики показывают карточки с Ъ или Ь знаками.
Съездил, обезьяна, несъедобный, пьеса, ружье, добьются, муравьи, необъятный, объемный, листья, предъюбилейный.
- Обобщение изученного.
-Что нового узнали за урок?
- Выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Цель урока: формирование понятия корень слова.Задачи урока:Образовательная:Уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;Формировать умение находить однокоренные слов...
Конспект урока по русскому языку. 1 класс.
Конспект урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" для 1 класса по программе "Школа России"....
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»
Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико – грамматические признаки ...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастие".
Предлагаемый урок по структуре комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления....
Конспект урока по русскому языку для 4 классов
Во вложении представлен конспект урока для 4 классов. На тему :"Глаголы 2 лица, ед.числа" ...
Конспекты уроков по русскому языку 2 класс.
Конспекты уроков по русскому языку 2 класс....
Конспект урока по русскому языку 7 класс
разработка урока...