Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастие".
план-конспект урока на тему

Предлагаемый урок по структуре комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie._urok_v_8_klasse.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе

                            по теме:

«Деепричастие как часть речи»

Цели:

Образовательные:

1)дать понятие о деепричастии как части речи,

2) научить находить деепричастие в предложении,

3) научить определять морфологические признаки деепричастия.

Развивающая:

развивать у учащихся познавательные способности: речь, мышление, внимание.

Воспитательная:

воспитывать у учащихся уважение к родному языку.

Тип урока: урок новых знаний.

 Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

 Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают морфологические признаки глагола, определяют его в предложении; понимают значение деепричастий в речи; находят их в тексте; осуществляют самостоятельную запись текста.

Метапредметные:

- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

 - Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения.

 - Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

 - Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

                                  ХОД УРОКА 

1.Организационный момент. Целеполагание

Приветствую учеников. Отмечаю отсутствующих. Ставлю перед учащимися цели, которые должны быть достигнуты к концу урока

Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на урок, формулируют совместно с учителем цели урока

2.Проверка ДЗ

Контролирую выполнение учащимися ДЗ посредством задавания вопросов по выполненному заданию, корректирую ошибки и исправляю неточности

Учащиеся показывают готовность домашнего задания посредством ответов на вопросы учителя, корректируют ошибки и исправляют неточности в своих домашних работах

3. Повторение изученного материала.

Цель этапа урока:

Проверить уровень усвоения изученной темы «Причастие»

  1. А) Фронтальный опрос (слайд 1).
  • Каково грамматическое значение причастия?
  • Каковы постоянные признаки причастия?
  • Каковы непостоянные признаки причастия?
  • Какие признаки глагола есть у причастия?
  • Какие признаки прилагательного есть у причастия?

Б)

  1. Цифровой диктант (слайд 2)

Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

1- действительное причастие;

2- страдательное причастие.

Код ответов: 1,2,2,1,2,1,2,2.

  1. Устное тренировочное задание (слайд 4)

Укажите суффиксы действительных причастий настоящего времени.

  • а) -енн-; 
    б) -ящ-; 
    в) -вш-;
    г) -ущ-; 
    д) -ем-; 
    е) -т-.

  1. В каких случаях надо писать суф-кс –е-? (слайд 4)

а) Расстрел_нные патроны; 
б) занавеш_нное окно;
в) засе_нное поле; 
г) прищур_нные глаза.

  1. Что называется причастным оборотом? (слайд 4)
  2. Выделение причастного оборота в предложениях.

4.Изучение нового материала.

 Цель этапа урока:

Через разные развивающие задания изучить материал о деепричастии

Работа с текстом (отрывок из повести Н.В. Гоголя “ Тарас Бульба” (слайд 5)

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух. 

  1. Тип текста? Стиль текста?
  2. Из какого произведения прочитанный отрывок?
  3. Какие слова и словосочетания использует автор, чтобы приблизить нас к той исторической эпохе, которая описывается в произведении?
  4. Какие из этих слов вам непонятны по своему значению?

Анализ текста

  1. Назовите, кто совершает действие?
  2. Выпишите слова, которые выражают действие (слайд 6)
  3. Какое из этих действий главное? Какое добавочное? 
  4. Все ли выписанные слова являются глаголами?
  5. Чем отличаются от глаголов? (нет привычных окончаний, не изменяются)
  6. Зададим к этим словам от глаголов вопросы

– Слова, к которым мы задавали вопросы, являются деепричастиями ( слайд 6 )

Теперь попробуем проникнуть в смысл нового для вас слова – деепричастие. Когда – то оно было составлено из двух частей : дее и причастие. Давайте разберемся в смысле каждой части. Подберем однокоренные слова с корнем дее (дей) : действие, действующий, дееспособный. Ясно, что смысл этих слов связан с действием, а, значит, с глаголом.

Точно так же разберемся со второй частью. Подберем родственные по смыслу слова: причастность, связь, зависимость. Соединим эти две части: дее + причастие. Получается, что деепричастие причастно к действию. (Слайд 7) Сейчас вы сами убедитесь в этом, читая материал учебника.

Назовите признаки глагола у деепричастия. Назовите признаки наречия. (слайд 8)

Обобщим то новое, что мы узнали о деепричастии. Продолжите строчку и закончите предложение. (Слайд 9)

Как будет называться деепричастие с зависимыми словами? (деепричастный оборот). Выпишите деепричастные обороты вместе с основным глаголом – сказуемым. Как выделяются на письме деепричастные обороты и одиночные деепричастия? 

5.Физкульминутка.

И.п. Руки у всех подняты вверх, ладони повернуты внутрь.

На 1-2 руки разводим в разные стороны, на 3-4 возвращаемся в И.п.

И.п. Руки опущены, глаза закрыты.

Наклоны влево и вправо.

Какие причастия мы использовали при проведении физминутки? Кто был внимателен? Охарактеризуйте их.

  1. Первичное закрепление темы
  2. Цель этапа урока:

Через данное задание закрепить умение образовывать деепричастия от глаголов, находить деепричастия в предложении.

- От глаголов замерзать, создавать, побелить, летать образуйте деепричастия, выделите суффиксы (слайд 10)

- Запишите предложение.

Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.(Слайд 11)

- Найдите грамматическую основу. (луна озаряет).Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? (сверкая озаряет) Поставьте вопрос к добавочному действию (озаряет (как?) сверкая) Какая часть речи перед вами?(ученики делают вывод о том, что данная часть речи является деепричастием)

Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу? (ответы учеников: важно знать основное действие, чтобы определить по вопросу добавочное)

  1. Наблюдение «Роль деепричастий в речи».

Цель данного этапа урока:

Научить наблюдать за употреблением в речи деепричастий и деепричастных оборотов.

Тестовое задание (слайды 12)

Выясним, какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в художественной речи. Я хочу познакомить вас с очень необычным стихотворением. 

Кипя, 
Шипя, 
Журча, 
Ворча,
Струясь, 
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша, 
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

– В чем необычность стихотворения? (48 деепричастий и один деепричастный оборот) Сколько предложений в тексте? Почему же мы называем это предложение текстом? Какая картина нарисована с помощью деепричастий? Что вы себе представляете?

Это стихотворение называется “Лодорский водопад”, автор английский поэт Роберт Саути. Оно интересно не только по содержанию, но и по форме, написано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды. Образ водопада изменчив: он покорный и бунтующий, спокойный и резвый.

Деепричастия дают разнообразные характеристики действию, характеризуют действия с разных сторон: по цвету, звуку, движению. (Слайд 13)

Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

  1. слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, воркуя, гремя)
  2. зрительным впечатлениям (пенясь, сверкая, блистая, меняясь)
  3. движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, летя, дробясь)
  4. аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, бунтуя, играя, волнуясь, дрожа, ликуя) (слайд 14)

– Каковы выразительные особенности деепричастий? Они помогают нарисовать яркую, образную, выразительную картину водопада.

Работая с деепричастиями, необходимо помнить, что они обозначают добавочное действие по отношению к основному глаголу, а действующий предмет должен быть один.

  1. Закрепление изученного.
  2. Цель данного этапа урока:

закрепить изученное на уроке о деепричастиях и деепричастных оборотах.

Выполнение упражнения в учебнике №181

XI. Подведение итогов.

Рефлексия

Подведение итогов.

Рефлексия

Подведение итогов.

Рефлексия

9. Рефлексия.

Цель данного этапа урока:

Через разные развивающие задания провести мониторинг усвоения темы урока

Фронтальный опрос по новой теме: (слайд 16)

– что такое деепричастие?

– признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?

– назовите признаки глагола в деепричастии?

– назовите признаки наречия в деепричастии?

– каким членом предложения бывает деепричастие?

10.Итог урока.Оценивание.

Цель данного этапа урока:

Подвести итоги урока, выставить и прокомментировать оценки.

11.Домашнее задание.

Цель данного этапа урока:

объяснить домашнее задание

Выпишите отрывок художественного или публицистического текста и найдите в нем деепричастия, обозначив суффиксы.

Список используемой литературы:

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка: 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006 г.

2.Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. Ростов н/Д: изд – во “Феникс”, 2002. (Серия “Школа радости”.)

3.М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская.Учебник русского языка.7 класс. Издательство «Просвещение»,2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку за 5 класс

Конспект урока по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки" в 5 классе будет полезен студентам, в нем прописан подробно ход урока, прописаны методы и приемы....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Цель урока: формирование понятия корень слова.Задачи урока:Образовательная:Уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;Формировать умение находить однокоренные слов...

Конспект урока по русскому языку. 1 класс.

Конспект урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" для 1 класса по программе "Школа России"....

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки ...

Конспект урока по русскому языку для 4 классов

Во вложении представлен конспект урока для 4 классов. На тему :"Глаголы 2 лица, ед.числа" ...

Конспекты уроков по русскому языку 2 класс.

Конспекты уроков по русскому языку 2 класс....