Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастие".
план-конспект урока на тему
Предлагаемый урок по структуре комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastie._urok_v_8_klasse.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 классе
по теме:
«Деепричастие как часть речи»
Цели:
Образовательные:
1)дать понятие о деепричастии как части речи,
2) научить находить деепричастие в предложении,
3) научить определять морфологические признаки деепричастия.
Развивающая:
развивать у учащихся познавательные способности: речь, мышление, внимание.
Воспитательная:
воспитывать у учащихся уважение к родному языку.
Тип урока: урок новых знаний.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают морфологические признаки глагола, определяют его в предложении; понимают значение деепричастий в речи; находят их в тексте; осуществляют самостоятельную запись текста.
Метапредметные:
- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения.
- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Целеполагание
Приветствую учеников. Отмечаю отсутствующих. Ставлю перед учащимися цели, которые должны быть достигнуты к концу урока
Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на урок, формулируют совместно с учителем цели урока
2.Проверка ДЗ
Контролирую выполнение учащимися ДЗ посредством задавания вопросов по выполненному заданию, корректирую ошибки и исправляю неточности
Учащиеся показывают готовность домашнего задания посредством ответов на вопросы учителя, корректируют ошибки и исправляют неточности в своих домашних работах
3. Повторение изученного материала.
Цель этапа урока:
Проверить уровень усвоения изученной темы «Причастие»
- А) Фронтальный опрос (слайд 1).
- Каково грамматическое значение причастия?
- Каковы постоянные признаки причастия?
- Каковы непостоянные признаки причастия?
- Какие признаки глагола есть у причастия?
- Какие признаки прилагательного есть у причастия?
Б)
- Цифровой диктант (слайд 2)
Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.
1- действительное причастие;
2- страдательное причастие.
Код ответов: 1,2,2,1,2,1,2,2.
- Устное тренировочное задание (слайд 4)
Укажите суффиксы действительных причастий настоящего времени.
- а) -енн-;
б) -ящ-;
в) -вш-;
г) -ущ-;
д) -ем-;
е) -т-.
- В каких случаях надо писать суф-кс –е-? (слайд 4)
а) Расстрел_нные патроны;
б) занавеш_нное окно;
в) засе_нное поле;
г) прищур_нные глаза.
- Что называется причастным оборотом? (слайд 4)
- Выделение причастного оборота в предложениях.
4.Изучение нового материала.
Цель этапа урока:
Через разные развивающие задания изучить материал о деепричастии
Работа с текстом (отрывок из повести Н.В. Гоголя “ Тарас Бульба” (слайд 5)
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
- Тип текста? Стиль текста?
- Из какого произведения прочитанный отрывок?
- Какие слова и словосочетания использует автор, чтобы приблизить нас к той исторической эпохе, которая описывается в произведении?
- Какие из этих слов вам непонятны по своему значению?
Анализ текста
- Назовите, кто совершает действие?
- Выпишите слова, которые выражают действие (слайд 6)
- Какое из этих действий главное? Какое добавочное?
- Все ли выписанные слова являются глаголами?
- Чем отличаются от глаголов? (нет привычных окончаний, не изменяются)
- Зададим к этим словам от глаголов вопросы
– Слова, к которым мы задавали вопросы, являются деепричастиями ( слайд 6 )
Теперь попробуем проникнуть в смысл нового для вас слова – деепричастие. Когда – то оно было составлено из двух частей : дее и причастие. Давайте разберемся в смысле каждой части. Подберем однокоренные слова с корнем дее (дей) : действие, действующий, дееспособный. Ясно, что смысл этих слов связан с действием, а, значит, с глаголом.
Точно так же разберемся со второй частью. Подберем родственные по смыслу слова: причастность, связь, зависимость. Соединим эти две части: дее + причастие. Получается, что деепричастие причастно к действию. (Слайд 7) Сейчас вы сами убедитесь в этом, читая материал учебника.
Назовите признаки глагола у деепричастия. Назовите признаки наречия. (слайд 8)
Обобщим то новое, что мы узнали о деепричастии. Продолжите строчку и закончите предложение. (Слайд 9)
Как будет называться деепричастие с зависимыми словами? (деепричастный оборот). Выпишите деепричастные обороты вместе с основным глаголом – сказуемым. Как выделяются на письме деепричастные обороты и одиночные деепричастия?
5.Физкульминутка.
И.п. Руки у всех подняты вверх, ладони повернуты внутрь.
На 1-2 руки разводим в разные стороны, на 3-4 возвращаемся в И.п.
И.п. Руки опущены, глаза закрыты.
Наклоны влево и вправо.
Какие причастия мы использовали при проведении физминутки? Кто был внимателен? Охарактеризуйте их.
- Первичное закрепление темы
- Цель этапа урока:
Через данное задание закрепить умение образовывать деепричастия от глаголов, находить деепричастия в предложении.
- От глаголов замерзать, создавать, побелить, летать образуйте деепричастия, выделите суффиксы (слайд 10)
- Запишите предложение.
Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.(Слайд 11)
- Найдите грамматическую основу. (луна озаряет).Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? (сверкая озаряет) Поставьте вопрос к добавочному действию (озаряет (как?) сверкая) Какая часть речи перед вами?(ученики делают вывод о том, что данная часть речи является деепричастием)
Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу? (ответы учеников: важно знать основное действие, чтобы определить по вопросу добавочное)
- Наблюдение «Роль деепричастий в речи».
Цель данного этапа урока:
Научить наблюдать за употреблением в речи деепричастий и деепричастных оборотов.
Тестовое задание (слайды 12)
Выясним, какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в художественной речи. Я хочу познакомить вас с очень необычным стихотворением.
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
– В чем необычность стихотворения? (48 деепричастий и один деепричастный оборот) Сколько предложений в тексте? Почему же мы называем это предложение текстом? Какая картина нарисована с помощью деепричастий? Что вы себе представляете?
Это стихотворение называется “Лодорский водопад”, автор английский поэт Роберт Саути. Оно интересно не только по содержанию, но и по форме, написано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды. Образ водопада изменчив: он покорный и бунтующий, спокойный и резвый.
Деепричастия дают разнообразные характеристики действию, характеризуют действия с разных сторон: по цвету, звуку, движению. (Слайд 13)
Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:
- слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, воркуя, гремя)
- зрительным впечатлениям (пенясь, сверкая, блистая, меняясь)
- движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, летя, дробясь)
- аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, бунтуя, играя, волнуясь, дрожа, ликуя) (слайд 14)
– Каковы выразительные особенности деепричастий? Они помогают нарисовать яркую, образную, выразительную картину водопада.
Работая с деепричастиями, необходимо помнить, что они обозначают добавочное действие по отношению к основному глаголу, а действующий предмет должен быть один.
- Закрепление изученного.
- Цель данного этапа урока:
закрепить изученное на уроке о деепричастиях и деепричастных оборотах.
Выполнение упражнения в учебнике №181
XI. Подведение итогов.
Рефлексия
Подведение итогов.
Рефлексия
Подведение итогов.
Рефлексия
9. Рефлексия.
Цель данного этапа урока:
Через разные развивающие задания провести мониторинг усвоения темы урока
Фронтальный опрос по новой теме: (слайд 16)
– что такое деепричастие?
– признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?
– назовите признаки глагола в деепричастии?
– назовите признаки наречия в деепричастии?
– каким членом предложения бывает деепричастие?
10.Итог урока.Оценивание.
Цель данного этапа урока:
Подвести итоги урока, выставить и прокомментировать оценки.
11.Домашнее задание.
Цель данного этапа урока:
объяснить домашнее задание
Выпишите отрывок художественного или публицистического текста и найдите в нем деепричастия, обозначив суффиксы.
Список используемой литературы:
- Богданова Г. А. Уроки русского языка: 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006 г.
2.Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. Ростов н/Д: изд – во “Феникс”, 2002. (Серия “Школа радости”.)
3.М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская.Учебник русского языка.7 класс. Издательство «Просвещение»,2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку за 5 класс
Конспект урока по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки" в 5 классе будет полезен студентам, в нем прописан подробно ход урока, прописаны методы и приемы....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Цель урока: формирование понятия корень слова.Задачи урока:Образовательная:Уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;Формировать умение находить однокоренные слов...
Конспект урока по русскому языку. 1 класс.
Конспект урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" для 1 класса по программе "Школа России"....
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»
Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико – грамматические признаки ...
Конспект урока по русскому языку для 4 классов
Во вложении представлен конспект урока для 4 классов. На тему :"Глаголы 2 лица, ед.числа" ...
Конспекты уроков по русскому языку 2 класс.
Конспекты уроков по русскому языку 2 класс....
Конспект урока по русскому языку 7 класс
разработка урока...